Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)
Оценка 4.9

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
русский язык +1
Детсад
19.01.2017
Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)
Работа включает дидактические игры, упражнения, направленные на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй). Игра «Добрые друзья».Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука ч.Игра «Два дома». Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком.Игра «Цепочка слов». Цель: Закреплять произношение звука в словах, определять его местоположение в слове. Игра «Ласковый дождик». Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука ж. Игра «Кораблик». Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звуков р, р’, п, ы. Игра «Снежный ком». Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать здоровое чувство юмора. Игра «Для чего нужен предмет?» Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах. Игра «Звонкий комарик». Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука з.игры
игры.doc
Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй) Задача: формирование правильного и отчетливого произношения звука Игра «Добрые друзья». ч. Материал: игрушки — мяч, черепаха, 2—3 ярко окрашенные бумажные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50 см и прикрепляют к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга), 2 стойки. Ход игры В   группу   входит   Клоун   (в   роли   Клоуна   может   выступить   и   сам воспитатель.) У него в руках яркий мяч. После того, как он поздоровается и покажет несколько интересных, сложных для выполнения детьми упражнений с мячом, дарит его детям. Игра «Два дома». Цель: Упражнять детей называть слова с заданным звуком. Материал:  Предметные картинки, в названии которых есть заданный звук. Ход игры:  ­ Ребята посмотрите, что вы видите? (Два дома). В синем домике живут слова, в названии которых есть звук «с», а в зеленом   живут слова,   в   названии   которых   есть   звук   «сь».   Давайте,   посмотрим,   что нарисовано   на   картинках,   назовем   этот   предмет   словом   и   поселим   его   в нужный дом. Например, слово «коса» мы поселим в синий дом, а слово «сено» ­ в зеленый дом. «С» ­ роса, сова, нос, сом. «Сь» ­ поросенок, сирень и т.д. Цель: Закреплять   произношение   звука   в   словах,   определять   его Игра «Цепочка слов». местоположение в слове. Материал: Предметные   картинки,   мяч.   Игра   может   проводиться   в словесном варианте. Ход игры: ­ Ребята, сегодня мы с вами будем играть в «Цепочку слов». Я начну первая. Мое слово – кот. Какой последний звук в слове кот? (Ответ 2 детей: звук «т»). Воспитатель бросает мяч по кругу следующему ребёнку и говорит: Значит, теперь ты должен придумать слово, которое начинается со звука «т». Так продолжается игра другими детьми по очереди. Если игра проводится с картинками, то картинки выкладываются одна за другой: кот – тигр – репа – арбуз и т.д. Игра «Для чего нужен предмет?» Цель: Закреплять произношение определенного звука в слогах и словах. Материал: Тексты чистоговорок. Ход игры:  ­ Ребята, есть такие весёлые стишки, которые ни о чем не рассказывают, они просто весёлые. Давайте я начну их рассказывать, а вы продолжите: «Са­са­са – живет в лесу…(оса, лиса) Со­со­со – катилось…(колесо) Су­су­су – я беру…(косу) Сы­сы­сы – жало у …(осы)». Игра «Звонкий комарик». Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука з. Материал: потешка   «Идет   коза   рогатая»,   игрушки   —   коза,   зайка, комар, указка с закрепленной на конце ниткой. Ход игры. Дети находятся на ковре. За дверью слышен громкий стук. Воспитатель вносит козу, читает потешку «Идет коза рогатая», выделяя интонационно звук з. Свободная рука «бодает» деток. Затем воспитатель просит детей показать, как коза бодается, читает повторно потешку. Внутренняя   сторона   ладони   опущена   вниз.   Указательный   палец   и мизинец   выставлены   вперед.   Средний   и   безымянный   прижаты   к   ладони   и охвачены большим пальцем. Дети рассматривают козу (белая, пушистая, рогатая…). Коза объясняет, что шла в гости к своему другу, но нигде его не может найти. Может быть, он в   группе?   У   него   очень   звонкая   песенка.   Коза   уже   слышит   ее.   Дети прислушиваются. 3 Игра «Ласковый дождик». Цель: формирование правильного и отчетливого произношения звука ж. Материал: стихотворение  В.  Цвынтарного  «Жук», жук,  игрушка  уж, емкость с водой, бубен, русская народная песенка «Дождик, дождик…». Ход игры Дети выходят на участок, любуются природой. Среди травы замечают жука.   Называют   его,   рассматривают.   Вдруг   жук   расправляет   крылышки   и взлетает. Пальчиковая игра «Жук». Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит. Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, дети шевелят ими и произносят: «ж­ж­ж». В. Почему улетел жук? Дети   осматривают   траву   и   находят   ужа,   повторяют   название   за воспитателем, рассматривают желтые пятна. Уж извивается и «уползает» в траву. Дети пальчиком на песке рисуют, как уползал уж. Воспитатель   опускает   кисть   руки   в   емкость   с   водой   и   брызгает   на детей. В. Дождик пошел. Капельки капают и на жука, и на ужа, и на дорожку. Сначала дождик закапал тихо: «Кап­кап­кап». (Дети тихо повторяют: «Кап­ кап­кап».) Потом застучал сильнее: «Кап­кап­кап!» (Дети повторяют громче: «Кап­кап­кап!») Опять тихо капает дождик и потом перестает. Задача: формирование   правильного   и   отчетливого   произношения Игра «Кораблик». звуков р, р’, п, ы. Материал: стихотворение А. Бар­то «Кораблик» и А. Пушкина «Ветер по морю гуляет» (отрывок из сказки), лист бумаги, таз с водой, матросская шапка, веревочка, кораблики. Ход игры Воспитатель   привлекает   внимание   детей   к   изготовлению   кораблика способом оригами. Когда кораблик готов, педагог опускает его на воду в таз. 4 Кораблик не тонет, плывет по поверхности воды. Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Пушкина «Ветер по морю гуляет…». В. Но вот налетает порывистый ветер, он дует неровно: «п­п­п». Дети   повторяют   и   стремятся   пригнать   кораблик   к   определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы звук п произносился на одном выдохе 2 —3 раза и не надувались при этом щеки. Дети замечают, что кораблик качается, плывет то в одну, то в другую сторону.   Кораблику   трудно   бороться   с   ветром,   волнами,   а   поможет   ему капитан. Воспитатель   надевает   матросскую   шапку,   привязывает   к   кораблику веревку и тянет кораблик, читая стихотворение А. Барто «Кораблик». Дети проговаривают знакомые слова, интонационно выделяя звук p. В. Почему кораблик не тонет? Потому что похож на ковшик. Воспитатель показывает детям, как можно построить кораблик своими ладошками: обе ладони поставить на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх. Кораблики плывут и гудят: «ы­ы­ы». Когда они уплывают далеко, звук ы произносится тихо, когда кораблик близко — громко. Воспитатель предлагает детям взять на прогулку бумажные кораблики. На   прогулке   дети   играют   с  ними   в  луже   или   желобе   с   водой,  гудят,  как кораблики. Воспитатель читает стихи, дети проговаривают знакомые слова. Цель: Развивать воображение, мышление, связную речь и формировать Игра «Снежный ком». здоровое чувство юмора. Ход игры: Ведущий наугад называет два слова, например, «коробка» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию  возникшую   на   эти   слова.   Например,   «из   открытой   коробки   выкатился огромный   апельсин».   Следующий   игрок   называет   свое   слово,   например «Яйцо». Третий участник игры связывает второе слово (апельсин) с третьим (яйцо) также при помощи возникшей ассоциации, например, «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т.д. По   окончании   игры   можно   предложить   детям   нарисовать   то,   что запомнилось им или рассмешило их. Игра «Что лишнее?» 5 Цель: Совершенствовать  доказательную форму речи. Материал: Предметные картинки. Ход игры: Воспитатель выкладывает на столе картинки, относящиеся к одному понятию и одну лишнюю (например: кошка, собака, корова, воробей, лошадь). ­ Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какая картинка лишняя и почему? Дети: лишняя картинка с изображением воробья. Кошка, собака, корова и лошадь – это домашние животные, а воробей – это птица. Подобная игра может проводиться по многим темам: овощи, фрукты, транспорт, игрушки, посуда, мебель, птицы и т.д. Цель: Развивать   формы   мышления:   анализ,   синтез,   прогнозирование, Игра «Если бы…» творческую связную речь. Ход игры: Предложите детям пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я был волшебником…» (каким, зачем? Что делал бы? И т.п.) «Если бы вдруг исчезло время…» (Что в этом хорошего и плохого?) [2,с.88­90]. Дидактическая игра “Бюро находок”. Цель: активизация   и   расширение   словарного   запаса   детей   по   темам: “Перелетные   птицы”,   “Зимующие   птицы”.   Образование   существительных   с уменьшительными   суффиксами.   Закрепление   навыка   образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета. Усвоение   некоторых   форм   словоизменения:   окончаний   имён существительных в родительном падеже, в единственном и множественном числе, глаголов настоящего времени и прошедшего времени. Ход игры:  Умная птица, извольте спуститься. Вы потеряли перо. На желтой аллее, где клены алеют Ждет вас находка в “Бюро”. Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья ­ ….Чье перо попало  в бюро? – (воробьиное 6 перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо ?­ журавлиное и т.д. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» Цель:  активизация   глагольного   словаря   детей,   закрепление   знаний   о животных, развитие воображения, ловкости.  Ход игры Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?  Родители,   разными   способами,   бросая   мяч   ребенку   по   очереди, называют какое­либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.  Мама: собака;  Ребёнок   ­   стоит,   сидит,   лежит,  идет,   бежит,   спит,  ест,   лает,   играет, кусается,ласкается,служит;  Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается); Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);  Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);  Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);  Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает). Игра «Горячий ­ холодный» Цель:  закрепление   в   представлении   и   словаре   ребенка противоположных   признаков   предметов   или   слов­антонимов.  Игра   проводится   после   предварительной   работы   с  картинками   и   усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.  Ход игры. Мы   сейчас   откроем   рот,   наоборот.  Воспитатель,   бросая   мяч   ребенку,   произносит   одно   прилагательное,   а ребенок, возвращая мяч, называет другое ­ с противоположным значением.    чтоб   сказать Воспитатель ­ Горячий;  Ребёнок ­ Холодный. Хороший ­ Плохой;  7 Умный ­ Глупый;  Веселый ­ Грустный;  Острый ­ Тупой;  Гладкий ­ Шероховатый;  Легкий ­ Тяжелый; Глубокий ­ Мелкий;  Светлый ­ Темный;  Добрый ­ Злой;  Радостный ­ Печальный; Быстрый ­ Медленный; Частый ­ Редкий;  Мягкий ­ Твердый; Ясный ­ Пасмурный; Высокий ­ Низкий.  Усложнение:   можно   предложить   ребёнку   добавить   существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.  «Я знаю»       Цель: Развитие речи дошкольников, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания. Содержание:  Воспитатель   (ребенок),   используя   мяч,   проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:  ­ Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий деревьев, домашних животных и т.д.).  Далее мяч передается  следующему  игроку. Он называет следующие   пять   предметов.   Это   могут   быть   любые   предметы   (игрушки, цветы, деревья и т.д.). Игра «Закончи предложение» Цель.  Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение,  составляет начало нового. Цель. Учить детей находить неточности в тексте. Игра «Это правда или нет?» 8 Ход   игры. Воспитатель   говорит:   «Послушайте   внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?» Тёплая весна сейчас.                       Любит в речке посидеть. Виноград созрел у нас.                    А зимой среди ветвей Конь рогатый на лугу                     «Га­га­га, пел соловей. Летом прыгает в снегу.                    Быстро дайте мне ответ – Поздней осенью медведь                 Это правда или нет? Дети   находят   неточности   и   заменяют   слова   и   предложения,   чтобы получилось правильно. 9 10

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)

Перечень дидактических игр, упражнений, направленных на закрепление знаний в области структурности речи (звуковая культура речи, развитие словаря, грамматический строй)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017