Конспект открытого урока
по познанию мира во 2 «Б» классе
учителя начальных классов Шадриной Е.В.
Тема урока |
Воздух. Свойства воздуха. |
||||||||||
Общая цель |
Цель. Изучить свойства воздуха. Задачи: Обучающие : 1. Поэкспериментировать и сделать выводы о свойствах воздуха. 2. Тренировать умение выполнять правила работы в парах и группах. Развивающие : 1. Развивать умения исследовать свойства воздуха экспериментальным путём. 2. Развивать речь учащихся. Обогащать словарный запас. Воспитательные: 1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. 2. Доброжелательность по отношению друг к другу |
||||||||||
Ожидаемые результаты |
1)Знает о свойствах воздуха. Может поэкспериментировать и сделать вывод. 2)Умеет работать в группе, анализирует, доказывает свою точку зрения. 3)Бережно относится к природе,. |
||||||||||
Тип урока
|
Урок – ознакомление с новым материалом Урок -эксперимент |
||||||||||
Задания
|
Карточки, кластер, тесты, опыты, создание постеров, загадки, экологический светофор. |
||||||||||
Необходимые материалы |
Воздушные шары, коробка, ёмкость с водой, свечи, мяч, стакан, духи, картинка, мяч, сахар, флипчарты, маркеры фломастеры, стикеры, клей. |
||||||||||
Ход урока: |
|||||||||||
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
|||||||||
Вводная часть
|
1.Психологический настрой на урок. Прозвенел звонок Начался урок. Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно. Будем всё запоминать И друг другу помогать ( слайд 2 ) 2.Коллаборативная среда. Круг радости. А начнем мы занятие с круга радости. Посмотрите вокруг, полюбуйтесь природой – как она красива! Давайте поделимся своей радостью и скажем окружающему нас миру слова благодарности:
3.Деление на группы
Давайте с вами вспомним правила работы в группе.
Минутка календаря Наблюдение за погодой. Ребята, какое сейчас время года?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово осень? 4. Проверка Д/З 1. Что такое план? 2. Что такое маршрутная карта? Для проверки домашнего задания мы проведем тестирование
|
Ученики берутся за руки образуя круг и приветствуют произнося хором текст. Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать.
Учащиеся делятся на 4 группы вытягивая картинки с рисунками самолётов и вертолётов, мячей, шаров . Дети рассаживаются за свои столики.
Учащиеся повторяют правила работы в группе. Отмечают состояние погоды Небо. Осадки. Ветер. Температура воздуха
Уч-ся выполняют тесты. Индивидуальная работа
|
|||||||||
Презентация
|
5. Работа над новым материалом Ребята, угадайте кто в ящике? Он будет главным героем нашего урока. Круглый, гладкий, как арбуз. Цвет любой на разный вкус. Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.(Слайд 3)
Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. Но для того чтобы узнать, что спрятано у него внутри , нужно ответить на мои вопросы. Ответы запишите в карточку. -Что на глобусе обозначено голубым цветом? -Как назвать одним словом снег, дождь? -Время года после осени? -Что летом бывает грибным? -Время суток подходящее для завтрака? -Деревья бывают лиственные и…? -А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово , которое получилось? 1 Вода 2Осадки 3Зима 4Дождь 5.Утро 6.Хвойные( Слайд 4)
Какое слово получилось? ( воздух ) Да внутри нашего шарика находится воздух -
Итак, тема сегодняшнего урока “Воздух и его свойства”. (Слайд 5) |
Ребята с интересом наблюдают.
Отгадывают загадку (Шар)
Вода осадки зима дождь утро хвойные
Воздух
|
|||||||||
Основная часть
|
Слово “воздух” происходит от слова “вдыхать”. Воздух – это то, чем мы дышим. - Ну-ка, попробуйте вдохнуть закрыть ладошкой рот, нос и
считайте про себя раз, два,…Что вы почувствовали ? Вопросы: Диалоговая связь 1. Как вы думаете, зачем нужен воздух на Земле ? Объясните. 2. Подумайте и скажите, имеет ли воздух цвет? Запах ? Вкус? Докажите. Для того чтобы ответить на эти вопросы более точно мы поработаем с учебником на стр. 39(Слайд 6) Чтение с пометками на полях: + - (+ знаю информацию - не знаю ) - Давайте теперь сделаем вывод: что вы знали о воздухе? что нового узнали о воздухе? Просмотр ролика «Что такое воздух?» Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето. Как вы думаете, из чего состоит воздух? ( Слайд 7) Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало. Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?(кислород) Благодаря чему мы получаем в воздухе кислород?
Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания. А теперь узнав о воздухе много информации , я попрошу вас составить кластер «Воздух» . - Назовите ассоциации к слову «воздух». Защита проекта.
ФИЗМИНУТКА: «Веселые капельки» - Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А сейчас я приглашаю вас в Лабораторию чудесных превращений ВОЗДУХА. Я буду заведующим нашей лаборатории , а вы моими помощниками - лаборантами 1) Опыт 1(Слайд 9 ) А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего). –Сейчас исследуем воздух на запах. Давайте проверим. Закройте глаза. И не открывайте. Понюхай воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Учитель использует духи) – А сейчас все закройте глаза и понюхайте? Сделайте вывод. (Воздух без запаха и без вкуса . Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: дым, запах еды). Сделайте вывод. Запишите свои наблюдения в таблице. 2) Опыт 2 (Слайд 10) Возьмём глубокую чашку, наполненную водой. Поднеси пустой стакан отверстием вниз к воде и потихоньку опускать его в воду. Что вы почувствовали? Вода не входит в стакан : ей мешает воздух. А теперь наклоним стакан в сторону. Что вы увидели? Это потому что воздух вышел из стакана и его место заняла вода. Какой можем сделать вывод?
3) Опыт 3 .(Слайд 11) Опускаем мяч в воду. Что происходит с мячом? - Почему он не тонет? Какой можно сделать вывод ?
- Где используется это свойство?
4)Опыт 4 ( Слайд 12) Положите кусочек сахара в стакан с водой. Что мы видим? Какой можно сделать вывод?
Опыт 5 (Слайд 13) – Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объём. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий) Опыт 6. (Слайд 14) Нам понадобятся две свечи, стеклянный стакан, спички. Перед тем как провести этот опыт давайте вспомним технику безопасности при работе с огнем. Зажигаем две свечи. Что вы видите? Накройте одну свечу стаканом. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
6. РАБОТА В ГРУППАХ – Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? Что вы записали в своих наблюдениях. (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха и вкуса, упругий, поддерживает горение, легче воды,.) Закрепление А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе? (Групповая работа) Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика: (Слайд 15)
А теперь поменяйтесь своими таблицами с группами и проверьте своих одноклассников. Если вы нашли 0 ошибок -5, 1 ошибка- 4, 2 ошибки – 3. (Слайд 16) - ОБОБЩИМ НАШИ ЗНАНИЯ О ВОЗДУХЕ. (ПО ТАБЛИЦЕ) Давайте обобщим наши знания и продолжим предложение. Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…(Слайд 17) Охрана воздуха. Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше? ( ответы ) Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Ребята, а от чего воздух может загрязняться? ( ответы ) Задание: Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет. Расскажите, от чего загрязняется воздух? ( ответы )
(Слайд 18) В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух. Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым? ( ответы ) На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.. Слайд19 А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. Резерв: Создание кластера - Подумайте, обсудите и наклейте нужные картинки : 1,3 группы: Как люди научились использовать воздух? 2,4 группы: Что нужно делать, чтобы воздуха на земле не стало меньше? 3.Презентация групповой работы. Оценивание в группах Домашнее задание : стр. 22 – 25 читать, интересные сведения и факты о воздухе и его свойствах нарисовать рисунок на тему «Охрана природы».
Рефлексия Слайд 20 Цветочная поляна. Зелёный –новую тему понял Жёлтый –есть вопросы по теме Красный – не понял тему урока Домашнее задание : стр.39-45 читать Нарисовать рисунок «Защита воздуха» Слайд 21 |
Ответы детей
Учащиеся внимательно смотрят видеоролик.
Кислород
Деревья, кустарники.
ветер свежий, сквозняк воздух бесцветный, холодный, тёплый, горный, чистый , воздушный змей, воздушный шар.
Видеоролик
Вывод : Воздух без запаха и без вкуса и без цвета. Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: дым, запах еды
Мы почувствовали легкое сопротивление. Как стакан сам опускается в чашку и тонет. Вывод : воздух занимает определенное место.
В нем имеется воздух. Он не тонет. Вывод: Воздух легче воды, поэтому всплывает.
Используется в надувном матрасе, воздушный шарик. Автомобильные шины
Из кусочка сахара выходят пузырьки Вывод: в кусочке сахара был воздух.
Вывод : воздух упругий
Вывод : воздух поддерживает горение.
Дети зачитывают.
Ответы детей по группам.
Учащиеся проверяют.
Дети клеят на цветочной поляне свои цветочки.
|
|||||||||
Итог
|
На память об уроке наш друг Воздушный Шарик дарит вам частичку воздуха с оценкой, которую вы сегодня заработали на уроке. Если вы согласны с оценкой. Похлопайте в ладоши! Спасибо за урок! До новых встреч! |
Давайте с вами беречь планету Другой такой на свете нету Развеем над нею пожары и дым В обиду её не дадим. Слайд 22 |
|||||||||
Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
Но для того чтобы узнать, что спрятано у него внутри , нужно ответить на мои вопросы. Ответы запишите в карточку.
-А теперь выпишите первые буквы с каждого слова по порядку и прочитайте слово , которое получилось?
1 Вода
2Осадки
3Зима
4Дождь
5.Утро
6.Хвойные( Слайд 4)
Вопросы: Диалоговая связь
1. Как вы думаете, зачем нужен воздух на Земле ? Объясните.
2. Подумайте и скажите, имеет ли воздух цвет? Запах ? Вкус? Докажите.
Для того чтобы ответить на эти вопросы более точно мы поработаем с учебником на стр. 39
Воздух, окружающий нашу Землю – это ее удивительная «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнца.
Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето.
Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.