План-конспект по окружающему миру по теме "Зимние праздники". Перспектива (2 класс)
Оценка 4.9

План-конспект по окружающему миру по теме "Зимние праздники". Перспектива (2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
15.11.2022
План-конспект по окружающему миру по теме "Зимние праздники". Перспектива (2 класс)
Окружающий мир.docx

Тема: «Зимние праздники»

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию знаний о зимних праздниках «Новый год» и «Рождество»

Задачи урока:

·        обучающие: способствовать ознакомлению детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря — гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем — Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года;

·        развивающие: развивать коммуникативные навыки посредством беседы и ответов на вопросы о зимних праздниках; развивать познавательную активность обучающихся при изучении праздников: умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;

·        воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, стремление к познанию, самостоятельность в работе и самооценке.

Планируемы результаты:

Предметные:

-знать особенности Рождественского праздника в странах Запада и России;

-иметь представление о происхождении и особенностях зимних праздников;

- знать о существовании двух типов календаря – гражданского и православного, о следовании зимних праздников по

православному календарю и современному гражданскому календарю.

Метапредметные:

регулятивные:

-уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

 -планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции;

коммуникативные:

-уметь слышать и слушать других, отвечать на вопросы учителя, включаться в диалог с учителем и учащимися; уметь работать в парах, группах.

познавательные:

 -работать с информацией: самостоятельно находить материал по тексту учебника о зимних праздниках, осмысливать и использовать её; устанавливать причинно-следственные связи;

-анализировать материал,  определять причинно-следственные связи;

Личностные:

формировать положительное отношение к учебе, проявлять интерес к изучению темы.

Ресурсы урока: проектор, презентация; ноутбук; учебник по окружающему миру, УМК «Перспектива», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., 2 класс, 2 часть (стр.24-27), рабочая тетрадь по окружающему миру, УМК «Перспектива», Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., карточки с заданиями, оценочный лист.

Ход урока:

Этапы:

 

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД:

      I.            Организационный этап

 

приветствие, знакомство

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок проведу у вас я – Алиса Алмазовна.

Приветствуют учителя

Принимать социальную роль обучающегося; проявлять самостоятельность

эмоциональный настрой к уроку

- Поднимите правую руку те, у кого хорошее настроение. Опустите. Поднимите левую руку вверх, кто пришел в школу за знаниями. Садитесь, девочки. А теперь – мальчики. Молодцы!

 

Ответ обучающихся

проверка готовности к уроку

- Ребята, все ли вы готовы к уроку? Давайте проверим: когда я спрашиваю про тот или иной предмет, вы хором должны ответить «На месте!». Всем понятно? Начнём. Учебник на месте? (На месте!) Тетрадки на месте? Ручки и карандаши на месте? Ушки на месте? Глазки на месте? Ну что же, мы готовы начать наш урок. Сегодня нас ждет много интересного, для этого приготовьтесь внимательно слушать, быстро и правильно отвечать.

Проверяют готовность рабочего места

   II.            Проверка усвоения материала прошлого урока

-Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваше домашнее задание.

-Какое у вас было домашнее задание?

-Кто хочет пересказать?

(Слушаю 2-3  учеников, оцениваю)

-Ребята, я раздала вам конверты, возьмите карточки под номером 1 и самостоятельно выполните задание, затем мы с вами его проверим.

1. Подчеркните зииние природные явления.

Появились почки на деревьях. Растения находятся в состоянии полного покоя. Белка запасает пищу. Птицы вьют гнезда. Ель стоит зелёная. У берёзы нет листьев. Опадают листья. Цветут цветы. Созрели фрукты. Под снегом зелёные кустарники и травы.

2. Подчеркните лишнее растение.

А) Ель, сосна, кедровая сосна, можжевельник. (Можжевельник-кустарник)

Б) Можжевельник, ель, сосна, кедровая сосна, лиственница. (Лиственница-опадает хвоя)

-Молодцы, ребята! Я вижу, что вы хорошо усвоили материал прошлого урока.

Отвечают на вопросы, повторяют материал прошлого урока, слушают одноклассников.

 

III.            Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

-Ребята, у вас в конвертах есть задание под номером 1, возьмите их и выполните данную работу.

Закончите предложения.

В странах Запада Рождество Христово отмечают ...

В России Рождественский праздник отмечают ...

Новый год празднуют...

Старый Новый год отмечают...

-Ребята, я вижу, что у вас возникло затруднение. Но не беспокойтесь, на протяжении всего урока мы с вами постараемся его разрешить.

 

 

 

проявлять навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях 

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися)

-Ребята, попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Тема сегодняшнего урока: «Зимние праздники».

-Какая же цель нашего урока?

Цель: познакомиться с зимними праздниками.

Формулируют тему и цель урока

Планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия.

IV.            Организация познавательной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации)

-А как вы думаете, какие действия нам нужно совершить, чтобы достичь цели нашего урока? Для этого вам нужно соединить нужные слова и их продолжения:

1. узнаем… (о зимних праздниках)

2. научимся… (определять черты рождественского праздника в странах Запада и России)

3. выполним… (задания)

-Ребята, чтобы вы могли оценить, как хорошо вы усвоили эти этапы урока, я раздала вам листочки самооценки. После того, как вы выполните каждый пункт в оценочном листе, вы должны отметить, насколько хорошо вы поработали. Если вам было все ясно и понятно, то поставьте «+», а если у вас были какие-то недочёты – «-»..  

Этапы

Оценка

 

1. Рождественский праздник в странах Запада

 

 

2. Рождественский праздник в России

 

 

3. Зимний Новый год

 

 

4. Старый Новый год

 

 

Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

Планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции

2. Поиск решения («открытие» нового знания)

древности люди по-разному определяли начало года. У древних римлян года начинался в марте. В этом месяце природа пробуждается от зимнего снаи начинается подготовка к работам в поле и в саду. На Руси тоже начинался год первого марта. Но так было не всегда. В еврейском календаре и сейчас новый год начинается осенью. Это связано с появлением новой Луны. А в мусульманском календаре дата нового года передвигается в течение 30 лет по всем сезонам. И праздник Новый год отмечается даже летом.

-Новый год — это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными украшениями? (Рождество Христово.)

-Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? (От слова «рождение».)

-ККто родился в этот день? (Сын Божий — Христос.)

-Ребята, в оценочных листах прочитайте 1 пункт.

-Сейчас мы с вами поработаем с учебниками. Откройте страницу 24.

-Кто нам прочитает?

-Когда у нас отмечают день Рождество Христово в странах Запада?

-Прочитайте, пожалуйста, текст на следующей странице.

-Когда же отмечают Рождественский праздник в России?

-Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России — по православному.

-Ребята, давайте сделаем вывод. Какой вывод мы можем сделать?

-Прочитайте первый этап в оценочных листах. Что там написано? Оцените себя.

-Давайте узнаем историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Откройте учебники нас. 26.

-Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? (Император Петр /.)

-Давайте узнаем побольше об этом человеке на «Страничках Умного Совенка» (с. 122). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел государь Петр Алексеевич. С изображениями Петра I вам придется встречаться часто во время учебы в школе.

-Какой вывод мы сделаем? Возьмите оценочные листы, прочитайте второй пункт. Оцените себя.

-А теперь следующий вопрос. Что такое старый Новый год?

-Старый Новый год — это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во времена Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было.

-Прочитаем об этом в учебнике на с. 27.

-Что такое старый Новый год? (Празднование Нового года по православному календарю.)

-Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике находится репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева «Елочный торг». Кто ответит, когда и как началось проведение елочных торгов (базаров)? (По указу Петра I, с 1700 г.)

-Рассмотрите картину. Какое у нее настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Теплые краски, веселая суета, многолюдье.)

-Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую елку вы выбрали бы к празднику?

-На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.)

-Почему?

-Как этого смог добиться художник? (Яркими, многоцветными красками.)

-Хорошо, молодцы!

-Ребята, давайте вспомним наш третий пункт в оценочном листе.  Давайте сделаем вывод. (ответ детей) Мы можем смело поставить знак плюс.

Физкультминутка.

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три  наклона, прямо встань.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустить,

Всем улыбки подарить.

-Молодцы, садитесь!

Извлекают нужную информацию, самостоятельно находят информацию в материалах учебниках

 

3. Первичное закрепление

-А теперь мы с вами закрепим наши знания. Хорошенько подумайте в парах и ответьте на следующие вопросы?

1. Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?

2. Когда этот праздник насиупает в России?

3. Кто установил празднование Нового года в России зимней порой?

4. Что такое старый Новый год?

-Ребята, вы все согласны с вашими одноклассниками? Все ли смогли ответить на данные вопросы?

 

Ответ обучающихся

-уметь работать в парах и группе, самостоятельно свою работу;

4.Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

-Итак, ребята. Откройте страницу 27. Прочитайте рубрику "Обсудим" .

-Что нам нужно сделать?

-Давайте поработаем в группах.

2021-01-30 9:41:09.111000 AM

-Молодцы ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах и группе

-уметь задавать вопросы. слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

5.Самостоятельная работа с самопроверкой или  взаимопроверкой по эталону

-Ребята, в начале урока у нас возникло затруднение, помните? А сейчас я хочу проверить вас, как вы сегодня работали на уроке, и для этого мы вернёмся к этому заданию и выполним его самостоятельно.

Закончите предложение.

В странах Запада Рождество Христово отмечают ....(25 декабря)

В России Рождественский праздник отмечают ....(7 января)

Новый год празднуют....(в ночь с 31 декабря на 1 января)

Старый Новый год отмечают (в ночь с  13 на 14 января)

-Сейчас поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте ответы по эталону.

-Итак, не забываем отметить свою работу на оценочных листах. Если у вас нет ошибок или 1 ошибка – ставите звездочку, 2  ошибки – квадрат, 3 ошибки и больше - треугольник.

-Ребята, сдайте мне свои листы самооценки.

Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

Уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

   V.            Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Соотнесение результатов урока с поставленной целью

-Ребята, все ли мы с вами сделали, которые мы запланировали в начале урока?А все ли хорошо выполняли задания? У кого-нибудь были затруднения?

-Ребята, давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы цели?

Отвечают на вопросы

 

Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось и т.п.)

-Молодцы, ребята! А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на сегодняшнем уроке. Для этого посмотрите на экран и продолжите предложения.

Я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

 

Выставление отметок

-Ребята, на уроке вы хорошо работали, внимательно слушали. Вы большие молодцы!

 

 

VI.            Домашнее задание

-А теперь, откроем дневники и запишем домашнее задание:

По учебнику страница 24-27 пересказ.

Фиксируют д/з

 

 


 

Тема: «Зимние праздники» Тип: урок «открытия» нового знания

Тема: «Зимние праздники» Тип: урок «открытия» нового знания

Метапредметные: регулятивные: -уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; -планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции; коммуникативные: -уметь слышать и слушать других, отвечать…

Метапредметные: регулятивные: -уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; -планировать с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции; коммуникативные: -уметь слышать и слушать других, отвечать…

I. Проверка усвоения материала прошлого урока -Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваше домашнее задание

I. Проверка усвоения материала прошлого урока -Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваше домашнее задание

Старый Новый год отмечают ... -Ребята, я вижу, что у вас возникло затруднение

Старый Новый год отмечают ... -Ребята, я вижу, что у вас возникло затруднение

Определение последовательности действий на уроке (т

Определение последовательности действий на уроке (т

Кто установил празднование Нового года в

Кто установил празднование Нового года в

Можно.) -Почему? -Как этого смог добиться художник? (Яркими, многоцветными красками

Можно.) -Почему? -Как этого смог добиться художник? (Яркими, многоцветными красками

Что нам нужно сделать? -Давайте поработаем в группах

Что нам нужно сделать? -Давайте поработаем в группах

I. итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке

I. итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022