Открытый урок праздник и карнавал в изобразительном искусстве
Оценка 4.7

Открытый урок праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
01.06.2017
Открытый урок праздник и карнавал в изобразительном искусстве
видео к открытому уроку
карнавал.docx

Урок 16
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве
(тема праздника в бытовом жанре)

Класс

7

Тип урока

Изучение новых знаний

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о произведениях изобразительного искусства, изображающих праздник и карнавал как яркие проявления народного духа, национального характера, образы счастья; способствовать пониманию учащимися значения праздника в культуре народов разных эпох, развитию представлений о средствах выразительности в изобразительном искусстве

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся определять сюжет праздника в изобразительном искусстве.

Получат возможность на-учиться выбирать различные художественные материалы и работать с ними, создавая композиции в разных техниках на тему карнавала
и праздника.

Познакомятся: со средствами выразительности в изобразительном искусстве; с приемами работы в разных техниках; с произведениями изобразительного искусства

Познавательные: развивают воображение и фантазию, приобретая представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему; понимают способы достижения цели в процессе создания композиции; используют речевые средства в соответствии с ситуацией.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); организуют работу в паре; распределяют роли; вырабатывают решения; анализируют произведения по заданным критериям; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Проявляют интерес к изучению нового материала; стремятся к достижению поставленной цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных; выбирают, как поступить в определенной учебной ситуации


Окончание табл.

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, игра.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные
ресурсы

Ÿ Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

Ÿ Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага, краски, кисти, карандаш, баночка для воды

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Средства выразительности», «Карнавальная маска»

Основные понятия и термины

Композиция, динамика, ритм, акценты, пластика

 

Организационная структура (сценарий) урока

 

Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Орга-низаци-онный момент

Беседа
с постановкой проблемы

Большую часть нашей жизни составляют будни. Мы привычно идем на работу, на учебу, занимаемся обычными повседневными делами. И все-таки, наверное, было бы скучно назвать противоположностью будней? Праздник

А сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой видео ролик и самим определить тему нашего урока. (Слайд-1)

Тема урока праздник и карнавал в изобразительном искусстве.

– Посмотрим в словаре значение слова «праздник».

Праздник – яркое проявление народного духа,
национального характера («Толковый словарь
русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

– Продолжите предложение:

Праздник – образ счастья... (Радости, веселья, смеха.)

Кто из вас не мечтал побывать на настоящем карнавале - шумном, весёлом празднике, облачившись в яркий костюм и скрыв своё лицо под причудливой маской?

Сегодня у нас с вами есть прекрасная возможность всем вместе окунуться в атмосферу праздника и карнавала.

А сейчас давайте с вами совершим небольшое путешествие в историю…

Слушают
учителя, отвечают на вопросы.

 

 

Определяют тему урока.

 

 

Работают
со словарем.

 

 

Добавляют
слова в предложение.

Осмысливают
тему урока

Фронтальная и индивидуальная работа

Регулятивные:
определяют цель
и ставят проблему
в учебной деятельности; осознают недостаточность своих знаний; определяют учебную цель и жизненно-практическую проблему.

Личностные:
проявляют интерес
к изучению нового материала и стремление к достижению поставленной цели

Устные ответы

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный.

Но для начала давайте раскроем с вами еще несколько понятий.

Маскарад ( итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска»). Маскарады были популярны в Италии, а оттуда распространились по другим странам.

Но еще Древняя Греция знала шумные и веселые праздники в честь Диониса – дионисии. Они сопровождались маскарадными шествиями с пением, музыкой, плясками, украшались нарядно убранными установками. Впереди находился главный потешный «корабль» праздничного шествия, который древнеримские авторы называли «морская колесница».

Маскарады в России появились прежде балов и тем более «балов-маскарадов»

Первые маскарады в России введены императором Петром Великим по случаю мира со шведами, в 1721 году; они продолжались тогда при дворе семь дней сряду. В смысле святочных игр и переодеваний, маскарады были еще известны при царе Иоанне Грозном.

- А кто знает, какому русскому празднику соответствует маскарад и карнавал? Какой праздник проходит у нас в конце зимы и длится целую неделю? Масленница

  Масленица была предшественницей маскарада.

–  Для передачи ощущения праздника нам нужны яркие цвета и их контрастные сочетания. Рассмотрим картины Б. М. Кустодиева на тему
русского праздника «Масленица».

Презентация «Средства выразительности».
Слайды 4–6.

Карнавалы - любимые праздники многих народов. Может быть, по­этому слово «карнавал» на всех языках звучит одинаково? Произошло оно от латинского слова «carrus navalis», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий.

Но существует и другое мнение. Некоторые, например, считают, что оно восходит к такому странному словосочетанию, как «carne vale», то есть «прощай, мясо!» и связано со временем наступающего Великого Поста в странах Западной Европы.

Происхождение карнавалов в странах Западной Европы чаще всего связывают со средними веками, так как именно в то время они получили необычайно шумное и яркое выражение. В эпоху Возрождения карнавал превратился в настоящее роскошное торжество, во время которого замирала вся деловая жизнь города. Жители высыпали на улицы и веселились круглые сутки. Всюду разъезжали красивые повозки с ряжеными, которые изображали времена года, героев античной мифологии, купцов, торговцев и дикарей. Были здесь и шуты, заигрывающие с прохожими.  

Родиной карнавала по праву считается Италия.

Главным героем итальянских карнавалов становился «король», чинно восседающий на повозке. Особенно прославились венецианские карнавалыпервое упоминание о которых относится к концу XI века. Но наибольшего расцвета они достигли в XVI веке, с тех пор венецианские карнавалы - неотъемлемый народный праздник жителей этого города. «Весь мир устремляется в Венецию, чтобы созерцать всё неистовство и безумие карнавала», - писал один англичанин ещё в 1640 году.

Во время карнавала отменяются все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни, в первую очередь – связанные с иерархической лестницей: по карнавальному этикету, маски могут обращаться друг к другу только на «ты». По всему городу устраивают весёлые представления и танцы. Прямо на улицах выступают артисты. А костюмы и маски венецианского карнавала – это настоящие произведения искусства. Идёт показ презентации «Венецианский карнавал».

Неотъемлемым атрибутом карнавала конечно же является маска.

Карнавальная маска – новый образ. Карнавальная маска –
это удивительная вещь, которая прячет лицо и в то же время привлекает внимание.

Слово «маска» происходит через французское masque 
от итальянского maschera 
или испанского máscara.
Возможными предками являются латинские 
masca = «призрак»,
и арабское maskharah‎ = «шут», «человек
на маскараде».
5000-летняя Маска Warka, как полагают, является самой старой из дошедших до наших дней масок.

Карнавальные маски могут полностью или частично закрывать лицо. Если дорогие венецианские маски делаются из гипса, то более доступные карнавальные маски могут создаваться из пластика
или папье-маше.

Мастер сначала создает заготовку маски, затем делает прорези для глаз,
а дальше идет очень интересный творческий процесс – украшение маски. Что только не используют для декорирования венецианской маски!
Ее раскрашивают эмалью, красками, лаком. Украшают серебряной и золотой  фольгой, блестками, стразами, тканью, перьями, бисером, колокольчиками…
А главное условие:
маска должна получиться загадочной и роскошной.

Самые популярные венецианские маски: Венецианская дама, Баута, Кот,  Вольто и др.  Образовались они в результате многовекового развития карнавала в Венеции, на которое огромное влияние оказали старинные смеховые обряды.

Вольто (Volto) – это нейтральная маска, копирующая классические черты лица. Вольто еще известна под названием Гражданин (Citizen), так как ее носили в разрешенные дни рядовые горожане.Она крепится к голове лентами (у некоторых масок на подбородке имелась ручка вместо тесемок).

Луна – закрывает только часть лица и это делает ее таинственной и воздушной.

Коломбина (Columbina) – эту маску надевали чаще всего  
влюбленные. Она закрывает только половину лица, скорее всего,
для удобства поцелуев. Эта маска отличается женской проницательностью, кокетством и очарованием.

Венецианская дама (Dama di Venezia) – очень изысканная
и элегантная маска, она изображает знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – очень  нарядную с замысловато уложенными волосами и увешанную драгоценностями. У этой дамы есть еще  несколько разновидностей: Валери, Либерти, Фантазия, Саломея и др.

Кот (Ньяга). Маска Кота
в венецианском карнавале появилась благодаря старой забавной легенде, в которой говорится о бедном китайце, приехавшем в Венецию
со своим котом. Кошек в городе не было, но зато мышей было в избытке.
Этот кот за несколько дней освободил островную республику от всех грызунов. Дож так сильно обрадовался, что одарил китайца несметными богатствами и отправил его домой с большим почетом. А кот остался во дворце на случай следующих нашествий.

Капитан (Capitano) –
это авантюрист и вояка, хвастун и искатель приключений.
В зависимости от ситуации он мог быть похож
на испанца или турка,
но изначально этот образ был итальянским. Маска выполнена с длинным носом. Ее целью был показ контраста между истинной натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает.

 

 

 

Учащиеся получают представление о произведениях искусства, изображающих праздник и карнавал.

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысливают понятия «средства выразительности», «сюжет праздника»
в изобразительном искусстве.

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию, анализируют картины, обмениваются мнениями.

 

Фронтальная работа.

Познавательные: устанавливают аналогии; анализируют произведения по заданным критериям; определяют понятия; развивают воображение и фантазию; приобретают представления о сюжете праздника в изобразительном искусстве.

Коммуникативные:

соблюдают нормы  общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:
проявляют познавательную активность

Устные ответы

III. Физминутка

 

А сейчас мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы наши кисти стали более гибкими.

Вращение плечами

      Основная стойка. Вращайте плечами направлению вверх, назад и вниз, вперед несколько раз. Затем смените направление движения.

       "Шраги" (пожимание плечами)

     Основная стойка. Поднимите плечи как можно выше, одновременно вдыхая, затем резко выдохните, столь же резко опустив плечи.

     Махи руками

      Основная стойка. Сделайте мах руками, начиная с положения над головой и двигая их вниз в стороны, а также скрещивая перед грудью. Затем взмахните руками вверх и продолжайте.

  Подъем рук вперед

      Основная стойка. Соедините кисти перед собой. Глубоко вдохните, поднимая руки над головой, и сделайте выдох, возвращаясь в исходное положение.

 

 

 

 

III. Творческая практическая деятельность

Практи-ческий. Творческий поиск

– Ребята, сейчас мы познакомимся с самым древним и важным атрибутом карнавала. Венецианская маска является главным действующим персонажем
Венецианского карнавала.

– Сегодня на уроке мы будем создавать карнавальную маску, вы можете использовать
те средства выразительности, о которых мы говорили. Вспомните, что такое маска и какие материалы можно использовать в этой технике
. Работу начинаем с общего замысла, продумываем композицию, делаем набросок будущей работы, выбираем материалы. Затем вы создаете образ вашей маски. Желаю успехов в работе!

Учащиеся смотрят презентацию, готовят рабочее место, размещают художественные
материалы.

Создают рисунок маски.

Ищут пути решения проблемы

Индивидуальная работа

Регулятивные:
планируют учебную деятельность; опре-деляют способы
достижения цели;
понимают способы достижения цели
в процессе создания композиции; используют речевые средства
в соответствии
с ситуацией.

Коммуникативные:

наблюдают окружающие предметы; используют ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления

Рисунок маски

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ

Организует просмотр и обсуждение выполненных учащимися работ.

– Ребята, давайте рассмотрим представленные работы каждой из команд. Внимательно рассмотрите работы и придумайте название для каждой.

– Совпали ли названия, предложенные товарищами, с названием, которое вы дали своей работе?

– Как вы думаете, почему они не совпали (или совпали)?

А сейчас я прошу вас оценить свою работу с помощью «Дерева успеха», если вы считаете, что в вашей работе нет ошибок, то поднимите зеленую карточку, если у вас 1-2 ошибки, то желтую, если 3-4, то красную.

Учащиеся рассматривают работы своих товарищей. Предлагают свои названия работам.
Обсуждают, почему названия совпали или
не совпали

Груп-
повая
и индивидуальная работа

Регулятивные:

оценивают конечный результат своей деятельности.

Коммуникативные: работают в группе; учатся понимать
позицию партнера; корректируют свою деятельность; излагают свое мнение

Оценивание

работ

 


 

Урок 16 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Урок 16 Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Окончание табл. Методы и формы обучения

Окончание табл. Методы и формы обучения

Слайд-1) Тема урока праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Слайд-1) Тема урока праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Маскарады в России появились прежде балов и тем более «балов-маскарадов»

Маскарады в России появились прежде балов и тем более «балов-маскарадов»

Европы. Происхождение карнавалов в странах

Европы. Происхождение карнавалов в странах

По всему городу устраивают весёлые представления и танцы

По всему городу устраивают весёлые представления и танцы

Ее раскрашивают эмалью, красками, лаком

Ее раскрашивают эмалью, красками, лаком

Валери, Либерти, Фантазия, Саломея и др

Валери, Либерти, Фантазия, Саломея и др

Затем смените направление движения

Затем смените направление движения

Рисунок маски IV

Рисунок маски IV
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017