План-конспект урока по литературе в 10 классе
Программа Коровина.
Возраст учащихся: 10 класс
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал
Тема: Демоны Родиона Раскольникова
Цель: раскрыть роль «двойников» Раскольникова в романе; показать несостоятельность теории Раскольникова через образы «двойников»
Задачи:
Образовательные:
- определить значения образов «двойников» Раскольникова для понимания образа главного героя;
- показать, как в мире главного героя переплетаются две противоположные позиции, что отрицательные элементы идеи Раскольникова отражаются в сознании его двойников.
- обобщить знания учащихся о характере Родиона Раскольникова, раскрыть античеловечность его теории
Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли
- вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, развивать навыки интерпретации текста
- развивать творческое мышление с помощью синквейна
Воспитательные:
- вызвать интерес у учащихся к творчеству писателя
- продолжить формировать у учеников человеколюбие
- расширять культурный кругозор, обращаясь к читательскому опыту учащихся, и к киноискусству
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент (2 мин) |
Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих, сообщает тему и цель урока. |
Учащиеся приветствуют учителя, записывают тему урока |
Мотивация учебной деятельности учащегося (4 мин) |
Ребята, как вы думаете, почему наша тема урока звучит именно так?
Вы совершенно правы. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные - «антиподы». Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. |
Предполагаемые ответы: - Потому что фамилия главного героя отсылает нас к тому, что в его в душе происходит раскол, в нем борются две противоположные силы, одна из которых представляет собой «демонов» - Потому что речь пойдет о «двойниках» Раскольникова - Потому что на основе анализа характеров «двойников» Раскольникова мы раскроем образ главного героя
|
Изучение нового материала (25 мин) |
Ребята, вы уже познакомились с романом «Преступление и наказание» и с методикой составления синквейна. Поэтому сейчас мы предлагаем вам составить синквейн по образу Раскольникова и его теории. Разделимся на две группы. Первая группа составляет синквейн к образу Раскольникова, а вторая к его теории. Вам дается на выполнение задания 4 минуты, после чего вы озвучиваете свои мысли. Молодцы, ребята. Какие выводы мы можем сделать на основе всех представленных синквейнов?
Теперь мы с вами поговорим о «демонах» Раскольникова. Назовите главных. Совершенно верно. Идеи Раскольникова о праве «переступить совесть» разделяют его главные «демоны» - Лужин и Свидригайлов. Учитель раздает материал учащимся (эпизоды романа, характеризующие образ Лужина) и предлагает ответить на вопросы: 1) Что вы сможете сказать о портрете Петра Петровича? На какой детали вообще не остановился писатель? Почему?
2) Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
3)Как вы поняли монолог Лужина? Можно ли сказать, что в данном монологе раскрывается суть теории Лужина?
4) Для чего Лужин подставляет Сонечку? Как подобный поступок связан с теорией?
5) Почему он является двойником Раскольникова? В чем разница между Лужиным и Раскольниковым?
Хорошо, ребята, поговорим теперь о Свидригайлове Аркадии Ивановиче. Учитель раздает материал (описание внешности Свидригайлова) 1) Что вы можете сказать о портрете Аркадия Ивановича? Что это за человек?
Учитель показывает видеофрагмент из фильма 2) Зачем Свидригайлов приезжает в Петербург?
3) Есть ли у Свидригайлова своя теория?
4) В видеофрагменте мы видели реакцию Свидригайлова на вопрос Раскольникова о призраке Марфы Петровны. О чем нам говорит такая реакция и вообще факт того, что Аркадия Ивановича преследуют кошмары, в которых ему являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.) Понимают ли герои друг друга? Докажите
5) Свидригайлов говорит Раскольникову, что они «одного поля ягоды», действительно ли это так? 6) Почему Свидригайлов заканчивает жизнь самоубийством?
|
Ученики составляют синквейны и представляют свои результаты
- Мы можем сделать вывод, что Раскольникову присущи следующие черты: противоречивость, неоднозначность, рассудительность, вспыльчивость, добросердечность, одержимость идеей и т. д. А его теория безжалостная, которая губит самого героя и окружающих его людей. - Лужин, Свидригайлов, Лебезятников, Порфирий Петрович
- Лужин только начал выходить из грязи в князи и внешним блеском пытался подчеркнуть своё новое богатство, своё впервые приобретаемое значение. Поэтому Достоевский главное внимание уделяет одежде и тому, что явилось предметом парикмахерского искусства. В Лужине всё аккуратно, складно, солидно, моложаво, и всё в нём неприятно и отталкивающе. Кажется, что Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина, но, вчитавшись, замечаем явный сарказм автора. И, описав все детали портрета и наряда Лужина, Достоевский подытоживает: "если же и было что-нибудь…действительно неприятное, то происходило это от других причин". Писатель не остановился на описании глаз Лужина, так как у Петра Петровича нет души.
- Он решил взять себе в жены бедную девушку, чтобы она полностью зависела от него, а он мог бы ее унижать и наслаждаться своей силой. Он никогда не помогает людям, не видя в этом личной выгоды. - Лужин отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных щедрот. Он считает, что забота о собственном благополучии есть забота о «всеобщем преуспеянии». Он зациклен на достижении своих целей любой ценой.
- Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой. Соня является средством достижения цели Лужина
- Лужин является как бы зеркалом, в котором отражается преступная теория Раскольникова. У обоих в теории главное – Я. Но мотивы Лужина гораздо приземленнее и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина интеллектуально снижает идею Раскольникова. Эгоизм Лужина не менее опасен, чем эгоизм Раскольникова. Он рождает равнодушие, оправдывает подлость и жестокость. Но есть существенное различие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова – разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин – никогда. Не зря Достоевский не позволяет этому герою – единственному! – совершить ни одного положительного поступка. Про Лужина мы можем сказать, что он – мертвая душа.
Учащиеся читают раздаточный материал
- Свидригайлов – богатый человек, который выглядел моложе своих лет. Лицо его, в целом, было приятным, он был опрятно одет. Но взгляд его был « как-то слишком тяжёл и неподвижен». Можно предположить, что героя что-то чрезвыйчайно беспокоило. Кажется, что этот человек несколько равнодушен ко всему происходящему, о чем говорит его холодно-пристальный взгляд, а также, что этот человек многое повидал и пережил в своей жизни.
- Свидригайлов, несмотря ни на что, желает добиться любви Дуни. Ему нужна её любовь, нужны живые, чистые отношения.
- Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Он изнасиловал глухонемую сироту, убил слугу, был карточным шулером, сидел в тюрьме, повинен в смерти собственной жены. Но в то же время он не считает себя злодеем и способен совершать добрые поступки. И действительно, благодаря письму Дунечки, которое он отдал жене, девушка смогла восстановить свою репутацию. Свидригайлов готов обеспечить Авдотью Романовну, не требуя от нее, чтобы она вышла за него замуж, желает спасти ее от брака с Лужиным, потому что видит, что последний из себя представляет. - Аркадий Иванович очень нервно реагирует на вопрос Раскольникова, это говорит о том, что Свидригайлову не чужды угрызения совести. Обоих героев мучают кошмары, оба они приступили нравственный закон и мучаются от этого. Сам Раскольников находится в состоянии лихорадки и замечает такое же болезненное состояние Аркадия Ивановича. Мы видим, что оба героя очень хорошо понимают друг друга (Родион Романович как бы с иронией задает вопрос Аркадию Ивановичу: «А вы способны застрелиться?»; и в этом же видеофрагменте Свидригайлов, предлагая Раскольникову варианты выхода из ситуации, заключает, что Раскольникову «застрелиться тоже не хочется») - Да. Выше сказанное это подтверждает.
- Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары — это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых. Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Смерть Свидригайлова — это нежелание жить по-прежнему. Отпустить Дуню- значит смириться с тем, что тебе не всё позволено, что ты такой же как все. Теория вседозволенности рухнула, поэтому Свидригайлов идет на самоубийство.
|
Закрепление материала (8 мин) |
Сейчас мы снова разделимся на две группы. Первая группа составляет синквейны : образ Лужина, теория Свидригайлова. Вторая – образ Свидригайлова, теория Лужина
|
Учащиеся составляют синквейны |
Подведение итогов урока (5 мин) |
Зачем Достоевскому понадобилась система двойничества? |
- При помощи образов Лужина и Свидригайлова Ф. М. Достоевский показал, к чему может привести бесчеловечная теория. Писатель утверждает, что счастье невозможно построить на несчастье других, тем более на преступлении; По дороге в полицию, куда Раскольников шел с намерением сделать признание в убийстве старухи-процентщицы, он узнает о самоубийстве Свидригайлова. Тем самым автор показывает окончательный крах бесчеловечной теории главного героя, лишает ее права на существование. Герои-двойники, выступая одновременно «зеркалами» души Родиона и «язвами» на его душе, раскрывают глубину образа Раскольникова
|
Информация о домашнем задании (1 мин) |
Подготовить ответы на вопросы: Почему Раскольников не покончил с собой? Раскаялся ли он в своем преступлении? Отказался ли он от своей страшной теории после признания в убийстве?
|
Ученики записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.