Цели:
· для открытия детьми способа сложения и вычитания величин с разными единицами;
· для совершенствования вычислительных навыков, умения решать задачи и развития логического мышления;
· для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать,
· для воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия.
Личностные: мотивация учебной деятельности; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль в различных видах познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения; предлагать помощь и сотрудничество.
Методы работы: проблемный, частично – поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.
Используемые технологии: личностно – ориентированные, информационные, здоровьесберегающие; проблемно-развивающие,
уровневой дифференциации.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация (среда POWER POINT), маркерная доска и маркер, карточки для индивидуальной работы, учебник.
Содержание урока
Этапы урока |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Методический комментарий |
1.Организационный момент |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на урок |
Учитель приветствует детей. - Скажите, вы любите разгадывать тайны? - Сегодня на уроке мы постараемся раскрыть тайну, а вот какую? Вы скоро узнаете (слайд №2). |
Подготовка к уроку и психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. |
2.Актуализация знаний
Проблемная ситуация |
Фронтальная работа учащихся. Методом сравнения и анализа приходят к выводу, что в первом столбике лишнее «вкус», а во втором «кг» - единица массы. Дополнения: «объем», «Масса»
Учащиеся выполняют уже знакомые действия с величинами: преобразование, сравнение, сложение вычитание величин, выраженных одними и теми же единицами
Ученики не сталкивались с таким заданием Высказывают свои предположения |
- Начнем работу с устного счета (подготовимся к открытию тайны) а) Найдите «лишнее» в каждом столбике: 1. Длина 1. Км 2. Вкус 2. См 3. Площадь 3. Кг 4. Масса 4. Дм 5. Время 5. Мм (слайд №3). -Объясните. Дополните каждый столбик. б) Преобразуй: Сравни: 2 км 400 м = …м 8 ц …80 кг 6 ч 30 мин = …мин 17 кв.м …170кв.дм (слайд №4) (слайд №5). в) Вычисли: 125 см -105 см = 29 кв. м + 11 кв. м = 325 ч – 273 см = ? 458 м + 5671 дм = ? (слайд №6) -Почему остановились? Какая проблема возникла?
|
Актуализация и контроль степени усвоения опорных для данной темы знаний.
Проблемный метод
|
3. Постановка цели.
Планирование работы |
Читают: «Сложение и вычитание величин» Предлагают разные версии. Формируют общую цель: учусь складывать и вычитать величины, выраженные разными единицами.
Путем рассуждений ученики должны прийти к следующим вопросам: 1. Какие величины можно складывать и вычитать? 2. Как складывать и вычитать величины с разными единицами? Выстраивают лестницу знаний: «узнаю» - «тренируюсь» - «проверяю» - «оцениваю».
|
- Откройте учебник, прочитайте тему урока. - Исходя из данной темы и проблемы, которая перед вами возникла, какую цель поставим перед собой на уроке?
Это и есть та тайна, о которой я вам говорила в начале урока! (слайд №7,8)
- На какие вопросы хотели бы получить ответы:
(слайд №8)
- Чтобы достичь цели нам надо пройти 4 этапа. Какие? (слайд №9) |
|
4. Реализация плана Открытие новых знаний |
Ответы детей…
Ученики работают в парах, договариваются о том, кто будет составлять суммы, а кто разности. Составляют суммы и разности. По готовности поднимают руки. По цепочке озвучивают результаты своей работы - Единицы измерения принадлежат одной и той же величине. - Складывать и вычитать можно одинаковые величины.
Учащиеся предлагают версии. Итог: сначала надо привести величины к одной единице 74689м = 746890дм. А теперь можно попробовать сложить столбиком, как обычные многозначные числа Выполняют действия. Формулируют вывод. Составляют памятку. |
- Какую работу выполним на первом этапе? «Какие величины можно складывать?» На этот вопрос вы можете ответить сами, когда выполните первую часть задания №62. -Почему именно такие суммы и разности составили?
- Сформулируйте ответ на свой вопрос. Верно. Такие величины называются однородными. «Как складывать величины, выраженные разными единицами» - Предлагаю искать ответ на этот вопрос вместе. Для исследования возьмем выражения: 74689м + 56934дм и 74689м – 56934дм - Предположите, как будем складывать?
- Какой вывод можем сделать после проведенной работы? - На все вопросы ответили? (слайд №10) |
Работа в парах. Развивается умение выслушать другого, согласиться или отстоять свою точку зрения
Фронтальная работа
У доски работают учащиеся по желанию |
5. Физминутка |
Один ученик у доски показывает упражнения, а весь класс повторяет за ним. |
- Мы хорошо потрудились, поэтому сейчас нам надо отдохнуть. |
Упражнения направлены на восстановление плечевого пояса, поясничного отдела, нижних конечностей. Профилактика ухудшения зрения |
6. Реализация плана Применение новых знаний |
Дети предлагают потренироваться (опираются на лестницу знаний)
Учащиеся работают в парах, используют памятку, составленную на уроке (приложение 1)
Учащиеся предлагают задания из учебника.
Ученики выбирают верную запись, аргументируют свой выбор. Решают задачу. Один ученик у доски, остальные записывают в тетрадь. |
- Какими теперь будут наши действия?
- Предлагаю вернуться к заданию, которое мы не смогли выполнить в начале урока. 325 ч – 273 см = 458 м + 5671 дм = (слайд №11)
- Проверьте. На доске правильный вариант решения.
- Где еще можно найти задания для тренировки? - Решим задачу №65. Прочитайте задачу про себя, выделите условие и вопрос. - Миша составил три краткие записи. Давайте ему поможем выбрать верную запись (слайд №12,13) - Какие знания помогли решить задачу? |
Самопроверка, определение корректировки своих действий в будущем
|
7. Реализация плана. Проверка. Дифференцированная работа. |
Ученики самостоятельно выполняют задания, которые помогут им понять, как они усвоили новую тему.
Ученики проверяют и оценивают по шкале: «Правильно» «Трудно» |
- Достаточно потренировались? Тогда переходим на следующий этап – «проверяю». - Ребята, те, кто все понял, и сам справится с заданием, возьмите карточку с квадратом, а те, кто еще сомневается в своих силах, возьмите карточку с кругом. Выполните задания (приложение 2) -Теперь пришло время оценить себя. Сравните свои ответы с эталоном на доске. Оцените себя по шкале (слайд №14). |
Самостоятельная работа. В карточках для слабых есть помощь-подсказка. |
8. Итог урока.
Рефлексия. |
Ученики отвечают на вопросы учителя.
Ученики показывают картинки солнышек или тучек, в зависимости от настроения. |
- Давайте посмотрим на нашу лестницу знаний. Как вы думаете, мы все сделали для того, чтобы открыть тайну? Достигли цели урока? (слайд №15) - Когда человек хорошо справляется со своей работой, он доволен, у него поднимается настроение, как солнышко в ясный день. Давайте посмотрим, какое настроение у нас. - А у меня вот какое настроение (на слайде солнышко)! (слайд №16) |
|
9. Домашнее задание |
Записывают домашнее задание в дневник |
-Дома еще потренируйтесь. Из трех номеров: 64, 66, 67, выберите только два, которые будут вам по силам (слайд №17) -Спасибо за урок. |
Технология уровневой дифференциации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.