Памятка учителю " Роль эмпирической деятельности на уроках математики" ( 5 - 11 классы)
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
математика
5 кл—11 кл
18.08.2018
В данной работе представлены возможные темы курса математики 5 - 11 классов для проведения практических работ с целью погружения школьников в эмпирическую деятельность. Подобные работы отвечают целям и задачам ФГОС осуществления деятельностного подхода в изучении математики на любом уровне обучения. Выполнения упражнений является стимулом к изучения предмета, а результаты трудно переоценить. Преимуществом такой деятельности является участие всех учеников в работе, вне зависимости от уровня обученности обучающегося.
Роль эмпирической деятельности обучающихся.doc
Роль эмпирической деятельности обучающихся
в усвоении учебного материала
на уроках математики
Знания, вошедшие в сознание без
должной эмпирической базы, без
необходимых визуальных подкреплений, рискуют
стать непрочными, хотя и были доказаны
логически безупречно.
П. М. Эрдниев
Учитывая особенности мышления современного школьника ( в частности,
клиповое мышление), нежелание учеников заучивать доказательства теорем
( многие математические утверждения им кажутся очевидными),
необходимость деятельностного участия в освоении знаний, следует
использовать эмпирическую деятельность обучающихся на уроках геометрии
и алгебры.
Думаю, что нет необходимости углубляться в теорию данного вопроса, т. к.
каждый учитель знает основы методики преподавания математики.
Приведу некоторые примеры тем учебного материала, при изучении которых
целесообразно включать учеников в эмпирическую деятельность.
1.
В преддверии доказательства теоремы Пифагора можно с помощью
вычислений и измерений предугадать зависимость а2 + в2 = с2.
2.
Построениями на миллиметровой бумаге можно составлять таблицы синусов,
косинусов, тангенсов для углов прямоугольного треугольника, затем сравнить
их с таблицей. Далее, ученики с интересом будут исследовать полученные
вычисления, делать выводы, необходимые учителю для дальнейшего изучения
того или иного вопроса по теме.
3.
В 5 – 6 классах учащиеся накапливают знания геометрических фактов,
вооружившись транспортиром и линейкой, моделируя углы и треугольники.
Учитель таким эмпирическим способом осуществляет пропедевтику
геометрических знаний.
4.
В средних классах построение трёх биссектрис, высот, медиан треугольника
удивит учащихся и положит путь к логическому доказательству теорем о
замечательных точках.
Интересен и эксперимент с центром тяжести треугольника.
5.
В старших классах необходимой деятельностью, развивающей
пространственное мышление, является моделирование углов и расстояний в пространстве, теорем о трёх перпендикулярах, свойств многогранников.
6.
В теме «Векторы» необычайно большой простор для увлекательных уроков с
эмпирическим наполнением (такие уроки необходимы в 9, 10, 11 классах)
Изучая правила действий с векторами, выполняем эти действия графически и
параллельно проверяем аналитически по изучаемым формулам. Такая
деятельность помогает запомнить формулы, и дают возможность не очень
успешным, ученикам справиться с работой на хорошую отметку.
Выполняя практические работы с математическими объектами,
школьники находятся в ситуации успеха, имеют возможность общения с
учителем и одноклассниками, отрабатывают навыки работы с чертёжными
инструментами, учатся анализировать результаты деятельности, обобщать и
систематизировать учебный материал, что есть бесценно для развития
логического мышления.
7.
При изучении арифметической и геометрической прогрессий в отдельных
классах полезно через эмпирические упражнения подмечать закономерности
прогрессий, опираясь на определения и вычисления энного члена, суммы эн
членов, и пр. Такие умения помогают учащимся решать задачи на экзамене, не
используя формулы.
8.
Тема « Свойства параллельных прямых на плоскости» оживает, если сначала
измерить углы при пересечении прямых секущей и заметить свойства
образовавшихся углов. Результаты легко запомнятся ученикам.
Доказательство и формулировки этих свойств станут привычными и
понятными.
Каждый учитель продолжит этот список и эмпирические исследования и
подтверждения математических утверждений станут неотъемлимой часть ю
получения знаний обучающимися.
Памятка учителю " Роль эмпирической деятельности на уроках математики" ( 5 - 11 классы)
Памятка учителю " Роль эмпирической деятельности на уроках математики" ( 5 - 11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.