Конспект открытого урока по русскому языку.
Класс: 4
Дата проведения: 18.02.2019г.
Тема. "Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи".
Цели: обобщение и систематизация изученного об имени прилагательном.
познавательная – повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения, сравнения, обобщения.
практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, закрепление навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных, безударных падежных окончаний имен прилагательных, развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему;
воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, тесты, листы с
заданиями для групповой работы, снеговики для рефлексии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Сели правильно,
Спинки выпрямили
Урок русского языка мы сегодня начнем необычно.
II. Поэтическая пятиминутка Видео. Стихотворение Ф. Тютчева о зиме.
Чародейкою
Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?
- Докажите это словами из стихотворения. ("Чародейкою зимою", "под снежною бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховою", "зимнее солнце", "ослепительной красой")
- С помощью каких слов передает автор красоту зимней природы? (Снежная, ослепительная, пуховая…)
- Какие это части речи? (Это имена прилагательные.)
III. Постановка темы и целей урока (слайд 1 «Имя прилагательное»)
- Мы заканчиваем изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Сегодня у нас обобщающий урок. Сформулируйте ЦЕЛИ нашего урока.
(Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)
(слайд 2) «Цели урока»
Одновременно с этим мы поговорим о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес. А о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья – имена прилагательные.
IV. Чистописание (дата записана заранее)
- Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов.
(Слайд 3) «Узоры на стекле»
Если вы согласны с моим утверждением – пишите петельку вверх, не согласны - петельку вниз.
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета. (да)
2. В предложении имя прилагательное является определением. (да)
3. Имя прилагательное изменяется по числам, падежам, родам (в ед. ч) (да)
4. Определить род прилагательного во множественном числе можно. (нет)
5. Чтобы правильно написать безударное окончание прилагательного, надо от существительного задать вопрос. (да)
6. Прилагательное согласуется в роде, числе и падеже со связанным с ним существительным. (да)
7. Главным словом в словосочетании прил.+сущ. является прилагательное. (нет)
8. Какой? Какая? Какие? – вопросы прилагательного. (да)
- Какой узор у вас получился?
(3 петельки вверх1 вниз 2 ввех 1 вниз 1 вверх)
- Повторите узор до конца строки.
V. Словарная работа (Слайд 4) «Словарь»
1. – Д ...кабрь, м…роз, пр..красно, кал…ндарь, ле...ко ,…нварь.
-Прочитайте слова.
-Есть ли среди них прилагательные?
- А какие это части речи? (существительные, наречия)
- Образуйте имена прилагательные (1 ученик работает у доски)
- запишите прилагательные в форме:
1. в начальной форме (декабрьский)
2.в форме ед. ч, ж.р., И.п.(морозная)
3.в форме ед.ч, ср.р, И.п(прекрасное)
4.образуйте прилагательное с окончанием –ого- (какого? Календарного) –
- Определите падеж, род, число.
- Какая часть речи поможет это сделать? (сущ)
5.в форме.мн,ч И.п (легкие) Почему не назвала род? (не определяем во мн. ч.)
Последнее прилагательное запишите в любой форме.
- В какой форме записали?
Дополнительный вопрос
- К каким прилагательным можно подобрать синоним, антоним? (легкий-простой-трудный, прекрасный – очаровательный - безобразный)
ОЦЕНИ СВОЙ ОТВЕТ
2. Запишите предложение: (1 ученик работает у доски)
(Слайд 5) «Снежинки»
Легкие снежинки закружились в морозном воздухе.
-Выделите орфограммы (парный согласный, безударный гласный в корне, проверяемый ударением, сочетание жи, предлог, безударный гласный в окончании прилагательного, существительного.)
- Выполните синтаксический разбор предложения
ОЦЕНИ свой ответ.
-Самостоятельно по вариантам выполните морфологический разбор 1в – в воздухе, 2в – в морозном
Взаимопроверка в парах. Оцените соседа + или - (Слайд 6)
1.В воздухе-сущ. (в чем?) 1. В морозном – прил. (в каком?)
2.Нач.ф.- воздух. 2. Нач.ф – морозный.
3.М.р., 2 скл, 3. В м., р., в П.п, в ед.ч.
4.В П.п, ед.ч 4. Определение
5.Дополнение
-Какие морфологические признаки совпадают? (род, число, падеж)
- Какими признаками различаются? (вопросы, скл, член предложения)
VII. Физкультминутка (музыкальная)
- А теперь отправимся в зимний лес.
-Вы можете закрыть глаза, слушаем музыку и представляем, что мы в лесу. А что вы там увидите и услышите нам потом расскажите.
Звучит музыка, дети закрыв глаза слушают и представляют ….
(Слайд 7) «Картинка зимнего леса»
- Что представили? (высказывания детей) VIII. Работа по редактированию текста (групповая работа) Наша прогулка по зимнему лесу продолжается.
На доске – картина с изображением зимнего леса, а у каждого учащегося карточка с текстом.
_____________ сне… укрыл землю___________ од…ялом. Д…ревья
надели ________ша…ки. В воздух… кружатся _____________сн…жинки. Мы любуемся _____лес…м.
– Прочитайте текст. Понравился ли он вам? Что не хватает? Какой это текст: описание или повествование?
- Давайте отредактируем текст.
Работа по группам.
Выслушиваются тексты, составленные детьми.
– А теперь придумайте название тексту. (Зимний лес)
- Теперь вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности вы можете выбрать сами.
На обратной стороне листа с текстом:
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи. 3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу. |
Дети выполняют задание.
IХ. Обобщение знаний об имени прилагательном
- А сейчас я хочу предложить вам стать на время учителями.
Представьте, что у вас сегодня обобщающий урок по теме «Имя прилагательное». Какие вопросы вы зададите классу, чтоб понять, как ученики усвоили новую тему?
Примерные вопросы: - Что обозначают имена прилагательные?
- Какими членами предложения являются имена прилагательные?
- Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?
- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? - Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот?
Х. Итог урока (тесты)
У. Вы правильно отвечали на вопросы, а теперь я проверю ваши практические умения.
Учитель раздает тесты
Дети выполняют работу и сдают тесты и рабочие тетради.
XI. Рефлексия: Выберите и подойдите к тому снеговику, который соответствует оценки вашей работы. (на обр. стороне доски)
- я доволен своей работой
- не совсем доволен
- не доволен, потому что (комментарии детей)
Спасибо за урок! Гостям за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.