Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Оценка 4.7

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
15.05.2018
Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Данный урок поможет учащимся 6 класса систематизировать знания о разрядах местоимений, проверить степень усвоенности материала. Продолжит знакомство с личными местоимениями, особенностями их склоненияс ролью местоимений в речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять; формирует навык осмысленного использования местоимений в связной устной и письменной речи, правильного их написания с предлогами; развитивает и обогащает речь, развивает память, внимание, образное и аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь учащихся.Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
ЛИЧНЫЕ мест..docx
Открытый урок русского языка в 6­м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные  местоимения" Дата проведения: 28.02.2014.  Цели: 1.Образовательные:   систематизировать   знания   о   разрядах   местоимений,   проверить   степень   усвоенности материала.   Продолжение   знакомства   с   личными   местоимениями,   особенностями   их   склоненияс   ролью местоимений в речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять 2.Развивающие:   формирование   навыка   осмысленного   использование   местоимений   в   связной   устной   и письменной речи, правильного их написания с предлогами.   Развитие и обогащение речи, развитие памяти, внимания. Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения, устной речи учащихся. 3.Воспитательные: прививать любовь к слову, воспитание интереса к изучению русского языка посредствам игры.   Воспитание   духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического   мировоззрения, гражданского   сознания,   чувства   патриотизма,   любви   и   уважения   к   русскому   языку   и   ценностям отечественной культуры. Оборудование:   проектор,   экран,   ноутбук,     презентация   «Личные   местоимения»,   плакат   наглядности «Разряды местоимений», карточки для предварительного задания «Интермедия», карточка «Физминутка», карточки с раздаточным материалом, карточки для закрепительного упражнения и карточка рефлексии.                                                                            Ход урока 1. Организационный момент урока. Эмоциональный настрой учащихся. Слово учителя (У): ­ Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Чтобы взбодриться, ведь урок  первый, давайте попробуем применить силу знаний, вспомним разряды местоимений и  проверим, как вы справились с домашним заданием. Я  желаю вам отличного настроения, и на  этой оптимистичной нотке продолжим наш урок. 2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.  У: ­ Какие разряды местоимений вы знаете? Фронтальный опрос. Называем разряд и приводим  пример предложений из дом. работы. ( На экране – слайд №2).   Не забываем сказать о роли мест. В ПП, СП., указать падеж местоимения, где возможно У: Молодцы.  1 Один ученик работает с чайнвордом (за доской) Местоимение Почти все слова в этом чайнворде — местоимения. Отгадайте, какие это слова. 1. Личное местоимение 3-го лица мужского рода. 2. Личное местоимение 1-го лица множественного числа дательного падежа. 3. Назовите часть речи, которая употребляется вместо имени существи- тельного, прилагательного или числительного. 4. Личное местоимение 3-го лица единственного числа мужского рода ро- дительного падежа. 5. Местоимение, которое изменяется по родам. 6. Личное местоимение 1-го лица множественного числа родительного падежа. 7. Назовите местоимение, которое мы называем при счёте? 8. Какому местоимению по разряду место между двух простых предложений в сложном? 9. Какими по разряду местоимениями легко можно  объяснить направление движения, сопровождая слова  жестами? 2 (Ответ: 1. Он. 2. Нам. 3. Местоимение. 4. Его. 5. Он. 6. Нас. 7. Столько. 8.  Относительному. 9. Указательными.) 3. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока. У: Ребята, как вы считаете, активно мы используем местоимения в речи?(Да). Убедимся в этом.  Тихонова Валентина и Солдатова Яна представят вам инрермедию. Прослушайте её и вы мне  поможете определить тему урока,  местоимения какого разряда предстоит изучать на уроке.  Разыгрывается интермедия.  ­ А, здравствуйте!.. Я смотрю ­ вы ли, не вы ли?  ­ Что вылил? Я... Я ничего не вылил.  ­ Да нет, не вылил! Я говорю: вы ли, не вы ли?  ­ Ах, выли? Кто? Они выли(? публику)? А зачем они выли? ­ Да нет же... Я говорю про Вас, вы ли, не вы ли? ­ Я выл? Нет, я не выл! ­ Ну, и они не выли! ­ Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать. ­ Нет, я не один, а мы. ­ Кто это ­ мы? 1(объясняет): Вы, мы, ты, я. ­ Кто вымытые? ­ Да, нет. Я про всех говорю: вы, мы, ты, я. ­ Все вымытые? Это они вымытые (в публику)? А кто же, по­вашему, на урок приходит  немытым? Право, что же вы такое говорите? Не про меня ли? ­ Что променяли? ­  Я говорю: «Не про меня ли?» ­ Ах! Не променяли? А что не променяли! 3 ­ Я же про себя говорю: «Не про меня ли?» ­ А, это вас не променяли?      ­  Да, нет же! Ох, нам, наверно, никак не разобраться. Пусть ребята нас рассудят. У: Спасибо девочкам. Ребята,  местоимения какого разряда обыгрывались в интермедии? ( Личные) У: Верно, запишем тему урока «Личные местоимения». У: Какие задачи нам предстоит решить? Сформулируем их вместе. (Уч­ся:­ Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения.  Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с  предлогами).  ­Слайд № 3 4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. У:­ Обратимся к  шуточному стихотворению ( слайд № 4) Прочитаем его. Ребята, найдём и  выпишем формы местоимения. Определим падежи. У: Проверим правильность: ( слайд № 5) Именительный – Я; Родительный – Меня; Дательный – Мне; Винительный – Меня; Творительный – Мной; Предложный – обо Мне. У:­ Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется  изменение местоимения по падежам? (склонением) У:­ Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ? ­ Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово. Физминутка. Из­за парты вышли смело: Повороты вправо, влево. Вправо, влево ещё раз. 4 Посмотрели вверх сейчас. Руки быстренько на плечи. Раз и два, быстрей и легче.. И назад ты повтори. В мир с улыбкой посмотри.  Потянулись на носочках. Опустились. Ставим точку Физминутке – и за дело. Пусть поют душа и тело. 5. Новый материал. Формирование навыков и умений. У:­ Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений На экране вы видите таблицу.( слайд № 7) ­ Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова: При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном  падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на  примере. ­ Вторая особенность: Иногда в корне происходит чередование например: тебя – тобой, меня – мне. ­ Третья особенность: Местоимение 3­его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.) ­ Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3­его  лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее). ­ Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь  правильно использовать их на письме. 5. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения. 1). Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки) а). Просклоняйте местоимение: мы. б). Просклоняйте местоимение: он. 5 2). Остальные ребята работают со мной. ( слайд № 8) Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное  местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения. Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?) Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?). (Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель  даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради). Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. (Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон). ­ А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в  проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно  формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие.  Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем. 1­й учащийся склонял местоимение Мы: И. п. – Мы Р. п. ­ Нас Д. п. – Нам В. п. – Нас Т. п. ­ Нами П. п. – о Нас 2­й учащийся склонял местоимение Он: И. п. – Он Р. п. – Его Д. п. – Ему В. п. ­ Его Т. п. ­ Им П. п – о Нем Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово). 3). Употребление личных местоимений в поэтическом тексте. 6 У:­ Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы  думаете, почему? ­ Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина ( слайды №№ 8,9): 1. Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю – и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... ...Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов.) 2. А я росла в узорной тишине, В прохладной детской молодого века. И не был мил мне голос человека, А голос ветра был понятен мне. Я лопухи любила и крапиву, Но больше всех серебряную иву (А. Ахматова.) 3. Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. (С. Есенин.) Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах,  переживаниях, о своём восприятии жизни) Учитель: ­ А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2­го л. ­ В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на  “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей.  Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое­где в сельской местности. Местоимения Ты,  Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется  в обобщённом значении. Например: Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний  лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как  стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется,  что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь... 7 (Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание ( слайд № 10)  написать сочинение­миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые  обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека: Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов... Даётся время для написания работы. Затем 5­7 работ заслушать. (Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими­ оценки)  5. Домашнее задание: ­ Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных  местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое  диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки) Задание по вариантам 1 вариант: “Отдых” 2 вариант: “Учеба”. 6. Подведение итогов. Рефлексия. ­ Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали? ­ Как пишутся личные местоимения с предлогами? ­ . Впишите свои имя и фамилию, а потом каждый из вас  просклоняет на листочке местоимение  . 1 в ­  они, 2 она. Отметьте галочкой  на листочке варианты ответа и листочки передайте впереди  сидящим. ­ Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с  вами. Большое спасибо! До свидания! Дополнительно: Шуточные вопросы: 1. Какие руки состоят из трех местоимений? {Вы­мы­ты), 2. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я­мы). 3. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я). 4. Сколько личных местоимений в слове семья! (7я). 5. Первый слог слова ­ личное местоимение. Второй слог этого слова ­детская болезнь.  Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Я­корь). 6.  Первый слог ­ личное местоимение. Второй ­ звук, который издает лягушка. Вместе ­  овощ. (Ты—ква). 8 Учитель: Молодцы, ребята, помогли местоимению. Ф. И. __________________________________________ И­ Р­ Д­ В­ Т­ П­ 1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен 9 7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересным / неинтересным 10

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"

Открытый урок русского языка в 6-м классе. Тема: " Разряды местоимений. Личные местоимения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2018