Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.
Оценка 4.7

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Оценка 4.7
Семинары
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.06.2017
Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.
На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.
пед.этика.doc
Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.                                                            Должны мы бороться за детские души, Должны, должны. Но что, если под поучительской чушью В нас нету души? Евгений Евтушенко   Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном   поведении,   о   том,   как   педагогу   строить   свои   взаимоотношения   со   своими воспитанниками,   их   родителями   и   коллегами   по   работе,   другими   субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях рыночной экономики. Как известно, одной из основ профессиональной культуры учителя, преподавателя  является педагогическая этика. Именно об этой составляющей профессиональной культуры учителя речь пойдёт в моём выступлении. Этика выражает ценностное отношение человека к окружающей действительности. Вспомните свои школьные годы, и чуть ли не каждый второй из нас может констатировать тот факт,  что  тот  или  иной  учебный  предмет  в  нашем сознании  прочно  ассоциируется   с конкретным   учителем.   Нередко   наша   любовь   или,   наоборот,   неприязнь   к   биологии   или астрономии   объяснялась   соответствующим   отношением   к   биологичке   или   астрономичке. Некоторых учителей мы боялись настолько, что с трудом сосредоточивались на объяснении, других любили безоглядно и считали все сказанное ими истиной в последней инстанции. Это очевидно – ребенок воспринимает любой урок как нечто целое, состоящее из неразрывно   связанных   частей,   и   поэтому   отношение   к   предметным   знаниям опосредуется отношением к учителю.   Действительно, Одним из старых педагогических мифов является миф о том, что школа учит, а семья воспитывает.   фундаментальные   свойства   личности   закладываются родителями с детства, причем в основном стихийно, так как ребенок в ходе ежедневного общения с мамой и папой усваивает некоторые истины, нередко против их желания. Школа же существует для того, чтобы обеспечить систематическое усвоение знаний об окружающем мире. Однако как о многом ребенок узнает не только из учебника, так и воспитывает его вся окружающая действительность.   Именно поэтому мы и говорим о личности учителя, так как понимаем, что он учит не только химии и физике, но и тому, следует ли держать слово, можно ли обидеть другого и имеет ли человек, пусть маленький, право на собственное мнение. Он учит этому по ходу дела, демонстрируя детям образцы того или иного поведения.   Поэтому проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.   На   педагога   возложена   ответственная   миссия:   не   только   обучать   (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение.   Потому   важной   составляющей   профессиональной   культуры   современного педагога, на мой взгляд, является  его духовно­нравственная культура и этика.                  Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только   индивидуально,   но   и   через   педагогический   и   ученический   коллективы,   через родительскую   общественность.   В   данном   случае   он   выступает   как   концентрированный носитель общественной морали. Сейчас говорить об этической стороне профессиональной культуры   педагога   как   никогда   актуально,   так   как   успешно   решать   сложные   задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель,   который   олицетворяет   собой   образец   высоконравственной   личности.   Именно культура и высокая нравственность делают педагога личностью.              «Этика – философское учение  о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения» (С.И. Ожегов).             В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания ­ наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.  Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной  и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец  высоконравственной личности.        Раскрыть   учащимся   красоту   человеческих   поступков,   научить   отличать   добро   от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны.   Педагогическая   этика   должна   обратить   особое   внимание   на   сущность   и специфику индивидуального нравственного сознания учителя.          Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям « не как к средству, а только как к цели» ( И.Кант) , и учит этому своих воспитанников и подопечных.   Поэтому   он   строг   и   демократичен   одновременно.   Разумеется,   даже   самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчета, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затерто это звучит, учит добру, причем делает это как словесно, так и личным примером.                  Педагогическая деятельность анализируется  теми, на кого она направлена. Дети фиксируют   все   оттенки   взаимоотношений   учителей   с   ними,   с   другими   учителями,   с родителями и т.д. Учитель   общается   с   учениками   в   тот   период,   когда   они   на   практике   постигают   азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении   с   детьми,   оскорбляющий   их   достоинство,   не  может   пользоваться   авторитетом учащихся.   Они,   как   правило,   активно   сопротивляются   воздействию   такого   учителя   даже тогда, когда он бывает прав.                       Педагогический такт  – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее   в   себя   высокую   гуманность,   уважение   достоинства   ученика,   справедливость, выдержку   и   самообладание   в   отношениях   с   детьми,   родителями,   коллегами   по   труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.     Основными элементами педагогического такта являются:      ­ требовательность и уважительность к воспитаннику;      ­ умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;      ­ деловой тон общения;      ­ внимательность, чуткость педагога.      Профессиональный такт проявляется:       ­ во внешнем облике педагога;         ­ в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;       ­  в умении сдерживать свои чувства и не терять  самообладания в сложной  ситуации;       ­ в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;       ­  в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;       ­ в самокритичной оценке своего труда.    Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов,   тем   более,   если   они   могут   нанести   ущерб   окружающим.   Педагогический   такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.   есть Среди   требований, общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в   предъявляемых   к   педагогической   культуре   учителя, сфере   педагогического   труда   свои   особенности   и   влияние   имеет   и   моральная   регуляция, неотъемлемым   элементом   которой   является   нравственное   самовоспитание.   Ведь   многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам дает   оценку,   сам   же   их   корректирует.   Поэтому   моральный   «барометр»   учителя   –   его педагогическая совесть – должен быть чувствительным  в высокой степени. «   Нравственность   учителя,   моральные   нормы,   которыми   он   руководствуется   в   своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам,   коллегам   –  все   это  имеет   первостепенное   значение   для   духовно­нравственного развития   и   воспитания   обучающихся.   Никакие   воспитательные   программы   не   будут эффективны,   если   педагог   не   являет   собой   всегда   главный   для   обучающихся   пример нравственного и гражданского личностного поведения» («Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).          Педагог профессионально ответственен за душевное здоровье ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика, как считает доктор и педагог А.А. Дубровский, недопустима. Его «Советы раздражительному учителю», несомненно, заслуживают внимания педагога с точки зрения педагогической этики:       ­ не предъявляйте чрезмерных требований  к ребенку,       ­ не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,       ­ не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику.  Он писал: « Наш опыт подтверждает, что самой главной причиной возникновения неврозов, таких   как   энурезы,   логоневрозы   (нарушение   речевой   функции),   различные   тики,   истерии, юношеские гипертонии, фобии, является школа, учебный процесс, связанный с перегрузками, нервными переживаниями, перенапряжением, дистрессовыми состояниями, а если вникнуть глубже   в   суть   дела,   то   все   это   можно   выразить   отсутствием   установки   на   постоянную обеспокоенность охраной здоровья учеников учителем». Учитывая все эти факторы, педагог должен помнить, что он ответственен за полноценное развитие ребенка и его психическое здоровье.              Каждый   педагог   стремится   стать   профессионалом.   Существующие   эталоны педагогического профессионализма позволяют создать некую модель учителя – мастера. Ряд таких   черт,   безусловно,   ориентирован   на   общечеловеческие   ценности   и   обусловлен исторически   передачей   опыта   от   старшего   поколения   к   младшему.   Современный преподаватель,   несомненно,   должен   быть   профессионалом,     мастером,     интеллектуалом, психологом,  социологом, технологом, организатором, куратором, новатором, нравственным наставником, вдохновителем. Эталоны  и  аксиомы  педагогического  профессионализма – это то,  что должно неотъемлемо приниматься теми людьми, кто посвятил себя нелегкому труду: воспитанию и обучению подрастающего поколения. Типичное   общение   учителя   с   родителями   характеризуется   непониманием   и   взаимными претензиями. Чаще   всего   это   монолог   учителя,   состоящий   из   жалоб   на   ребенка   или   отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства  родителя, возникающие то подобного «общения», не   способствуют   возникновению   желания   сотрудничать   со   школой   в   деле   обучения   и воспитания его же ребенка. Контакт между учителем и родителем возможен тогда, когда и те и другие осознают, что   у   них   общая   цель   –   хорошее   воспитание   и   образование   детей,   которую   можно достичь только общими усилиями. Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.  Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому необходимо руководствоваться некоторыми правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей. Укрепление контактов с семьей школьника Говоря об основных формах и методах работы учителя с родителями учащихся, необходимо  остановиться на некоторых психолого­педагогических правилах и способах установления  контактов с семьей. Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и  мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.  Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей  посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" ­ исчезает. У родителей растет  недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется  негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где  говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения  между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное  отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а  осложняется. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике  воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать,  но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей ­  взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное  обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.  Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их  активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела  и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и  высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию  детей. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в  жизнь семьи. Классный руководитель ­ лицо официальное, но по роду своей деятельности  нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от  чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему  доверяют сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным,  доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи  родителям в воспитании. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на  положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на  успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и  неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они  не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.  Аксиома 1. Учитель должен уметь любить детей. Любить детей ­ это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.  Педагог,  который  искусственно  делит  учащихся на     «шалопаев»,     «перспективных»,   «трудных»   и   «обычных»,   может   легко   не   разглядеть личность,  не увидеть чью­то судьбу.  Любовь к ребенку не есть позволение ему делать все, что   он   захочет.   Уже   педагогами   прошлого   было   подмечено,   что   дисциплина   не   является воспитательной дубинкой.   Постоянные запреты типа   «нельзя»   либо делают воспитанника нечувствительным   к   слову   педагога,   либо   вызывают   дух   противоречия.   Разумные   и постоянные требования приучают ученика к определенному стилю жизни. Стимулируемое любовью педагога волевое действие становится через какое­то время привычным. Поэтому в процессе воспитания необходимо дать ученику почувствовать, что его любят независимо от его проступков и внешних качеств.   Любить  ребенка  ­  это  значит уметь  вникать в тревоги каждого воспитанника, уметь прийти вовремя на помощь,  уметь вслушиваться в настроения учащихся,  уметь входить в тайные пласты детского общества и быть принятым ими,  уметь своевременно   разрешать   противоречия   школьной   жизни.     Данное   понятие   проявляется   на уровне сложившихся нравственных отношений с воспитанниками.   Эти отношения должны характеризоваться такими качествами, как:     доверие, уважение, требовательность, чувство   взаимопонимание, меры,   справедливость,   великодушие,   доброта,     взаимопомощь,     взаимоуважение,  взаимная  требовательность и ответственность. Аксиома 2. Учитель должен относиться к детям с уважением. Учительский   стол   возвышает   взрослого   над   детьми.   Он   не  только   диктует   стиль,   формы общения,   но   и   обязывает   уважать   и   оберегать   личность   ребенка.   Я.   Корчак   остроумно заметил:   «Высокий   рост   человека   не   есть   свидетельство   его   превосходства   над окружающими» Аксиома 3.  Ученик ­ имеет право на незнание. Часто неуважительная,  авторитарная позиция педагога по отношению к ученику объясняется тем, что школьник еще слишком мало знает и умеет по сравнению с самим учителем. Однако выдающиеся педагоги прошлого неоднократно констатировали тот факт, что учитель должен уважать детское незнание, поскольку как отметил еще Я. Корчак: «Дураков среди детей не более, чем среди взрослых».  Воспитанник согласен воспринимать знания и нормы поведения в обществе, если педагог уважает его «незнание» и, прежде чем приказывать и требовать, объясняет необходимость данных действий и советует, как лучше поступить.  Ученик имеет право   не   знать,     но   он   будет   стремиться   к   познанию   при   правильно   организованном воспитательно­образовательном процессе. Аксиома 4. Злой учитель  ­  непрофессионал. Гнев,   ярость,   недовольство,   несдержанность,   ненависть,   если   они   полностью   овладевают сознанием   педагога,   отравляют   ум   ученика,   вызывают   психозы,   неврозы   и   другие сопутствующие им состояния и болезни. Педагогу  необходимо  научиться  сдерживать  свои   эмоции,   быстро   успокаиваться   в   сложных   ситуациях.   Постоянный отрицательные   самоконтроль вырабатывает умение не раздражиться в самых критических ситуациях. Но при этом педагог не перестает нетерпимо относиться к нарушению норм общественной  морали. О  сдерживании  эмоций  в  человеческом  общении  писали многие выдающиеся люди. Так, Л. Фейхтвангер писал: «Когда вы гневаетесь на кого, не избегайте его близости. Подойдите к нему и поклонитесь ему, и выскажите спокойно,  без шипов злоречья все­все,  что причиняет вам досаду... И лучшим из вас будет тот, кто первым придет с поклоном». В.Г.  Короленко заметил остроумно:   «За собой следи,   чтобы не раздражаться: и людьми и лошадьми надо управлять, владея прежде всего собой».                  Успех   воспитания   учащихся   зависит   не   только   от   отношения   учителя   к   своим обязанностям, его подготовки, нравственно­психологического облика, но и от влияния той ближайшей  микросреды,  в  которой  живут   и  воспитываются   дети.          В  школу  приходит шестилетний   человек,   у   которого   уже   сложились   представления   о   хорошем   и   плохом, красивом   и   уродливом.   Учитель   должен   знать   не   только   то,   какие   представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему   важно   наладить   контакт   с   родителями   учащихся,   сделать   их   союзниками   в   деле воспитания.   Учителю   и   родителям   важно   стать   взаимозаинтересованными   людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных отношений.                  Педагогическая мораль предусматривает выявление таких требований к личности учителя,   которые   являются   педагогически   целесообразными   и   необходимыми   при установлении им контактов с родителями учащихся. Среди них выделяются:       1)   Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.          2)   Поиск   контактов   с   родителями   учащихся   и   осознание   своей   ответственности   за организацию такого сотрудничества. Уже подчёркивалось, что родители учащихся и учитель – это   две   стороны,   взаимно   ответственные   за   воспитание   ребёнка   перед   обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя   в   требованиях   по   отношению   к   ребёнку   между   сторонами.   При   этом   контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.     3) Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Учитель   обязан   давать   ученикам   только   объективную   характеристику.   Когда   классный руководитель   осведомлён   о   семейных   устоях   и   умеет   понять   родительские   чувства,   он говорит   о  ребёнке  уважительно  и   со  знанием   дела,   приобретая   в  родителях   союзников   в обучении и воспитании.          4)   Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика   –   учитель   приобщает   детей   к   важной   стороне   нравственности,   заставляет   их задуматься,   с   какими   интересными   и   уважаемыми   людьми   они   живут.   Иногда   учителю, правда,   приходится   прибегать   к   усилиям,   дабы   преодолеть   отчуждение,   которое   могло возникнуть   в   отношениях   между   ребёнком   и   его   родителями.   Учитель,   который   смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т.д. Но главное, чем дорожит воспитанник, ­ это душевная   щедрость,   искренность   и   сердечность   отношений.   Смысл   педагогической профессии, по словам профессора М.О. Кнебель , в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников.  Отдавать  душу  трудно,  и  радостно. Трудно  потому, что это требует  огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки.            Многим приходилось слышать, что истинным педагогом надо родиться. Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Но я считаю, что любой учитель, желающий работать с детьми, передавать им свои знания и опыт, может стать мастером с большой буквы, уроки которого будут напоминать игру актера в сказочном спектакле, где все понятно и интересно.   А   для   этого   нужно   постоянно   работать   над   собой:   обогащать   себя   духовно, развивать и актуализировать свой творческий потенциал, те личностные качества, которые способствуют благотворному влиянию на окружающих; овладевать прогрессивными идеями и технологиями   в   области   педагогики,   методикой   обучения   и   воспитания,   изучать   опыт передовых учителей и твердо верить в свой успех. Только в том случае, если учитель будет чувствовать ответственность перед теми, кого он обучает и воспитывает, будет стремиться к саморазвитию и самовоспитанию, будет творчески подходить к своей работе, только тогда детям будет интересно на уроках, только тогда они будут помнить, ценить и уважать своих учителей. Руководство                к действию,    которое поможет учителям наиболее эффективно осуществлять самый главный фактор в воспитательно­образовательном процессе ­ фактор человеческий:        ­ сердечность,   понимание  педагогом  состояния  своих  воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),              ­   умение   говорить   об   ошибках   и   недостатках   других   без   издевки   и   насмешек, высокомерия и поучительства,         ­ педагогическая  уравновешенность,  наблюдательность,              ­   умение     соблюдать   дистанцию,   не   допускать   фамильярности   и   уважать   мнение собеседника, в том числе и своего ученика,        ­ терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавиться, ­   принципиальная   требовательность,   основанная   на   справедливости   и   взаимном понимании и уважении,        ­ умение сдерживать проявление чувств негодования,  возмущения с учетом конкретной ситуации,         ­ умение  не  демонстрировать  своей  неприязни  к  одним  ученикам  и  не проявлять чрезмерной симпатии к другим,         ­ умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,  стараться не разглашать   то,   что   стало   известно   вам   о   неловком   положении,   в   котором   оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,       ­ поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,       ­ не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях,  жизненном опыте перед молодыми коллегами,  воспитанниками и их родителями,            ­ нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,       ­ никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках,  если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,        ­ нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,       ­ если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.

Педагогическая этика современного учителя в работе с учащимися и родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017