Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Оценка 4.6

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
музыка +1
Все классы
13.08.2018
Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Цель урока. 1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и музыкальной практикой учащихся. 2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа. Обучающая: формировать знания, умения и навыки по темам: ладовые представления, ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4, расширить знания учащихся о тональностях, повторить и закрепить теоретические сведения. Развивающая. 1. Развить слуховое представление. 2. Развивать музыкальное мышление. 3. Развивать ладовые ощущения. 4. Развивать навыки ориентирования в тональности. 5. Развивать вокально-интонационные навыки. 6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся. Воспитательная: 1. Воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио. 2. Воспитывать умение работать в группе., 3. Воспитывать творческую активность. 4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся. Задачи урока. 1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность. 2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу. 3. Развить навыки написания мелодического диктанта. 4. Повторить метроритмические формулы. 5. Формировать интерес к процессу обучения.
открытый урок 1 кл.doc
Открытый урок сольфеджио в 1­м классе «Детской музыкальной школы»   Пешкова Людмила Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин Разделы: Музыка Методический материал. 1. Л.Ефремова “Учиться интересно” , изд. “Композитор. Санкт­Петербург”. 2006 г. 2. О.Камозина “Неправильное сольфеджио”, изд. “Феникс”. Ростов­на­Дону. 2009 г. 3. Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках” , изд. “Просвещение”. Москва. 1994 г. 4. Е.Железнова “Альбом для обучения пению. Читаем, рисуем, играем, поём”, Издательский дом  В.Катанского, Москва. 2009 г. Оборудование, технические средства. 1. Компьютер. 2. Широкоэкранный телевизор (подключен к компьютеру в качестве второго монитора). 3. Магнитофон. 4. Фортепиано. Перечень используемых на уроке аудио, видеозаписей, наглядных пособий. 1. Видео пособие ­ “Бабочка” https://yadi.sk/i/9SJWheU7d2DUB  (Проект Есиповой Людмилы) 2. Видео пособие ­ “Живая гамма” https://yadi.sk/i/fJJqbaKid2DVJ Аудио файл https://yadi.sk/d/4LtCEPk0d2DVn 3. Видеопособие ­ “Белка” ­ минус https://yadi.sk/i/yLZGZewqd2DW9 Плюс ­ https://yadi.sk/i/t5ySGqVGd2DaR (Проект Мишаковой Ирины) 4. Видеопособие­диктант “Лягушка” https://yadi.sk/i/6FuFuMRQd2DQd 5. Видеопособие­диктант “Зима”https://yadi.sk/i/w2cMf­A_d2DSw Аудио файл ­ https://yadi.sk/d/OXEzZ9eDd2DTN 6. Компьютерная интерактивная программа “Электронное сольфеджио” Автор разработчик Максим Колесников https://cloud.mail.ru/public/feb0f9e...D1%81%D0%BA%2F 7. Аудио пособие “Мажорная гамма” https://yadi.sk/d/Xy2RkdUOd2DXz 8. Аудио пособие “Минорная гамма” https://yadi.sk/d/QhkmUgMqd2DYb 9. Презентация с материалами на открытый урок https://yadi.sk/i/1IcHelabd2DZQ 10. Карточки с ритмоблоками (раздаточный материал) Цель урока. 1. Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально – теоретических дисциплин и  музыкальной практикой учащихся. 2. Демонстрация использования информационных технологий при работе над разными формами  работы на уроке сольфеджио – слуховой анализ, теоретические сведения, интонационные  упражнения, ритмические упражнения, музыкальный диктант, чтение с листа. Обучающая: формировать знания, умения и навыки по темам: ладовые представления, ритмические группы в размере 2/4, затакт в размере 2/4, расширить знания учащихся о тональностях, повторить и закрепить теоретические сведения. Развивающая. 1. Развить слуховое представление. 2. Развивать музыкальное мышление. 3. Развивать ладовые ощущения. 4. Развивать навыки ориентирования в тональности. 5. Развивать вокально­интонационные навыки. 6. Развивать мелодический слух, музыкальную память и творческие способности учащихся. Воспитательная: 1. Воспитывать музыкально­художественный вкус и интерес учащихся к предмету сольфеджио. 2. Воспитывать умение работать в группе., 3. Воспитывать творческую активность. 4. Повышать исполнительскую грамотность учащихся. Задачи урока. 1. Развить знания учащихся о понятии лад , тональность. 2. Формировать и закрепить первичные вокально – интонационные навыки в ладу. 3. Развить навыки написания мелодического диктанта. 4. Повторить метроритмические формулы. 5. Формировать интерес к процессу обучения. Форма урока: групповая. Методы реализации поставленных задач. 1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение). 2. Наглядно­демонстрационный (видео иллюстрации, цветные слайды, интерактивные  компьютерные. технологии, презентация, выполненная в компьютерной программе Microsoft Offise PowerPoint). 3. Ролевые игры (проблемные ситуации). 4. Практический (пение упражнений, игра на инструменте). 5. Игровой. Формы работы с учащимися. 1. Вокально­интонационные упражнения. 2. Анализ музыкального произведения. 3. Диктант. 4. Чтение с листа. 5. Игры. 6. Практические задания. Анализ результатов урока. В результате данного урока обучающиеся развили знания по темам лад, гамма, тональность Ре­ мажор, мелодический диктант, ритмические группы в размере 2/4, затакт. Все теоретические знания они успешно применяли на практике. Ход урока Преподаватель: (Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.) Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Вы, конечно, увидели, что к нам пришли  гости, и мы с вами продемонстрируем все наши навыки и умения. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня  я хочу представить вам урок с учащимися первого класса фортепианного отделения на тему:  “Информационные технологии, как средство повышения эффективности учебного процесса на  уроке сольфеджио в ДШИ”. Преподаватель: Ребята, вы знаете, что все музыканты перед выступлением или перед  репетицией разыгрываются, настраиваются на исполнение. И мы с вами сейчас настроим свой  музыкальный инструмент – наш голос и слух. Мы сейчас с вами будем “рисовать” голосом. Преподаватель включает видео пособие – “Бабочка”. Учащиеся голосом “рисуют” восходящее, нисходящее, волнообразное движение звуков на слог. Преподаватель: Урок мы с вами всегда начинаем с распевки. Предлагаю сегодня спеть “Песенку  о ступенях”. Она нам поможет вспомнить и некоторые теоретические понятия. Учащиеся под аккомпанемент преподавателя поют “Песенку про ступени”. Преподаватель: Ребята, а что такое ­ лад? Учащиеся: Это семья звуков. Главный звук ­ тоника. Преподаватель: А какие лады вызнаете? Учащиеся: Мажорный и минорный. Преподаватель: Давайте вспомним, как звучат звукоряды мажорного и минорного ладов. Учащиеся поют попевку, интонируя звучание мажорного лада: “Вот мы звуки встали в ряд, получился звукоряд. Не простой, мажорный, весёлый, задорный”.  (Под гармоническое сопровождение и иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера) Затем интонируют звучание минорного лада: “Мы минорный звукоряд, грустных звуков длинный ряд, песню грустную поём и сейчас мы заревём (Е.Королёва “Музыка в сказках, стихах и картинках”) под гармоническое сопровождение и  иллюстрацию, выведенную на монитор компьютера. 2. Анализ музыкального произведения. Преподаватель исполняет на фортепиано пьесу А.Гречанинова “Мазурка”. (На экране  компьютера отсканированная страница с нотным текстом пьесы А.Гречанинова “Мазурка”). Преподаватель: Ребята, скажите, пожалуйста, сколько частей в этой пьесе? Преподаватель включает следующий слайд­иллюстрации к прослушанному произведению. И как вы думаете, какие из представленных картин могут проиллюстрировать пьесу и почему? Учащиеся: В пьесе 3 части, III часть – это повторение I части. Крайние части звучат в минорном  ладу, а средняя – в мажорном. Осенний пейзаж, грустный клоун, печальная танцовщица ­  крайние части, яркие цветы, воздушные шарики ­ средняя часть). Преподаватель: А почему вы так решили? Учащиеся: Крайние части немного грустные, печальные, а средняя часть светлая, радостная.  Крайние части написаны в минорном ладу, а средняя в мажорном.) Преподаватель: Посмотрите внимательно на осенний пейзаж. Эти картины написал художник  Леонид Ефремов. Здесь такие яркие краски – и красные, и желтые, и синие! Почему вы всё­таки  решили, что эта картина больше подойдёт для иллюстрации минорной музыки? Учащиеся приводят свои аргументы, отстаивают своё мнение – например: “Все­таки грустно, что  лето закончилось!”, “На картине асфальт мокрый, небо серое. Чувствуется, что уже прохладно,  зябко”. Преподаватель: Скажите, пожалуйста, как какие бывают мелодии, какое у мелодической линии  может быть развитие? Посмотрите, пожалуйста на слайд (на мониторе компьютера иллюстрации  видов мелодической линии – восходящее движение звуков, нисходящее, волнообразное,  “скачками”). Давайте проанализируем – как развивалась мелодическая линия в этом произведении. Учащиеся: Называют все виды развития мелодии – движения звуков в мелодии. Преподаватель: Молодцы, ребята! 3. Закрепление и проверка на практике усвоение темы – гамма Ре­мажор. Преподаватель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое гамма? Учащиеся: Это звукоряд от тоники до её повторения. Преподаватель: Мы с вами знаем, что гамма строится по определённому правилу, по  определённой схеме. Давайте споём песенку, которая помогла нам очень легко и просто  запомнить строение мажорной гаммы. Учащиеся, под аккомпанемент учителя, поют песню “Строим мы мажор, ребята”. (О.Камозина  “Неправильное сольфеджио”). Преподаватель: А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Живая гамма”. (Слайд с название звуков ) Преподаватель: Внимательно посмотрите на монитор, на слайде изображены карточки с  название звуков мажорной гаммы. Как вы думаете, какую гамму мы будем петь? Учащиеся: Ре­мажор. Преподаватель: Почему вы так решили? Учащиеся: Карточек со звуком “ре” 2, значит эта нота ­ тоника, ведь гамма­ это звукоряд от  тоники до её повторения. Преподаватель: Молодцы! А как вы считаете, гамма Ре­мажор по дороге к нам случайно ничего  не потеряла? Учащиеся: Не хватает ключевых знаков! Фа­диез и до­диез! Преподаватель: Правильно. (Следующий слайд­карточки “фа” и “до” “превращаются” в  “фа диез” и “до диез”) Вот теперь всё верно! Учащиеся встают в линию, согласно порядка звуков в гамме Ре­мажор с учётом расстояний ­  тонов и полутонов. “Фа­диез – соль”, “до­диез ­ ре второй октавы” держатся за руки, изображая  полутоны. После настройки, сыгранной преподавателем на фортепиано учащиеся поют каждый свой звук, затем преподавательпросит поднять вверх карточки с устойчивыми ступенями ­ поём  тоническое трезвучие, затем поднимают карточки “неустойчивые ступени” ­ поём попевку  “каждый звук неустойчивый очень настойчивый…” (Л.Ефремова “Учиться интересно”) и  разрешение неустойчивых звуков в устойчивые. Преподаватель: Спасибо, ребята, присаживайтесь на свои места. А сейчас споём гамму Ре­ мажор все вместе. Учащиеся поют гамму Ре­мажор под гармонический аккомпанемент. Преподаватель: Ребята очень любят разучивать и исполнять упражнения с визуализированной  мелодией. Одно из них мы сейчас споём. ­ Девочки, вспомните, в какой тональности звучит эта песня? Учащиеся: В тональности Ре­мажор. (Преподаватель раздает инструменты шумового оркестра ­ бубны, маракасы, колокольчики, на  компьютере включает видеоряд к песне “Белка”. Дети поют сначала со словами, затем нотами. В  проигрышах исполняют ритмическое сопровождение, соответственно ритмическим блокам,  появляющимся на экране). 4. Музыкальный диктант. Преподаватель: Ребята, нам пришло сообщение, не простое, музыкальное! И мы с вами должны  его расшифровать. ­ На мониторе компьютера преподаватель воспроизводит видео презентацию “Лягушки” ­ слайды №1, 2. Исполняет песню “Лягушки” (Е.Железнова “Альбом для обучения пению” CD диск с аудио  приложением трек № 24). Преподаватель: Скажите, из какого прудика лягушата прислали это письмо­ мажорного или  минорного? Учащиеся: Из мажорного. Преподаватель: Вы уже услышали, поняли, в каком размере звучит эта песня? Учащиеся: В размере 2/4. Преподаватель: А начинается письмо с сильной доли или слабой? Учащиеся: Со слабой ­ с затакта. Преподаватель: Сколько предложений в музыкальном “сообщении”? Учащиеся: 2 предложения. Преподаватель: Сравните, пожалуйста, мелодию 1 и 2 предложений. Учащиеся: Мелодия повторяется. Преподаватель: Молодцы! Вы очень внимательно слушали! А как движутся звуки в мелодии? Учащиеся: Сначала через нотку вверх, затем по ступенькам вниз. Преподаватель: Очень хорошо! Споём все вместе и прохлопаем ритмический рисунок. Лягушата  нам подскажут правильный ритм. (Слайды №3, 4, 5, 6). Преподаватель: Скажите, а через нотку лягушки прыгали по каким ступенькам лада? Учащиеся: по I, III, V ­ по устойчивым ступеням. Преподаватель: Я попрошу Элю и Алёну с помощью карточек – ритмоблоков выложить ритм этой песенки. А мы все им поможем справиться с заданием. Учащиеся успешно справляются с заданием. Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. (Слайд № 6 с записанной нотами мелодией ­ некоторые ноты “спрятаны” под знаком “?”) Преподаватель: Ребята, скажите мне, в какой тональности записана мелодия? Учащиеся: В Ре­мажоре – при ключе стоят знаки фа и до­диезы. Преподаватель: Правильно, давайте – же поскорее “освободим” нотки! (Ребята называют  “спрятанные” ноты, преподаватель в интерактивном режиме убирает знаки “?”. Учащиеся успешно справляется с заданием, поют диктант нотами. Преподаватель: Мне лягушата по секрету сказали, что хотели бы перебраться из прудика “ре” в  соседний пруд “до”. Давайте им поможем! Но как это сделать? Учащиеся: Мы перенесём мелодию на одну ступеньку вниз. Преподаватель: Правильно, а какая нота теперь будет тоникой? Учащиеся: “До”, и вся мелодия будет звучать в тональности До­мажор. Преподаватель: Совершенно верно. Милана, подойди, пожалуйста к инструменту и попробуй  сыграть эту мелодию в тональности До­мажор, а остальные ребята будут играть на “немых  клавиатурах”. Учащиеся успешно справляются с заданием. Зрительный диктант. Преподаватель: Сейчас я предлагаю сыграть в игру “Музыкальные кубики”. 1) На мониторе компьютера слайд к диктанту “Зима” ­ иллюстрация, слова песни. Звучит  фонограмма, преподаватель поёт 1 куплет песни. 2) Преподаватель: Ребята, давайте вместе с вами споём, текст вы видите. 3) Преподаватель включает эффект ­ “появление объекта” , на слайде появляется нотная  запись мелодии. Преподаватель предлагает определить тональность мелодии, ознакомиться с  нотной записью. Затем преподаватель включает эффект “исчезание” объекта”. Записанная  нотами мелодия “прячется” (исчезает изображение нотного текста). 4) Следующий слайд­ нотная запись мелодии (каждый такт своего цвета) – “рассыпается” на  такты ­ разноцветные кубики. Преподаватель предлагает ученикам “собрать” ­ восстановить мелодию. Учащиеся в  интерактивном режиме “собирают” в правильном порядке мелодию песни “Зима”. Преподаватель: Какие вы молодцы! 5. Чтение с листа В компьютерной программе “Электронное сольфеджио”. Преподаватель: Ребята, посмотрите внимательно на текст этого упражнения (по выбору  преподавателя), определите тональность, назовите размер. Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы. Преподаватель: Давайте проанализируем упражнение ­ тональность, направление движения  мелодии, с какой ступени лада начинается, по каким ступеням движется, какой ступенью  заканчиваются фразы, предложения. обратите внимание на ритмические особенности. После подробного анализа – настройка при помощи камертона. Учащиеся сольфеджируют упражнение с дирижированием. Преподаватель: А сейчас послушаем, правильно ли мы выполнили задание. Преподаватель запускает режим воспроизведения, учащиеся убеждаются в том, что они  успешно справились с заданием. Преподаватель: Ребята, спасибо за ваше внимание и активную работу. Я с вами прощаюсь до  следующего урока. До свидания!

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе

Открытый урок сольфеджио в 1 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2018