Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Лицей имени Г.Ф. Атякшева»
(группы общеразвивающей направленности
для детей дошкольного возраста)
Педагогический проект
«Я познаю мир»
Авторы: Масычева Мария Николаевна, Фёдорова Светлана Николаевна, воспитатели дошкольных групп МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»
|
г. Югорск
2019 г.
Я познаю мир.
Аннотация.
Цель проекта: формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста в условиях проектной деятельности через использование дидактических игр по сенсорному развитию.
Актуальность. Проведенный нами в начале года мониторинг уровней развития сенсорных способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития. А успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. На помощь может прийти использование дидактических игр в условиях проектной деятельности, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Практическая значимость: если у ребёнка будут сформированы сенсорные представления, ему будет значительно легче обучаться, ведь сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, для развития воображения, внимания, памяти.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Определить наиболее эффективные методы, приемы, средства, необходимые для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.
4. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
5.
Методы и приёмы: сбор информации, наблюдение, дидактические игры и упражнения, моделирование проблемных ситуаций.
Проектный продукт: Центр сенсорного развития «Я познаю мир» в группе.
Выводы:
1. Изучение литературы и интернет - источников позволило повысить педагогическую компетенцию в вопросах сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
2. Благодаря целенаправленной работе с использованием многофункциональных пособий, у детей группы значительно повысился уровень сформированности ручной умелости и знания сенсорных эталонов. По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей.
3. В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей. Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики.
4. Повысился уровень родительской грамотности в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.
Оглавление
Введение. 4
Основная часть. 5
Теоритическое обоснование проблемы. 5
Практическая часть. 6
Заключение. 8
Библиографический список. 9
Приложения. 10
Проблема: В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не проявляют желания играть в дидактические игры по сенсорике. А недостаточность знаний родителей о влиянии таких игр на умственное развитие их детей, способах подачи их детям (что было выявлено в анкетировании), еще больше убедила в необходимости решения данной проблемы.
Актуальность: Проведенный нами в начале года мониторинг уровней развития сенсорных способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития. А успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, является основой для развития воображения, внимания, памяти. На помощь может прийти использование дидактических игр в условиях проектной деятельности, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.
Цель: формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста в условиях проектной деятельности через использование дидактических игр по сенсорному развитию.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Определить наиболее эффективные методы, приемы, средства, необходимые для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.
4. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
План работы:
1. Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
2. Провести мониторинг сенсорного развития воспитанников.
3. Провести анкетирование родителей на предмет их осведомлённости о значении сенсорного воспитания для развития детей.
4. Разработать перспективный план работы с воспитанниками по формированию сенсорных представлений.
5. Совместно с родителями (законными представителями) обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями по сенсорному воспитанию.
6. Провести мероприятия проекта, направленные на развитие сенсорных способностей дошкольников.
7. Провести работу с родителями, направленную на повышение их компетентности в вопросах сенсорного развития детей.
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Повышение собственной профессиональной компетентности в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста и внедрение в практику работы педагогической технологии – метода проектов.
2. Повышение уровня сенсорного развития детей.
3. Создание в группе Центра сенсорного развития «Я познаю мир».
4. Вовлечение родителей в создание условий для развития познавательного интереса и сенсорного развития детей.
Методы и приёмы: сбор информации, наблюдение, дидактические игры и упражнения, моделирование проблемных ситуаций.
Тип проекта: познавательно - игровой, групповой, долгосрочный.
Теоритическое обоснование проблемы.
Эффективным средством организации
современного образовательного процесса является технология проектирования и
проект как одна из форм поисковой деятельности.
В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной
деятельности у дошкольников: первый – от 2, 5 до 5 лет –
подражательно-исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий –
от 6 до 7 лет – творческий. Подражательно-исполнительский уровень
характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут
еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия
жизненного опыта, недостаточного уровня развития. Поэтому активная роль в
проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему,
«заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и
интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на
подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий,
предложенных взрослым. Педагогический проект «Я познаю мир» направлен на то,
чтобы в доступной и понятной форме познакомить детей с дидактическими играми,
способствующими сенсорному развитию.
Изучив труды психологов (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарева, С.Л. Новоселовой) мы выяснили, что система сенсорного воспитания основана на следующих положениях: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточностью точностью и гибкостью восприятия.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обхода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно не редко становится поверхностным, неполноценным. А ведь именно в пору роста детского самосознания, когда оно ещё хрупко, не твёрдо, ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Поэтому в этот период развития ребёнка и следует привлечь на помощь сенсорное воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти. В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.
Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.
Практическая часть.
Работа с детьми по развитию сенсорных способностей
В ноябре 2019 года нами был проведен мониторинг сенсорного развития детей группы на основе диагностики, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной. Данные диагностики представлены в приложении (см. приложение 1). Результаты диагностики показывают низкий уровень сенсорного развития у большей половины воспитанников группы, а, следовательно, необходимость целенаправленной работы по сенсорному воспитанию.
Организованная образовательная деятельность по сенсорному развитию с использованием дидактических игр проводится 2 раза в месяц, согласно разработанному перспективному планированию.
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности с детьми на 2019-2020 учебный год – «Игры с дидактическим материалом» (сенсорика)
Месяц |
Название |
Литература |
Ноябрь |
Катится – не катится |
Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.24 |
Волшебные кирпичики |
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.13 |
|
Декабрь |
Спрячем зайчика в густом пушистом лесу |
Бондаренко Т.М. «Практический материал к освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада», стр.91 |
Ледяное царство |
Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.63 |
|
Январь |
Делаем снежки |
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.188 |
Снеговик |
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.229 |
|
Февраль |
Делаем самолётики |
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.315 |
Подарок для папы – салют! |
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.300 |
|
Март |
Красивая ваза |
Лихачёва Е.Н. «Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста», стр.21 |
Какого цвета цветок? |
Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», стр.122 |
|
Апрель |
Цветные парочки |
Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.17 |
Косыночки матрёшек |
Самойлова З.И. «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство», стр.15 |
|
Май |
Ниточки для шариков |
Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.18 |
Цветное лото |
Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», стр.30 |
Работа с родителями направленная на повышение их компетентности в вопросах сенсорного развития детей
Для того чтобы выявить, насколько родители воспитанников знакомы с таким направлением как сенсорного развитие детей, нами был проведен небольшой письменный опрос - анкета среди родителей. В анкетировании приняли участие 20 человек. Результаты анкетирования см. в приложении 2. Анализ анкет показал, что родители мало осведомлены о данном направлении развития детей, но признают значимость сенсорного развития для ребенка раннего возраста, большая часть родителей готовы сотрудничать с воспитателем и специалистами ДОО. Таким образом, обозначилось ещё одно направление работы по проекту – просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания. Нами были проведены индивидуальные беседы с родителями некоторых воспитанников, консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение 3), размещена наглядная информация в родительском уголке. А так же подготовлен и проведен игровой практикум для родителей на тему «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». Родители для пополнения уголка сенсорики изготовили самодельные сенсорные книжки и дидактические игры (мозаики, шнуровки, «Подбери ниточку к шарику», «Одень Машу»).
По заключению реализации проекта «Я познаю мир» можно сделать следующие выводы:
1. Изучение литературы и интернет - источников позволило повысить педагогическую компетенцию в вопросах сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
2. Благодаря целенаправленной работе с использованием многофункциональных пособий, у детей группы значительно повысился уровень сформированности ручной умелости и знания сенсорных эталонов. По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей.
3. В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей. Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики.
4. Повысился уровень родительской грамотности в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.
По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития
детей. Следовательно, можно сделать вывод, что системное использование в нашей
работе с детьми дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного
развития воспитанников.
1. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 256 с.
2. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. -№ 2. C. 16-20.
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2011 , № 13. – 424с.
4. Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: - Волгоград, 2010.
5. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.
6. Лихачева Е.Н. Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста: метод. пособие. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
7. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду: - М., 2011. – 456с.
8. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд., испр. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 512с.: ил.
9. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.
10. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.