Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"
Оценка 4.6

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
дефектология
1 кл—4 кл
13.01.2020
Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"
Урок предназначен для ознакомления детей с особенностями в развитии - нарушениями слуха, с природными явлениями в осеннее время года, изменениями, происходящими в растительном и животном мире осенью с целью формирования элементарных понятий об экологических пищевых цепочках, положенных в основу жизни животного мира.
Урок ознакомления с окружающим миром.docx

Технологическая карта урока «шапка»

 

1.Дидактическое обоснование (средства):

Учебник: Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный класс : учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: «Просвещение», 2017. – 95 с. С. 26-27

2. Участники: обучающиеся подготовительного 1 «А» класса (7 человек).

3. Предметная область: «Естественнонаучный цикл».

4. Предмет: «Ознакомление с окружающим миром».

5. Тема урока: «Осень в гости к нам пришла!».                     

6. Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления детей с особенностями природных явлений в осеннее время года, изменениями, происходящими в растительном и животном мире осенью; формировать элементарные понятия об экологических пищевых цепочках, положенных в основу жизни животного мира.

7. Тип урока: урок закрепления и открытия нового знания.

8. Планируемые результаты:

Предметные: получат элементарные понятия о изменениях в природе осенью, научатся различать неречевые звуки: шум ветра, шум дождя.

Метапредметные.

Регулятивные: – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве (в том числе вербальном) с учителем. Познавательные – с помощью учителя выделять общее и осмысливать главное. Логические – выделять отличительные особенности пищевых привычек животных леса: кедровка предпочитает питаться кедровыми орехами, белка – грибами, знакомиться с  многообразием мира природы. Коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками в продолжительности всего урока.

Личностные: самоопределение – проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного материала. Развивать наблюдательность, внимательность.

Коррекционные: формировать умения воспринимать речевой материал, различать звуки природных явлений: дождя, ветра в записи. Развивать слуховое восприятие, формирование произношения.

9. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Ознакомление с окружающим миром» 1 дополнительный класс Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова ФГОС ОВЗ М. : Просвещение 2017, презентация, предметные картинки с изображением белки, ежа, кедровки, осенних пейзажей, раздаточный материал: грибы, листья, шишки, наглядный материал – карточки для выполнения домашнего задания, индивидуальные слуховые аппараты, зонтик, корзинка, картинки с изображением улыбки в качестве сюрприза.

10. Формы организации познавательной деятельности учащихся по технологии В.К. Дьяченко: парная – «учитель-ученик», «ученик-ученик», групповая – «учитель-ученики», фронтальная «учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса».

 

Технологическая карта

Этап урока

.

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап

 

 

Организационно-мотивационный

 

Представляет наглядный материал с речевым сопровождением,

направляет внимание

Слушают учителя, распознают на слух речевой материал, выражают готовность к восприятию материала

Личностные: управляют своим настроением, выражают положительные эмоции

Организованность к учебной деятельности, готовности к уроку

 

 

Дыхательная физминутка «Осенние листья»

 

Показывает образец, сопровождает дактилированием

Ориентируются на показ, считывают с экрана доски речевой материал, хором проговаривают

Метапредметные:

настраиваются на познавательную деятельность, на речевой контакт с учителем

Создание позитивного настроения

II этап

 

 

Актуализация субъективного опыта. Восприятие речевого материала

Описывает осенние месяцы через представление наглядного материала

Осознают, понимают и принимают наглядно-вербальную информацию

Личностные:

проявляют старательность, прилежность в процессе восприятия новых слов

Метапредметные: знакомятся с явлениями природы

Воспитание умения адекватно воспринимать новую информацию, формирование зрительной, слуховой памяти

 

III этап

 

 

Использование и применение полученных ранее знаний (слуховых), представление новых

Активизирует деятельность для закрепления полученных ранее знаний, а также для получения новых знаний

Воспринимают наглядный материал на слухоречевой основе. Дифференцируют материал. Открывают новые ощущения. Закрепляют материал через основной метод – сравнение

Регулятивные: различают, распознают и опознают речевые и неречевые звуки

Коррекционные: развивают слуховое восприятие, произношение

Закрепление опорных знаний.

Открытие новых знаний. Расширение кругозора. Формирование умения различать речевые и неречевые звучания

 

 

Игры-упражнения на развитие слухового восприятия: «Зонтик», «Ветер».

Восприятие рассказа «Про осень»

Активизирует и развивает слухозрительное восприятие, организует процесс познания окружающего мира звуков

Воспринимают материал на слухозрительной основе, эмоционально реагируют на наглядный материал

Предметные: определяют  и различают понятия: шум дождя, шум ветра

Познавательные: – с помощью учителя выделяют и осмысливают информацию

Развитие органов чувств (зрение, слух)

 

 

Работа с учебником «Осень в лесу»

Направляет внимание детей к элементарному диалогу

Принимают участие в элементарном диалоге, закрепляют понятия: хорошие и плохие грибы

Познавательные:

проявляют готовность к восприятию информации в учебнике и способность отвечать на простые вопросы

Получают элементарные понятия о природном явлении - осень

 

IV этап

 

 

Динамическая пауза (физминутка): «Гриб»

Показывает порядок действия движений

Повторяют движения, совершенствуют координацию крупной моторики

Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение, демонстрируют действия по показу и образцу

Воспитание готовности и способности к саморазвитию, подражанию

V этап

 

 

Закрепление материала: «Правила поведения в лесу»

Активизирует к взаимодействию. Стимулирует к восприятию и пониманию правил поведения в лесу

Проявляют готовность мыслительной к деятельности. Воспринимают речевую информацию с экрана на слухозрительной основе

Познавательные:

понимают, принимают  и осмысливают элементарные правила

Воспитание ответственного отношения к миру природы

 

 

 

Подвижная игра: «Собери дары природы»

Представляет речевой и наглядный материал

Распознают объекты, сравнивают и

устанавливают сходства

(слухоречевая работа)

Логические: –знакомятся с  многообразием даров природы. Коммуникативные:

Вербально взаимодействуют с учителем

Воспитание любознательности, расширение кругозора

 

 

Игровое упражнение «Какая картина лишняя»

Предлагает сравнить, сделать вывод

Применяют метод сравнения

Познавательные: выделяют общие признаки осеннего периода

Развитие наблюдательности, внимательности

VI этап

 

 

Рефлексия

 

Стимулирует умение выражать благодарность через сюрпризный момент

Принимают подарок – улыбку, благодарят выражением речевого этикета «Спасибо»

Коммуникативные: вербально взаимодействуют, сотрудничают с учителем

Контроль за результатом речевой деятельности

VII этап

 

 

Итог урока

Выражает благодарность за работу на уроке, предлагает материал для предметной деятельности с целью закрепления

Принимают информацию, получают раздаточный материал для домашнего задания, выражают готовность к выполнению

Коррекционные: распознают речевой материал на слухозрительной основе, пользуются элементарной отражённой речью

Личная ответственность за результат предметно-практической деятельности

 

Конспект урока

 

I.              Этап организационно-мотивационный (Слайд №1)

У.: Осень в гости к нам пришла! Ах, какая осень, ах, какая! Вся из жёлтых листьев, золотая!

Если на деревьях листья пожелтели (Показ картинки),

Если в край далёкий птицы улетели (Показ картинки),

Если небо хмурое, если дождик льётся – (Показ картинки)

Это время года ОСЕНЬЮ зовётся! (Показ картинки)

Ребята, скажите дружно, вместе, какое время года?

У.: (Слайд №2) Ребята, посмотрите внимательно, какие времена года здесь изображены?

Д.: Осень и лето.

У.: Почему вы думаете, что на этой картинке осень, а на этой лето? (Произвольные высказывания детей)

У.: Давайте посмотрим. (На экране, после клика, появляются подтверждающие высказывания детей – карточки: «Осень», «Лето»)

У.: (Слайд №3) Дыхательная физминутка «Осенние листья»

Осенние листочки на веточках висят,

Осенние листочки детям говорят –

Рябиновые: А-а-а-а! Осиновые: И-и-и-и! Кленовые: О-о-о-о! Дубовые: У-у-у-у!

 

II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Определение темы урока.

У.: Осень в гости к нам пришла! Осень состоит из трёх месяцев.

(Слайд №4) Сентябрь первый месяц осени его зовут златоцвет, так как трава становится золотистой. В начале сентября стоят тёплые дни, воздух чистый, в лесу пахнет грибами.

(Слайд №5) Октябрь середина осенней поры. Опадают листья, идут дожди, может выглянуть яркое солнце, может и первый снежок пойти.

(Слайд №6) Ноябрь последний месяц осени. Небо затянуто облаками, солнышко почти не видно. Идут холодные долгие дожди, в конце ноября выпадает снег.

 

III. Этап использования и применения полученных ранее знаний (слуховых), представление новых.

(Слайд №7) Игра-упражнение: «Зонтик»)

У.: Ребята, послушайте, пошёл дождь. (Подхожу ближе к информационной доске, раскрываю зонтик)

У.: Бегите все ко мне, прячьтесь от дождя! Слушайте, какой дождь. (Дети слушают шум дождя, вспоминают, опираясь на жизненный опыт)

(Слайд №8) Игра-упражнение: «Ветер»

У.: Ребята, дождик закончился, поднялся сильный ветер. Зонтик улетел. Бегите домой! Ветер какой! А мы в домике все. (Дети садятся за парты, слушают шум ветра, вспоминают, опираясь на жизненный опыт).

(Слайд №9) Работа с интерактивной доской. «Рассказ про осень». Слуховая работа

«Осенью небо серого цвета. Солнце светит не так ярко и меньше прогревает землю. По небу часто плывут тучи и облака. Из них на землю льёт мелкий осенний дождь. Листья на деревьях осенью меняют свой цвет и осыпают землю. Перелётные птицы готовятся улететь в тёплые края. Звери делают запасы на зиму. Люди стали одеваться теплее, потому что становится всё холоднее. Осень – пора урожая. Люди собирают осенью фрукты и овощи».

Работа с учебником «Осень в лесу» С. 26-27.

У.: Откройте учебники на странице 26. Куда пришли ребята?

Д.: В лес.

У.: Что они собирают в лесу?

Д.: Грибы.

У.: Покажите хорошие грибы, плохие грибы.

 

IV Динамическая пауза (физминутка) «Гриб» (Слайд №10)

Гриша шёл-шёл - шёл, (Дети шагают на месте)

Белый гриб нашёл. (Выполняют хлопки в ладоши)

Раз-грибок, два - грибок, три - грибок, (Делают наклоны вперёд)

Положил их в кузовок. (Имитируют движения – кладут в кузовок грибы)

Ребята, сейчас и мы отправимся в лес. Но сначала необходимо повторить правила поведения в лесу.

 

V Этап закрепления материала «Правила поведения в лесу» (Слайд №11)

1. Не ходите в лес одни, только со взрослыми.

2. Не шумите в лесу, не кричите.

У.: Ребята, помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности! Берите корзинки, ищите в лесу грибы, шишки и красивые листочки.

(Слайд №12) Подвижная игра: «Собери дары природы»

(Под музыку «Наступила осень», слова и музыка О. Осипова, каждый выбирает себе пару, вместе ходят по «лесу»-классу, собирают грибы, шишки, листья)

У.: Что вы собрали? (Хоровое проговаривание)

Д.: Шишки, листики, грибы.

У.: Ах, какой славный урожай! Впереди зима холодная, голодная. Тяжело лесным жителям зимой. Поэтому, предлагаю угостить белочку, ёжика и кедровку. Что любит белочка? Что любит кедровка? Что необходимо зимой ёжику?

(Слайд №13) (На доске расположены картинки белочки, ёжика и кедровки. Дети прикладывают картинки с изображением листьев к картинке ежика, грибов и шишек к картинке с изображением белки, шишек – к картинке с изображением кедровки. На экране интерактивной доски верное расположение предметов, дети сравнивают свои результаты работы – верно или нет расположили предметы? Пояснения педагога)

У.: Белка собирает грибы, нанизывает их на веточки деревьев, они высыхают и всю зиму белочка питается грибами, любит она и орешки. Кедровка питается орешками, а ёжик вырывает между корнями в земле норку, натаскивает туда листьев и в тёплой постельке спит всю долгую зиму.

(Слайд №14) Игровое упражнение «Какая картина лишняя?»

У. Ребята, посмотрите на первую, вторую и третью картину. Какая картина лишняя? Почему вы так считаете? (Произвольные ответы детей)

 

VI. Рефлексия.

У.: Ребята, вам понравилось собирать грибы, шишки и листья? Когда вы услышали шум дождя, куда спрятались? (Произвольные ответы). Вы славно потрудились! У меня для вас есть подарок – это улыбка. Я дарю вам улыбку. Сегодня вы сделали доброе дело – подарили белочке, ёжику и кедровке осенние дары.

 

VII. Итог урока. Домашнее задание. (Слайд №15)

У.: Выполните практическое задание:

1. Соберите боровики в корзину, мухоморы зачеркните.

2. Найдите две одинаковые шишки и обведите их.

3. Нарисуйте на второй половине листа осенние листья.

Желаю творческих успехов. Спасибо.

 

Интернет-источники:

1.    https://givnost.ru/kedrovka-ptica-opisanie-osobennosti-vidy-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-kedrovki/

2.    https://superpower2.ru/procedury-dlya-krasoty-volos/zapasaet-li-ezhik-edu-na-zimu-kak-gotovitsya-k-zime-zh/

3.    https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-osen.html

4.    https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-po-teme-osen.html

5.    http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8489-pravila-povedeniya-v-lesu-dlya-detej-pamyatka.html

6.    https://melodia.space/zvuki-dojdia.html

7.    http://boobooka.com/zvuki/zvuki-prirody/zvuk-vetra/

8.    http://ra-cvet.spb.ru/image/537-19.html

9.    https://www.chitaitext.ru/novosti/v-permskom-krae-ozhidaetsya-silnyy-veter/

10. http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/10_october_06.shtml

11. https://vk.com/video-51655162_166769427

12. https://ru.depositphotos.com/167919844/stock-photo-gathering-of-mushrooms.html

13. http://detochki-doma.ru/detskie-pesni-pro-osen/

 

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"

Ознакомление с окружающим миром "Осень в гости к нам пришла"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020