Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Оценка 5

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Оценка 5
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Статья содержит ответы на вопросы, которые часто задают родители учителю-логопеду в школе до начала школьного обучения ребенка и в период обучения в 1-2 классе. Освещены вопросы и по организации работы логопеда с ребенком, по проблемам необходимости занятий с ребенком и другие. Ответы и рекомендации учителя-логопеда с двадцатилетним опытом работы позволят родителям проанализировать проблему ребенка сделать самостоятельные выводы о необходимости занятий или обратиться к логопеду с личной консультацией.
конспект.docx
Ответы учителя­логопеда на частые вопросы родителей 1. Вопрос. Друзья и учитель говорят мне, что моему ребенку необходимо заниматься с логопедом, так как он неправильно произносит звуки, неразборчиво произносит слова, а я считаю, что мой сын справится сам, и всё пройдет, когда он подрастёт, потому что в нашей семье ни у кого проблем с речью нет. Я тоже в детстве не проговаривала звук «Р», потом в школе научилась. Как поступить, чтобы не навредить моему ребёнку?   следует   обратиться   Ответ. Если развитие речи Вашего ребёнка отстаёт от возрастной нормы, за   консультацией   к поликлиническому   логопеду   или   учителю­логопеду   школы.  Возможно   показать   ребенка   неврологу.   Вам   дадут   советы, рекомендации,   покажут   доступные   приёмы   и   упражнения коррекции   речи.   Вы   сами   можете   выбрать   форму   занятий   с ребенком.   Либо   посещать   занятия   с   логопедом,   либо позаниматься   дома.   Недостатки   речи   надо   преодолевать своевременно, чтобы они не закрепились и не стали стойкими. Если к школьному возрасту речь не сформирована, то уже это «само не пройдет». 2. Вопрос. Как долго нужно посещать логопедические занятия в школе?   его   причин. Ответ. Сроки   логопедической   коррекции   зависят   от   тяжести речевого   нарушения,   Если   это   единичное функциональное   нарушение   произношения   звуков   «Л»,   «Р»,   не осложненное нарушением анатомического строения органов речи и без дизартрических нарушений, то звук ставится и вводится в речь от   2   недель   до   1   месяца.   Если   нарушение   связано   с неврологическими   проблемами   (гипертонус   мыщц,   спазм), аномалиями в строении органов (расщелины, неправильный прикус), то возможно от 6 месяцев и до года. В некоторых сложных случаях (выраженные   дизартрические   нарушения)   возможно   только искаженное   (примерное)   произношение   звуков   и   не   удаётся получить   правильное.   Если   к   нарушению   звуковой   стороны   речи добавляются   проблемы   в   лексико­грамматическом   строе   речи, 1 нарушения фонематического слуха, то занятия необходимы 2 года. Для детей, имеющих выраженное ОНР или ЗПР, занятия проводятся с 1 по 4 класс. 3. Вопрос. Каких детей зачисляют для занятий с логопедом в школе? Консультацию по уровню развития речи ребенка и рекомендации по дальнейшему развитию и коррекции речи может получить любой ученик школы, обратившийся лично или вместе с родителями. На занятия   зачисляются   дети,   имеющие   заключение   ПМПК (психолого­медико­педагогической   комиссии),   где  подтвержден статус ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) ­ ТНР   (тяжелыми   нарушениями   речи)  и   даны   рекомендации   для обучения   по   адаптированной   образовательной   программе   НОО для детей с ОВЗ (вар.5.1). 4.Вопрос. Не   помешает   ли   моему   ребенку   заключение   ПМПК   и занятия   с   логопедом   в   дальнейшем   поступить   в   престижную школу, ВУЗ, выбрать желаемую профессию? Ответ. Заключение   ПМПК   с   рекомендациями   оказания логопедической помощи ребенку с ТНР действительно в течение года   для   предъявления   в   образовательное   учреждение.   Если родители   не   обратились   с   заявлением   обучать   ребенка   по соответствующей   программе,   то   оно   теряет   свою   силу.   Если родители   выразили   согласие   обучать   ребенка   и   заниматься   с логопедом, то занятия проходят не более начальной ступени, т.е до 4 класса. При успешной коррекции, по желанию родителей, по заключению школьного ПМПк, ребенок может быть выписан и ранее этого срока. Если к концу 4 класса ребенок преодолеет свои речевые проблемы и к моменту поступления у него будут соответствующие   способности,   он   может   поступать   в   любое учебное заведение. 4. Вопрос. Могут ли родители сами исправить речь ребенка? Роль родителей в развитии речи ребенка очень велика. Существует много книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например,   Максаков   А.И.,   Тумакова   Г.А.   «Учите,   играя»; Фомичева   М.Ф.   «Воспитание   у   детей   правильного произношения»; Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для 2 развития речи». В сети интернет много обучающих вебинаров по   постановке   звуков.   Иногда   бывает   достаточно   привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить   положительный   эффект.   В   других   случаях предварительно   необходимо   развить   артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если,   несмотря   на   ваши   усилия,   ребенок   в   течение   месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего   обратиться   к   профессионалу.   Дальнейшие   попытки исправить   произношение   могут   усугубить   проблему   – например,   закрепить   у   ребенка   неправильное   произношение или   вовсе   отбить   охоту   заниматься.   Речь   взрослых   должна быть   образцом   для   подражания:   плавная, эмоциональная,   медленная,   без   «сюсюканья»,   с   понятными ребенку словами. Очень полезно читать детям стихи, сказки, соответствующие   их   возрасту. Важно   развивать   слуховое внимание,   подвижность   артикуляционного   аппарата,   мелкую моторику кисти руки.   чёткая, 5. Вопрос. Почему ребенок плохо читает и пишет? Ответ. Чтение   –   сложное   действие,   которое   включает   в   себя технические   навыки   и   понимание   смысла   прочитанного.   В начале   обучения   чтению   ребенок   учится   переводить написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить ее со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают все внимание ребенка.   При   этом   понимание   читаемого   текста   затруднено. Постепенно   технические   операции   автоматизируются,   и ребенок концентрируется на понимании смысла текста. Подобные проблемы могут возникать и с письмом. До конца первого класса нельзя говорить о нарушениях чтения и письма, говорят лишь о несформированном навыке. Но если и позже остаются стойкие пропуски, замены, перестановки букв, надо срочно обратиться за консультацией к логопеду. Сложности с чтением и письмом могут быть у левшей, у детей с нарушениями  устной  речи,  слуха,   зрения   и  у  тех  учащихся, которым   невропатолог   ставил   диагноз   ММД   (минимальные мозговые дисфункции), гиперактивность. 3 6.Вопрос.Что такое «дисграфия» и «дислексия»? Ответ. Дисграфия   –   расстройство   процесса   письма.   Дислексия   – расстройство процесса чтения. Если ребёнок нуждающийся в логопедической   помощи   не   получает   её   своевременно,   то   в последствии   как   правило,   выявляются   нарушения   чтения   и письма.   Эти   расстройства   характеризуются   наличием специфических ошибок (пропуски букв, замены, перестановки и другие), которые носят стойкий характер. 7.Вопрос.Как правильно научить ребенка читать? Ответ. В основе обучения чтению лежит не буква, а ЗВУК. Прежде чем   показать   ребёнку   новую   букву,   например   (М),   следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах. На протяжении всего   периода   обучения   дома   следует   называть   и   звуки,   и соответствующие   им   буквы   ОДИНАКОВО   –   т.е.   так,   как звучит ЗВУК. С образом буквы знакомить не ранее 5­6 лет, т.к. физиологическая   готовность   ребенка   и   прежде   всего   органа зрения   на   восприятие   слова   формируется   к   школьному возрасту.   Важнее   научить   ребенка   звуковому   анализу   и синтезу:   выделению   звуков  в   слове,  определению  порядка  и количества   звуков   в   слове,   различать   гласные   и   согласные звуки,   слышать   твердость   и   мягкость   согласного.   Важны   и неречевые   навыки:   ориентировка   в   пространстве,   хорошая зрительная и слуховая память, чувство ритма, развитая мелкая моторика, активное мышление. Именно хорошее развитие этих компонентов у ребенка позволит овладеть грамотой в короткое время. 8. Вопрос. Почему ребенок во втором классе пропускает буквы в словах, не дописывает буквы? Ответ. Часто такая причина возникает у многих детей на начальной стадии   обучения   письму. Письмо   –   это   сложный многоуровневый   процесс.   В   нем   принимают   участие речеслуховой, зрительный, общедвигательный   анализаторы.   Между   ними   в   процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной   речью,   степенью   ее   развития.   Оно   основывается   на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и речедвигательный,     4 соединять,   правильно   произносить.   Чтобы   написать   слово, ребенку необходимо: 1) определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука; 2) соотнести выделенный звук с определенным образом буквы; 3) воспроизвести с помощью движений руки букву. Требуется   автоматизация   этого   процесса.   Важно,   чтобы   все функции,   были сформированы: слуховая дифференциация звуков, правильное их   произношение,   звуковой   анализ   и   синтез,   лексико­ грамматическая   сторона   речи,   зрительный   анализ   и   синтез, пространственные представления.   обеспечивающие   процесс   письма,  Причины пропуска   букв   могут   быть   различными.   Чаще встречаются   пропуски   из­за   недостаточно   сформированного фонематического   слуха,   звукобуквенного   анализа   и   синтеза, слабого внимания, низкого уровня регуляции и самоконтроля. Фонематический слух – это умение различать близкие акустически звуки на слух и правильно обозначать буквой. Звукобуквенный   анализ   и   синтез ­   это   умение   определить количество   и   порядок   звуков   в   слове,   обозначить   буквой   и соединить   в   слово.   Для   тренировки   навыка   использовать различные упражнения на развитие фонематического слуха и звукобуквенного   анализа.   Очень   много   приемов   и рекомендаций для каждого возраста в сети интернет. Низкое   развитие   внимания тоже   приводит   к   пропуску.  Работаем над   развитием   внимания,   как   процессом   (специальные упражнения   на   развитие   внимания)   и   развиваем орфографическую зоркость – умение видеть ошибки, отличать правильное   от   неправильного. Низкий   уровень   самоконтроля   и   регуляции мешает   ребенку управлять собственной деятельностью. Необходимо развивать навыки  самоконтроля  и  регуляции. Эти  навыки  развиваются специальными упражнениями и в обычных повседневных делах (например, самостоятельно собрать портфель в школу).   написание   слова 9.   Вопрос.   Какие   упражнения   можно   выполнять,   для преодоления нарушений письма? 5 Ответ. Нужно   разобраться   в   причинах   нарушения.   И   работать именно   над   преодолением   выявленных   нарушений.   Если нарушения связаны с недостатками фонематического слуха и звукобуквенного анализа, то выполнять многократно задания, которые   формируют   эти   умения.   Материал   с   упражнения подставлен на школьном сайте. http://school32.irk.ru/p/logoped  Если недостатки письма связаны с нарушением пространственных представлений,   с   зеркальным   письмом,   с   моторными нарушениями,   то   использовать   упражнения   для   развития зрительных и пространственных представлений. http://poskladam.ru/bukvy/bkvy_rebenok_propuskaet_bukviy_pri_pism e.html Причину   нарушений   поможет   выявить   учитель­логопед.   Если ошибки   приобретают   стойкий   характер   и   их   более   пяти   в диктанте второклассника, то следует обратиться к логопеду для оказания систематической помощи на занятиях. Для   самостоятельных   занятий   ребенка   можно   использовать   сайт. Подходит для диагностики дисграфии и дислексии и содержит тесты и тренировочные упражнения, позволяющие преодолеть нарушения. https://www.cognifit.com/ru/science/recovering­ brainhealth/dyslexia 10.Вопрос.   Чем   занимаются   дети   на   логопедических   занятиях   в школе и сколько они длятся? Ответ. Ребёнок посещает занятия у школьного логопеда 2­3 раза в неделю   продолжительностью   от   30   мин.   До   45   мин. Подгрупповые   занятия   учитель­логопед   планирует   с   детьми одного   возраста(класса)   и   со   сходными   нарушениями   речи. Содержание   каждого   логопедического   занятия   зависит   от формы   речевого   нарушения   и   целей   логопедической коррекции. Занятия по произношению обычно включают игры и упражнения на развитие мышц артикуляции, упражнения на развитие   речевого   дыхания,   пальчиковую   гимнастику, мимические   упражнения,   упражнения   на   дикцию   и   чистоту речи,   упражнение   на   развитие   слухового   восприятия, исправление   дефекта   произношения   и   правильную автоматизацию звуков в речи, коррекцию нарушений слоговой 6 формирование лексико­грамматических структуры, представлений,   коррекцию   нарушений   чтения   и письма. Занятия   по   коррекции   письменной   речи включают упражнения,   игры   и   задания   на   развитие   мелкой   моторики, развитие   зрительно­пространственной   координации,   развитие артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха, упражнения   по   коррекции   нарушения   письма   (на   материале программного раздела по русскому языку). 7

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей

Ответы учителя-логопеда на вопросы родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2019