Цель урока.
1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.
Обучающая:
формировать знания, умения и навыки по темам:
ладовые представления,
ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4,
расширить знания учащихся о тональностях,
повторить и закрепить теоретические сведения.
Развивающая.
1. Развить слуховое представление.
2. Развивать музыкальное мышление.
3. Развивать ладовые ощущения.
4. Развивать навыки ориентирования в тональности.
5. Развивать вокально-интонационные навыки.
6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.
2. Воспитывать умение работать в группе.,
3. Воспитывать творческую активность.
4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Задачи урока.
1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность.
2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.
3. Развить навыки написания мелодического диктанта.
4. Повторить метроритмические формулы.
5. Формировать интерес к процессу обучения.
открытый урок 1 кл.doc
Открытый урок сольфеджио в 1м
классе «Детской музыкальной школы»
Пешкова Людмила Алексеевна, преподаватель
теоретических дисциплин
Разделы: Музыка
Методический материал.
1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. СанктПетербург”. 2006 г.
2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. РостовнаДону. 2009 г.
3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”. Москва. 1994 г.
4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом
В.Катанского, Москва. 2009 г.
Оборудование, технические средства.
1. Компьютер.
2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора).
3. Магнитофон.
4. Фортепиано.
Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий.
1. Видео пособие “Бабочка” https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB
(Проект Есиповой Людмилы)
2. Видео пособие “Живая гамма” https://yadi.sk/i/fJJqbaKid2DVJ
Аудио файл https://yadi.sk/d/4LtCEPk0d2DVn
3. Видеопособие “Белка” минус https://yadi.sk/i/yLZGZewqd2DW9
Плюс https://yadi.sk/i/t5ySGqVGd2DaR
(Проект Мишаковой Ирины)
4. Видеопособиедиктант “Лягушка” https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd
5. Видеопособиедиктант “Зима”https://yadi.sk/i/w2cMfA_d2DSw
Аудио файл https://yadi.sk/d/OXEzZ9eDd2DTN
6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио”
Автор разработчик Максим Колесников https://cloud.mail.ru/public/feb0f9e...D1%81%D0%BA%2F
7. Аудио пособие “Мажорная гамма” https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz
8. Аудио пособие “Минорная гамма” https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb
9. Презентация с материалами на открытый урок https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ
10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал) Цель урока.
1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и
музыкальной практикой учащихся.
2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами
работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные
упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа.
Обучающая:
формировать знания, умения и навыки по темам:
ладовые представления,
ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4,
расширить знания учащихся о тональностях,
повторить и закрепить теоретические сведения.
Развивающая.
1. Развить слуховое представление.
2. Развивать музыкальное мышление.
3. Развивать ладовые ощущения.
4. Развивать навыки ориентирования в тональности.
5. Развивать вокальноинтонационные навыки.
6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся.
Воспитательная:
1. Воспитывать музыкальнохудожественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио.
2. Воспитывать умение работать в группе.,
3. Воспитывать творческую активность.
4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся.
Задачи урока.
1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность.
2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу.
3. Развить навыки написания мелодического диктанта.
4. Повторить метроритмические формулы.
5. Формировать интерес к процессу обучения.
Форма урока: групповая.
Методы реализации поставленных задач.
1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение).
2. Нагляднодемонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные
компьютерные. технологии, презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft Offise
PowerPoint).
3. Ролевые игры (проблемные ситуации). 4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте).
5. Игровой.
Формы работы с учащимися.
1. Вокальноинтонационные упражнения.
2. Анализ музыкального произведения.
3. Диктант.
4. Чтение с листа.
5. Игры.
6. Практические задания.
Анализ результатов урока.
В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре
мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере 2/4, затакт.
Все теоретические знания они успешно применяли на практике.
Ход урока
Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.)
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли
гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня
я хочу представить вам урок с учащимися первого класса фортепианного отделения на тему:
“Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на
уроке сольфеджио в ДШИ”.
Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед
репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой
музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом.
Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”.
Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на слог.
Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку
о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия.
Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”.
Преподаватель: Ребята, а что такое лад?
Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук тоника.
Преподаватель: А какие лады вызнаете?
Учащиеся: Мажорный и минорный.
Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов.
Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада:
“Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”.
(Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера)
Затем интонируют звучание минорного лада:
“Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём
(Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение и
иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера. 2. Анализ музыкального произведения.
Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”. (На экране
компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы А.Гречанинова “Мазурка”).
Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе?
Преподаватель включает следующий слайдиллюстрации к прослушанному произведению.
И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему?
Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном
ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, печальная танцовщица
крайние части, яркие цветы, воздушные шарики средняя часть).
Преподаватель: А почему вы так решили?
Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная.
Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.)
Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины написал художник
Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые, и синие! Почему вы всётаки
решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки?
Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Всетаки грустно, что
лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно,
зябко”.
Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у мелодической линии
может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд (на мониторе компьютера иллюстрации
видов мелодической линии – восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное,
“скачками”).
Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом произведении.
Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в мелодии.
Преподаватель: Молодцы, ребята!
3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ремажор.
Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма?
Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения.
Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому правилу, по
определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто
запомнить строение мажорной гаммы.
Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор, ребята”. (О.Камозина
“Неправильное сольфеджио”).
Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”.
(Слайд с название звуков )
Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с
название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму мы будем петь?
Учащиеся: Ремажор.
Преподаватель: Почему вы так решили?
Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота тоника, ведь гамма это звукоряд от
тоники до её повторения.
Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ремажор по дороге к нам случайно ничего
не потеряла? Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фадиез и додиез!
Преподаватель: Правильно. (Следующий слайдкарточки “фа” и “до” “превращаются” в
“фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно!
Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ремажор с учётом расстояний
тонов и полутонов. “Фадиез – соль”, “додиез ре второй октавы” держатся за руки, изображая
полутоны. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый
свой звук, затем преподавательпросит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями поём
тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” поём попевку
“каждый звук неустойчивый очень настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и
разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.
Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму Ре
мажор все вместе.
Учащиеся поют гамму Ремажор под гармонический аккомпанемент.
Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с визуализированной
мелодией. Одно из них мы сейчас споём.
Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня?
Учащиеся: В тональности Ремажор.
(Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра бубны, маракасы, колокольчики, на
компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют сначала со словами, затем нотами. В
проигрышах исполняют ритмическое сопровождение, соответственно ритмическим блокам,
появляющимся на экране).
4. Музыкальный диктант.
Преподаватель: Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны
его расшифровать.
На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию “Лягушки” слайды
№1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио
приложением трек № 24).
Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо мажорного или
минорного?
Учащиеся: Из мажорного.
Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта песня?
Учащиеся: В размере 2/4.
Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой?
Учащиеся: Со слабой с затакта.
Преподаватель: Сколько предложений в музыкальном “сообщении”?
Учащиеся: 2 предложения.
Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений.
Учащиеся: Мелодия повторяется.
Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии?
Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз.
Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата
нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6).
Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким ступенькам лада? Учащиеся: по I, III, V по устойчивым ступеням.
Преподаватель: Я попрошу Элю и Алёну с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой
песенки. А мы все им поможем справиться с заданием.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами
мелодией некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”)
Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана мелодия?
Учащиеся: В Ремажоре – при ключе стоят знаки фа и додиезы.
Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки! (Ребята называют
“спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”.
Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами.
Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы перебраться из прудика “ре” в
соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но как это сделать?
Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз.
Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой?
Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности Домажор.
Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к инструменту и попробуй
сыграть эту мелодию в тональности Домажор, а остальные ребята будут играть на “немых
клавиатурах”.
Учащиеся успешно справляются с заданием.
Зрительный диктант.
Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”.
1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” иллюстрация, слова песни. Звучит
фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни.
2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите.
3) Преподаватель включает эффект “появление объекта” , на слайде появляется нотная
запись мелодии. Преподаватель предлагает определить тональность мелодии, ознакомиться с
нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная
нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста).
4) Следующий слайд нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) – “рассыпается” на
такты разноцветные кубики.
Преподаватель предлагает ученикам “собрать” восстановить мелодию. Учащиеся в
интерактивном режиме “собирают” в правильном порядке мелодию песни “Зима”.
Преподаватель: Какие вы молодцы!
5. Чтение с листа
В компьютерной программе “Электронное сольфеджио”.
Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения (по выбору
преподавателя), определите тональность, назовите размер.
Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.
Преподаватель: Давайте проанализируем упражнение тональность, направление движения
мелодии, с какой ступени лада начинается, по каким ступеням движется, какой ступенью
заканчиваются фразы, предложения. обратите внимание на ритмические особенности.
После подробного анализа – настройка при помощи камертона. Учащиеся сольфеджируют упражнение с дирижированием.
Преподаватель: А сейчас послушаем, правильно ли мы выполнили задание.
Преподаватель запускает режим воспроизведения, учащиеся убеждаются в том, что они
успешно справились с заданием.
Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до
следующего урока. До свидания!
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.