Представленный конспект урока "Пейзаж в музыке" разработан для обучающихся 5 классов на уроках музыки. Цель работы: показать как формируются музыкальные способности детей в различных видах деятельности( слушании музыки и пении под аккомпанемент). Показано знакомство детей с творчеством итальянского композитора А. Вивальди и русского композитора П.И. Чайковского
КОНСПЕКТ УРОКА-ПЕЧАТАТЬ ПЕЙЗАЖ В МУЗЫКЕ МОЖНО НАПЕЧАТАТЬ.docx
конспект урока
«Пейзаж в музыке»
Автор: Волкова Маргарита Игоревна
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Центр Образования «Бескудниковский» Москва 2016 г.
Средства обучения: компьютер, проектор (видеоряд зимних месяцев года,
портреты композиторов), магнитола, СД диски: А. Вивальди цикл «Времена
года», П.Чайковский фортепианный цикл «Времена года», песня И. Ханока
«Зима».
Цель урока: Формирование музыкальных способностей детей в различных видах
деятельности:
слушание музыки;
пение под аккомпанемент( записи в Программе «Garaje band»)
использование ИКТ технологий и Программного обеспечения
Задачи:
Образовательные:
знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди;
знакомство с творчеством русского композитора П. Чайковского.
Развивающие:
развитие вокально – хоровых навыков;
развитие воображения;
умения слушать, слышать и «видеть» музыку.
Воспитательные:
умение понимать музыку;
вызвать бережное отношение и любовь к природе
Тип урока: комбинированный
Вид урока: Урок – загадка
Содержание:
А Вивальди: 4 частный цикл «Времена года» для скрипки, струнного квинтета,
органа и чембало (Зима);
П. Чайковский – фортепианный цикл «Времена года» декабрь, январь,
февраль; И. Ханок – «Зима»
Музыкальные понятия: скрипка, фортепиано, орган, чембало, ансамбль, цикл
Прогнозируемые результаты:
Повысить интерес к предмету «Музыка», связанного с модернизацией процесса
обучения;
Вызвать эмоциональный отклик на музыку зимы;
Научиться слушать музыку и понимать её смысл;
Приобрести навык исполнения под «автоаккомпанемент»
I раздел: Ход урока
Приветствие класса. Звучит музыка А. Вивальди – «Весна» (она очень подходит
для поднятия настроения и создает атмосферу добра, любви)
Поскольку вид урока – загадка, то тема не записывается на доске, а
предлагается учащимся после прослушивания музыки отгадать, предположить её
название. Если версии для меня не совпадают, предлагается игра «Поле чудес»,
которая на интуитивно – эмоциональном уровне помогает отгадать название
темы урока.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о природе, слушать и анализировать как
композиторы разных эпох (разница в 100 лет) отражали одни и те же явления
природы.
Звучит СД диск А. Вивальди – «Зима», показ слайдов (зимних пейзажей),
показ портрета композитора.
Задание: Учащиеся должны выбрать один пейзаж, который соответствует
музыке.
Учитель рассказывает об итальянском композиторе – скрипаче, дирижере и
педагоге А. Вивальди (04.03.1678 – 28.07.1741), который создал 465
инструментальных концертов, св.40 опер и много другое, но при жизни не был
оценен по достоинству.
Свой 4хчастный цикл «Времена года» он создал для скрипки, поскольку сам был
блестящим виртуозом, струнного квинтета(ансамбля) , органа и чембало.
Каждая часть этого цикла соответствует одному времени года.
Ещё раз звучит «Зима» А. Вивальди.
II раздел: Здоровьесберегающий элемент
Учитель: чтобы музыка А.Вивальди отложилась в головах, предлагаю выполнить
упражнение на дыхание. Упр.№ 1.Все встают и взяв, дыхание удерживают его под счет учителя(3040
счетов)
Упр.№ 2.Держать дыхание, но при этом выдувать воздух через маленькое
отверствие (оптимально 2025 счетов).
Учитель: Вы немного передохнули, при этом немного укрепили легкие, а сейчас
мы послушаем произведение другого композитора, но уже представителя
русской музыкальной культуры. Предлагает уже знакомую игру «Поле чудес» на
отгадывание фамилии композитора(П. Чайковского).
Учитель рассказывает о русском композиторе П. Чайковском(25.04.1840
06.11.1893). Показ портрета композитора, слайдов с зимним пейзажем.
Интересна история создания цикла. Издатель Петербургского популярного
журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к композитору с
просьбой написать 12 пьес по числу месяцев в году специально для
ежемесячного опубликования их в журнале в течение 1876года. А для лучшего
восприятия музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных
эпиграфов. Чайковский не возражал. Цикл «Времена года» написан для
исполнения на фортепиано это дневник композитора, где он запечатлел дорогие
эпизоды жизни, встречи и картины природы. Сегодня мы с вами послушаем
только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Зима».Поскольку в каждое
время года входит 3 месяца, предлагаю вам угадать когда звучал декабрь,
январь и февраль( пьесы звучат вразбивку).
Звучит фортепианная пьеса Декабрь – «Святки», Январь «У камелька» и
Февраль – «Масленица».
Практикум: Задание № 1. учащиеся отгадывают месяцы
№ 2. – повторяется «Зима» А. Вивальди и учащиеся дают
сравнительный анализ, отвечая на вопрос: Что общего? и Что разного? в этих
двух циклах, а затем сдают работу на проверку.
Понятие «Цикл» это несколько произведений, связанных между собой по
смыслу.
III раздел: Знакомство с песней «Зима» композитора И. Ханока
Учитель: предлагает записать слова 1 куплета в тетрадь для классной работы.
Прослушивание песни под аккомпанемент синтезатора. Затем все хором
исполняют 1 куплет песни, но уже в заранее заготовленном аккомпанементе,
используя программу «Garaje band».
IV раздел: Итог урока
Учитель: Вот и закончилось наше знакомство с музыкой «Зимы». П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, бережно
относились друг к другу и всегда стремились только к Добру.
Запишите домашнее задание: Ответы на вопросы:
1. С какими композиторами вы познакомились?
2. Используя Интернет: ссылка:http://schoolcollection.edu.ru – (Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов) найдите определение
музыкальных инструментов: «орган», «чембало».
3. Что больше всего вам понравилось на уроке?
4. Понравилось вам использование Программы «Garaje band»?
"Пейзаж в музыке"
"Пейзаж в музыке"
"Пейзаж в музыке"
"Пейзаж в музыке"
"Пейзаж в музыке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.