Тема: «Зимние праздники» |
Тип: урок «открытия» нового знания |
||||||||||||||||||||
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию знаний о зимних праздниках «Новый год» и «Рождество» |
|||||||||||||||||||||
Задачи урока: · обучающие: способствовать ознакомлению детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем — Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года; · развивающие: развивать коммуникативные навыки посредством беседы и ответов на вопросы о зимних праздниках; развивать познавательную активность обучающихся при изучении праздников: умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке; · воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, стремление к познанию, самостоятельность в работе и самооценке. |
|||||||||||||||||||||
Планируемы результаты: |
|||||||||||||||||||||
Предметные: -знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России; -иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников; - знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю. |
Метапредметные: регулятивные: -уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; -планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции; коммуникативные: -уметь слышать и слушать других, отвечать на вопросы учителя, включаться в диалог с учителем и учащимися; уметь работать в парах, группах. познавательные: -работать с информацией: самостоятельно находить материал по тексту учебника о зимних праздниках, осмысливать и использовать её; устанавливать причинно-следственные связи; -анализировать материал, определять причинно-следственные связи; |
Личностные: формировать положительное отношение к учебе, проявлять интерес к изучению темы. |
|||||||||||||||||||
Ресурсы урока: проектор, презентация; ноутбук; учебник по окружающему миру, УМК «Перспектива», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2 класс, 2 часть (стр.24-27), рабочая тетрадь по окружающему миру, УМК «Перспектива», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., карточки с заданиями, оценочный лист. |
|||||||||||||||||||||
Ход урока: |
|||||||||||||||||||||
Этапы:
|
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности обучающихся: |
УУД: |
||||||||||||||||||
I. Организационный этап
|
приветствие, знакомство - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я – Алиса Алмазовна. |
Приветствуют учителя |
Принимать социальную роль обучающегося; проявлять самостоятельность |
||||||||||||||||||
эмоциональный настрой к уроку - Поднимите правую руку те, у кого хорошее настроение. Опустите. Поднимите левую руку вверх, кто пришел в школу за знаниями. Садитесь, девочки. А теперь – мальчики. Молодцы! |
Ответ обучающихся |
||||||||||||||||||||
проверка готовности к уроку - Ребята, все ли вы готовы к уроку? Давайте проверим: когда я спрашиваю про тот или иной предмет, вы хором должны ответить «На месте!». Всем понятно? Начнём. Учебник на месте? (На месте!) Тетрадки на месте? Ручки и карандаши на месте? Ушки на месте? Глазки на месте? Ну что же, мы готовы начать наш урок. Сегодня нас ждет много интересного, для этого приготовьтесь внимательно слушать, быстро и правильно отвечать. |
Проверяют готовность рабочего места |
||||||||||||||||||||
II. Проверка усвоения материала прошлого урока |
-Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваше домашнее задание. -Какое у вас было домашнее задание? -Кто хочет пересказать? (Слушаю 2-3 учеников, оцениваю) -Ребята, я раздала вам конверты, возьмите карточки под номером 1 и самостоятельно выполните задание, затем мы с вами его проверим. 1. Подчеркните зииние природные явления. Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии полного покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнезда. Ель стоит зелёная. У берёзы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зелёные кустарники и травы. 2. Подчеркните лишнее растение. А) Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник. (Можжевельник-кустарник) Б) Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница. (Лиственница-опадает хвоя) -Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока. |
Отвечают на вопросы, повторяют материал прошлого урока, слушают одноклассников. |
|
||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности |
1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) -Ребята, у вас в конвертах есть задание под номером 1, возьмите их и выполните данную работу. Закончите предложения. В странах Запада Рождество Христово отмечают ... В России Рождественский праздник отмечают ... Новый год празднуют... Старый Новый год отмечают... -Ребята, я вижу, что у вас возникло затруднение. Но не беспокойтесь, на протяжении всего урока мы с вами постараемся его разрешить. |
|
проявлять навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях |
||||||||||||||||||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися) -Ребята, попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Тема сегодняшнего урока: «Зимние праздники». -Какая же цель нашего урока? Цель: познакомиться с зимними праздниками. |
Формулируют тему и цель урока |
Планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия. |
|||||||||||||||||||
IV. Организация познавательной деятельности
|
1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации) -А как вы думаете, какие действия нам нужно совершить, чтобы достичь цели нашего урока? Для этого вам нужно соединить нужные слова и их продолжения: 1. узнаем… (о зимних праздниках) 2. научимся… (определять черты рождественского праздника в странах Запада и России) 3. выполним… (задания) -Ребята, чтобы вы могли оценить, как хорошо вы усвоили эти этапы урока, я раздала вам листочки самооценки. После того, как вы выполните каждый пункт в оценочном листе, вы должны отметить, насколько хорошо вы поработали. Если вам было все ясно и понятно, то поставьте «+», а если у вас были какие-то недочёты – «-»..
|
Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия |
Планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции |
||||||||||||||||||
2. Поиск решения («открытие» нового знания) -С древности люди по-разному определяли начало года. У древних римлян года начинался в марте. В этом месяце природа пробуждается от зимнего снаи начинается подготовка к работам в поле и в саду. На Руси тоже начинался год первого марта. Но так было не всегда. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Новый год отмечается даже летом. -Новый год — это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными украшениями? (Рождество Христово.) -Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? (От слова «рождение».) -ККто родился в этот день? (Сын Божий — Христос.) -Ребята, в оценочных листах прочитайте 1 пункт. -Сейчас мы с вами поработаем с учебниками. Откройте страницу 24. -Кто нам прочитает? -Когда у нас отмечают день Рождество Христово в странах Запада? -Прочитайте, пожалуйста, текст на следующей странице. -Когда же отмечают Рождественский праздник в России? -Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России — по православному. -Ребята, давайте сделаем вывод. Какой вывод мы можем сделать? -Прочитайте первый этап в оценочных листах. Что там написано? Оцените себя. -Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Откройте учебники нас. 26. -Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? (Император Петр /.) -Давайте узнаем побольше об этом человеке на «Страничках Умного Совенка» (с. 122). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел государь Петр Алексеевич. С изображениями Петра I вам придется встречаться часто во время учебы в школе. -Какой вывод мы сделаем? Возьмите оценочные листы, прочитайте второй пункт. Оцените себя. -А теперь следующий вопрос. Что такое старый Новый год? -Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во времена Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было. -Прочитаем об этом в учебнике на с. 27. -Что такое старый Новый год? (Празднование Нового года по православному календарю.) -Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике находится репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «Елочный торг». Кто ответит, когда и как началось проведение елочных торгов (базаров)? (По указу Петра I, с 1700 г.) -Рассмотрите картину. Какое у нее настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Теплые краски, веселая суета, многолюдье.) -Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую елку вы выбрали бы к празднику? -На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.) -Почему? -Как этого смог добиться художник? (Яркими, многоцветными красками.) -Хорошо, молодцы! -Ребята, давайте вспомним наш третий пункт в оценочном листе. Давайте сделаем вывод. (ответ детей) Мы можем смело поставить знак плюс. Физкультминутка. Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встань. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустить, Всем улыбки подарить. -Молодцы, садитесь! |
Извлекают нужную информацию, самостоятельно находят информацию в материалах учебниках |
|
|||||||||||||||||||
3. Первичное закрепление -А теперь мы с вами закрепим наши знания. Хорошенько подумайте в парах и ответьте на следующие вопросы? 1. Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово? 2. Когда этот праздник насиупает в России? 3. Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? 4. Что такое старый Новый год? -Ребята, вы все согласны с вашими одноклассниками? Все ли смогли ответить на данные вопросы? |
Ответ обучающихся |
-уметь работать в парах и группе, самостоятельно свою работу; |
|||||||||||||||||||
4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) -Итак, ребята. Откройте страницу 27. Прочитайте рубрику "Обсудим" . -Что нам нужно сделать? -Давайте поработаем в группах.
-Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием. |
Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах и группе |
-уметь задавать вопросы. слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
|||||||||||||||||||
5.Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону -Ребята, в начале урока у нас возникло затруднение, помните? А сейчас я хочу проверить вас, как вы сегодня работали на уроке, и для этого мы вернёмся к этому заданию и выполним его самостоятельно. Закончите предложение. В странах Запада Рождество Христово отмечают ....(25 декабря) В России Рождественский праздник отмечают ....(7 января) Новый год празднуют....(в ночь с 31 декабря на 1 января) Старый Новый год отмечают (в ночь с 13 на 14 января) -Сейчас поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте ответы по эталону. -Итак, не забываем отметить свою работу на оценочных листах. Если у вас нет ошибок или 1 ошибка – ставите звездочку, 2 ошибки – квадрат, 3 ошибки и больше - треугольник. -Ребята, сдайте мне свои листы самооценки. |
Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников |
Уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников |
|||||||||||||||||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
Соотнесение результатов урока с поставленной целью -Ребята, все ли мы с вами сделали, которые мы запланировали в начале урока?А все ли хорошо выполняли задания? У кого-нибудь были затруднения? -Ребята, давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы цели? |
Отвечают на вопросы |
|
||||||||||||||||||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось и т.п.) -Молодцы, ребята! А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке. Для этого посмотрите на экран и продолжите предложения. Я узнал(а)… Мне было интересно… Мне было трудно… |
Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности |
|
|||||||||||||||||||
Выставление отметок -Ребята, на уроке вы хорошо работали, внимательно слушали. Вы большие молодцы! |
|
|
|||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание |
-А теперь, откроем дневники и запишем домашнее задание: По учебнику страница 24-27 пересказ. |
Фиксируют д/з |
|
||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.