Технологическая карта урока «шапка»
1.Дидактическое обоснование (средства):
Учебник: Ознакомление с окружающим миром. 1 дополнительный класс : учеб. Для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. программы / Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. – М.: «Просвещение», 2017. – 95 с. С. 26-27
2. Участники: обучающиеся подготовительного 1 «А» класса (7 человек).
3. Предметная область: «Естественнонаучный цикл».
4. Предмет: «Ознакомление с окружающим миром».
5. Тема урока: «Осень в гости к нам пришла!».
6. Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления детей с особенностями природных явлений в осеннее время года, изменениями, происходящими в растительном и животном мире осенью; формировать элементарные понятия об экологических пищевых цепочках, положенных в основу жизни животного мира.
7. Тип урока: урок закрепления и открытия нового знания.
8. Планируемые результаты:
Предметные: получат элементарные понятия о изменениях в природе осенью, научатся различать неречевые звуки: шум ветра, шум дождя.
Метапредметные.
Регулятивные: – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве (в том числе вербальном) с учителем. Познавательные – с помощью учителя выделять общее и осмысливать главное. Логические – выделять отличительные особенности пищевых привычек животных леса: кедровка предпочитает питаться кедровыми орехами, белка – грибами, знакомиться с многообразием мира природы. Коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение в процессе взаимодействия с учителем, одноклассниками в продолжительности всего урока.
Личностные: самоопределение – проявлять элементы готовности и способности к саморазвитию, познанию и принятию предъявленного материала. Развивать наблюдательность, внимательность.
Коррекционные: формировать умения воспринимать речевой материал, различать звуки природных явлений: дождя, ветра в записи. Развивать слуховое восприятие, формирование произношения.
9. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Ознакомление с окружающим миром» 1 дополнительный класс Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова ФГОС ОВЗ М. : Просвещение 2017, презентация, предметные картинки с изображением белки, ежа, кедровки, осенних пейзажей, раздаточный материал: грибы, листья, шишки, наглядный материал – карточки для выполнения домашнего задания, индивидуальные слуховые аппараты, зонтик, корзинка, картинки с изображением улыбки в качестве сюрприза.
10. Формы организации познавательной деятельности учащихся по технологии В.К. Дьяченко: парная – «учитель-ученик», «ученик-ученик», групповая – «учитель-ученики», фронтальная «учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса».
Технологическая карта
Этап урока |
. |
Виды работы, формы, методы, приёмы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
I этап
|
|
Организационно-мотивационный
|
Представляет наглядный материал с речевым сопровождением, направляет внимание |
Слушают учителя, распознают на слух речевой материал, выражают готовность к восприятию материала |
Личностные: управляют своим настроением, выражают положительные эмоции |
Организованность к учебной деятельности, готовности к уроку |
|
|
Дыхательная физминутка «Осенние листья»
|
Показывает образец, сопровождает дактилированием |
Ориентируются на показ, считывают с экрана доски речевой материал, хором проговаривают |
Метапредметные: настраиваются на познавательную деятельность, на речевой контакт с учителем |
Создание позитивного настроения |
II этап
|
|
Актуализация субъективного опыта. Восприятие речевого материала |
Описывает осенние месяцы через представление наглядного материала |
Осознают, понимают и принимают наглядно-вербальную информацию |
Личностные: проявляют старательность, прилежность в процессе восприятия новых слов Метапредметные: знакомятся с явлениями природы |
Воспитание умения адекватно воспринимать новую информацию, формирование зрительной, слуховой памяти |
III этап
|
|
Использование и применение полученных ранее знаний (слуховых), представление новых |
Активизирует деятельность для закрепления полученных ранее знаний, а также для получения новых знаний |
Воспринимают наглядный материал на слухоречевой основе. Дифференцируют материал. Открывают новые ощущения. Закрепляют материал через основной метод – сравнение |
Регулятивные: различают, распознают и опознают речевые и неречевые звуки Коррекционные: развивают слуховое восприятие, произношение |
Закрепление опорных знаний. Открытие новых знаний. Расширение кругозора. Формирование умения различать речевые и неречевые звучания |
|
|
Игры-упражнения на развитие слухового восприятия: «Зонтик», «Ветер». Восприятие рассказа «Про осень» |
Активизирует и развивает слухозрительное восприятие, организует процесс познания окружающего мира звуков |
Воспринимают материал на слухозрительной основе, эмоционально реагируют на наглядный материал |
Предметные: определяют и различают понятия: шум дождя, шум ветра Познавательные: – с помощью учителя выделяют и осмысливают информацию |
Развитие органов чувств (зрение, слух) |
|
|
Работа с учебником «Осень в лесу» |
Направляет внимание детей к элементарному диалогу |
Принимают участие в элементарном диалоге, закрепляют понятия: хорошие и плохие грибы |
Познавательные: проявляют готовность к восприятию информации в учебнике и способность отвечать на простые вопросы |
Получают элементарные понятия о природном явлении - осень |
IV этап
|
|
Динамическая пауза (физминутка): «Гриб» |
Показывает порядок действия движений |
Повторяют движения, совершенствуют координацию крупной моторики |
Коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение, демонстрируют действия по показу и образцу |
Воспитание готовности и способности к саморазвитию, подражанию |
V этап
|
|
Закрепление материала: «Правила поведения в лесу» |
Активизирует к взаимодействию. Стимулирует к восприятию и пониманию правил поведения в лесу |
Проявляют готовность мыслительной к деятельности. Воспринимают речевую информацию с экрана на слухозрительной основе |
Познавательные: понимают, принимают и осмысливают элементарные правила |
Воспитание ответственного отношения к миру природы |
|
|
Подвижная игра: «Собери дары природы» |
Представляет речевой и наглядный материал |
Распознают объекты, сравнивают и устанавливают сходства (слухоречевая работа) |
Логические: –знакомятся с многообразием даров природы. Коммуникативные: Вербально взаимодействуют с учителем |
Воспитание любознательности, расширение кругозора |
|
|
Игровое упражнение «Какая картина лишняя» |
Предлагает сравнить, сделать вывод |
Применяют метод сравнения |
Познавательные: выделяют общие признаки осеннего периода |
Развитие наблюдательности, внимательности |
VI этап
|
|
Рефлексия
|
Стимулирует умение выражать благодарность через сюрпризный момент |
Принимают подарок – улыбку, благодарят выражением речевого этикета «Спасибо» |
Коммуникативные: вербально взаимодействуют, сотрудничают с учителем |
Контроль за результатом речевой деятельности |
VII этап
|
|
Итог урока |
Выражает благодарность за работу на уроке, предлагает материал для предметной деятельности с целью закрепления |
Принимают информацию, получают раздаточный материал для домашнего задания, выражают готовность к выполнению |
Коррекционные: распознают речевой материал на слухозрительной основе, пользуются элементарной отражённой речью |
Личная ответственность за результат предметно-практической деятельности |
Конспект урока
I. Этап организационно-мотивационный (Слайд №1)
У.: Осень в гости к нам пришла! Ах, какая осень, ах, какая! Вся из жёлтых листьев, золотая!
Если на деревьях листья пожелтели (Показ картинки),
Если в край далёкий птицы улетели (Показ картинки),
Если небо хмурое, если дождик льётся – (Показ картинки)
Это время года ОСЕНЬЮ зовётся! (Показ картинки)
Ребята, скажите дружно, вместе, какое время года?
У.: (Слайд №2) Ребята, посмотрите внимательно, какие времена года здесь изображены?
Д.: Осень и лето.
У.: Почему вы думаете, что на этой картинке осень, а на этой лето? (Произвольные высказывания детей)
У.: Давайте посмотрим. (На экране, после клика, появляются подтверждающие высказывания детей – карточки: «Осень», «Лето»)
У.: (Слайд №3) Дыхательная физминутка «Осенние листья»
Осенние листочки на веточках висят,
Осенние листочки детям говорят –
Рябиновые: А-а-а-а! Осиновые: И-и-и-и! Кленовые: О-о-о-о! Дубовые: У-у-у-у!
II. Этап актуализации субъективного опыта обучающихся. Определение темы урока.
У.: Осень в гости к нам пришла! Осень состоит из трёх месяцев.
(Слайд №4) Сентябрь первый месяц осени его зовут златоцвет, так как трава становится золотистой. В начале сентября стоят тёплые дни, воздух чистый, в лесу пахнет грибами.
(Слайд №5) Октябрь середина осенней поры. Опадают листья, идут дожди, может выглянуть яркое солнце, может и первый снежок пойти.
(Слайд №6) Ноябрь последний месяц осени. Небо затянуто облаками, солнышко почти не видно. Идут холодные долгие дожди, в конце ноября выпадает снег.
III. Этап использования и применения полученных ранее знаний (слуховых), представление новых.
(Слайд №7) Игра-упражнение: «Зонтик»)
У.: Ребята, послушайте, пошёл дождь. (Подхожу ближе к информационной доске, раскрываю зонтик)
У.: Бегите все ко мне, прячьтесь от дождя! Слушайте, какой дождь. (Дети слушают шум дождя, вспоминают, опираясь на жизненный опыт)
(Слайд №8) Игра-упражнение: «Ветер»
У.: Ребята, дождик закончился, поднялся сильный ветер. Зонтик улетел. Бегите домой! Ветер какой! А мы в домике все. (Дети садятся за парты, слушают шум ветра, вспоминают, опираясь на жизненный опыт).
(Слайд №9) Работа с интерактивной доской. «Рассказ про осень». Слуховая работа
«Осенью небо серого цвета. Солнце светит не так ярко и меньше прогревает землю. По небу часто плывут тучи и облака. Из них на землю льёт мелкий осенний дождь. Листья на деревьях осенью меняют свой цвет и осыпают землю. Перелётные птицы готовятся улететь в тёплые края. Звери делают запасы на зиму. Люди стали одеваться теплее, потому что становится всё холоднее. Осень – пора урожая. Люди собирают осенью фрукты и овощи».
Работа с учебником «Осень в лесу» С. 26-27.
У.: Откройте учебники на странице 26. Куда пришли ребята?
Д.: В лес.
У.: Что они собирают в лесу?
Д.: Грибы.
У.: Покажите хорошие грибы, плохие грибы.
IV Динамическая пауза (физминутка) «Гриб» (Слайд №10)
Гриша шёл-шёл - шёл, (Дети шагают на месте)
Белый гриб нашёл. (Выполняют хлопки в ладоши)
Раз-грибок, два - грибок, три - грибок, (Делают наклоны вперёд)
Положил их в кузовок. (Имитируют движения – кладут в кузовок грибы)
Ребята, сейчас и мы отправимся в лес. Но сначала необходимо повторить правила поведения в лесу.
V Этап закрепления материала «Правила поведения в лесу» (Слайд №11)
1. Не ходите в лес одни, только со взрослыми.
2. Не шумите в лесу, не кричите.
У.: Ребята, помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности! Берите корзинки, ищите в лесу грибы, шишки и красивые листочки.
(Слайд №12) Подвижная игра: «Собери дары природы»
(Под музыку «Наступила осень», слова и музыка О. Осипова, каждый выбирает себе пару, вместе ходят по «лесу»-классу, собирают грибы, шишки, листья)
У.: Что вы собрали? (Хоровое проговаривание)
Д.: Шишки, листики, грибы.
У.: Ах, какой славный урожай! Впереди зима холодная, голодная. Тяжело лесным жителям зимой. Поэтому, предлагаю угостить белочку, ёжика и кедровку. Что любит белочка? Что любит кедровка? Что необходимо зимой ёжику?
(Слайд №13) (На доске расположены картинки белочки, ёжика и кедровки. Дети прикладывают картинки с изображением листьев к картинке ежика, грибов и шишек к картинке с изображением белки, шишек – к картинке с изображением кедровки. На экране интерактивной доски верное расположение предметов, дети сравнивают свои результаты работы – верно или нет расположили предметы? Пояснения педагога)
У.: Белка собирает грибы, нанизывает их на веточки деревьев, они высыхают и всю зиму белочка питается грибами, любит она и орешки. Кедровка питается орешками, а ёжик вырывает между корнями в земле норку, натаскивает туда листьев и в тёплой постельке спит всю долгую зиму.
(Слайд №14) Игровое упражнение «Какая картина лишняя?»
У. Ребята, посмотрите на первую, вторую и третью картину. Какая картина лишняя? Почему вы так считаете? (Произвольные ответы детей)
VI. Рефлексия.
У.: Ребята, вам понравилось собирать грибы, шишки и листья? Когда вы услышали шум дождя, куда спрятались? (Произвольные ответы). Вы славно потрудились! У меня для вас есть подарок – это улыбка. Я дарю вам улыбку. Сегодня вы сделали доброе дело – подарили белочке, ёжику и кедровке осенние дары.
VII. Итог урока. Домашнее задание. (Слайд №15)
У.: Выполните практическое задание:
1. Соберите боровики в корзину, мухоморы зачеркните.
2. Найдите две одинаковые шишки и обведите их.
3. Нарисуйте на второй половине листа осенние листья.
Желаю творческих успехов. Спасибо.
Интернет-источники:
1. https://givnost.ru/kedrovka-ptica-opisanie-osobennosti-vidy-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-kedrovki/
2. https://superpower2.ru/procedury-dlya-krasoty-volos/zapasaet-li-ezhik-edu-na-zimu-kak-gotovitsya-k-zime-zh/
3. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-pro-osen.html
4. https://www.maam.ru/detskijsad/fizkultminutki-po-teme-osen.html
5. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8489-pravila-povedeniya-v-lesu-dlya-detej-pamyatka.html
6. https://melodia.space/zvuki-dojdia.html
7. http://boobooka.com/zvuki/zvuki-prirody/zvuk-vetra/
8. http://ra-cvet.spb.ru/image/537-19.html
9. https://www.chitaitext.ru/novosti/v-permskom-krae-ozhidaetsya-silnyy-veter/
10. http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/10_october_06.shtml
11. https://vk.com/video-51655162_166769427
12. https://ru.depositphotos.com/167919844/stock-photo-gathering-of-mushrooms.html
13. http://detochki-doma.ru/detskie-pesni-pro-osen/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.