Коммунальное государственное учреждение “Тимирязевская общеобразовательная школа-гимназия имени Сабита Муканова» село Тимирязево, Тимирязевского района, Северо-Казахстанской области
Кузеубаев Талгат Тлеубаевич, учитель английского языка, категория: педагог-исследователь, магистрант ОмГПУ
Жимагулова Кунслу Аманжеловна, учитель казахского языка и литературы, категория: педагог-эксперт, магистрант ОмГПУ
Оценивание для обучения и оценивание обучения
Современное понимание
Различия между формативными и суммативными целями в обучении установлены с 60-х годов прошлого столетия. Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современном образовании. Надо иметь четкое представление о том, что: оценивание обучения необходимо для выставления отметок и составления отчетности, а оценивание для обучения является неотъемлемой частью преподавания в целях содействия обучению учеников. Оценивание, которое служит подведением итогов обучения с целью выставления отметок, то оценивание по своей функциональности является суммативным и оцениванием обучения. А оценивание, направленное на повышение качества обучения, методов и подходов в реализации возможностей, является формативным или оцениванием для обучения.
Суть оценивания
Категория «оценивание» обозначает «сидеть рядом», отражающая характерный признак ситуации оценивания: один наблюдает за тем, что говорит и делает другой или в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении. Все виды оценивания имеют одинаковые общие характеристики и предполагают: наблюдение; интерпретацию полученных данных; заключение, которое может быть использовано для прогнозирования дальнейших действий.
Наблюдение
С целью установления знаний, умений учеников и с какими сложностями они сталкиваются в процессе обучения необходимо проводить наблюдение. Наблюдая за классом, за общением учащихся, выполнением классного задания и домашней работы, можно получить необходимую информацию.
Интерпретация
Интерпретация осуществляется в интересующем учителя аспекте: уровень развития навыков, наличие собственной точки зрения или степень владения отдельными знаниями. Интерпретацию называют логическим выводом.
Заключение
На основе интерпретации данных формулируется заключение, предполагающее некий результат оценивания. В данном случае, процесс оценивания представлен не однозначно, поскольку является зависимым от различных целей обучения.
P.S. Целью оценивания обучения считаем суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент. При оценивании для обучения наблюдение, интерпретация и критерии оценивания могут быть сходными с процессом оценивания обучения, но характер заключения и принимаемых решений являются иными. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся или PISA, организована ОЭСР, направлена на сбор данных об уровне знаний, умений, приобретенных учениками по окончании курса обязательного образования и необходимых для полноценного их участия в жизни общества.
Глоссарий Программы первого уровня:
Оценивание |
Систематический и критический анализ процесса и результатов обучения, ведущего к последующему вынесению суждений, решений и рекомендаций относительно текущего и последующего процесса обучения. |
стр. 189 |
Суммативное(суммирующее) оценивание |
От английского summative assessment; assessment of learning – оценивание, целью которого является подведение итогов обучения для классификации, сертификации или регистрации результатов. Суммативное оценивание осуществляется по завершении циклов и ступеней обучения, является показателем уровня подготовки учащегося за определенный период, реализуется на основе единых критериев оценивания. |
стр. 192 |
Формативное оценивание |
От английского assessment for learning – текущее оценивание обучения, которое обеспечивает учителей, учащихся и других участников педагогического процесса информацией, необходимой для усовершенствования обучения. Формативное оценивание осуществляется в процессе повседневной работы в классе, является показателем текущей успеваемости учащихся, обеспечивает обратную связь между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. |
стр. 193 |
…из «Руководства для учителя: Первого(продвинутого уровня). Второе издание» Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014 г. (стр. 126-128) University of Cambridge. Faculty of Education www.cpm.kz
Ссылка на размещение публикации:
https://multiurok.ru/files/summativnoe-i-formativnoe-otsenivanie.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.