ПИСЬМО КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация: В статье акцентируется внимание на создании письменных текстов на основе технологии критического мышления. Автор анализирует приемы РКМ, призванные помочь учащимся написать эссе по повести И. А. Бунина «Деревня».
Ключевые слова: письмо, приём, технология развития критического мышления, перекрестная дискуссия, социо-игровое задание РАФТ.
В рамках реформы российской образовательной системы с каждым годом появляются новые, более усовершенствованные педагогические технологии, повышающие эффективность усвоения школьниками учебного материала, развивающие коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции учащихся. В их ряду особое место, на наш взгляд, принадлежит технологии развития критического мышления. И. В. Муштавинская [2] выделяет такие методы и приёмы этой технологии: «Выглядит, как… Звучит, как…»; таблица «ПМИ» и «ПМ?»; таблица «Верные-неверные утверждения»; кластеры; таблица «толстых» и «тонких» вопросов; игра «Верите ли вы?»; «Ромашка Блума»; стратегия решения проблем «Идеал»; «Инсерт»; «Бортовые журналы»; дневники; синквейны; приём «Общее-уникальное»; перекрестная дискуссия; стратегия «Рамка», или «Статья»; приём «Двухрядный круглый стол».
Все эти приемы помогают ученикам развивать критическое мышление. Напомним, что данная технология, разработанная учеными Ч. Темпл, К. Мередит и Д. Стилл, пришла в Россию из Америки, где называлась «Чтение и письмо для развития критического мышления». Особый акцент в технологии РКМ делается на работу с текстом, как устным, так и письменным.
Методы письма в данной технологии условно можно разделить на написание письма по алгоритму и на свободное написание. К первому типу относятся алгоритм создания письменного текста, «очерк на основе интервью», «детализация», РАФТ, а ко второму – «письмо без правил» (например, эссе).
Алгоритм создания письменного текста состоит из пяти этапов. На первом этапе нужно продумать тему письма и собрать информацию по ней. Когда это будет сделано, можно приступать ко второму этапу – составлению черновика, в котором фиксируются различные идеи и не акцентируется внимание на правильности письменной речи. На третьем этапе происходит правка, благодаря которой появляется целостная структура текста, соотносятся его содержание и форма. На четвертом этапе вычеркиваются или добавляются новые абзацы, уделяется внимание исправлению ошибок. Третий и четвертый этапы можно провести, работая в парах, ведь поменявшись тетрадями, ученики могут заметить ошибки друг друга, подсказать другие идеи. А вот на пятом этапе следует прочитать вслух свое сочинение перед классом либо опубликовать его на стенде школьной газеты или в сборнике. Последняя стадия называется также стадией рефлексии, потому что, читая, ученик ищет поддержку и критику в лице одноклассников: вместе они могут рассуждать над данной письменной работой.
Особо хочется выделить метод создания письменного текста - РАФТ. Это социо-игровое задание: Р (роль), А (аудитория), Ф (форма), Т (тема). Оно направлено не только на развитие связной письменной и устной речи, но также на умение сымпровизировать, на овладение жанрами и художественными средствами языка. Суть этого приема проста: каждой паре или группе дается задание выбрать роль, аудиторию, форму написания и тему работы. В первую очередь выбирается тема работа: она может быть любой, но обязательно информативной, т.к. в зависимости от темы выбираются и остальные составляющие этого задания. Допустим, выбранная тема связана со школой. Здесь сразу открывается множество вариантов ролей: это и директор, и завуч, и учитель, и ученик, и технический персонал, и работники столовой, и даже ручка с блокнотом! Оба ученика в паре должны выбрать свою роль. Затем выбирают аудиторию, к которой будут обращаться от лица этого выбранного персонажа. Конечно же, нужно соблюсти все особенности лексикона своего героя, т.е. перевоплотиться, подумать, о чем бы он непременно захотел рассказать. Письменно оформлять текст нужно в соответствии с выбранным жанром (формой) – эссе, письмо, частушка, заявление, рассказ и т.д. После выбора всех этих параметров начинается работа в парах: нужно обсудить всё выбранное учениками, предложить и посоветовать друг другу, а после – создать свой текст, который соответствует заданным параметрам. После проделанной работы текст читается вслух, а остальные ученики должны выделить основные общие моменты и обсудить их.
Письменный текст может быть написан и без четкого алгоритма. Примером такого текста является эссе, которое представляет собой свободное размышление на определенную тему. Главное условие при создании подобных письменных жанров – уметь правильно изложить и отстоять свою точку зрения, своё мнение. В конечном итоге ребята поймут, что нужно доступно формулировать свои мысли, чтобы остальные понимали и могли вычленить главные идеи из текста.
Предлагаем несколько приемов, которые помогут учащимся написать эссе по повести И. А. Бунина «Деревня».
Прием №1. Темы для письменных размышлений.
1) Почему Тихону Красову к пятидесяти годам было нечего вспомнить за всю жизнь?
2) В чём проблема Кузьмы Красова?
3) Какие нравственные ценности запечатлел в образах братьев Красовых И. А. Бунин?
4) Каких нравственных ценностей не хватает братьям Красовым?
Прием №2. Перекрестная дискуссия.
Тема для дискуссии, например, может быть сформулирована так: Симпатичен ли вам Тихон Красов?
Ученики делят тетрадь на два столбика, в первом они пишут аргументы ЗА Тихона, а во втором – ПРОТИВ. Сами аргументы дети ищут в тексте повести, опираясь на описание внешности героя, его привычек, манеру говорить и, конечно, его поступки и поведение. Затем один ученик читает по одному факту ЗА, другой – ПРОТИВ. И так далее до тех пор, пока аргументы не иссякнут. Проведя такой анализ, дети должны подвести итог и ответить для себя на поставленный вопрос. А уже после этого написать сочинение или эссе по данной теме.
Прием №3. Социо-игровое задание РАФТ.
Задание: Примерьте на себя роль Тихона Красова и выступите перед крестьянами с обращением, в котором акцентируйте внимание на вопросе ухудшившейся торговли / неурожая / насущных житейских проблем.
Задание: От лица Кузьмы побеседуйте с одним из крестьян о пользе литературы.
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить, что в России и мире достаточное количество интересных и разнообразных технологий обучения, к одной из которых и было приковано наше внимание в этой статье. Технология развития критического мышления сочетает в себе различные современные методы и приемы обучения, и может быть использована для лучшего усвоения знаний учениками.
Литература
1. Бунин, И. А. Повести и рассказы / Сост.: Е. М. Жезлова. – М. : Моск. рабочий, 1981. – 368 с.
2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская; [2-е изд.] – Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 144 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.