Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Работа с текстом до чтения. Беседа. – Вспомните, на каком эпизоде мы остановились. – Как вы думаете, сможет ли Бильбо помочь гномам? – Как, по-вашему, поведёт себя Бильбо в этой ситуации? – Что бы вы сделали на его месте? (Ребята приходят к выводу, что Бильбо должен сейчас обязательно что-то сделать, чтобы спасти друзей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1–2-й абзацы читает учитель, ведёт попутное комментирование текста и диалог с автором. Образец чтения: Бильбо понял, что настал момент действовать. (Надо срочно что-то делать.) Добраться до пауков он не мог, стрелять было нечем. (Что же делать?) Оглядевшись, он увидел углубление – очевидно, русло пересохшего ручья, – где валялось много камней. Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно лёгший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва завидев, как он наклоняется. Став взрослым, он много времени отдавал метанию колец, дротика (метательное копьё на коротком древке), стрельбе по прутику, игре в кегли, шары и другие тихие игры метательного и швырятельного свойства. Бильбо вообще много чего умел помимо того, что пускал кольца дыма, загадывал загадки и стряпал. Просто мне некогда было рассказать об этом раньше. И сейчас тоже некогда. Пока он подбирал камни, паук долез до Бомбура, и через секунду тому бы несдобровать.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur31.doc
Урок 31. Литературное чтение Тема раздела: «Сказочные человечки». Тема: Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6­я части главы «Пауки и мухи»). Цели: – формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; – формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения  аргументировать свою точку зрения;  – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний.   1  2  3 Проверка домашнего задания. Показ рисунков с изображением героев. Рассказы учащихся о каждом из героев. Примерный план­опора для рассказа: 1. К какому сказочному народу относится герой? 2. Какой это персонаж – добрый или злой? 3. Как выглядит герой? Что в его внешности говорит о характере героя? (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной формы в  другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. © ООО «Баласс», 2012 1II. Развитие  умений. 2  4  3  1  1  2  3  I. Работа с текстом 5­й части. 1. Работа с текстом до чтения. Беседа. – Вспомните, на каком эпизоде мы остановились. – Как вы думаете, сможет ли Бильбо помочь гномам? – Как, по­вашему, поведёт себя Бильбо в этой ситуации? – Что бы вы сделали на его месте? (Ребята приходят к выводу, что Бильбо должен сейчас обязательно что­то сделать, чтобы спасти друзей.) 2. Работа с текстом во время чтения. 1–2­й   абзацы   читает   учитель,   ведёт   попутное   комментирование текста и диалог с автором. Образец чтения: Бильбо   понял,   что   настал   момент   действовать.  (Надо   срочно   что­то   делать.) Добраться   до   пауков   он   не   мог,   стрелять   было   нечем.  (Что   же   делать?) Оглядевшись, он увидел углубление – очевидно, русло пересохшего ручья, – где валялось много камней. Бильбо недурно метал камни. Недолго думая, он подобрал гладкий, как яйцо, камень, очень удобно лёгший в ладонь. Мальчиком Бильбо много упражнялся, швыряя камни в разные предметы, так что кролики, белки и птицы разбегались и разлетались без оглядки, едва   завидев,   как   он   наклоняется.   Став   взрослым,   он   много   времени отдавал метанию колец, дротика (метательное копьё на коротком древке), стрельбе по прутику,   игре   в   кегли,   шары   и   другие   тихие   игры   метательного   и швырятельного свойства. Бильбо вообще много чего умел помимо того, что пускал   кольца   дыма,  загадывал   загадки   и   стряпал.   Просто   мне   некогда 4. Находить ответы на вопросы  в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность действий  на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. © ООО «Баласс», 2012 2было рассказать об этом раньше. И сейчас тоже некогда. Пока он подбирал камни, паук долез до Бомбура, и через секунду тому бы несдобровать.  И тут Бильбо бросил камень. Бац! – камень ударил  паука по макушке, и паук без чувств шлёпнулся с дерева на землю, задрав лапы. (Представили?) Второй камень со свистом прорвал большую паутину и наповал сразил (сразу убил) паука, сидевшего в центре. В колонии пауков поднялась паника, и на время, могу вас уверить, они и думать забыли про гномов. Видеть Бильбо они   не   могли.   Но   сообразили,   с   какой   стороны   летят   камни.   С молниеносной быстротой они помчались по веткам, выбрасывая нити во всех   направлениях.   Зачем?  Ответы­предположения   детей.)  Пространство наполнилось смертоносными качелями. (П.) (В. Беседа после чтения: – Что нового узнали мы о хоббите из этой части? (Он быстр и решителен, в детстве он упражнялся в метании и стрельбе и т.д.) – Каким стрелком был Бильбо? Докажите строчкой из текста. –  Можно   ли   сказать,   как   к   Бильбо   относится   автор?   Хорошо   ли   знает своего героя? Почему автор раньше нам не рассказал всего этого о Бильбо? – И даже сейчас ему опять некогда. Почему? (Так быстро разворачиваются события, столько всего происходит!) –  Как вы думаете, почему хоббит бросил второй камень именно в паука, сидящего в центре? –  Первый паук шлёпнулся без чувств, а второго камень сразил наповал. Есть ли разница? – Что началось в колонии пауков? (Паника.) –  Как   вы   думаете,   на   чьей   стороне   автор?   Прочитайте,   где   автор   сам вступает в разговор с читателем. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Духовно­нравственное  развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного  чувства, этического сознания и  готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые. 2. Гражданско­патриотическое  воспитание. 3. Воспитание трудолюбия,  способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа  жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. © ООО «Баласс», 2012 3– Почему пауки стали выбрасывать нити во все стороны? Чтение 3­го абзаца текста. Беседа после чтения: – Удалось ли паукам перехитрить Бильбо? – Что чувствовал Бильбо? – Удалось ли Бильбо отвлечь пауков от гномов? –  Сколько   пауков   сбежалось   к   тому   месту,   где   раньше   стоял   Бильбо? (Целых 50!) – Стало ли страшно хоббиту? –  О   каких   чертах   личности   говорят   действия   героя?   (Находчивость, решительность, смелость да ещё и литературный талант! Он своей песней не только дразнил пауков, но и поддерживал гномов.) – Как можно назвать песенку Бильбо? (Дразнилка.) – Как вы думаете, паукам понравится эта песня? Чтение 4­го абзаца. Словарная работа по ходу чтения. Пояснение значения выражений: не слишком  складная дразнилка,  экспромтом  (т.е.  без предварительной подготовки). Вопрос после чтения: – Как же отреагировали пауки на экспромт Бильбо? Перечитайте. Чтение 5­го абзаца. Словарная работа: объяснение значения слова неминуемо. Вопросы после чтения: – Что задумали озлобленные пауки? –  Разгадал   ли   Бильбо   план   пауков?   Чтобы   ответить   на   этот   вопрос, прочитаем дальше. © ООО «Баласс», 2012 4Чтение 5­й части до конца. Словарная работа: глаза вылезли из орбит, задыхались от ярости. – Как удалось Бильбо выбраться из западни? (Ему помог кинжал.) – Кстати, как хоббит называл свой кинжал? (Жало.) –  Найдите   слово,   в   котором   автор   выразил   своё   отношение   к   паукам. (Орава.)   Какое   это   отношение?   (В   толковом   словаре  орава  – беспорядочное, шумное скопление людей.) – Для чего он убежал в глубь леса? 3. Работа с текстом после чтения. Беседа. – Найдите в тексте и прочитайте всё, что хоббит умел делать. – Что нового узнали о Бильбо? II. Работа с текстом 6­й части. 1. Чтение текста. Образец чтения (диалог с автором, комментированное чтение). Времени у Бильбо было в обрез (почти не осталось. В. Почему? О): скоро обескураженные (растерянные, озадаченные) пауки, потеряв его, вернутся к гномам (П). До этого он должен успеть спасти своих друзей. Самое трудное – влезть на ту длинную ветвь, на которой болтаются свёртки. (Помните, что это за   свёртки   и   почему   они   болтаются?)  Сомневаюсь, чтобы он справился, если бы с ветки не свисала липкая нить, неосторожно оставленная каким­то пауком. Бильбо взобрался по ней наверх, обдирая кожу с ладоней, и столкнулся нос к носу со старым толстым противным пауком, караулившим пленников. Он занимался тем, что время от времени щипал их, чтобы распознать, который сочнее, и как раз думал угоститься до возвращения остальных (съесть одного из пленников),  как   вдруг   мистер   Бэггинс   (Бильбо)   без   долгих   размышлений пырнул  (быстро   ударил)  его кинжалом, и паук шлёпнулся с дерева мёртвый. © ООО «Баласс», 2012 5Следующей   задачей   было   освободить   ближайшего   гнома.   Но   как? Разрубить нить, на которой тот висит? Несчастный свалится на землю с большой   высоты.  (Ответы­предположения   детей.)  Бильбо   дополз   до   первого свёртка, качая ветку, отчего бедные гномы запрыгали и задергались. «Фили или Кили, – подумал Бильбо, увидев кончик голубого капюшона. – Скорей   всего   –   Фили»,   –   решил   он,   разглядев   длинный   острый   нос, торчавший из свёртка. Перегнувшись вперёд, Бильбо ухитрился перерезать почти все крепкие липкие нити, опутавшие Фили, и тот, брыкаясь, предстал его глазам. Боюсь, что Бильбо, не удержавшись, расхохотался при виде того,   как   Фили   дёргал   затёкшими   руками   и   ногами   и   плясал   на   нити, державшей его под мышками, точь­в­точь как игрушечный плясунчик. Наконец Фили с помощью Бильбо взобрался на ветку и тут показал себя с лучшей стороны – помог хоббиту освобождать остальных, хотя чувствовал себя прескверно  (очень плохо): его мутило от паучьего яда и от того, что он провисел полдня и полночи, вращаясь вокруг своей оси  (Как это? Покажите.) и дыша только носом. Ему далеко не сразу удалось содрать клейкую паутину с   ресниц   и   бровей,   а   бороду   –   ту   и   вовсе   потом   пришлось   местами выстричь.  (Так   и   не   сумел   распутать,   всё   склеилось   паутиной.)  Итак,   вдвоём   они принялись подтягивать на ветку каждого гнома по очереди  (П.  Вот   как   они спасали   гномов   от   падения.)  и   высвобождать   из   коконов  (освобождать   от   намотанной паутины). Всем было так же худо, как Фили, а тем, у кого нос был короче или кто получил большую дозу яда, и того хуже (В. При чём тут длина носа? О.) Таким   путём   они   освободили   Кили,   Бифура,   Бофура,   Дори   и   Нори. Бедняга Бомбур до того был измучен  (его, как самого толстого, щипали чаще других), что   скатился   с  ветки,  хлопнулся   на  землю,   на  кучу   листьев,   и   остался лежать без движения. Но пятеро гномов всё ещё болтались на конце ветки, когда начали возвращаться пауки, рассвирепевшие пуще прежнего. © ООО «Баласс», 2012 62. Беседа после чтения: – Найдите слова, из которых видно отношение автора к гномам («бедные гномы...») и к Бильбо. – Показал ли автор что­то новое в характере Бильбо? (Он может увидеть смешное даже в такой сложной ситуации.) – Почему автор так подробно описывает спасение Фили? –  Как вы думаете, успеют ли гномы и хоббит освободить остальных? А можно ли поступить иначе? III. Обобщающая беседа по тексту 5–6­й частей. 1. – Что нового мы узнали о Бильбо? Что допишем в тетрадь? 2. – Какие фрагменты текста понравились вам больше всего? 3. – А встретились ли нам картины природы в этих частях? Почему их нет, как   вы   думаете?   (Действие   развивается   стремительно,   и   наблюдать картины природы трудно...) 4. – Разгадали ли вы смысл названия главы? 5. – Можем ли мы ответить на вопрос, куда шли гномы и Бильбо? –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Мистер Бильбо Бэггинс от природы отнюдь не был героем: любил покой, уют, вкусно поесть… Что же позволяет нам назвать его настоящим героем? (Он мужествен, храбр, отважен, всё делает для спасения друзей…) – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? © ООО «Баласс», 2012 7Ι V. Домашнее  задание. Деятельность учащихся: Перечитать 5–6­ю части, подчеркнуть слова, рассказывающие о том, что умел делать Бильбо. – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и  тон речи. © ООО «Баласс», 2012 8

Посмотрите также