МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение
План-конспект урока
по предмету Композиции станковой
ДПОП «Живопись» (5 лет)
в 1 классе ДШИ
на тему
«Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»
(выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)
Выполнила: Малкова Светлана Александровна
Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»
Чернушка, 2021 г.
Пояснительная записка.
Данный план-конспект урока разработан для проведения на занятии в ДШИ по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Живопись» (5 лет) по предмету Композиция станковая в 1 классе на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции». Само занятие тесно связано с темами по предметам Рисунок, Живопись.
На уроке продолжается знакомство обучающихся с симметрией и асимметрией в композиции. В ходе занятия дети работают (совместно с учителем) с наглядными материалами, с таблицами, зеркалом (для получения полного симметричного изображения предмета). Обучающимся предлагается выполнить рисунок симметричного плоского предмета – лопасти прялки, украсив его симметричным узором, полученным путём складывания бумаги пополам и отпечатыванием цветовых пятен.
К плану-конспекту прилагается наглядные материалы: репродукции работ художников, схемы изображения симметричных и ассиметричных предметов, фотографии прялок, прялка и другие предметы домашней утвари, примеры выполнения творческого задания обучающимися.
Используется оборудование: зеркало, классная доска, предметы из натурного фонда для показа, схема с описанием частей прялки, постановочный стол, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, магниты.
Для работы на уроке учащимся понадобится: лист бумаги для рисования формата А3, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, ластик.
План-конспект урока
Класс: 1.
Тема: 3.1 урок №1 (40 мин.)
Предмет: Композиция станковая.
Количество часов в занятии: 1.
Тема: Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.
Цель: Выполнение симметричной композиции для росписи русской прялки.
Задачи:
образовательные: дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве, познакомить с творчеством народных умельцев, со старинными предметами утвари русского народа, учить применять полученные знания на практике при выполнении композиции, закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работЫ;
развивающие: содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции.
воспитательная: поддерживать познавательную активность учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: беседа, игра, объяснение, демонстрация.
Оборудование: план-конспект урока, зрительный ряд: таблицы, репродукции работ художников, фотографии и сами предметы старины с росписью.
Содержательная часть урока:
Этап урока |
Время |
Приёмы, методы Содержание занятия |
Что делают учащиеся |
Что делает учитель |
ФОУД |
1.Организационный |
1 мин. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! |
Приветствуют учителя |
Проверяет готовность учащихся к уроку |
Групповая и индивидуальная |
2. Оглашение темы и цели занятия. Подготовка к усвоению нового материала. |
1 мин. |
- Тема нашего занятия «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции». С понятиями симметрия и асимметрия мы уже познакомились на других занятиях (рисунок, живопись). Многое вы уже узнали, на этом занятии повторим пройденное и получим новые знания. |
Вспоминают что изучали на уроках Живописи и Рисунка. |
|
Групповая |
3.Усвоение новых знаний и применение их на практике.
|
23 мин. |
-
Посмотрите на это изображение. Что вы видите? - Верно, половину дерева. А теперь я возьму зеркало и поднесу его к рисунку, так чтобы дерево отразилось в зеркале. Что видите вы? - Правильно, мы видим целое дерево. - На самом деле дерево на изображении целое, я согнула лист. Развернув его, мы увидим полное симметричное дерево. - А это что у меня в руках? - Вы правы, ботинок. Какой он, правый или левый? - Поставим его перед зеркалом. Что видим в отражении? - Действительно, сейчас мы видим пару ботинок. - Когда в изображении есть такой эффект (как будто отражается в зеркале) то эта симметрия, так и называется – зеркальная симметрия. - Давайте вспомним определение симметрии. - Да, изображение одинаковое с двух сторон, называются симметричными. - Хочу познакомить вас с ещё одним определением симметрии: Симметрия - это соразмерность, порядок, равновесие, гармония. - Почему оно именно так звучит? На этот вопрос мы вместе с вами и ответим на уроке. - Многие художники используют симметрию как основу композиции своей работы, а некоторые, наоборот, асимметрию т.е. несимметричные композиции – так называют их знатоки искусства. - Я приготовила несколько изображений (репродукции работ художников) и попрошу вас выделить из нах симметричные и вывесить их на доску. - Отлично. Рассмотрим выбранные вами изображения, обозначим характерные признаки симметрии. Почему вы определили, что они симметричные?
- Какие чувства вызывают у вас все эти работы?
- Вы правы. Всё это отличает симметрию. - Теперь поработать с оставшимися изображениями.
- Что скажем про оставшиеся изображения?
- Вы правы. Все эти изображения мы не можем отнести к симметричным, а отнесём мы их к асимметричным. Асимметрия – это нарушение соразмерности и равновесия, движение. -Авторы асимметричных работ нарушают симметрию сознательно, а зачем они это делают? - Молодцы, верно! - Рассматривая асимметричные работы мы чувствуем движение. - Симметрия встречается не только в работах художников, но и в природе (листья деревьев, цветы, жуки), в рукотворных предметах (предметы, которые сделал человек). Скажите, пожалуйста, где ещё мы можем встретить симметрию? - Предлагаю некоторые предметы рассмотреть. Кто знает, как называют людей, которые их сделали? - Вот полотенце с симметричным орнаментом. Что и кого автор – народный умелец, изображает в орнаменте? - Вы правы. Дерево это называют ещё «Мировым древом». Считалось что дерево - это олицетворение всего мира. - Это древо изображалось симметричным? - Что входит в изображения древа, опишите детали? - Симметрия встречалась не только в вышивке, но и в украшении предметов быта: туески, тарелки, вазы, но и… Что это? -
Да, это прялка. Рассмотрим её конструкцию: городки, лопасть, серьги, ножка,
донце.
- Лопасть прялки было принято украшать росписью, а иногда и резьбой по дереву. -
Предлагаю посмотреть, как украшали лопасти прялок народные умельцы. - Встречаются ли симметричные росписи на этих прялках? |
- Дерево, точнее его половина.
- Целое дерево.
- Башмачок, ботинок. - Правый.
- Второй ботинок. Левый ботинок.
- Симметрия - двухстороннее изображение, где стороны одинаковы.
Выбирают работы с симметрией и вывешивают на доску.
- Каждое изображение можно поделить на две почти одинаковые части, за исключением мелких деталей. - Вторая половинка как отражение в зеркале. - Композиция уравновешена. - От работ создаётся впечатления покоя, порядка, гармонии.
Выходят к доске и вывешивают оставшиеся работы. - Они неравномерны, композиция неравновесное заполнена.
- Чтобы показать действие, движение в работе.
- В предметах, вещах (игрушки, посуда, кофта, полотенце). - Народные умельцы.
- Птиц, ягоды, цветы, дерево.
- Да.
- Птиц, ягоды, цветы, деревья.
- Прялка.
- Да. |
Демонстрирует изображение половины дерева.
Подносит зеркало к изображению таким образом, чтобы оно отразилось в зеркале.
Показывает изображение симметричного дерева.
Демонстрирует керамический ботинок и его отражение в зеркале.
Вывешивает определение.
Выкладывает на стол различные изображения с симметричной и асимметричной композицией. Указывает вместе с детьми на признаки симметрии.
Помогает учащимся.
Вывешивает определение.
Демонстрирует полотенце с вышивкой мирового древа.
Демонстрирует предметы быта с симметричными узорами и деталями.
Показывает прялку.
Вывешивает на доску схему прялки с названиями частей.
Демонстрирует фотографии расписных прялок.
|
Групповая |
4. Закрепление новых знаний, выполнение практической работы. |
10 мин. |
- Предлагаю
и вам побыть сегодня на уроке народными умельцами и выполнить симметричное
изображение узора для прялки. Пусть оно будет
симметричным. Каким образом мы будем её выполнять вы уже догадались. На доске
висят два изображения. Что изображено?
- Вы догадались каким способом изображена первая бабочка? - Приступим к выполнению задания: я покажу
вам начало работы, расскажу, как выполнить её до конца, после чего вы
выполните свои работы - изображение лопасти прялки с симметричным узором. - Приступаем к работе. |
- Бабочки, силуэты бабочек. - Они выполнены одним – красным цветом, без детальной прорисовки, только – изображен только силуэт, одно изображение- симметричное, второе - асимметричное.
- Путем складывания бумаги пополам, при этом нанесённый пятна на одной стороне, отпечатываются на второй. И получается симметричное изображение. - Да.
Если есть дети задают вопросы. Дети самостоятельно выполняют творческую работу.
- Добавить стебли, ветви, листья. Самостоятельная работа учащихся.
|
Контролирует ход работы, индивидуально помогает учащимся.
|
Индивидуальная |
5.Анализ работ, подведение итогов работы. |
5 мин. |
- Законченные работы я попрошу вас прикрепить к тоске, организуем мини выставку.
|
Дети заканчивают композицию и крепят её магнитами к тоске.
- Да.
Дети помогают определить какие работы заслуживают баллы.
- Да.
- Симметрия - это соразмерность, порядок, равновесие, гармония. - Асимметрия – это нарушение соразмерности и равновесия, движение. Наводят порядок, покидают кабинет. |
Помогает учащимся прикрепить рисунки. |
Групповая и индивидуальная |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.