Педагогический проект «Я познаю мир»
Оценка 4.8

Педагогический проект «Я познаю мир»

Оценка 4.8
doc
17.04.2020
Педагогический проект  «Я познаю мир»
Пед проект Я познаю мир.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Лицей имени  Г.Ф. Атякшева»

(группы общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста)

 

 

 

 

Педагогический проект

 

«Я познаю мир»

 

 

 

                                                                           

 

 

Авторы:         

Масычева Мария Николаевна,

Фёдорова Светлана Николаевна,

воспитатели дошкольных групп

МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева»

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Югорск

2019 г.

Я познаю мир.

 

Аннотация.

Цель проекта: формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста в условиях проектной деятельности через использование дидактических игр по сенсорному развитию.

 

Актуальность. Проведенный нами в начале года мониторинг уровней развития сенсорных способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития. А успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. На помощь может прийти использование дидактических игр в условиях проектной деятельности, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.

 

Практическая значимость: если у ребёнка будут сформированы сенсорные представления, ему будет значительно легче обучаться, ведь сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, для развития воображения, внимания, памяти.

 

Задачи:

1.      Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

2.      Определить наиболее эффективные методы, приемы, средства, необходимые для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

3.      Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.

4.      Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

5.       

Методы и приёмы: сбор информации, наблюдение, дидактические игры и упражнения, моделирование проблемных ситуаций.

 

Проектный продукт: Центр сенсорного развития «Я познаю мир» в группе.

 

Выводы:

1.      Изучение литературы и интернет - источников позволило повысить педагогическую компетенцию в вопросах сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

2.      Благодаря целенаправленной работе с использованием многофункциональных пособий, у детей группы значительно повысился уровень сформированности ручной умелости и знания сенсорных эталонов. По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей.

3.      В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей. Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики.

4.      Повысился уровень родительской грамотности в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение. 4

Основная часть. 5

Теоритическое обоснование проблемы. 5

Практическая часть. 6

Заключение. 8

Библиографический список. 9

Приложения. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема: В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не проявляют желания играть в дидактические игры по сенсорике. А недостаточность знаний родителей о влиянии таких игр на умственное развитие их детей, способах подачи их детям (что было выявлено в анкетировании), еще больше убедила в необходимости решения данной проблемы.

Актуальность: Проведенный нами в начале года мониторинг уровней развития сенсорных способностей детей в группе показал, что у них, в основном, низкий уровень сенсорного развития. А успешность познавательного развития определяется уровнем развития сенсорных процессов. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, является основой для развития воображения, внимания, памяти. На помощь может прийти использование дидактических игр в условиях проектной деятельности, направленных на сенсорное развитие детей раннего возраста.

Цель: формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста в условиях проектной деятельности через использование дидактических игр по сенсорному развитию.

Задачи:

1.      Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

2.      Определить наиболее эффективные методы, приемы, средства, необходимые для сенсорного развития детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

3.      Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.

4.      Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

План работы:

1.      Изучить особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

2.      Провести мониторинг сенсорного развития воспитанников.

3.      Провести анкетирование родителей на предмет их осведомлённости о значении сенсорного воспитания для развития детей.

4.      Разработать перспективный план работы с воспитанниками по формированию сенсорных представлений.

5.      Совместно с родителями (законными представителями) обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями по сенсорному воспитанию.

6.      Провести мероприятия проекта, направленные на развитие сенсорных способностей дошкольников.

7.      Провести работу с родителями, направленную на повышение их компетентности в вопросах сенсорного развития детей.

 

Ожидаемые результаты по проекту:

1.      Повышение собственной профессиональной компетентности в вопросе сенсорного воспитания детей раннего возраста и внедрение в практику работы педагогической технологии – метода проектов.

2.     Повышение уровня сенсорного развития детей. 

3.     Создание в группе Центра сенсорного развития «Я познаю мир».

4.     Вовлечение родителей в создание условий для развития познавательного интереса и сенсорного развития детей.  

Методы и приёмы: сбор информации, наблюдение, дидактические игры и упражнения, моделирование проблемных ситуаций.

Тип проекта: познавательно - игровой, групповой, долгосрочный.

Основная часть

Теоритическое обоснование проблемы.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников: первый – от 2, 5 до 5 лет – подражательно-исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий. Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития. Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Педагогический проект «Я познаю мир» направлен на то, чтобы в доступной и понятной форме познакомить детей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию.

Изучив труды психологов (А.В. Запорожец, Л.В. Венгер, А.М. Фонарева, С.Л. Новоселовой) мы выяснили, что система сенсорного воспитания основана на следующих положениях: ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. Исследования, проведенные российскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе обучения, особенно в первом классе, связана с недостаточностью точностью и гибкостью восприятия.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обхода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, все это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно не редко становится поверхностным, неполноценным. А ведь именно в пору роста детского самосознания, когда оно ещё хрупко, не твёрдо, ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию. Поэтому в этот период развития ребёнка и следует привлечь на помощь сенсорное воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти. В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка. Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер, и влечёт за собой развитие таких его форм как, наглядно-образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности. Требуется обучение по определенной системе, что является актуальным в развитии детей раннего возраста.

Для детей третьего года жизни (при создании необходимых условий) характерен ускоренный темп сенсорного развития. В этот период сенсорное воспитание является основной линией развития, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. Ребенок интенсивно накапливает впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, связывается с конкретными предметами и явлениями. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

 

Практическая часть.

       

Работа с детьми по развитию сенсорных способностей

В ноябре 2019 года нами был проведен мониторинг сенсорного развития детей группы на основе диагностики, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной. Данные диагностики представлены в приложении (см. приложение 1). Результаты диагностики показывают низкий уровень сенсорного развития у большей половины воспитанников группы, а, следовательно, необходимость целенаправленной работы по сенсорному воспитанию.

Организованная образовательная деятельность по сенсорному развитию с использованием дидактических игр проводится 2 раза в месяц, согласно разработанному перспективному планированию.

 

Перспективное планирование организованной образовательной деятельности с детьми на 2019-2020 учебный год – «Игры с дидактическим материалом» (сенсорика)

 

Месяц

Название

Литература

 

 

Ноябрь

Катится – не катится

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.24

Волшебные кирпичики

Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.13

 

 

Декабрь

Спрячем зайчика в густом пушистом лесу

Бондаренко Т.М. «Практический материал к освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада», стр.91

Ледяное царство

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.63

 

Январь

Делаем снежки

Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.188

Снеговик

Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.229

 

Февраль

Делаем самолётики

Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.315

Подарок для папы – салют!

Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет», стр.300

 

 

Март

Красивая ваза

Лихачёва Е.Н. «Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста», стр.21

Какого цвета цветок?

Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», стр.122

 

 

Апрель

Цветные парочки

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.17

Косыночки матрёшек

Самойлова З.И. «Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми раннего возраста по программе «Детство», стр.15

 

Май

Ниточки для шариков

Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 лет», стр.18

Цветное лото

Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», стр.30

 

Работа с родителями направленная на повышение их компетентности в вопросах сенсорного развития детей

Для того чтобы выявить, насколько родители воспитанников знакомы с таким направлением как сенсорного развитие детей, нами был проведен небольшой письменный опрос - анкета среди родителей. В анкетировании приняли участие 20 человек. Результаты анкетирования см. в приложении 2. Анализ анкет показал, что родители мало осведомлены о данном направлении развития детей, но признают значимость сенсорного развития для ребенка раннего возраста, большая часть родителей готовы сотрудничать с воспитателем и специалистами ДОО. Таким образом, обозначилось ещё одно направление работы по проекту – просвещение родителей по вопросам сенсорного воспитания. Нами были проведены индивидуальные беседы с родителями некоторых воспитанников, консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» (Приложение 3), размещена наглядная информация в родительском уголке. А так же подготовлен и проведен игровой практикум для родителей на тему «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». Родители для пополнения уголка сенсорики изготовили самодельные сенсорные книжки и дидактические игры (мозаики, шнуровки, «Подбери ниточку к шарику», «Одень Машу»).

 

 

 

Заключение

По заключению реализации проекта «Я познаю мир» можно сделать следующие выводы:

1.      Изучение литературы и интернет - источников позволило повысить педагогическую компетенцию в вопросах сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

2.      Благодаря целенаправленной работе с использованием многофункциональных пособий, у детей группы значительно повысился уровень сформированности ручной умелости и знания сенсорных эталонов. По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей.

3.      В группе были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр и пособий для развития сенсорных навыков детей. Совместно с родителями пополнен уголок сенсорики.

4.      Повысился уровень родительской грамотности в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста, родители стали более активно интересоваться успехами своих детей.


По данным мониторинга наблюдается положительная динамика сенсорного развития детей. Следовательно, можно сделать вывод, что системное использование в нашей работе с детьми дидактических игр способствует повышению уровня сенсорного развития воспитанников.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.      Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 256 с.

2.      Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. -№ 2. C. 16-20.

3.      Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2011 , № 13. – 424с.

4.      Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: - Волгоград, 2010.

5.      Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.

6.      Лихачева Е.Н. Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста: метод. пособие. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

7.      Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду: - М., 2011. – 456с.

8.      Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – 3-е изд., испр. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 512с.: ил.

9.      Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 128с.

10.  Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Я познаю мир. Аннотация.

Я познаю мир. Аннотация.

Оглавление Введение. 4

Оглавление Введение. 4

Введение Проблема: В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не проявляют желания играть в дидактические игры по сенсорике

Введение Проблема: В ходе наблюдений за детьми выяснилось, что они не умеют и не проявляют желания играть в дидактические игры по сенсорике

Повышение уровня сенсорного развития детей

Повышение уровня сенсорного развития детей

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами

Ледяное царство Янушко Е

Ледяное царство Янушко Е

Заключение По заключению реализации проекта «Я познаю мир» можно сделать следующие выводы: 1

Заключение По заключению реализации проекта «Я познаю мир» можно сделать следующие выводы: 1

Библиографический список 1.

Библиографический список 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020