Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
2. Закреплять представления о способах задания множеств.
3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.
4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.
5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм Эйлера–Венна.
6. Учиться сопоставлять текст задачи и уравнение.
7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
(Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 73 (§ 2.20).
Тема: Пересечение множеств (Урок сообщения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
2. Закреплять представления о способах задания множеств.
3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств
в виде диаграмм Эйлера–Венна.
4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.
5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм
Эйлера–Венна.
6. Учиться сопоставлять текст задачи и уравнение.
7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
(Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
© ООО «Баласс», 2014
1Сообщение
знания
II.
нового
(узнаём…).
3. Индивидуальная работа.
– Выполни деление с остатком и сделай проверку.
27 : 7 4 : 8 46 : 15
56 : 5 12 : 36 47 : 21
15 : 30 42 : 8 35 : 17
3 4 5 3 1
Парногрупповая работа.
1. Задание № 1, с. 50
Цель работы:
– актуализация знаний о пересечении геометрических фигур;
– создание (через совместный анализ рисунков и текста)
представления о пересечении геометрических фигур как наличии
общей части (множества точек).
Какого цвета фигура получилась? Почему?
2. Задание № 2, с. 50
Цель работы:
– отталкиваясь от понимания того, что зелёным цветом
обозначена общая часть жёлтого и синего множеств
(множества шаров и множества красных фигур), прийти к
пониманию того, что, наверное, красный шар – это общий
элемент двух множеств;
– объяснить, почему красный шар принадлежит обоим
множествам.
Обсудите в парах задание и подготовьте ответы на вопросы.
Почему красный шар принадлежит обоим множествам?
3. Работа с текстом в оранжевой рамке.
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
© ООО «Баласс», 2014
2III. Первичное
закрепление
(применяем…).
Как можно назвать теперь красный шар, который принадлежит двум
множествам? (Элемент пересечения множеств).
3 4 5 3 5 1
Парногрупповая работа.
1. Задание № 3, с. 50
( а). двузначные нечётные числа, например, 13, 45, 67…
б). девочки третьеклассницы (имена девочек класса).
2. Задача № 4, с. 50
Прочитайте задачу.
Рассмотрите рисунок.
Назовите элементы первого множества.
Назовите элементы второго множества.
Назовите элементы пересечения этих множеств.
Известно ли это количество?
Для решения давайте используем счётный материал.
Выложите на парты указанное в условии количество элементов
каждого множества.
а) На столах у детей лежит по 14 красных кружков (третьеклассни
ки) и по 7, допустим, синих кружков (девочки).
Прокомментируйте, что можем узнать по этим данным?
(Если бы одна часть гостей была бы только третьеклассниками,
а другая часть только девочками, то было бы 14 + 7 гостей).
б) Какое ещё условие необходимо учитывать?
(Среди них есть девочкитретьеклассницы. ).
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
общепринятых
задачи
определять
в
© ООО «Баласс», 2014
3 Прокомментируйте, как это можно определить?
(Часть гостей являются одновременно и девочками, и
третьеклассниками, поэтому гостей не 21, а 15. Разность между
этими числами и есть число девочектретьеклассниц).
в) Решение: 14 + 7 – 15 = 6 девочектретьеклассниц.
3. Придумайте и решите похожую задачу с. 51.
О каких множествах эта задача?
Что является пересечением этих множеств?
Какие данные вы нашли на рисунке?
Составьте план решения задачи.
(Сначала найти общее количество элементов множеств хищников и
птиц, потом вычесть общее количество животных:
48 + 49 – 87 = 10 хищных птиц).
Проверка решения парами у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
ТОУУ
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
ТОУУ
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
© ООО «Баласс», 2014
4IV.
(выбираем…).
Тренинг
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
ТОУУ
4. Задание № 6, с. 51
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
3 4 4
Задача № 7, с. 51
Основные цели:
1. Подготовить детей к знакомству с уравнениями нового вида,
которые будут вводиться через текстовую задачу.
2. Учиться выделять (путём наблюдения) в тексте задачи
величину,
которая будет приниматься за основное неизвестное (х).
3. Учиться выражать через основное неизвестное (х) остальные
величины (составлять уравнение).
Решите уравнения.
Обсудите в парах, какое уравнение составлено к данной задаче?
Как рассуждали?
Какая неизвестная величина в уравнении обозначена х?
Как по условию задачи составлено уравнение?
Проверьте найденное значение х – решив задачу.
© ООО «Баласс», 2014
5V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задания № 5, 9, с. 51. По желанию задание № 8, с. 51(можно
выполнить в дидактическом материале, с. 63, № 4).
Урок 74 (§ 2.21).
Тема: Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые»
Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
2. Закреплять представления о понятии «пересечение» множеств и соответствующих ему графических моделях
множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.
3. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами существования.
4. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
© ООО «Баласс», 2014
6Этапы урока
Ход урока
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Математический диктант.
Найдите разность 400 и 160.
Найдите сумму 260 и 50.
Уменьшите 700 на 140.
На сколько 600 больше 60?
Н а сколько 90 меньше 350?
Увеличьте 120 на 590.
Неизвестное число больше 170 на 36. Чему равно неизвестное
число?
Периметр квадрата 400 мм. Чему равна сторона квадрата?
Выразите её в дм.
1/6 часть отрезка равна 18 см. Чему равен весь отрезок?
За 15 минут автомат наполняет 25 стаканчиков с мороженым.
Сколько стаканчиков с мороженым он наполнит за полчаса?
3 4 5 3 1
Работа в парах.
4. Задание № 1, с. 52
Цель работы:
– актуализация знаний о способе задания множества по общему
признаку (машины и голубые предметы);
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
© ООО «Баласс», 2014
7II. Первичное
закрепление
(применяем…).
– чтение и обсуждение истинных высказываний с кванторами
существования, соответствующих пересечению множеств.
Назовите элементы первого множества. Назовите это множество.
Назовите элементы второго множества. Назовите это множество.
Назовите общий признак пересечения этих множеств.
Прочитайте высказывания Вити и объясните их.
(Читаю: некоторые машины – голубые.
Объясняю: голубые машины – это одновременно и часть
множества машин, и часть множества голубых предметов.
Слова «некоторые», «существуют» говорят о том, что голубые
машины – это часть (пересечение) множества машин и
множества голубых предметов).
7 3 5 1
Парная работа.
1. Задание № 2, с. 52
Рассмотрите рисунки.
Закончите высказывания.
(Некоторые трёхзначные числа оканчиваются на 0 ;
существуют такие трёхзначные числа, в записи которых
использованы только цифры 1 и 2;
среди чисел, оканчивающихся нулём, есть трёхзначные числа...)
2. Задание № 3, с. 52
Обсудите в парах и нарисуйте множества.
(Для индивидуальной работы можно использовать диск 1С
«Игры и задачи» 1-4кл. Математика. Построение логических
рассуждений. Классификация, сравнение, аналогия. Убери
лишний ответ.
- Составьте истинные высказывания.)
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
определять
© ООО «Баласс», 2014
8III. Тренинг
(выбираем…).
Проверка парами у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
1 4 5
1. Самостоятельная работа.
Задача № 4, с. 5253 – по выбору.
Задание № 5, с. 53 (Ответ: стрекоза).
Проверка индивидуальная или у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Фронтальная работа.
Задание № 6, с. 53
Как составить прямоугольник и квадрат?
ТОУУ
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
в
ТОУУ
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
© ООО «Баласс», 2014
9Задание № 8, с. 53
а) 1й способ 3 ∙ 4 = 12
2й способ 4 ∙ 3 = 12
3й способ 4 ∙ 8 = 32
4й способ 8 ∙ 4 = 32
5й способ 6 ∙ 7 = 42
6й способ 7 ∙ 6 = 42
7й способ 8 ∙ 9 = 72
8й способ 9 ∙ 8 = 72
б) 1й способ 8 ∙ 8 = 64
2й способ 7 ∙ 9 = 63
3й способ 9 ∙ 7 = 63
в) 1й способ 10 : 2 = 5
2й способ 20 : 4 = 5
3й способ 30 : 6 = 5
4й способ 40 : 8 = 5
г) 1й способ 24 : 4 = 6
сотрудничать
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014 102й способ 54 : 9 = 6
д) ** ∙ 0 = 0 (** – любое двузначное число)
е) 0 : ** = 0 (** – любое двузначное число)
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задача № 4, с. 5253 – другая задача по выбору.
Задание № 7, с. 53
IV. Итог урока.
V. Возможное
домашнее задание.
© ООО «Баласс», 2014 11