План-конспект урока
Обличение человеческих пороков в баснях Крылова
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение
Название раздела, темы: Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Тема урока: «Обличение человеческих пороков в баснях Крылова».
Цели урока: знакомство с И.А. Крыловым, краткой биографией. Чтение и идейно-художественный анализ басни «Волк и ягненок».
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с басней И.А. Крылова “Волк и Ягнёнок”, как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения И. А. Крылова к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
План урока |
Методы обучения |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
|
||||
Организация начала урока |
Словесный, метод мотивации учебной деятельности |
личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция |
Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. |
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
|
||||
1.Сквозной элемент урока |
Индивидуальная работа, парная, коллективная |
регулятивные: саморегуляция |
Артикуляционная гимнастика. Работа над скороговорками.
|
Подготовка речевого аппарата к говорению |
2.Мотивация к учебной деятельности |
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся |
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание |
. Проблемный вопрос: Что общего у всех этих скороговорок и чем они различаются? -Дайте лексическое значение слова «пруд»
-Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию и вы познакомитесь с еще одним прудом. Называется он Патриарший пруд. Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Подумайте, как эта экскурсия будет связана с нашим занятием и какая будут тема нашего урока.
|
Анализ, сопоставление.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.
|
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
|
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся |
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание |
Задание: Вспомните героев и названия басен И. Крылова, изображенных на барельефах. Что такое барельеф?
Целеполагание. Сформулируйте тему нашего урока.
|
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок
|
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
||||
1.Выборочная проверка домашнего задания
|
Словесный, познавательный, эвристический
|
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку. регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
|
Проверка заполнение маркировочной таблицы “ЗУХ”
Беседа по статье. -Где началась трудовая деятельность И. А. Крылова и в связи с чем? -Какие события предшествовали этому? - Как он получил образование? -С написания каких произведений началась его писательская деятельность? -Что такое басня? (Тема прошлого урока)
|
Чтение таблицы «ЗУХ», 2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1 колонку «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли на предыдущем уроке).
Отвечают на вопросы учителя.
|
2.Работа с литературоведческими понятиями.
|
|
«Карта жанра» – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы.
-Вспомните и дайте определение басни.
|
Групповая работа.
Каждая команда должна выбрать верные элементы жанра басни. Оценивается правильность и скорость выполнения задания). Коллективная проверка.
Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, смысл. |
|
3.Мини-исследование в группе.
|
|
Или аллегорический смысл. - А что такое аллегория? Задание. Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Осел? Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? На аллегории построена басня, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. |
Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечают на вопрос учителя.
|
|
4. Физ. минутка (пауза релаксации) |
|
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
Физ.минутка «Бабочка» Организует разминку. |
Активно выполняют физические упражнения
|
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
|
||||
Работа с текстом басни.
|
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
|
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Волк и ягненок». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ волку? А ягненку? -Давайте проверим, действительно ли волк отображает грубость и вероломство, а ягненок – беззащитность и слабость. |
Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
|
1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика..
|
|
Беседа о просмотренном. -Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев? - Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни? — Какое явление жизни
аллегорически описывает басня?
|
Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.
|
|
2.Словарная работа |
|
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта |
Групповая работа. В группе выпишите 10 непонятных слов. Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов. Коллективная проверка. |
|
3.Выразительное чтение учащимися. |
|
|
Чтение по ролям басни Подготовка к чтению. Чтение. |
|
4. Словесное рисование.
|
Метод словесного рисования
|
-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? |
Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему |
|
5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова |
Наглядный, частично-поисковый |
Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему? — Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение? |
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
|
|
6. Просмотр рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).
|
Наглядный, проблемный |
-Изменилось ли ваше восприятие басни? -Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему? |
Дают развёрнутый ответ на вопросы.
|
|
Этап 5. Закрепление полученных знаний
|
||||
Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.
|
Работа в группах и выступление перед аудиторией. |
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь. познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач |
Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. |
Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали? 2.-Над какими пороками человека смеется автор 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли 2 группа. 1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка? 2.-Какие глаголы характеризуют главных героев? 3.- Язык персонажей басни И. Крылова подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. 3 группа. 1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха? 2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно? 3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“... (Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила). Афиширование. 2 задание. Составление сравнительной таблицы Сопоставление басни Лафонтена и Крылова. Афиширование.
|
Этап 6. Подведение итогов урока
|
||||
1.Обобщение |
Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.
|
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.
|
Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок. Афиширование результатов.
|
2.Самооценка |
Самоанализ |
|
Анализ работы учащихся. |
Самооценка работы на уроке. |
3.Домашнее задание
|
Словесный, наглядный |
|
Дифференцированное домашнее задание.
1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть).
|
Записывают задания в дневники. |
4.Рефлексия
|
Метод контроля, познавательно-рефлексивный |
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий. |
Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха» |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.