Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пышминского городского округа
«Печеркинская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический проект по ОБЖ
Тема «Если хочешь быть здоров!»
Штриплинг Олег Рубинович
учитель основ безопасности жизнедеятельности и
физической культуры
2023
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр. |
Введение ………… |
3 |
Глава 1. 1.1. Проблемы низкой культуры ЗОЖ у подростков……………… |
6 |
1.2. Основные принципы проекта. ………………………………… |
6 |
1.3. Причины ослабления физического развития детей………… |
7 |
Глава 2. 2.1. 2.1. Комплекс мероприятий……………………………………………… |
9 |
2.2. Методы реализации проекта………………………………………… |
10 |
2.3. Содержание и формы занятий проекта «Если хочешь быть здоров!» …………………………………………………………… |
12 |
Заключение ……………………………………………………… |
16 |
Список литературы……………………………………………………… |
17 |
Приложения |
|
Введение.
Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
А.Л. Леонов
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом – нарушение опорно-двигательного аппарата.
Ухудшение здоровья детей представляет серьёзную социальную опасность и характеризуется ростом заболеваемости, изменением её структуры и увеличением хронических заболеваний.
Обоснование необходимости проекта
Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению статистика сегодняшнего дня, говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. Все это говорит об актуализации проблемы сохранения здоровья детей и качественно новом подходе к воспитанию и обучению в общеобразовательных учреждениях.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Объектом исследования выступает процесс формирования основ здорового образа жизни в МБОУ ПГО «Печеркинская СОШ» и семье.
Предмет исследования – педагогическая технология взаимодействия школы и семьи, обеспечивающая успешное формирование основ здорового образа жизни у школьников.
Гипотеза исследования: Представления о здоровьесбережении современных подростков отличаются высоким уровнем развития эмоционального и познавательного компонентов отношения, но недостаточным уровнем развития познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Цель проекта: Способствовать формированию у подростков, родителей и учителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению здоровья.
Основными задачами является
— Вовлечение в деятельность по укреплению здоровья педагогического коллектива, самих детей и их родителей.
— Формирование устойчивого положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья.
— Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
— Активная пропаганда здорового образа жизни.
Новизной проекта является использование традиционных и инновационных программ обучения и развития детей, привлечение всех ресурсов образовательного учреждения и социума для формирования у обучающихся и родителей устойчивого стремления к здоровому образу.
Практическая значимость проекта заключается в том, что на основании данных, полученных в ходе исследования, разработать практические рекомендации, которые будут использованы нашим образовательным учреждением для совершенствования работы по формированию здорового образа жизни. Его реализация будет осуществляться через сверстников целевых групп, в профилактической работе которых основное внимание уделяется усилению факторов защиты (активный отдых, общественная жизнь, повседневная активность, хобби и т.д.)
Ожидаемые результаты.
Ø Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
Ø Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
Ø Повышение ответственности педагогов, учащихся и их родителей за сохранение и укрепление своего здоровья.
Ø Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей.
Ø Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
Партнёры по проекту
Администрация МБОУ ПГО «Печеркинская СОШ», учитель физкультуры, учитель литературы, педагог-организатор, классные руководители 5-11 классов, учитель информатики и ИКТ, учитель биологии, школьный фельдшер, учащиеся победители и призёры районных и соревнований по различным видам спорта, родители.
Функции различных категорий работников школы.
Функции медицинской службы:
· проведение диспансеризации учащихся школы;
· медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;
· выявление учащихся специальной медицинской группы.
Функции администрации:
· общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль;
· организация и контроль уроков физкультуры;
· обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
· разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
· организация работы классных руководителей по проекту и ее контроль;
Функции классных руководителей:
· санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
· организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
· организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
· организация и проведение профилактических работы с родителями;
· организация встреч родителей с, медработниками;
· организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках проекта.
Методы исследования. Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Глава 1.
1.1. Проблемы низкой культуры ЗОЖ у подростков.
Почему люди болеют? От чего зависит здоровье человека? Каково значение пословицы «В здоровом теле – здоровый дух»? Способна ли медицина заменить «Здоровый образ жизни»? Как сохранить здоровье? Модно ли быть здоровым?
В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии учащихся.
Мы определили основные проблемы низкой культуры ЗОЖ у подростков:
- многие подростки и молодые люди не считают престижным и интересным ведение здорового образа жизни (увлечение спортом и физической культурой, знание и грамотное соблюдение правил здорового питания и ухода за собой и др.)
- младшим подросткам, сложно определиться с сознательным выбором здоровьеформирующей деятельности, а пока раздумывают, желание пропадает и часто заменяется вредными привычками.
1.2. Основные принципы проекта.
Исходя из всех этих проблем, мы решили основать свой проект на следующих принципах:
- позитивный характер всех дел и их названий
- оптимизм и вера детей в себя, свои способности
- разнообразие форм и направлений деятельности
- ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов
- обмен позитивным опытом среди сверстников (принцип «равных возможностей»)
В нашем проекте мы меняем понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у школьников, учителей и родителей.
Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа — идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности. Любая культура начинается со знаний. Поэтому подростки должны быть вооружены целой системой представлений о физиологических особенностях организма, гигиены тела, питания, режима и т. д., а также о сущности здорового образа жизни.
На общешкольном родительском собрании был проведён социологический опрос. Родителям предложили ответить на вопрос: “Что, по Вашему мнению, важнее всего для счастливой жизни ребенка?”. (Приложение 1,2,3)
Более половины опрошенных родителей считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.
1.3. Причины ослабления физического развития детей
Какова же реальная картина здоровья детей в нашей школе?
По данным медицинского осмотра учащихся нашей школы выявлены следующие основные заболевания. (Приложение 4,5)
Из данной диаграммы видно, что наибольшее количество учащихся имеют заболевания вследствие малоподвижного образа жизни, т.е. гиподинамии.
После проведённого анкетирования среди учащихся и их родителей, изучив медицинские карты, личные дела учащихся мы выявили основные причины ослабления физического развития детей в нашей школе:
ü недостаточное внимание физическому воспитанию детей
в семье из-за чрезмерной занятости родителей;
ü ухудшение социальной среды, вследствие финансовых трудностей в семье (матери одиночки – 27%, малообеспеченные – 68%, многодетные – 16%);
ü ухудшение соматического состояния детей:
· нарушение осанки-89%
· дефицит веса-14 %
· плоскостопие- 33%
· сколиоз -42 %
· ожирение 21%
ü рост заболеваний ЦНС, глаз, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания , костно-мышечной системы, врожденных пороков.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из
самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность
приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их
здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по
критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Мы уверены, что каждый учитель на своем уроке
может очень многое сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное,
понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению,
уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Это важный
показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех
уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все
население страны и в школе дети проводят большую часть дня.
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы –
дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе
обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения.
Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание
оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение
организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся
состояний переутомления.
Таким образом, проблема
сохранения и укрепления здоровья детей, формирования осознанного стремления к
здоровому образу жизни для учащихся нашей школы действительно остается
актуальной и может быть решена, на наш взгляд, путем реализации данного
проекта.
Глава 2.
2.1. Комплекс мероприятий
Основное содержание нашего проекта состоит в проведении комплекса мероприятий:
1. Творческих: В этом конкурсе смогут проявить себя ребята, увлекающиеся разнообразными жанрами изобразительного и литературного творчества.
2. Спортивных: Соревнования по различным видам спорта и другим видам жизнедеятельности, в которых у некоторых учеников нашей школы есть достижения, и им есть чем поделиться со своими сверстниками и более младшими товарищами
3. Познавательно- массовых: День здоровья будет завершать наш проект и в нем примут участие обучающиеся 5-11 классов. Они покажут свои знания в области здорового образа жизни и узнают что-то новое, смогут проявить и усилить сплоченность своих классных коллективов, испытают радость и удовольствие от общения и успехов..
2.2. Методы реализации проекта:
1. «Спортивная школа». На базе МБОУ ПГО « Печеркинская СОШ « работают спортивные секции для желающих углубленно заниматься спортом ( волейбол, лыжные гонки, велоспорт). Проводить спортивные, мероприятия, классные часы, семинары для учителей. Все мероприятия сопровождать запоминающимися призывами («Мы выбираем спорт!», «Папа, мама, я- спортивная семья!», «Мы за ЗОЖ», «Наше здоровье, в наших руках» и т.д.).
2. Общественное внимание. Проведение рекламно-социальных акций перед проведением спортивных мероприятий с целью информирования населения о преимуществах здорового образа жизни.
3. Голос общественности. Публикации в печатных СМИ о пользе спорта и здорового образа жизни.
Для оценки эффективности проекта и отношения к нему нашей целевой аудитории по завершении основных мероприятий проекта планируется провести социологический опрос «Мое участие в проекте». Кроме этого нашего проекта будут линейка-старт и итоговая линейка проекта, где будут оглашены итоги и произведено награждение наиболее активных участников и победителей.
Ожидаемые результаты
Наша проектная группа надеется, что в результате проведенных нами мероприятий значительно увеличится число учащихся нашей школы, активно занимающихся различными видами спорта в школьных и внешкольных секциях и спортивных клубах. Ребята активнее и результативнее будут участвовать в различных конкурсах по ЗОЖ и, главное, в большей степени будут воспринимать здоровье и здоровый образ жизни как ценность.
Продукт проекта:
1. Создание методических пособий:
2. Методическая копилка:
· программы «Здоровейка» \
Дальнейшее развитие проекта
1. Размещение методических материалов на сайте школы
2. Консультативная помощь для педагогов, родителей и учащихся.
2.3. Содержание и формы занятий проекта «Если хочешь быть здоров!»
Этап |
Цель |
Задачи |
Содержание |
Формы занятий |
Ответственные |
Подготовительный
|
Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. |
- Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий; - Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса; - Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей; Осуществить отбор критериев диагностики и мониторинга эксперимента |
Анализ научно-методической литературы; Разработка программы «Если хочешь быть здоров!» Оценка степени развития заболеваний и имеющихся нарушений в развитие детей; Анкетирование родителей.
|
Линейка – старт проекта Классный лекторий «Роль семьи и школы в становлении и сохранении здоровья детей». Анкетирование
|
администрация МбОУ СОШ классные руководители |
Прогностический
|
Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс |
Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми; - Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года; - Провести мониторинг здоровья детей. |
Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья. - Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп; - Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей. |
Педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы |
Школьный фельдшер Учитель физической культуры Классные руководители |
Практический |
Создание условий для психологического комфорта |
Создать и поддерживать условия для творческой работы педагогов;
|
- Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий; - Организация кружка «Здоровейка»;
|
«А, ну-ка, парни!»,Конкурсы плакатов, пропагандирующих ЗОЖ |
Учителя ИЗО, физкультуры, обж, биологии, классные руководители, |
Практический
|
и сохранения здоровья детей |
- Разработать и внедрить рабочую программу «Здоровейка» с элементами валеологии. - Разработать валеологические минутки; - Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению. |
- Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий; - Организация медико- профилактических мероприятий (медицинские осмотры, профилактика); - Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал.
|
Конкурсы эмблем «Символы здоровья», Фотоконкурсы. Спортивные игры и соревнования-«Самый спортивный класс», - «А, ну-ка, парни!», - Книга рекордов школы «Суперстар 2020», - «Папа, мама, я- спортивная семья», «Мы выбираем спорт!», Спортивно- развлекательные праздники, шоу, конкурсы викторины |
администрация, родители |
Практический
|
|
|
|
Дискуссии «Здоровье -личное дело каждого или государственная проблема?», «круглый стол» «Мода и здоровье».»День здоровья.» Выставка- стенд «Профилактика простудных заболеваний» |
|
Заключительный
|
Совершенствование результатов проекта |
- Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей; - Развивать познавательную активность школьников; - Активно вовлекать в работу родителей по формированию навыков здорового образа жизни. |
- Повторная диагностика; - Обобщение опыта педагогов; - Отчёт о проделанной работе; - Выпуск методических рекомендаций |
Диагностика. Фотоотчёт. Выпуск буклетов по ЗОЖ. Итоговая линейка. Награждение участников проекта.. |
Учитель ИКТ, обж, физкультуры, администрация, классные руководители, |
Заключение
К реализации проекта будут вовлечены подростки, родители и педагогический коллектив. Работа по здоровому образу жизни организована через такую организацию режима труда и отдыха, которая позволяла сохранить высокий уровень работоспособности, учащиеся будут активно пропагандировать здоровый образ жизни через различные формы работы. По результатам итогового анкетирования участников целевых групп будет воможно сделать выводы, что проект позволил задуматься участникам о ценности своего здоровья, отказаться от табакокурения , обучиться навыкам здорового образа жизни , заниматься спортом.
Выводы: Проведение данного проекта поможет учащимся пересмотреть свое отношение к питанию, физической культуре, вредным привычкам. Использование реализованных в проекте технологий обеспечит сохранение психического и физического здоровья учащихся, будет способствовать стабильному овладению ими системой математических знаний, умений и навыков.
Приложение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.