КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(Общее недоразвитие речи, II, III уровень речевого развития у детей 6-7 лет)
на март
Учитель- логопед высшей квалификационной категории
Маковей Людмила Григорьевна
Лексическая тема «Мамин праздник».
Тема Дата |
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми |
Обеспечение интеграции образования (образовательные области) |
Формирование лексико -грамматических средств языка __________ |
Тема: Предложения с союзами «потому что», «а». Создание условий для развития умений: -подбирать антонимы (прилагательные, существительные) в д/и «Скажи наоборот» (ленивый-трудолюбивый; лень-труд.; добрый-злой; доброта-злость; чистый-грязный; чистота-грязь; веселый-грустный; веселье-грусть; смелый-трусливый; смелость-трусость); - задавать вопрос со словом «Почему», составлять предложения с союзами «потому что», «а» в д/и «Скажи верно» (Почему этот мальчик ленивый, а этот- трудолюбивый? -Этот мальчик ленивый, потому что …, а этот – трудолюбивый, потому что); -использовать рассудительно-доказательную форму речи; -образовывать сложные слова путем сложения основ (светловолосый); -составлять короткий рассказ «Мой друг» по схеме с использованием сложных слов (как зовут, внешний вид (светловолосый), любимое занятие). Воспитывать умение подмечать характерные особенности внешнего вида и характера товарищей. |
Речевое развитие: Создание достаточного словарного запаса в рамках лексической темы «Мамин праздник». Расширение активного (пассивного) предметного словаря (удивление, радость, печаль, забота, трудолюбие, гнев, обобщающее слово «семья»). Расширение активного (пассивного) глагольного словаря (радоваться, удивляться, сердиться, заботиться, беспокоиться, гостить).Формирование словаря признаков (нежный, заботливый, сердитый, дружный, пожилой). Развитие интонационной выразительности на материале стихотворений. Совершенствование навыка употребления сложных предлогов и отработка словосочетаний с ними. Физ. развитие: Формирование длительного плавного ротового выдоха, развитие силы и динамики голоса. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику «Мамочка моя», настольные игры «Сложи из частей», «Открытка для мамы» из спичек, ниткопись «Цветы для мамы», работу в тетради по клетке. Содействие развитию умения выполнять точные согласованные движения в процессе сопровождения стихотворных текстов. Соц-ком. развитие: Развитие умения вести диалог, развивать коммуникативную сторону речи в игре «Разговор с весной».
Позн. развитие: Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на установление взаимосвязи между членами семьи (младше, старше). Воспитание уважения к старшим. Обучение ориентировке в основных направлениях от себя-впереди, сзади, справа, слева. Формирование умения понимать и использовать в экспрессивной речи наречия сегодня, вчера, завтра, раньше, скоро. Худ-эст. развитие. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствование навыка слушания художественных произведений, осознание языковых средств выразительности (И. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».). Совершенствование умения высказывать свое отношение к прочитанному, описывать внешний вид героев, их поступки, переживания. Закрепление правильного произношения поставленных звуков. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание звуков. |
Формирование самостоятельной фразовой речи и речевого общения _____________ __________- |
Тема: Пересказ рассказа С. Прокофьева. «Сказка про маму» Создание условий для развития умений: - пересказывать рассказ с опорой на схему; - связно и последовательно отражать в рассказе происходящие события; - использовать диалоги, речевые эталоны в ходе повествования; - выразительно передавать речь героев. Развивать коммуникативную функцию речи Воспитывать чувство ответственности за слабых и беспомощных, стремления оказывать посильную помощь. |
Лексическая тема «Весна. Приметы весны».
Тема Дата |
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми |
Обеспечение интеграции образования (образовательные области) |
Формирование лексико -грамматических средств языка __________ |
Тема: Предложения с однородными членами. Создание условий для развития умений: -согласовывать сущ. и прил. в роде и числе в д/и «Скажи, какой?» (Небо - высокое, чистое, голубое. Облака - белые, пушистые, легкие. Земля – теплая, мягкая, рыхлая. Травка – нежная, молодая, зеленая. Листики – клейкие, пахучие, маленькие. Ручьи – быстрые, звонкие, чистые); -составлять предложения с однородными прилагательными (По небу плывут белые, пушистые, легкие облака); -образовывать причастия от глаголов в д/и «Отгадай словечко» Снег тает – тающий снег. Листики растут – растущие листики. Солнце согревает – согревающее солнце. Деревья цветут – цветущие деревья. Ручеек звенит – звенящий ручеек. Птицы поют – поющие птицы); -составлять сложноподчиненные предложения в д/и «Куда пришла весна?», «На что упал лучик?», «Найди ошибку художника»; -объяснять значение выражений «лед тронулся», «первая ласточка»; -толковать слова «веснушки», «первоцвет», «проталина», «капель». Воспитывать чувство прекрасного по отношению к природе. |
Речевое развитие: Создание достаточного словарного запаса в рамках лексической темы «Весна. Приметы весны». Расширение активного (пассивного) предметного словаря (проталины, подснежники, сосульки, ручьи, весна, оттепель, облако, капель, проталина, ручей, лужа, льдина, почка, гнездо, лопата, грабли, семена обобщающее слово «время года»). Расширение активного (пассивного) глагольного словаря (таять, капать, течь, грохотать, вить, летать, сажать, растить). Формирование словаря приставочных глаголов (копать, лить) Формирование словаря признаков (ясно — пасмурно, тепло — холодно, узкий — широкий, длинный — короткий). Развитие интонационной выразительности на материале стихотворений. Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними (на проталинке, у проталинки, над проталинкой; в ручейке, по ручейку; с дерева, под деревом). Физ. развитие: Формирование длительного плавного ротового выдоха, развитие силы и динамики голоса. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику «Что можно после дождика», настольные игры «Сложи из частей», «Весенняя картинка» из спичек, ниткопись «Проталины», работу в тетради по клетке. Содействие развитию умения выполнять точные согласованные движения в процессе сопровождения стихотворных текстов. Развитие графических умений в процессе работы с трафаретами. Соц-ком. развитие: Закрепление представлений об общественном значении труда взрослых в весенний период. Развитие желания участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, приносить своим трудом пользу и радость другим людям. Формирование трудолюбия, отрицательного отношения к лени, безделью. Дальнейшее закрепление правил безопасного поведения в условиях весеннего сезона. Формирование потребности вести себя так, чтобы не наносить вреда окружающей среде. Позн. развитие: Расширение и обобщение представлений о весне, ее признаках, природных явлениях весной. Обобщение представлений о перелетных птицах, диких и домашних животных и их образе жизни весной, установление связи между особенностями внешнего вида, поведением птиц и животных и условиями весеннего сезона. Обучение ориентировке в основных направлениях от себя-впереди, сзади, справа, слева. Худ-эст. развитие. Совершенствование навыка слушания рассказов Н. Чарушина о жизни животных весной, умения отвечать на вопросы по тексту. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций в процессе знакомства с произведениями художников. Рассматривание картины В.Н. Бакшеева «В начале весны». Закрепление правильного произношения поставленных звуков. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание звуков. |
Формирование самостоятельной фразовой речи и речевого общения _____________ __________- |
Тема: Составление рассказа «Заяц и морковка» по серии сюжетных картинок. Создание условий для развития умений: - составлять рассказ «Заяц и морковка» по серии картинок с придумыванием предшествующих и последующих событий; -придумывать варианты развития событий в отдельных моментах сюжета (где заяц нашел лестницу; откуда взялся снеговик); - добавление новых героев в сюжет.
|
Лексическая тема «Мой край родной»
Тема Дата |
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми |
Обеспечение интеграции образования (образовательные области) |
Формирование лексико -грамматических средств языка __________ |
Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже Создание условий для развития умений: -активизировать и расширять словарь предметов и действий; употреблять сущ. род. пад. мн.ч. в д/и «Чего в городе много» (много дорог, магазинов, аптек, школ и т.д.); -согласовывать прилагательные с сущ. в ед., мн. числе в д/и «Скажи, какой?» (улица широкая-улицы широкие, дом высокий-дома высокие); -образовывать приставочные глаголы в д/и «Добавь словечко» (я к дому подошел, дом обошел, за дом зашел, из дома вышел) -понимать пространственное значение предлога «над»; (схема предлога); -составлять сложноподчиненные предложения (улица Строителей так называется, потому что…) -составлять предложения в процессе моделирования картинок. |
Речевое развитие: Создание достаточного словарного запаса в рамках лексической темы «Мой край родной». Расширение активного (пассивного) предметного словаря (проспект, переулок, подъезд, этаж, фабрика, завод, атомная станция, залив, названия улиц города, река Дон, Ростовская область, обобщающее слово «Родина»). Расширение активного (пассивного) глагольного словаря (ухаживать, поддерживать чистоту и порядок, любоваться, посещать, оберегать). Формирование словаря приставочных глаголов (идти). Формирование словаря признаков (благоустроенный, многолюдный, шумный, многоэтажный). Развитие интонационной выразительности на материале стихотворений. Физ. развитие: Формирование длительного плавного ротового выдоха, развитие силы и динамики голоса. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику «Я по улице хожу». Содействие развитию умения выполнять точные согласованные движения в процессе сопровождения стихотворных текстов. Развитие графических умений в процессе работы с трафаретами. Соц-ком. развитие: Дальнейшее совершенствование стремления соблюдать правила безопасного поведения дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, транспорте. Совершенствование активного доброжелательного отношения к окружающим, желания поддерживать чистоту и порядок в доме, на улице, в городе. Позн. развитие: Углубление знаний о родном городе, его истории, достопримечательностях. Воспитание любви и гордости к родному городу. Обучение ориентировке в основных направлениях от себя-впереди, сзади, справа, слева. Худ-эст. развитие. Совершенствование навыка слушания рассказов Воспитание способности воспринимать красоту художественного произведения, любви к прекрасному, доброму, справедливому (З. Александрова «Родина», С. Михалков «Моя улица», Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…», С. Баруздин «Страна, где мы живём». Формирование умения сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении. Совершенствование умения высказывать свое отношение к прочитанному. Закрепление правильного произношения поставленных звуков. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание звуков. |
Формирование самостоятельной фразовой речи и речевого общения _____________ __________- |
Тема: Рассказывание стихотворения «России малая частица» Создание условий для развития умений: -отвечать на вопросы по тексту распространенными предложениями; -рассказывать содержание стихотворения с опорой на модель; -развивать память и воображение; -воспитывать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за созидательный труд; -развивать пассивный и активный словарь. |
Лексическая тема «Животный мир морей и океанов»
Тема Дата |
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми |
Обеспечение интеграции образования (образовательные области) |
Формирование лексико -грамматических средств языка __________ |
Тема: Родственные слова. Создание условий для развития умений: -активизировать и расширять словарь предметов и действий; -подбирать родственные слова к слову «рыба» (рыбка, рыбак, рыболов, рыбный, рыбачить, рыболовецкий, рыбалка); -употреблять сущ. род. пад. мн.ч. в д/и «Чего в море много» (много водорослей, ракушек, кораллов, рыб и т.д.); -толковать слова (плавники, жабры, чешуя); -образовывать приставочные глаголы в д/и «Добавь словечко» (рыбка к острову подплыла, от острова отплыла, море переплыла); -понимать пространственное значение предлогов «из-за», «из-под»; (схема предлога); -составлять сложноподчиненные предложения, (рыбы могут дышать в воде, потому что…); Развивать вопросно-ответную форму речи (что у рыб вместо ног? Чем рыбы дышат в воде? Кто такие мальки? Как называется суп из рыбы?). |
Речевое развитие: Создание достаточного словарного запаса в рамках лексической темы «Животный мир морей и океанов». Расширение активного (пассивного) предметного словаря (морской конек, дельфин, скат, рыба-пила, акула, мурена, кит, морская звезда, медуза, осьминог, плавники, жабры, чешуя, море Черное, Балтийское, Тихий океан, стайки, мальки, рифы, кораллы, обобщающее слово «морские жители»). Расширение активного (пассивного) глагольного словаря (обитать, охотиться, нападать, питаться, нырять, скрываться). Формирование словаря приставочных глаголов (плыть). Формирование словаря признаков (подводный, глубоководный, хищный, опасный, ). Развитие интонационной выразительности на материале стихотворений. Физ. развитие: Формирование длительного плавного ротового выдоха, развитие силы и динамики голоса. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику «Дельфин», настольные игры «Сложи из частей», «Морская картинка» из спичек, ниткопись «Водоросли, рыбки», работу в тетради по клетке. Содействие развитию умения выполнять точные согласованные движения в процессе сопровождения стихотворных текстов. Развитие графических умений в процессе работы с трафаретами. Соц-ком. развитие: Дальнейшее совершенствование стремления соблюдать правила безопасного поведения на воде. Совершенствование активного доброжелательного отношения к , желания поддерживать чистоту и порядок в доме, на улице, в городе. Позн. развитие: Формирование знаний о обитателях морей и океанов. Воспитаниеинтереса. Обучение ориентировке в основных направлениях от себя-впереди, сзади, справа, слева. Худ-эст. развитие. Совершенствование навыка слушания рассказов». Г.Б.Степанова «Кто живет воде», Ю. Школьник «Подводный мир», С. Сахарнов «Кто в море живет?», Формирование умения сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении. Совершенствование умения высказывать свое отношение к прочитанному. Закрепление правильного произношения поставленных звуков. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание звуков. |
Формирование самостоятельной фразовой речи и речевого общения _____________ __________- |
Тема: Пересказ рассказа «Дельфин» Создание условий для развития умений: -отвечать на вопросы по тексту распространенными предложениями; -пересказывать содержание текста с опорой на сюжетные картинки; -развивать память и воображение; -воспитывать у детей любовь к обитателям водного пространства, понимание необходимости поддерживать порядок там, где ты живешь; -развивать пассивный и активный словарь. |
Лексическая тема «Пресноводные и аквариумные рыбы»
Тема Дата |
Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми |
Обеспечение интеграции образования (образовательные области) |
Формирование лексико -грамматических средств языка __________ |
Тема: Родственные слова. Создание условий для развития умений: -активизировать и расширять словарь предметов и действий; -подбирать родственные слова к слову «рыба» (рыбка, рыбешка, рыбища, рыбалка); -употреблять сущ. род. пад. мн.ч. в д/и «Чего в речке много» (много щук, карпов, лещей, карасей и т.д.); -толковать слова (плавники, жабры, чешуя); -использовать приставочные глаголы в составе предложения; -понимать пространственное значение предлогов «из-за», «из-под»; (схема предлога); -составлять сложноподчиненные предложения, (рыбы могут дышать в воде, потому что…); Развивать вопросно-ответную форму речи (что у рыб вместо ног? Чем рыбы дышат в воде? Кто такие мальки? Как называется суп из рыбы?). |
Речевое развитие: Создание достаточного словарного запаса в рамках лексической темы «Пресноводные и аквариумные рыбы». Расширение активного (пассивного) предметного словаря (лещ, щука, ёрш, карась, сом, карп, плавники, мальки, жабры, чешуя, реки Дон, Волга, озеро, пруд, обобщающее слово «пресноводные рыбы»). Расширение активного (пассивного) глагольного словаря (плескаться, резвиться, рыбачить, нырять, выпрыгивать). Формирование словаря признаков (игривый, резвый, осторожный, стремительный, рыбный ). Развитие интонационной выразительности на материале стихотворений. Физ. развитие: Формирование длительного плавного ротового выдоха, развитие силы и динамики голоса. Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику «Рыбка». Содействие развитию умения выполнять точные согласованные движения в процессе сопровождения стихотворных текстов. Развитие графических умений в процессе работы с трафаретами. Соц-ком. развитие: Дальнейшее совершенствование стремления соблюдать правила безопасного поведения на воде. Совершенствование активного доброжелательного отношения к окружающим, желания поддерживать чистоту и порядок около водного пространства. Позн. развитие: Формирование знаний о подводном мире. Обучение ориентировке в основных направлениях от себя-впереди, сзади, справа, слева. Худ-эст. развитие. Воспитание способности воспринимать красоту художественного произведения, любви к прекрасному, доброму, справедливому в процессе рассматривания картин: «Гренландия» Зарина Форман, «В голубом просторе» А. Рылов, «Заморские гости» Н.К. Рер Совершенствование умения высказывать свое отношение к увиденному. Закрепление правильного произношения поставленных звуков. Развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание звуков. |
Формирование самостоятельной фразовой речи и речевого общения _____________ __________- |
Тема: Пересказ рассказа «Приключения карасика» Создание условий для развития умений: -отвечать на вопросы по тексту распространенными предложениями; -пересказывать содержание текста с опорой на сюжетные картинки; -развивать память и воображение; -воспитывать у детей любовь к родному городу, понимание необходимости поддерживать порядок там, где ты живешь; -развивать пассивный и активный словарь. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.