Технологическая карта урока математики в 1«В» классе.
тема: «Ознакомление с задачей в два действия.».
Класс: |
1 |
Предмет: |
Математика |
Автор урока: |
Рябкина Е.В. - учитель начальных классов |
Учебник: |
Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России). |
Раздел: |
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание. |
Тема: |
Ознакомление с задачей в два действия |
Тип урока: |
Изучение нового материала и первичное закрепление. |
Цель урока: |
знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта |
Задачи: |
учащиеся учатся дополнять числа до 10; образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; определять структуру задачи; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат. |
Используемые методы: |
Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила); Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации); Репродуктивный (работа с учебником, работа в тетрадях); Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного иллюстративно-наглядного материала: палочки, собранные в десятки и отдельные палочки, карточки с цифрами, рисунки-схемы в учебнике, разноуровневые задания |
Используемые технологии: |
• Проблемное обучение • ИКТ – технологии • Групповая технология • Технология развивающего обучения • Достижения прогнозируемых результатов • Здоровьесберегающие технологии |
УУД: |
Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку. Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.
|
Планируемый результат: |
учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
|
Ресурсы: основные, дополнительные |
- тетради; листы самооценки
- Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России); - презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран. |
Используемые формы организации познавательной деятельности: |
• Дифференцированная самостоятельная работа • Фронтальная работа • Работа в группах • Индивидуальная |
Оборудование урока: |
• Презентация учителя Power Point 2003 • Карточки для дифференцированной самостоятельной работы • Карточки с заданиями для групп) • Карточки для самостоятельной работы ) • Счётный материал . Компьютер
|
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний и умений (5 мин.)
3. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (4мин.)
4. Этап усвоения новых знаний и способов действия (15 мин.)
5. Физкультминутка (2мин.)
6. Первичное закрепление изученного материала (12 мин.)
7. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности (5мин.)
Ход и содержание урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
|||
I этап. Организационный момент Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
|||||
Настрой на работу: Давайте улыбнемся друг другу. А я вам желаю удачного урока!
- Определите, с каким настроением вы пришли на урок. Какие качества нужно взять с собой на урок, чтобы урок стал полезным поучительным - Итак, у нас урок математики. -Откройте тетради, положите их правильно, запишите число и классная работа. Минутка чистописания. Слайд 1 |
Выполняют действия, предложенные учителем;
1.Внимание. 2.Старание. 3.Хорошее настроение. 4.Знания и умения проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу, прописывают цифры
|
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Личностные: желание учиться.
|
|||
II этап. Актуализация знаний и умений Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений. |
|||||
Устный счет.- Ребята, у вас на столе конвертики с цифрами. Я буду давать вам задания, а вы мне будете показывать ответ. На числовой линейке покажите число, которое: - идет при счете после числа 15; - стоит между числами 13 и 15 - стоит перед числом 14 - меньше числа 11 на 1 - больше числа 4 на 10 Что бы узнать тему урока вам нужно решить примеры записанные на доске. (С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик). Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово. №4 6 + 4 + 9 = 12 – 2 -7 = 9 + 1 + 6 = 16 – 6 – 7= 8 + 2 + 7 = 19 – 9 – 7 = 19 17 3 16 Ч З А Д
17 3 16 3 16 3 З А Д А Ч А - Какое слово получилось? Прочитайте. Так, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О задаче) Работа над задачами в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (на доске) Говорим вежливо, называем собеседника по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте. А теперь выполним задание в паре. Вам необходимо найти задачи – ловушки, исправить ошибки и решить. Что значит задача-ловушка? Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ) А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть. (Каждая группа получает по 3 задаче). Время работы 3 минуты. Ø На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка Ø У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек? Ø Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало. Сколько кактусов было на подоконнике сначала? Через 3 минуты детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось. Самоопределение к деятельности. - Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске. Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя? (Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.) Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах? - На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему? - Как ответ на вопрос первой задачи поможет решить вторую задачу?
|
Внимательно слушают учителя
Дети показывают с помощью карточек верный ответ
Дети решают примеры у доски Составляют полученные ответы в том порядке, как показано на доске
Читают хором.
О задаче.
Дети называют правила работы в группах (парах)
Ответы детей
Работают самостоятельно парами
При проверке называют ответы. Поясняют их
Дети предлагают свои варианты. Сколько всего произведений прочитал Витя? -сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос - мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи
|
Познавательные: переработка полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи.
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках.
Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.
Коммуникативные: высказывать свое мнение при проверке задания.
Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания. |
|||
III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания. |
|||||
Кто назовет тему урока. Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Работа по теме урока. Слайд 2 Решите устно:
-Прочитайте внимательно эти задачи. Слайд 3 -Что в них общего? -Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.) Открываю задачу, записанную на доске: На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке? -Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй? -А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках? Стираю второй вопрос. -Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение. Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника. -Давайте вместе с вами её решим. -Что нам известно в задаче? -Что сказано про число шариков на второй проволоке? -Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”. Слайд 4,5 -Какой вопрос в задаче будет главным? -Можем ли мы на него ответить? -А на какой вопрос можем? На доске наборное полотно с шариками.
-Что мы знаем о шариках на второй проволоке? -Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3). -Где находятся шарики на второй проволоке? -Как узнать сколько их? -Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как? -Решение этой задачи можно записать числовым выражением: -Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+. -А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем: 10 + (10 – 3) = 17 Слайд 6 Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных. -Задачи в два действия называются составными.
IV этап. Физкультминутка. Слайд 7 Цель: снятие умственного и физического перенапряжения. 1. .Наклонилась сперва 2. Книзу наша голова 3. (наклон вперёд) 4. Вправо-влево мы с тобой 5. Покачаем головой. 6. (наклоны в стороны 7. Ручки за голову, вместе 8. Начинаем бег на месте 9. (имитация бега) 10. Уберём и я, и вы 11. Руки из-за головы.
|
Внимательно слушают учителя. О задачах.
Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют цель урока
Высказывают свои предположения
На вопрос – Сколько шаров на второй проволоке? А затем уже на вопрос - Сколько всего шаров на двух проволоках?
- Что на первой проволоке 10 шаров. -На второй на 3 шара меньше. -Сколько всего шаров на двух проволоках? - нет - сколько шаров на второй проволоке?
- что их, на 3 меньше. (за полоской) 1) 10 – 3 = 7(ш.) 2) 10 + 7 = 17(ш).
Записывают краткое условие, решение и ответ.
Выполняют движения в соответствии со словами и действиями учителя |
Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной цели.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми
|
|||
V этап. Первичное закрепление изученного материала Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков. |
|||||
Решение задачи из учебника. (Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.62 № 2. Слайд 8 “В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”. -Что обозначает число 8? -В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10? Закрепление изученного материала. На наборном полотне показано условие задачи:
-Составьте задачу по рисунку и решите её. (Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?). -Составим вместе план решения задачи. -О чём говорят два знака вопроса? -Какой вопрос главный? Слайд 9,10 -Что мы можем узнать сначала? Каким действием? -Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как? -Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно. (Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением. № 3стр 62 Слайд 11,12 Небольшая самостоятельная работа. Повторение пройденного материала Слайд 13 |
Работа по учебнику Ученик решает у доски с объяснением.
Ответ и пояснения ребенка Все дети внимательно слушают и делают записи в тетрадь
|
Регулятивные: работать по предложенному плану. Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника.
|
|||
VI. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности. |
|||||
-Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться. Какие задачи мы решали на уроке? Кто понял, как решается цепочка задач? Чему мы учились на уроке? Слайд 14,15 |
Ответы учеников. Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах. Свободные высказывания учащихся.
|
Личностные: формулируют собственную позицию и мнение
Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. Личностные действия. Оценивание результатов выполнения работы на уроке. Личностные: самооценка. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
|||
VII. Подведение итогов урока - Вы все большие молодцы. Оцените, пожалуйста свои успехи. Если вы хорошо усвоили материал и работали хорошо поднимите зеленый кружок, а если вам еще нужно потрудится и разобраться, поднимите красный кружок. - Все молодцы! Слайд 16 |
Дети поднимают и показывают кружочки. Зеленый смайлик-– я все понял Красный смайлик - мне было трудно |
||||
Использованные источники и литература:
1. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).
2. С.В.Савинова Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.: ил. - (Школа России).
Приложение 1
19 17 3 16
Ч З А Д
З А Д А Ч А
Приложение 2
Задачи – ловушки
Ø На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда?
Ø У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?
Ø Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало. Сколько кактусов было на подоконнике сначала?
Лист самооценки Приложение 3
Красный смайлик-- Мне было трудно!
Зеленый смайлик--- Мне понятно, и я могу объяснить другому!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.