Статья содержит ответы на вопросы, которые часто задают родители учителю-логопеду в школе до начала школьного обучения ребенка и в период обучения в 1-2 классе. Освещены вопросы и по организации работы логопеда с ребенком, по проблемам необходимости занятий с ребенком и другие. Ответы и рекомендации учителя-логопеда с двадцатилетним опытом работы позволят родителям проанализировать проблему ребенка сделать самостоятельные выводы о необходимости занятий или обратиться к логопеду с личной консультацией.
конспект.docx
Ответы учителялогопеда на частые вопросы родителей
1. Вопрос. Друзья и учитель говорят мне, что
моему ребенку необходимо заниматься с
логопедом, так как он неправильно произносит
звуки, неразборчиво произносит слова, а я
считаю, что мой сын справится сам, и всё
пройдет, когда он подрастёт, потому что в нашей
семье ни у кого проблем с речью нет. Я тоже в
детстве не проговаривала звук «Р», потом в
школе научилась. Как поступить, чтобы не
навредить моему ребёнку?
следует обратиться
Ответ. Если развитие речи Вашего ребёнка отстаёт от возрастной
нормы,
за консультацией к
поликлиническому логопеду или учителюлогопеду школы.
Возможно показать ребенка неврологу. Вам дадут советы,
рекомендации, покажут доступные приёмы и упражнения
коррекции речи. Вы сами можете выбрать форму занятий с
ребенком. Либо посещать занятия с логопедом, либо
позаниматься дома. Недостатки речи надо преодолевать
своевременно, чтобы они не закрепились и не стали стойкими.
Если к школьному возрасту речь не сформирована, то уже это
«само не пройдет».
2. Вопрос. Как долго нужно посещать
логопедические занятия в школе?
его причин.
Ответ. Сроки логопедической коррекции зависят от тяжести
речевого нарушения,
Если это единичное
функциональное нарушение произношения звуков «Л», «Р», не
осложненное нарушением анатомического строения органов речи и
без дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь
от 2 недель до 1 месяца. Если нарушение связано с
неврологическими проблемами (гипертонус мыщц,
спазм),
аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус),
то возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях
(выраженные дизартрические нарушения) возможно только
искаженное (примерное) произношение звуков и не удаётся
получить правильное. Если к нарушению звуковой стороны речи
добавляются проблемы в лексикограмматическом строе речи,
1 нарушения фонематического слуха, то занятия необходимы 2 года.
Для детей, имеющих выраженное ОНР или ЗПР, занятия проводятся
с 1 по 4 класс.
3. Вопрос. Каких детей зачисляют для занятий с
логопедом в школе?
Консультацию по уровню развития речи ребенка и рекомендации по
дальнейшему развитию и коррекции речи может получить любой
ученик школы, обратившийся лично или вместе с родителями. На
занятия зачисляются дети, имеющие заключение ПМПК
(психологомедикопедагогической комиссии), где подтвержден
статус ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и даны рекомендации для
обучения по адаптированной образовательной программе НОО
для детей с ОВЗ (вар.5.1).
4.Вопрос. Не помешает ли моему ребенку заключение ПМПК и
занятия с логопедом в дальнейшем поступить в престижную
школу, ВУЗ, выбрать желаемую профессию?
Ответ. Заключение ПМПК с рекомендациями оказания
логопедической помощи ребенку с ТНР действительно в течение
года для предъявления в образовательное учреждение. Если
родители не обратились с заявлением обучать ребенка по
соответствующей программе, то оно теряет свою силу. Если
родители выразили согласие обучать ребенка и заниматься с
логопедом, то занятия проходят не более начальной ступени, т.е
до 4 класса. При успешной коррекции, по желанию родителей, по
заключению школьного ПМПк, ребенок может быть выписан и
ранее этого срока. Если к концу 4 класса ребенок преодолеет
свои речевые проблемы и к моменту поступления у него будут
соответствующие способности, он может поступать в любое
учебное заведение.
4. Вопрос. Могут ли родители сами исправить
речь ребенка?
Роль родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует
много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка,
например, Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»;
Фомичева М.Ф.
«Воспитание у детей правильного
произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для
2 развития речи». В сети интернет много обучающих вебинаров
по постановке звуков. Иногда бывает достаточно привлечь
внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы
получить положительный эффект. В других случаях
предварительно необходимо развить артикуляционную
мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако
если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца
занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше
всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки
исправить произношение могут усугубить проблему –
например, закрепить у ребенка неправильное произношение
или вовсе отбить охоту заниматься. Речь взрослых должна
быть образцом для подражания:
плавная,
эмоциональная, медленная, без «сюсюканья», с понятными
ребенку словами. Очень полезно читать детям стихи, сказки,
соответствующие их возрасту. Важно развивать слуховое
внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую
моторику кисти руки.
чёткая,
5. Вопрос. Почему ребенок плохо читает и пишет?
Ответ. Чтение – сложное действие, которое включает в себя
технические навыки и понимание смысла прочитанного. В
начале обучения чтению ребенок учится переводить
написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее
со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов
в слово. Эти технические операции поглощают все внимание
ребенка. При этом понимание читаемого текста затруднено.
Постепенно технические операции автоматизируются, и
ребенок концентрируется на понимании смысла текста.
Подобные проблемы могут возникать и с письмом.
До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и
письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и
позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв,
надо срочно обратиться за консультацией к логопеду.
Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с
нарушениями устной речи, слуха, зрения и у тех учащихся,
которым невропатолог ставил диагноз ММД (минимальные
мозговые дисфункции), гиперактивность.
3 6.Вопрос.Что такое «дисграфия» и «дислексия»?
Ответ. Дисграфия – расстройство процесса письма. Дислексия –
расстройство процесса чтения. Если ребёнок нуждающийся в
логопедической помощи не получает её своевременно, то в
последствии как правило, выявляются нарушения чтения и
письма.
Эти расстройства характеризуются наличием
специфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки
и другие), которые носят стойкий характер.
7.Вопрос.Как правильно научить ребенка читать?
Ответ. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде
чем показать ребёнку новую букву, например (М), следует
научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении
всего периода обучения дома следует называть и звуки, и
соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как
звучит ЗВУК. С образом буквы знакомить не ранее 56 лет, т.к.
физиологическая готовность ребенка и прежде всего органа
зрения на восприятие слова формируется к школьному
возрасту. Важнее научить ребенка звуковому анализу и
синтезу: выделению звуков в слове, определению порядка и
количества звуков в слове, различать гласные и согласные
звуки, слышать твердость и мягкость согласного. Важны и
неречевые навыки: ориентировка в пространстве, хорошая
зрительная и слуховая память, чувство ритма, развитая мелкая
моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие этих
компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое
время.
8. Вопрос. Почему ребенок во втором классе пропускает буквы в
словах, не дописывает буквы?
Ответ. Часто такая причина возникает у многих детей на начальной
стадии обучения письму. Письмо – это сложный
многоуровневый процесс. В нем принимают участие
речеслуховой,
зрительный,
общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе
письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с
устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на
умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и
речедвигательный,
4 соединять, правильно произносить. Чтобы написать слово,
ребенку необходимо:
1) определить его звуковую структуру, последовательность и место
каждого звука;
2) соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
3) воспроизвести с помощью движений руки букву.
Требуется автоматизация этого процесса. Важно, чтобы все
функции,
были
сформированы: слуховая дифференциация звуков, правильное
их произношение, звуковой анализ и синтез, лексико
грамматическая сторона речи, зрительный анализ и синтез,
пространственные представления.
обеспечивающие процесс письма,
Причины пропуска букв могут быть различными.
Чаще
встречаются пропуски изза недостаточно сформированного
фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза,
слабого внимания, низкого уровня регуляции и самоконтроля.
Фонематический слух – это умение различать близкие акустически
звуки на слух и правильно обозначать буквой.
Звукобуквенный анализ и синтез это умение определить
количество и порядок звуков в слове, обозначить буквой и
соединить в слово. Для тренировки навыка использовать
различные упражнения на развитие фонематического слуха и
звукобуквенного анализа.
Очень много приемов и
рекомендаций для каждого возраста в сети интернет.
Низкое развитие внимания тоже приводит к пропуску. Работаем
над развитием внимания, как процессом (специальные
упражнения на развитие внимания)
и развиваем
орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать
правильное
от неправильного.
Низкий уровень самоконтроля и регуляции мешает ребенку
управлять собственной деятельностью. Необходимо развивать
навыки самоконтроля и регуляции. Эти навыки развиваются
специальными упражнениями и в обычных повседневных делах
(например, самостоятельно собрать портфель в школу).
написание
слова
9. Вопрос. Какие упражнения можно выполнять, для
преодоления нарушений письма?
5 Ответ. Нужно разобраться в причинах нарушения. И работать
именно над преодолением выявленных нарушений. Если
нарушения связаны с недостатками фонематического слуха и
звукобуквенного анализа, то выполнять многократно задания,
которые формируют эти умения. Материал с упражнения
подставлен на школьном сайте.
http://school32.irk.ru/p/logoped
Если недостатки письма связаны с нарушением пространственных
представлений, с зеркальным письмом, с моторными
нарушениями, то использовать упражнения для развития
зрительных и пространственных представлений.
http://poskladam.ru/bukvy/bkvy_rebenok_propuskaet_bukviy_pri_pism
e.html
Причину нарушений поможет выявить учительлогопед. Если
ошибки приобретают стойкий характер и их более пяти в
диктанте второклассника, то следует обратиться к логопеду
для оказания систематической помощи на занятиях.
Для самостоятельных занятий ребенка можно использовать сайт.
Подходит для диагностики дисграфии и дислексии и содержит
тесты и тренировочные упражнения, позволяющие преодолеть
нарушения. https://www.cognifit.com/ru/science/recovering
brainhealth/dyslexia
10.Вопрос. Чем занимаются дети на логопедических занятиях в
школе и сколько они длятся?
Ответ. Ребёнок посещает занятия у школьного логопеда 23 раза в
неделю продолжительностью от 30 мин. До 45 мин.
Подгрупповые занятия учительлогопед планирует с детьми
одного возраста(класса) и со сходными нарушениями речи.
Содержание каждого логопедического занятия зависит от
формы речевого нарушения и целей логопедической
коррекции. Занятия по произношению обычно включают игры
и упражнения на развитие мышц артикуляции, упражнения на
развитие речевого дыхания,
пальчиковую гимнастику,
мимические упражнения, упражнения на дикцию и чистоту
речи, упражнение на развитие слухового восприятия,
исправление дефекта произношения и правильную
автоматизацию звуков в речи, коррекцию нарушений слоговой
6 формирование
лексикограмматических
структуры,
представлений,
коррекцию нарушений чтения и
письма. Занятия по коррекции письменной речи включают
упражнения, игры и задания на развитие мелкой моторики,
развитие зрительнопространственной координации, развитие
артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха,
упражнения по коррекции нарушения письма (на материале
программного раздела по русскому языку).
7
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.