Урок 16
Праздник и карнавал в изобразительном
искусстве
(тема праздника в бытовом жанре)
Класс |
7 |
||
Тип урока |
Изучение новых знаний |
||
Цели урока |
Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья; способствовать пониманию учащимися значения праздника в культуре народов разных эпох, развитию представлений о средствах выразительности в изобразительном искусстве |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся определять сюжет праздника в изобразительном искусстве. Получат возможность на-учиться выбирать различные
художественные материалы и работать с ними, создавая композиции в разных техниках на тему карнавала Познакомятся: со средствами выразительности в изобразительном искусстве; с приемами работы в разных техниках; с произведениями изобразительного искусства |
Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания композиции; используют речевые средства в соответствии с ситуацией. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке. Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре; распределяют роли; вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы |
Проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; выбирают, как поступить в определенной учебной ситуации |
|
Окончание табл.
Методы и формы обучения |
Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная |
Образовательные |
Ÿ Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki Ÿ Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru |
Оборудование |
Бумага, краски, кисти, карандаш, баночка для воды |
Наглядно- |
Мультимедийный ряд: презентации «Средства выразительности», «Карнавальная маска» |
Основные понятия и термины |
Композиция, динамика, ритм, акценты, пластика |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Обучающие
и развивающие ком-поненты, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы органи- зации совзаимодействия на уроке |
Формируемые |
Про- межу- точный контроль |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Орга-низаци-онный момент |
Беседа |
Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно назвать противоположностью будней? Праздник А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой видео ролик и самим определить тему нашего урока. (Слайд-1) Тема урока праздник и карнавал в изобразительном искусстве. – Посмотрим в словаре значение слова «праздник». Праздник – яркое
проявление народного духа, – Продолжите предложение: Праздник – образ счастья... (Радости, веселья, смеха.) Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской? Сегодня у нас с вами есть прекрасная возможность всем вместе окунуться в атмосферу праздника и карнавала. А сейчас давайте с вами совершим небольшое путешествие в историю… |
Слушают
Определяют тему урока.
Работают
Добавляют Осмысливают |
Фронтальная и индивидуальная работа |
Регулятивные: Личностные: |
Устные ответы |
II. Изучение нового материала |
Объяснительно-иллюстративный. |
– Но для начала давайте раскроем с вами еще несколько понятий. Маскарад ( итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска»). Маскарады были популярны в Италии, а оттуда распространились по другим странам. – Но еще Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными установками. Впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называли «морская колесница». Маскарады в России появились прежде балов и тем более «балов-маскарадов» Первые маскарады в России введены императором Петром Великим по случаю мира со шведами, в 1721 году; они продолжались тогда при дворе семь дней сряду. В смысле святочных игр и переодеваний, маскарады были еще известны при царе Иоанне Грозном. - А кто знает, какому русскому празднику соответствует маскарад и карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю? Масленница Масленица была предшественницей маскарада. – Для
передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания.
Рассмотрим
картины Б. М. Кустодиева на тему Презентация «Средства
выразительности». Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, поэтому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова «carrus navalis», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий. Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как «carne vale», то есть «прощай, мясо!» и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы. Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение. В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими. Родиной карнавала по праву считается Италия. Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке. Особенно прославились венецианские карнавалы, первое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году. Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства. Идёт показ презентации «Венецианский карнавал». Неотъемлемым атрибутом карнавала конечно же является маска. Карнавальная
маска – новый образ. Карнавальная
маска – Слово
«маска» происходит через французское masque Карнавальные
маски могут полностью или частично закрывать лицо. Если дорогие венецианские
маски делаются из гипса, то более доступные карнавальные маски могут
создаваться из пластика Мастер
сначала создает заготовку маски, затем делает прорези для глаз, Самые популярные венецианские маски: Венецианская дама, Баута, Кот, Вольто и др. Образовались они в результате многовекового развития карнавала в Венеции, на которое огромное влияние оказали старинные смеховые обряды. Вольто (Volto) – это нейтральная маска, копирующая классические черты лица. Вольто еще известна под названием Гражданин (Citizen), так как ее носили в разрешенные дни рядовые горожане.Она крепится к голове лентами (у некоторых масок на подбородке имелась ручка вместо тесемок). Луна – закрывает только часть лица и это делает ее таинственной и воздушной. Коломбина (Columbina)
– эту маску надевали чаще
всего Венецианская
дама (Dama di Venezia) – очень изысканная Кот (Ньяга).
Маска Кота Капитан
(Capitano) –
|
Учащиеся получают представление о произведениях искусства, изображающих праздник и карнавал.
Смотрят презентацию, отвечают на вопросы.
Осмысливают понятия «средства
выразительности», «сюжет праздника»
Смотрят презентацию, анализируют картины, обмениваются мнениями.
|
Фронтальная работа. |
Познавательные: устанавливают аналогии; анализируют произведения по заданным критериям; определяют понятия; развивают воображение и фантазию; приобретают представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве. Коммуникативные: соблюдают нормы общения.
Личностные: |
Устные ответы |
III. Физминутка |
|
А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы наши кисти стали более гибкими. Вращение плечами Основная стойка. Вращайте плечами направлению вверх, назад и вниз, вперед несколько раз. Затем смените направление движения. "Шраги" (пожимание плечами) Основная стойка. Поднимите плечи как можно выше, одновременно вдыхая, затем резко выдохните, столь же резко опустив плечи. Махи руками Основная стойка. Сделайте мах руками, начиная с положения над головой и двигая их вниз в стороны, а также скрещивая перед грудью. Затем взмахните руками вверх и продолжайте. Подъем рук вперед Основная стойка. Соедините кисти перед собой. Глубоко вдохните, поднимая руки над головой, и сделайте выдох, возвращаясь в исходное положение. |
|
|
|
|
III. Творческая практическая деятельность |
Практи-ческий. Творческий поиск |
– Ребята, сейчас мы познакомимся
с самым древним и важным атрибутом карнавала. Венецианская маска является
главным действующим персонажем – Сегодня на уроке мы
будем создавать карнавальную маску, вы можете использовать |
Учащиеся смотрят презентацию,
готовят рабочее место, размещают художественные Создают рисунок маски. Ищут пути решения проблемы |
Индивидуальная работа |
Регулятивные: Коммуникативные: наблюдают окружающие предметы; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления |
Рисунок маски |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка работ |
Организует просмотр и обсуждение выполненных учащимися работ. – Ребята, давайте рассмотрим представленные работы каждой из команд. Внимательно рассмотрите работы и придумайте название для каждой. – Совпали ли названия, предложенные товарищами, с названием, которое вы дали своей работе? – Как вы думаете, почему они не совпали (или совпали)? А сейчас я прошу вас оценить свою работу с помощью «Дерева успеха», если вы считаете, что в вашей работе нет ошибок, то поднимите зеленую карточку, если у вас 1-2 ошибки, то желтую, если 3-4, то красную. |
Учащиеся рассматривают работы
своих товарищей. Предлагают свои названия работам. |
Груп- |
Регулятивные: оценивают конечный результат своей деятельности. Коммуникативные: работают в группе;
учатся понимать |
Оценивание работ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.