«Отражение довоенного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытый урок в 8.docx

Тема   «Отражение довоенного времени в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Тип урока – комбинированный.

Форма урока: групповая.

Задачи занятия:

Образовательные – через анализ рассказа выявить его своеобразие, поработать над образами бабушки, учителя; 

- выяснить нравственный смысл произведения;

- учить деятельностному подходу в приобретении знаний через проектную деятельность, исследовательскую деятельность, проблемные ситуации.

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к саморазвитию;

Воспитательные – через содержание рассказа воспитывать любовь к истории, малой Родине, доброту, любовь к ближним;

- формирование умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1.     недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем, текстов и т.д.);

2.     использование рефлективной технологии с целью организации целостного культурно-образовательного пространства;

3.     организация небольшого исследования «Школа в Усть-Кутском районе», сравнение со школой в Овсянке;

4.     повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем и учащимися необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов.

Оборудование: компьютер, проектор.

 

                                                  Ход занятия.

1.Организационный момент.

Тема: «Отражение довоенного времени в рассказе Астафьева В.П. «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их односельчан».

2. Целевая установка

Цель:

1.     Проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие, поработать над образами бабушки, учителя.

2.     Выяснить нравственный смысл произведения.

3.     Через содержание рассказа воспитывать любовь к истории, малой родине, доброту, любовь к ближним.

4.     Учить деятельностному подходу в приобретении знаний через проектную деятельность, исследовательскую деятельность, проблемные ситуации.

 

 

Ход урока

   

    1.Слово учителя:

Загадочна природа таланта. Как начинается, рождается художник, композитор, писатель? Что при этом является главным, основополагающим – генетика, воспитание, трудолюбие? А может роль играет и то место, где этот человек родился и прожил свою сознательную жизнь. И с кем он прожил на этой земле.

    Обратимся к малой родине писателя, где многие из нашего класса побывали, стояли на берегу Енисея, держались за ручку двери, которую много лет открывал писатель Виктор Астафьев, и видели фотографию, о которой он поведал в произведении «Фотография, на которой меня нет».

    Представьте себе, что около шести утра мы прибыли в город Красноярск, а уже в 10 мы подъезжали на комфортабельном автобусе к Овсянке – колыбели Астафьева.

    Заочная экскурсия. Презентация «Овсянка – родина Астафьева», слайды с 1-22

    Итак, мы с вами побывали в современной Овсянке, а какой же описывает её автор в далекие 30-е годы.

2. Работа в группах, выполнение групповых заданий.

Задания группам (раздаточный материал).

Задание 1 группе.

Соберите материал о приметах этого времени.

Задание 2 группе.

Соберите материал школе 30-х годов.

Задание 2 группе.

Соберите материал об учителях.Кто они,каким было отношение к ним деревенских жителей.

3. Беседа:

    1. Какие приметы жизни и быта 1930-х годов проявляются в произведении? Как они помогают представить жизнь советских людей в те годы в отдаленных от центра местах? (бедность быта, отдаленность от города, сложности с образованием детей и вместе с тем сохранение высоких нравственных ценностей. Богатство и щедрость души людей того времени, желание помочь, тяга к знаниям – в этом залог лучшего будущего молодого поколения).

    2. Каков сюжет этого рассказа? (Если он прост, значит не он главный в рассказе, он второстепенен).

    3. Тогда что же главное? Найдите основную мысль рассказа в тексте. (Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история).

    4. Объясните смысл этой фразы. (История складывается не только из войн. В этом смысле рассказ В. Астафьева тоже своеобразный портрет довоенной эпохи, созданный средствами словесного искусства).

    5. Назовите время и место действия. (1932-33 гг. Сибирь. Овсянка).

    6. Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? Чем вы объясните такое отношение к этому событию? Почему так озабочены вопросом, где ему ночевать? (Забота – естественное состояние деревенских людей).

    7. Почему Саньки и главного героя Вити нет на этой фотографии?

    8. Как характеризует мальчиков их поведение? (Обида – не лучший советчик в деле).

    9. Как выглядят ребята на школьной фотографии?

    10. Что представляет из себя школа в Овсянке

4.Слово учителя:

Этот рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в книгу «Последний поклон», он называл её заветной книгой. Это автобиографический рассказ-летопись целого поколения, детство его сверстников.

    Естественным желанием ребят нашего класса было узнать, а как жила школа в Усть-Кутском районе и в самом Усть-Куте, ведь это нам ближе, есть ли общее со школой в Овсянке.

Презентация «Сельская школа в Орлинге Усть-Кутского района»

 1-11 слайды

    Вывод: школа несла знания, и еще она воспитывала многие нравственные качества. лицо школы – это её учителя. А откуда он появился и зачем он нужен – учитель?

Слово учителя:

    Обратимся к истории слова «Учитель». Беседа:

11. Расскажите, что представляли из себя учитель начальной школы Овсянки.

12. Почему рассказчик не забыл лица учителя до сих пор?

13. Почему учителей в деревне любили? Что можно поставить в заслугу учителю? Вспомните, в какую школу они приехали и как постепенно меняется школа. Какие признаки любви к учителям мы видим в рассказе? Как относились дети к своему учителю?

14. Проанализируем эпизод со змеей. Как характеризует его этот эпизод? Как показывает писатель самоотверженность учителей, их преданность к своему делу?

15. Как вы понимаете фразу: «Они растворились в памяти народа»? Строки из завершающей части рассказа: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

16. Какие черты учителя из рассказа Астафьева, жившего и работавшего почти 70 лет назад, вы бы хотели видеть и видите в своих учителях (делятся мнениями).

Слово учителя:

Огромное место во всем произведении Астафьева отведено бабушке, Екатерине Петровне. После гибели мамы мальчика все заботы о нем легли на плечи бабушки.

Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьет поклон автор. «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям... Непосильная эта работа.... Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта».

Беседа:

ü Как вы понимаете эти слова?

ü Почему он желает ей вечной жизни?

ü Каков образ бабушки Вити?

ü Какую роль играла в жизни малыша?  (Заботилась, личным примером воспитывала его, учила доброте, чуткости, внимательности, честности, уважению)

ü Зачитайте её речь. Составьте речевую характеристику.

ü Почему писатель воспроизводит её речь точно? (Он хочет, чтобы читатель увидел живого человека, простого, эмоционального и доброго)

5.Вывод: Те, кто жил рядом с мальчиком, принимал участие в становлении его характера, были хорошими людьми и они воспитали его крепким. Это помогло ему не сломаться, стать хорошим человеком.

6.Рефлексия:

1. Вернемся к заглавию рассказа. Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Нет меня, но там есть мои сверстники, учителя, школа, приметы нашей жизни в те далекие годы – поэтому она так важна, бесценна для героя произведения.)

2. В чем, по-вашему, нравственный смысл рассказа?

3. Философский смысл? (Деревенская фотография – летопись народа).

 

Домашнее задание.  1. Найдите в семейном архиве одну из фотографий, о которой можно сказать: «Фотография – своеобычная летопись нашего народа». Приготовьте рассказ об эпохе, запечатленной на ней. 2. Прочитать повесть «Кража». Составить план характеристики любого героя рассказа.


 

Посмотрите также