План – конспект открытого урока в 10 классе
на тему: «Самопознание»
Тема урока: Самопознание.
Цель урока:
- ученик, деятельность которого направлена на приобретение знаний о самом себе.
Задачи учащихся:
1. Знать, что есть самопознание.
2. Уметь наполнять содержанием определение самопознания.
(сущность, методы, способы самопознания)
3. Уметь соотносить теоретические знания с реальной действительностью.
Понятия: познание, самопознание, самооценка, Я- концепция (образ «Я»), деятельность.
Оборудование:
1.Компьютер, медиапроектор, экран.
2. Презентация к уроку
3. Тексты документов древних философов И.Канта «О сознании самого себя»; Д.Локка «О способности человека к познанию и самопознанию»; высказывания из сочинений восьмиклассниц.
Составление кластера «Какой Я?»
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя.
Франсуа Виньон.
Ребята давайте с вами попытаемся сформулировать проблему сегодняшнего урока.
Сегодня мы с вами выделяем проблему сложности познания самого себя. Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Данная тема рассматривается в разделе «Познание и сознание». Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить.
Что такое познание?
-Да, особый вид деятельности.
Какой это вид деятельности?
- Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания
Какие формы познания вы знаете?
- Чувственное и рациональное.
-Если познание – деятельность, какова структура деятельности?
( мотив – цель – средства – действия - результат)
- Наличие каких аспектов необходимо в познавательной деятельности?
(Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:
Субъекта и объекта)
- Что такое объект? Субъект?
( познающий человек – это субъект;
познаваемый предмет или явление- это объект)
- Определите, что из перечисленного - Человек, природа, общество
отнесём к субъекту, что к объекту:
II. Объявление темы урока
Тема нашего урока посвящена познанию особого объекта – самого себя – «САМОПОЗНАНИЕ».
На какие вопросы отвечает самопознание?
На столах лежат таблицы, у вас уже имеются первоначальные знания Заполните их
(Заполнение детьми таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал»)
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Что вы знаете о самопознании? Заполняем в первую табличку.
- Что бы вы хотели узнать?
- Можем ли заполнить последний столбец таблицы сейчас?
(В конце урока заполним)
III. Изучение нового материала.
1). Практическая работа учащихся.
Составление кластера «Кто Я?»
Напишите на листках 7-8 определений о себе. Попробуем с вами составить кластер.
Каждый человек стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или поправить свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию.
Слова ГЁТЕ: «Как можно познать себя?
Только путем действия, но никогда путем созерцания» Слайд 13
4) Определение средств самопознания.
- С чего начинается самопознание?
- Какие виды самовосприятия вы знаете
Возьмите зеркало, рассмотрите себя. Можно вспомнить слова из сказки.
( фото, зеркало – рассматривание себя)
«Свет мой зеркальце скажи,
да всю правду доложи
Я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее...?
- Какую деятельность Вы осуществляете, разглядывая себя в зеркало?
( Оцениваем)
- Самооценка- оценка личностью самого себя – это вид самопознания.
Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить, поправить. Внешность – одна из составляющих самооценки. Достаточно важная, но не единственная.
Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя?
Что означает для вас «знать себя»?
Легко и вам ответить на этот вопрос?
Для того, чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Вашему вниманию предлагается таблица, в которой перечислены некоторые качества личности. Ваша задача – отметить, выделить те, которые соответствуют вашему представлению о самом себе.
Следующий этап - передать соседу слева, который отметит ваши качества и выделит пункты, с которыми согласится. Листочки вернулись к авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.
Учитель: Я думаю, вы убедились сами, что оценить себя не так просто. В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.
Отсюда, какой следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться.
А сейчас мы с вами перейдем к заданию которая является частью ЕГЭ.У вас на столах лежат листы с заданиями . Прочитать текст и выполнить задание.
Задание № 1 .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « самопознание». Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения.
Задание № 2.
Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания
«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка.
Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».
А. Т.Спиркин. Сознание и самосознание
Какие две составляющие самосознания называет автор?
Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:
1) познание себя;
2) отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).
Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст.
В ответе должно быть
1) сказано, что самосознание, по мнению автора, шире самооценки;
2) приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).
На выполнение задания дается 10-13 минут.
- Древние философы, мыслители еще в период средневековья написали множество трудов о познании самого себя.
Познакомимся с содержанием работ И. Канта, Д.Локка. У вас на столах лежат тексты работ , прочитайте их и попробуем ответить на вопросы.
IV. Работа учащихся с документами
1). Ответы на вопросы по тексту И. Кант «О сознании самого себя»
- Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», философы считали правомерными?
- Какова главная мысль приведённого фрагмента?
- Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.
Что общего в трудах этих философов?
В результате самопознания формируется существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя!
В психологии она называется - Я концепция – Я образ
- Для постижения Я не обязательно проводить психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.
М. Твен «Каждый человек, подобно луне,
Имеет свою неосвещённую сторону,
Которую, он никому не показывает»
- Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.
Каждый из вас составит свой кластер о себе « какой Я» и подумает легко ли ответить на этот вопрос.
Заполняют кластер.
Ребята обратите внимание на свои работы.
-если преобладают положительные самохарактеристики – это свидетельствует о положительной самооценке;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.