Ознакомление с задачей в два действия
Оценка 4.8

Ознакомление с задачей в два действия

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
6 кл—8 кл
22.01.2025
Ознакомление с задачей в два действия
решение задачи в два действия для 1 класса. Школа России
математика 1кл.docx

 

 

Технологическая карта урока математики в 1«В» классе.

тема: «Ознакомление с задачей в два действия.».

 

Класс:

1

Предмет:

Математика

Автор урока:

Рябкина Е.В. - учитель начальных классов

Учебник:

Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).

Раздел:

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание.

Тема:

Ознакомление с задачей в два действия

Тип урока:

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождение

числа на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изученные приемы вычислений, развития умения сравнивать именованные числа, навыков устного счёта

Задачи:

 учащиеся учатся дополнять числа до 10; образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; определять структуру задачи; составлять план решения задачи в два действия; решать задачи в два действия; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Используемые методы:

Объяснительно-иллюстративный (устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила);

Частично-поисковый (выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);

Репродуктивный (работа с учебником, работа в тетрадях);

Наглядно-иллюстративный (презентационное сопровождение урока, использование разнообразного  иллюстративно-наглядного материала: палочки, собранные в десятки  и отдельные палочки, карточки с цифрами, рисунки-схемы в учебнике, разноуровневые  задания

Используемые технологии:  

         Проблемное обучение

         ИКТ – технологии

         Групповая технология

         Технология развивающего обучения

         Достижения прогнозируемых результатов

         Здоровьесберегающие технологии

УУД:

Регулятивные: уметь выполнять контроль и самопроверку.

Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Личностные: проявляют положительное отношение к школе, к изучению математики.

 

Планируемый результат:

учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах чисел второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

 

Ресурсы: основные, дополнительные

- тетради; листы самооценки

 

- Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России);

- презентационное сопровождение урока, компьютер для учителя, мультимедиа проектор, экран.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

         Дифференцированная самостоятельная работа

          Фронтальная работа

          Работа в группах

          Индивидуальная

Оборудование урока:

         Презентация учителя  Power Point 2003

          Карточки для дифференцированной самостоятельной работы

          Карточки с заданиями для  групп)

          Карточки для самостоятельной работы )

          Счётный материал

.     Компьютер

 

 

                                                               План урока:

1.      Организационный момент (1 мин.)

2.      Актуализация знаний и умений (5 мин.)

3.      Постановка темы урока, формулирование учебной задачи (4мин.)

4.      Этап усвоения новых знаний и способов действия (15 мин.)

5.      Физкультминутка (2мин.)

6.      Первичное закрепление изученного материала (12 мин.)

7.      Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности (5мин.)

 

 

Ход и содержание урока:

                    Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Формирование  УУД

I этап.  Организационный момент

Цель: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

 Настрой на работу: Давайте улыбнемся друг другу. А я вам желаю удачного урока!

 

- Определите, с каким настроением вы пришли на урок.

Какие качества нужно взять с собой на урок, чтобы урок стал полезным поучительным

- Итак, у нас урок математики.

-Откройте тетради, положите их правильно, запишите число и классная работа.

Минутка чистописания. Слайд 1

Выполняют действия, предложенные учителем;

 

1.Внимание. 2.Старание. 3.Хорошее настроение. 4.Знания и умения проверяют правильность посадки, готовность к уроку, записывают в рабочую тетрадь – дату и классную работу, прописывают цифры

 

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные: желание учиться.

 

II этап. Актуализация знаний и умений

Цель: воспроизведение понятий, необходимых для открытия нового знания; фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений.

Устный счет.-  Ребята, у вас на столе конвертики с цифрами. Я буду давать вам задания, а вы мне будете показывать ответ.

На числовой линейке покажите число, которое:

- идет при счете после числа 15;

- стоит между числами 13 и 15

- стоит перед числом 14

- меньше числа 11 на 1

- больше числа 4 на 10

Что бы узнать тему урока вам нужно решить примеры записанные на доске. (С каждого ряда выходит ученик и решает один столбик). Каждому ответу соответствует своя буква. Как решите, получится одно слово.

№4

6 + 4 + 9 =                        12 – 2 -7 =                     9 + 1 + 6 =

16 – 6 – 7=                        8 + 2 + 7 =                    19 – 9 – 7 =                    

19       17        3     16

Ч          З         А     Д

 

17     3    16     3   16    3

З      А     Д     А   Ч     А

- Какое слово получилось? Прочитайте.

Так, о чем будем говорить сегодня на уроке?   (О задаче)

  Работа над задачами в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе (на доске)

Говорим вежливо,

 называем собеседника по имени,

 говорим по очереди, не перебивая друг друга,

 внимательно слушаем,

 четко высказываем свое мнение,

 соблюдаем порядок на парте.

А теперь выполним задание в паре.

Вам необходимо найти задачи – ловушки, исправить ошибки и решить. Что значит задача-ловушка? 

Давайте вспомним, из каких четырех частей состоит задача?

 (условие, вопрос, решение, ответ)

А в задаче-ловушке может быть пропущена какая-то часть.

(Каждая группа получает по 3 задаче). Время работы 3 минуты.

Ø    На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда? ловушка

Ø    У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?

Ø    Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало.  Сколько кактусов было на подоконнике сначала?

Через 3 минуты детям предлагается продемонстрировать, что у них получилось.

Самоопределение к деятельности.

- Послушайте задачу и придумайте к ней второй вопрос так, чтобы получилась цепочка задач. Схема к задаче на доске.

Витя на каникулах прочитал 8 сказок, а рассказов – на 3 больше. Сколько рассказов прочитал Витя?

(Ребята, придумайте второй вопрос к задаче.) 

Сколько всего сказок и рассказов прочитал Витя на каникулах?

- На какой вопрос будем отвечать сначала? Почему?

- Как ответ на вопрос первой задачи поможет решить вторую задачу?

 

Внимательно слушают учителя  

 

Дети показывают с помощью карточек верный ответ

 

 

 

 

 

 

Дети решают примеры у доски

Составляют полученные ответы в том порядке, как показано на доске

 

 

 

 

Читают хором.

 

О задаче.

 

 

Дети называют правила работы в группах (парах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Работают самостоятельно парами

 

При проверке называют ответы. Поясняют их

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают свои варианты. Сколько всего произведений прочитал Витя?                                                                      -сначала надо узнать, сколько рассказов прочитал Витя, а потом мы сможем ответить на второй вопрос

- мы узнаем, сколько рассказов прочитал Витя и поставим это число в решение второй задачи

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

переработка полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают  полученные результаты,  корректно сообщают

товарищу об ошибках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.

 

 

Коммуникативные: высказывать свое мнение при проверке задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.

III этап. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи

Цель: определение затруднения, его место и причину; определение необходимости нового знания.

Кто назовет тему урока. Какая цель урока? О чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Работа по теме урока.  Слайд 2                                            

Решите устно:

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков,

а на второй 7.

Сколько всего шаров на двух проволоках?

 -Прочитайте внимательно эти задачи. Слайд 3

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим.

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”. Слайд 4,5

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить?

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке?

-Как узнать сколько их?

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

10 + (10 – 3) = 17 Слайд 6

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

 

  IV этап.  Физкультминутка. Слайд 7

Цель: снятие умственного и физического перенапряжения.

1.        .Наклонилась сперва

2.        Книзу наша голова

3.        (наклон вперёд)

4.        Вправо-влево мы с тобой

5.        Покачаем головой.

6.        (наклоны в стороны

7.        Ручки за голову, вместе

8.        Начинаем бег на месте

9.        (имитация бега)

10.     Уберём и я, и вы

11.     Руки из-за головы.

 

 

Внимательно слушают учителя.

О задачах.

 

Формулируют тему и учебные задачи урока, определяют  цель  урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения

 

На вопрос – Сколько шаров на второй проволоке?

А затем уже на вопрос  - Сколько всего шаров на двух проволоках?

 

- Что на первой проволоке 10 шаров.

-На второй на 3 шара меньше.

-Сколько всего шаров на двух проволоках?

- нет

- сколько шаров на второй проволоке?

 

- что их, на 3 меньше.

(за полоской)

1) 10 – 3 = 7(ш.)

2) 10 + 7 = 17(ш).

 

 

Записывают краткое условие, решение и ответ.

 

 

 

 

Выполняют движения в соответствии со словами и действиями учителя

 

Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока и познавательной  цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания.

 

 

 

 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми

 

V этап.  Первичное закрепление изученного материала

Цель: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся, проверка и отработка вычислительных навыков.                                                                                                                                            

Решение задачи из учебника. (Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.62 № 2. Слайд 8

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:

-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный?  Слайд 9,10

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

№ 3стр 62 Слайд 11,12

Небольшая самостоятельная работа. Повторение пройденного материала Слайд 13

Работа по учебнику

Ученик решает у доски с объяснением.

 

 

Ответ и пояснения ребенка

Все дети внимательно слушают и делают записи в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: работать по предложенному плану.

Познавательные: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника.

 

 

 

 VI. Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности

Цель: рефлексия деятельности на уроке, самооценка учащимися собственной деятельности.

-Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи. Но чтобы закрепить свои умения, вам нужно дома еще потренироваться.

Какие задачи мы решали на уроке?

Кто понял, как решается цепочка задач?

Чему мы учились на уроке?

Слайд 14,15

 

Ответы учеников.

Мы решали примеры, задачи, работали самостоятельно на карточках, в парах.

Свободные высказывания учащихся.

 

 

Личностные: формулируют собственную позицию и мнение

 

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке.

Личностные действия.

Оценивание результатов выполнения работы на уроке.

Личностные: самооценка.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

VII. Подведение итогов урока  - Вы все большие молодцы. Оцените, пожалуйста свои успехи. Если вы хорошо усвоили материал и работали хорошо поднимите зеленый кружок, а если вам еще нужно потрудится и разобраться, поднимите красный кружок.

- Все молодцы! Слайд 16

Дети поднимают и показывают кружочки.

Зеленый смайлик-– я все понял

Красный смайлик -  мне было трудно                                       

 

                                                        

 

 

 

                                                     

                                             

 

 

 

 

 

                                                          

 

 

                                                            Использованные источники и литература:

 

1.      Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.: ил. - (Школа России).

 

2.      С.В.Савинова  Поурочные разработки по математике: к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Математика. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.: ил. - (Школа России).

 

 


Приложение 1

                                                                                                   

19       17        3     16

Ч         З        А      Д

З А  Д  А Ч  А

 

Приложение 2

Задачи – ловушки

Ø   На горке играли 4 девочки и 5 мальчиков. В обед 6 детей ушли домой. Сколько всего детей играло в песочнице до обеда?

Ø   У Оли 5 кукол, а у Риты 4 куклы. Сколько всего кукол у девочек?

Ø   Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало.  Сколько кактусов было на подоконнике сначала?

 

 

 

 

 

                                                                                                                               

                                    Лист  самооценки                      Приложение 3                       

 

 

Красный смайлик-- Мне было трудно! 

Зеленый смайлик--- Мне понятно, и я могу объяснить другому!      


 

Технологическая карта урока математики в 1«В» классе

Технологическая карта урока математики в 1«В» классе

Используемые технологии: Проблемное обучение •

Используемые технологии: Проблемное обучение •

Счётный материал . Компьютер

Счётный материал . Компьютер

II этап. Актуализация знаний и умений

II этап. Актуализация знаний и умений

Так, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О задаче)

Так, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О задаче)

Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало

Когда мама поставила на подоконник 4 новых кактуса, всего их стало

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания

Познавательные: находить ответы на задания, используя свои знания

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т

Решение задачи из учебника. (Математика

Решение задачи из учебника. (Математика

Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи

Молодцы, вы все активно работали на уроке, хорошо решали примеры и задачи

Использованные источники и литература: 1

Использованные источники и литература: 1

Приложение 1 19 17 3 16

Приложение 1 19 17 3 16
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2025