План – конспект урока в 10 классе на тему: «Самопознание»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная тема рассматривается в разделе «Познание и сознание». Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить. Что такое познание? -Да, особый вид деятельности. Какой это вид деятельности? - Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания Какие формы познания вы знаете? - Чувственное и рациональное. -Если познание – деятельность, какова структура деятельности? ( мотив – цель – средства – действия - результат)
Иконка файла материала Конспект урока 10 класс.doc

План – конспект открытого урока в 10 классе

на тему: «Самопознание»

Тема урока: Самопознание.

Цель урока:

- ученик, деятельность которого направлена на приобретение знаний о самом себе.

Задачи учащихся:

1. Знать, что есть самопознание.

2. Уметь наполнять содержанием определение самопознания.

(сущность, методы, способы самопознания)

3. Уметь соотносить теоретические знания с реальной действительностью.

Понятия: познание, самопознание, самооценка, Я- концепция (образ «Я»), деятельность.

Оборудование:

1.Компьютер, медиапроектор, экран.

2. Презентация к уроку

3. Тексты документов древних философов И.Канта «О сознании самого себя»; Д.Локка «О способности человека к познанию и самопознанию»; высказывания из сочинений восьмиклассниц.

Составление кластера «Какой Я?» 

Ход урока:

 

Актуализация знаний.

 Учитель:

 Я знаю, как на мед садятся мухи,

 Я знаю книги, истины и слухи,

 Я знаю все, но только не себя.

 Франсуа Виньон.

 Ребята давайте с вами попытаемся сформулировать проблему сегодняшнего урока.

 Сегодня мы с вами выделяем проблему сложности познания самого себя. Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Данная тема рассматривается в разделе «Познание и сознание». Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить.     

  Что такое познание?

 -Да, особый вид деятельности.

 Какой  это вид деятельности?

 - Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания

 Какие формы познания вы знаете?

 - Чувственное и рациональное.

-Если познание – деятельность, какова структура деятельности?

( мотив – цель – средства – действия - результат)

- Наличие  каких  аспектов необходимо в  познавательной деятельности?

(Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:

 Субъекта  и объекта)

- Что такое объект? Субъект?

( познающий человек – это субъект;

 познаваемый предмет или явление- это объект)

- Определите, что из перечисленного - Человек, природа, общество

отнесём к субъекту, что к объекту:

II. Объявление темы урока

Тема нашего урока посвящена познанию особого объекта – самого себя – «САМОПОЗНАНИЕ».

 

 

            На  какие вопросы отвечает самопознание?                                      

 

 На столах  лежат таблицы, у вас уже имеются первоначальные знания Заполните их

(Заполнение детьми таблицы  «Знаю, хочу узнать, узнал»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что вы знаете о самопознании? Заполняем в первую табличку.

- Что  бы  вы хотели узнать?

- Можем ли заполнить последний столбец таблицы сейчас?

(В конце урока заполним)

III. Изучение нового материала.

1). Практическая работа учащихся.

Составление кластера «Кто Я?»

 

Напишите на листках  7-8 определений о себе. Попробуем с вами составить кластер.

 

Каждый человек стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или  поправить свою внешность. Это начало  перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию.

Слова ГЁТЕ: «Как можно познать себя?

Только путем действия, но никогда путем созерцания» Слайд 13


4) Определение средств самопознания.

- С чего начинается самопознание?

- Какие виды самовосприятия вы знаете

Возьмите зеркало, рассмотрите  себя. Можно вспомнить слова из сказки.

( фото, зеркалорассматривание себя)

«Свет мой зеркальце скажи, 

да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее...?

- Какую деятельность Вы осуществляете, разглядывая себя в зеркало?

( Оцениваем)

- Самооценка- оценка личностью самого себя – это вид самопознания.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить, поправить. Внешность – одна из составляющих самооценки. Достаточно важная, но не единственная.

 Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Что означает для вас «знать себя»?

 Легко и вам ответить на этот вопрос?

 Для того, чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Вашему вниманию предлагается таблица, в которой перечислены некоторые качества личности. Ваша задача – отметить, выделить те, которые соответствуют вашему представлению о самом себе.

Следующий этап - передать соседу слева, который отметит ваши качества и выделит пункты, с которыми согласится. Листочки вернулись к авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.

 Учитель: Я думаю, вы убедились сами, что оценить себя не так просто. В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.

Отсюда, какой следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться.

        А сейчас мы с вами перейдем к заданию которая является частью ЕГЭ.У вас на столах лежат  листы с заданиями . Прочитать текст и выполнить задание.

   Задание  № 1 .

  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « самопознание». Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения.

 Задание № 2.

 Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духов­ным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание сво­их возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоя­тельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невро­тического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».        

А. Т.Спиркин. Сознание и самосознание

 

 Какие две составляющие самосознания называет автор?

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

1)  познание себя;

2)  отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

 

 Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка?       Поясните свой ответ, опираясь на текст.

В ответе должно быть

1)  сказано, что самосознание, по мнению автора, шире самооценки;

2)  приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).

На выполнение задания дается 10-13 минут.

- Древние философы, мыслители еще в период средневековья написали множество трудов о познании самого себя.

Познакомимся с содержанием работ И. Канта, Д.Локка. У вас на столах лежат тексты работ , прочитайте их  и попробуем ответить на вопросы.

 IV. Работа учащихся с документами   

1). Ответы на вопросы по тексту И. Кант «О сознании самого себя»

- Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», философы считали правомерными?

- Какова главная мысль приведённого фрагмента?

- Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

 Что общего в трудах этих философов? 

В результате самопознания формируется существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя!

 В психологии она называется - Я концепция – Я образ

- Для постижения Я не обязательно проводить  психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния:  какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

М. Твен «Каждый человек, подобно луне,

Имеет свою неосвещённую сторону,

 Которую, он никому не показывает»

- Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

 Каждый из вас составит свой кластер о себе  « какой Я» и подумает легко ли ответить на этот вопрос.

  Заполняют кластер.

Ребята обратите внимание на свои работы.

-если преобладают положительные  самохарактеристики – это свидетельствует о положительной самооценке;