Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.05.2018
Данный урок поможет учащимся 6 класса систематизировать знания о разрядах местоимений, проверить степень усвоенности материала. Продолжит знакомство с личными местоимениями, особенностями их склоненияс ролью местоимений в речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять; формирует навык осмысленного использования местоимений в связной устной и письменной речи, правильного их написания с предлогами; развитивает и обогащает речь, развивает память, внимание, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь учащихся.Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
ЛИЧНЫЕ мест..docx
Открытый урок русского языка в 6м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные
местоимения"
Дата проведения: 28.02.2014.
Цели:
1.Образовательные: систематизировать знания о разрядах местоимений, проверить степень усвоенности
материала. Продолжение знакомства с личными местоимениями, особенностями их склоненияс ролью
местоимений в речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять
2.Развивающие: формирование навыка осмысленного использование местоимений в связной устной и
письменной речи, правильного их написания с предлогами. Развитие и обогащение речи, развитие памяти,
внимания. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся.
3.Воспитательные: прививать любовь к слову, воспитание интереса к изучению русского языка посредствам
игры. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к русскому языку и ценностям
отечественной культуры.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Личные местоимения», плакат наглядности
«Разряды местоимений», карточки для предварительного задания «Интермедия», карточка «Физминутка»,
карточки с раздаточным материалом, карточки для закрепительного упражнения и карточка рефлексии.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Эмоциональный настрой учащихся. Слово учителя (У):
Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Чтобы взбодриться, ведь урок
первый, давайте попробуем применить силу знаний, вспомним разряды местоимений и
проверим, как вы справились с домашним заданием. Я желаю вам отличного настроения, и на
этой оптимистичной нотке продолжим наш урок.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
У: Какие разряды местоимений вы знаете? Фронтальный опрос. Называем разряд и приводим
пример предложений из дом. работы. ( На экране – слайд №2).
Не забываем сказать о роли мест. В ПП, СП., указать падеж местоимения, где возможно
У: Молодцы.
1 Один ученик работает с чайнвордом (за доской)
Местоимение
Почти все слова в этом чайнворде —
местоимения. Отгадайте, какие это слова.
1. Личное местоимение 3-го лица мужского
рода.
2. Личное местоимение 1-го лица
множественного числа дательного падежа.
3. Назовите часть речи, которая
употребляется вместо имени существи-
тельного, прилагательного или числительного.
4. Личное местоимение 3-го лица
единственного числа мужского рода ро-
дительного падежа.
5. Местоимение, которое изменяется по
родам.
6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа
родительного падежа.
7. Назовите местоимение, которое мы называем при счёте?
8. Какому местоимению по разряду место между двух простых предложений в сложном?
9. Какими по разряду местоимениями легко можно объяснить направление движения, сопровождая
слова жестами?
2 (Ответ: 1. Он. 2. Нам. 3. Местоимение. 4. Его. 5. Он. 6. Нас. 7. Столько. 8.
Относительному. 9. Указательными.)
3. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
У: Ребята, как вы считаете, активно мы используем местоимения в речи?(Да). Убедимся в этом.
Тихонова Валентина и Солдатова Яна представят вам инрермедию. Прослушайте её и вы мне
поможете определить тему урока, местоимения какого разряда предстоит изучать на уроке.
Разыгрывается интермедия.
А, здравствуйте!.. Я смотрю вы ли, не вы ли?
Что вылил? Я... Я ничего не вылил.
Да нет, не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?
Ах, выли? Кто? Они выли(? публику)? А зачем они выли?
Да нет же... Я говорю про Вас, вы ли, не вы ли?
Я выл? Нет, я не выл!
Ну, и они не выли!
Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать.
Нет, я не один, а мы.
Кто это мы?
1(объясняет): Вы, мы, ты, я.
Кто вымытые?
Да, нет. Я про всех говорю: вы, мы, ты, я.
Все вымытые? Это они вымытые (в публику)? А кто же, повашему, на урок приходит
немытым? Право, что же вы такое говорите? Не про меня ли?
Что променяли?
Я говорю: «Не про меня ли?»
Ах! Не променяли? А что не променяли!
3 Я же про себя говорю: «Не про меня ли?»
А, это вас не променяли?
Да, нет же! Ох, нам, наверно, никак не разобраться. Пусть ребята нас рассудят.
У: Спасибо девочкам. Ребята, местоимения какого разряда обыгрывались в интермедии?
( Личные)
У: Верно, запишем тему урока «Личные местоимения».
У: Какие задачи нам предстоит решить? Сформулируем их вместе.
(Учся: Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с
предлогами). Слайд № 3
4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
У: Обратимся к шуточному стихотворению ( слайд № 4) Прочитаем его. Ребята, найдём и
выпишем формы местоимения. Определим падежи.
У: Проверим правильность: ( слайд № 5)
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
У: Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется
изменение местоимения по падежам? (склонением)
У: Что особенного вы отметили в склонении данного
местоимения ?
Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
Физминутка.
Изза парты вышли смело:
Повороты вправо, влево.
Вправо, влево ещё раз.
4 Посмотрели вверх сейчас.
Руки быстренько на плечи.
Раз и два, быстрей и легче..
И назад ты повтори.
В мир с улыбкой посмотри.
Потянулись на носочках.
Опустились. Ставим точку
Физминутке – и за дело.
Пусть поют душа и тело.
5. Новый материал. Формирование навыков и умений.
У: Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На экране вы видите таблицу.( слайд № 7)
Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном
падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на
примере.
Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование например:
тебя – тобой, меня – мне.
Третья особенность:
Местоимение 3его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3его
лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь
правильно использовать их на письме.
5. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1). Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
5 2). Остальные ребята работают со мной. ( слайд № 8)
Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное
местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель
даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).
А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в
проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно
формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие.
Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем.
1й учащийся склонял местоимение Мы:
И. п. – Мы
Р. п. Нас
Д. п. – Нам
В. п. – Нас
Т. п. Нами
П. п. – о Нас
2й учащийся склонял местоимение Он:
И. п. – Он
Р. п. – Его
Д. п. – Ему
В. п. Его
Т. п. Им
П. п – о Нем
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).
3). Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
6 У: Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы
думаете, почему?
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений
поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина ( слайды №№ 8,9):
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах,
переживаниях, о своём восприятии жизни)
Учитель:
А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2го л.
В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на
“Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей.
Эта старинная традиция сохранилась сейчас коегде в сельской местности. Местоимения Ты,
Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется
в обобщённом значении.
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний
лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как
стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется,
что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
7 (Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание ( слайд № 10)
написать сочинениеминиатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые
обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...
Даётся время для написания работы. Затем 57 работ заслушать.
(Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими оценки)
5. Домашнее задание:
Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных
местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое
диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)
Задание по вариантам
1 вариант: “Отдых”
2 вариант: “Учеба”.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
Как пишутся личные местоимения с предлогами?
. Впишите свои имя и фамилию, а потом каждый из вас просклоняет на листочке местоимение . 1
в они, 2 она. Отметьте галочкой на листочке варианты ответа и листочки передайте впереди
сидящим.
Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с
вами. Большое спасибо! До свидания!
Дополнительно:
Шуточные вопросы:
1. Какие руки состоят из трех местоимений? {Вымыты),
2. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Ямы).
3. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я).
4. Сколько личных местоимений в слове семья! (7я).
5. Первый слог слова личное местоимение. Второй слог этого слова детская болезнь.
Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь).
6. Первый слог личное местоимение. Второй звук, который издает лягушка. Вместе
овощ. (Ты—ква).
8 Учитель:
Молодцы, ребята, помогли местоимению.
Ф. И. __________________________________________
И
Р
Д
В
Т
П
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
9 7. Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересным / неинтересным
10
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.