ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Оценка 4.8

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русский язык
20.01.2020
ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В статье акцентируется внимание на создании письменных текстов на основе технологии критического мышления. Автор анализирует приемы РКМ, призванные помочь учащимся написать эссе по повести И. А. Бунина «Деревня».
статья.docx

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Аннотация: В статье акцентируется внимание на создании письменных текстов на основе технологии критического мышления. Автор анализирует приемы РКМ, призванные помочь учащимся написать эссе по повести И. А. Бунина «Деревня».

Ключевые слова: письмо, приём, технология развития критического мышления, перекрестная дискуссия, социо-игровое задание РАФТ.

 

В рамках реформы российской образовательной системы с каждым годом появляются новые, более усовершенствованные педагогические технологии, повышающие эффективность усвоения школьниками учебного материала, развивающие коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции учащихся. В их ряду особое место, на наш взгляд, принадлежит технологии развития критического мышления. И. В. Муштавинская [2] выделяет такие методы и приёмы этой технологии: «Выглядит, как… Звучит, как…»; таблица «ПМИ» и «ПМ?»; таблица «Верные-неверные утверждения»; кластеры; таблица «толстых» и «тонких» вопросов; игра «Верите ли вы?»; «Ромашка Блума»; стратегия решения проблем «Идеал»; «Инсерт»; «Бортовые журналы»; дневники; синквейны; приём «Общее-уникальное»; перекрестная дискуссия; стратегия «Рамка», или «Статья»; приём «Двухрядный круглый стол».

Все эти приемы помогают ученикам развивать критическое мышление. Напомним, что данная технология, разработанная учеными Ч. Темпл, К. Мередит и Д. Стилл, пришла в Россию из Америки, где называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления». Особый акцент в технологии РКМ делается на работу с текстом, как устным, так и письменным.

Методы письма в данной технологии условно можно разделить на написание письма по алгоритму и на свободное написание. К первому типу относятся алгоритм создания письменного текста, «очерк на основе интервью», «детализация», РАФТ, а ко второму – «письмо без правил» (например, эссе).

Алгоритм создания письменного текста состоит из пяти этапов. На первом этапе нужно продумать тему письма и собрать информацию по ней. Когда это будет сделано, можно приступать ко второму этапу – составлению черновика, в котором фиксируются различные идеи и не акцентируется внимание на правильности письменной речи. На третьем этапе происходит правка, благодаря которой появляется целостная структура текста, соотносятся его содержание и форма. На четвертом этапе вычеркиваются или добавляются новые абзацы, уделяется внимание исправлению ошибок. Третий и четвертый этапы можно провести, работая в парах, ведь поменявшись тетрадями, ученики могут заметить ошибки друг друга, подсказать другие идеи. А вот на пятом этапе следует прочитать вслух свое сочинение перед классом либо опубликовать его на стенде школьной газеты или в сборнике. Последняя стадия называется также стадией рефлексии, потому что, читая, ученик ищет поддержку и критику в лице одноклассников: вместе они могут рассуждать над данной письменной работой.

Особо хочется выделить метод создания письменного текста - РАФТ. Это социо-игровое задание: Р (роль), А (аудитория), Ф (форма), Т (тема). Оно направлено не только на развитие связной письменной и устной речи, но также на умение сымпровизировать, на овладение жанрами и художественными средствами языка. Суть этого приема проста: каждой паре или группе дается задание выбрать роль, аудиторию, форму написания и тему работы. В первую очередь выбирается тема работа: она может быть любой, но обязательно информативной, т.к. в зависимости от темы выбираются и остальные составляющие этого задания. Допустим, выбранная тема связана со школой. Здесь сразу открывается множество вариантов ролей: это и директор, и завуч, и учитель, и ученик, и технический персонал, и работники столовой, и даже ручка с блокнотом! Оба ученика в паре должны выбрать свою роль. Затем выбирают аудиторию, к которой будут обращаться от лица этого выбранного персонажа. Конечно же, нужно соблюсти все особенности лексикона своего героя, т.е. перевоплотиться, подумать, о чем бы он непременно захотел рассказать. Письменно оформлять текст нужно в соответствии с выбранным жанром (формой) – эссе, письмо, частушка, заявление, рассказ и т.д. После выбора всех этих параметров начинается работа в парах: нужно обсудить всё выбранное учениками, предложить и посоветовать друг другу, а после – создать свой текст, который соответствует заданным параметрам. После проделанной работы текст читается вслух, а остальные ученики должны выделить основные общие моменты и обсудить их.

Письменный текст может быть написан и без четкого алгоритма. Примером такого текста является эссе, которое представляет собой свободное размышление на определенную тему. Главное условие при создании подобных письменных жанров – уметь правильно изложить и отстоять свою точку зрения, своё мнение. В конечном итоге ребята поймут, что нужно доступно формулировать свои мысли, чтобы остальные понимали и могли вычленить главные идеи из текста.

Предлагаем несколько приемов, которые помогут учащимся написать эссе по повести И. А. Бунина «Деревня».

Прием №1. Темы для письменных размышлений.

1)                Почему Тихону Красову к пятидесяти годам было нечего вспомнить за всю жизнь?

2)                В чём проблема Кузьмы Красова?

3)                Какие нравственные ценности запечатлел в образах братьев Красовых И. А. Бунин?

4)                Каких нравственных ценностей не хватает братьям Красовым?

Прием №2. Перекрестная дискуссия.

Тема для дискуссии, например, может быть сформулирована так: Симпатичен ли вам Тихон Красов?

Ученики делят тетрадь на два столбика, в первом они пишут аргументы ЗА Тихона, а во втором – ПРОТИВ. Сами аргументы дети ищут в тексте повести, опираясь на описание внешности героя, его привычек, манеру говорить и, конечно, его поступки и поведение. Затем один ученик читает по одному факту ЗА, другой – ПРОТИВ. И так далее до тех пор, пока аргументы не иссякнут. Проведя такой анализ, дети должны подвести итог и ответить для себя на поставленный вопрос. А уже после этого написать сочинение или эссе по данной теме.

Прием №3. Социо-игровое задание РАФТ.

Задание: Примерьте на себя роль Тихона Красова и выступите перед крестьянами с обращением, в котором акцентируйте внимание на вопросе ухудшившейся торговли / неурожая / насущных житейских проблем.

Задание: От лица Кузьмы побеседуйте с одним из крестьян о пользе литературы.

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить, что в России и мире достаточное количество интересных и разнообразных технологий обучения, к одной из которых и было приковано наше внимание в этой статье. Технология развития критического мышления сочетает в себе различные современные методы и приемы обучения, и может быть использована для лучшего усвоения знаний учениками.

Литература

1.                 Бунин, И. А. Повести и рассказы / Сост.: Е. М. Жезлова. – М. : Моск. рабочий, 1981. – 368 с.

2.                 Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская; [2-е изд.] – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 144 с.

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020