План – конспект урока в 10 классе на тему: «Самопознание»
Оценка 4.8

План – конспект урока в 10 классе на тему: «Самопознание»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл
12.05.2020
План – конспект урока в 10 классе на тему: «Самопознание»
Данная тема рассматривается в разделе «Познание и сознание». Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить. Что такое познание? -Да, особый вид деятельности. Какой это вид деятельности? - Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания Какие формы познания вы знаете? - Чувственное и рациональное. -Если познание – деятельность, какова структура деятельности? ( мотив – цель – средства – действия - результат)
Конспект урока 10 класс.doc

План – конспект открытого урока в 10 классе

на тему: «Самопознание»

Тема урока: Самопознание.

Цель урока:

- ученик, деятельность которого направлена на приобретение знаний о самом себе.

Задачи учащихся:

1. Знать, что есть самопознание.

2. Уметь наполнять содержанием определение самопознания.

(сущность, методы, способы самопознания)

3. Уметь соотносить теоретические знания с реальной действительностью.

Понятия: познание, самопознание, самооценка, Я- концепция (образ «Я»), деятельность.

Оборудование:

1.Компьютер, медиапроектор, экран.

2. Презентация к уроку

3. Тексты документов древних философов И.Канта «О сознании самого себя»; Д.Локка «О способности человека к познанию и самопознанию»; высказывания из сочинений восьмиклассниц.

Составление кластера «Какой Я?» 

Ход урока:

 

Актуализация знаний.

 Учитель:

 Я знаю, как на мед садятся мухи,

 Я знаю книги, истины и слухи,

 Я знаю все, но только не себя.

 Франсуа Виньон.

 Ребята давайте с вами попытаемся сформулировать проблему сегодняшнего урока.

 Сегодня мы с вами выделяем проблему сложности познания самого себя. Об этом и пойдет речь на нашем уроке. Данная тема рассматривается в разделе «Познание и сознание». Для полного раскрытия темы нам нужно опираться на уже имеющиеся у нас знания, поэтому некоторые вопросы нам с вами придется сегодня вспомнить.     

  Что такое познание?

 -Да, особый вид деятельности.

 Какой  это вид деятельности?

 - Духовный вид деятельности, направленный на приобретение и развитие знания

 Какие формы познания вы знаете?

 - Чувственное и рациональное.

-Если познание – деятельность, какова структура деятельности?

( мотив – цель – средства – действия - результат)

- Наличие  каких  аспектов необходимо в  познавательной деятельности?

(Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:

 Субъекта  и объекта)

- Что такое объект? Субъект?

( познающий человек – это субъект;

 познаваемый предмет или явление- это объект)

- Определите, что из перечисленного - Человек, природа, общество

отнесём к субъекту, что к объекту:

II. Объявление темы урока

Тема нашего урока посвящена познанию особого объекта – самого себя – «САМОПОЗНАНИЕ».

 

 

            На  какие вопросы отвечает самопознание?                                      

 

 На столах  лежат таблицы, у вас уже имеются первоначальные знания Заполните их

(Заполнение детьми таблицы  «Знаю, хочу узнать, узнал»)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что вы знаете о самопознании? Заполняем в первую табличку.

- Что  бы  вы хотели узнать?

- Можем ли заполнить последний столбец таблицы сейчас?

(В конце урока заполним)

III. Изучение нового материала.

1). Практическая работа учащихся.

Составление кластера «Кто Я?»

 

Напишите на листках  7-8 определений о себе. Попробуем с вами составить кластер.

 

Каждый человек стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или  поправить свою внешность. Это начало  перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа Я, к самосовершенствованию.

Слова ГЁТЕ: «Как можно познать себя?

Только путем действия, но никогда путем созерцания» Слайд 13


4) Определение средств самопознания.

- С чего начинается самопознание?

- Какие виды самовосприятия вы знаете

Возьмите зеркало, рассмотрите  себя. Можно вспомнить слова из сказки.

( фото, зеркалорассматривание себя)

«Свет мой зеркальце скажи, 

да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее...?

- Какую деятельность Вы осуществляете, разглядывая себя в зеркало?

( Оцениваем)

- Самооценка- оценка личностью самого себя – это вид самопознания.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить, поправить. Внешность – одна из составляющих самооценки. Достаточно важная, но не единственная.

 Ученые утверждают, что первый шаг к узнаванию себя – самодиагностика. Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Что означает для вас «знать себя»?

 Легко и вам ответить на этот вопрос?

 Для того, чтобы лучше разобраться в этом, выполните следующее задание. Вашему вниманию предлагается таблица, в которой перечислены некоторые качества личности. Ваша задача – отметить, выделить те, которые соответствуют вашему представлению о самом себе.

Следующий этап - передать соседу слева, который отметит ваши качества и выделит пункты, с которыми согласится. Листочки вернулись к авторам. Рассмотрите результаты. Искренне надеюсь, что в большинстве случаев мнения совпали.

 Учитель: Я думаю, вы убедились сами, что оценить себя не так просто. В самооценке, как мы выяснили, присутствует субъективность. Из чего она складывается? Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону.

Отсюда, какой следует вывод: что самопознание всегда субъективно, но к объективности необходимо стремиться.

        А сейчас мы с вами перейдем к заданию которая является частью ЕГЭ.У вас на столах лежат  листы с заданиями . Прочитать текст и выполнить задание.

   Задание  № 1 .

  Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « самопознание». Привлекая знания обществоведческого курса составьте два предложения.

 Задание № 2.

 Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания

«Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духов­ным силам, то есть самооценка.

Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание сво­их возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоя­тельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий <...>

Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невро­тического состояния. Максимально адекватное отношение к себе – высший уровень самооценки».        

А. Т.Спиркин. Сознание и самосознание

 

 Какие две составляющие самосознания называет автор?

Должны быть указаны следующие составляющие самосознания:

1)  познание себя;

2)  отношение к себе (к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам).

 

 Какое понятие, по мнению автора, шире: самосознание или самооценка?       Поясните свой ответ, опираясь на текст.

В ответе должно быть

1)  сказано, что самосознание, по мнению автора, шире самооценки;

2)  приведено пояснение на основе текста (самооценка и самопознание вместе составляют самосознание личности).

На выполнение задания дается 10-13 минут.

- Древние философы, мыслители еще в период средневековья написали множество трудов о познании самого себя.

Познакомимся с содержанием работ И. Канта, Д.Локка. У вас на столах лежат тексты работ , прочитайте их  и попробуем ответить на вопросы.

 IV. Работа учащихся с документами   

1). Ответы на вопросы по тексту И. Кант «О сознании самого себя»

- Какие основания для выделения человека из «других существ, живущих на Земле», философы считали правомерными?

- Какова главная мысль приведённого фрагмента?

- Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

 Что общего в трудах этих философов? 

В результате самопознания формируется существующая в сознании человека система взглядов, представлений, суждений, оценок лично себя!

 В психологии она называется - Я концепция – Я образ

- Для постижения Я не обязательно проводить  психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния:  какие поступки дают вам удовлетворение, какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

М. Твен «Каждый человек, подобно луне,

Имеет свою неосвещённую сторону,

 Которую, он никому не показывает»

- Самопознание – это путь от скрытого «Я» к открытому.

 Каждый из вас составит свой кластер о себе  « какой Я» и подумает легко ли ответить на этот вопрос.

  Заполняют кластер.

Ребята обратите внимание на свои работы.

-если преобладают положительные  самохарактеристики – это свидетельствует о положительной самооценке;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


План – конспект открытого урока в 10 классе на тему: «Самопознание»

План – конспект открытого урока в 10 классе на тему: «Самопознание»

Наличие каких аспектов необходимо в познавательной деятельности? (Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:

Наличие каких аспектов необходимо в познавательной деятельности? (Процесс познания всегда предполагает наличие двух сторон:

Что вы знаете о самопознании?

Что вы знаете о самопознании?

Определение средств самопознания

Определение средств самопознания

Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону

Как бы мы не старались оценить себя объективно мы не можем исключить эмоциональную сторону

На выполнение задания дается 10-13 минут

На выполнение задания дается 10-13 минут
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020