План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

  • Документация
  • docx
  • 12.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)
Иконка файла материала Malkova_SA_Itogovy_konspekt_uroka_Kospozitsii_simmetria_asimmetria_2.docx

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

План-конспект урока

по предмету Композиции станковой

ДПОП «Живопись» (5 лет)

в 1 классе ДШИ

на тему

«Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»

 (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

 

Выполнила: Малкова Светлана Александровна

Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»

Чернушка, 2021 г.

Пояснительная записка.

Данный план-конспект урока разработан для проведения на занятии в ДШИ по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Живопись» (5 лет) по предмету Композиция станковая в 1 классе на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции». Само занятие тесно связано с темами по предметам Рисунок, Живопись.

На уроке продолжается знакомство обучающихся с симметрией и асимметрией в композиции. В ходе занятия дети работают (совместно с учителем) с наглядными материалами, с таблицами, зеркалом (для получения полного симметричного изображения предмета). Обучающимся предлагается выполнить рисунок симметричного плоского предмета – лопасти прялки, украсив его симметричным узором, полученным путём складывания бумаги пополам и отпечатыванием цветовых пятен.

К плану-конспекту прилагается наглядные материалы: репродукции работ художников, схемы изображения симметричных и ассиметричных предметов, фотографии прялок, прялка и другие предметы домашней утвари, примеры выполнения творческого задания обучающимися.

Используется оборудование: зеркало, классная доска, предметы из натурного фонда для показа, схема с описанием частей прялки, постановочный стол, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, магниты.

Для работы на уроке учащимся понадобится: лист бумаги для рисования формата А3, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, ластик.


 

План-конспект урока

Класс: 1.

Тема: 3.1 урок №1 (40 мин.)

Предмет: Композиция станковая.

Количество часов в занятии: 1.

Тема: Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.

Цель: Выполнение симметричной композиции для росписи русской прялки.

 Задачи:

образовательные: дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве, познакомить с творчеством народных умельцев, со старинными предметами утвари русского народа, учить применять полученные знания на практике при выполнении композиции, закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работЫ;

развивающие: содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции.

воспитательная: поддерживать познавательную активность учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, игра, объяснение, демонстрация.

Оборудование: план-конспект урока, зрительный ряд: таблицы, репродукции работ художников, фотографии и сами предметы старины с росписью.


 

Содержательная часть урока:

Этап урока

Время

Приёмы, методы

Содержание занятия

Что делают учащиеся

Что делает учитель

ФОУД

1.Организационный

1 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя

Проверяет готовность учащихся к уроку

Групповая и индивидуальная

2. Оглашение темы и цели занятия. Подготовка к усвоению нового материала.

1 мин.

- Тема нашего занятия «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции». С понятиями симметрия и асимметрия мы уже познакомились на других занятиях (рисунок, живопись). Многое вы уже узнали, на этом занятии повторим пройденное и получим новые знания.

Вспоминают что изучали на уроках Живописи и Рисунка.

 

Групповая

3.Усвоение новых знаний и применение их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 мин.

- Посмотрите на это изображение. Что вы видите?

- Верно, половину дерева. А теперь я возьму зеркало и поднесу его к рисунку, так чтобы дерево отразилось в зеркале. Что видите вы?

- Правильно, мы видим целое дерево.

https://sun9-88.userapi.com/impg/9O5x_mSlTpjdyLqe6YsAifoxE6BsHWAHalC2Ug/J46Owed6zTI.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=3eff9db0dff57ac8f7186153269c12ab&type=album

- На самом деле дерево на изображении целое, я согнула лист. Развернув его, мы увидим полное симметричное дерево.

- А это что у меня в руках?

 - Вы правы, ботинок. Какой он, правый или левый?

- Поставим его перед зеркалом. Что видим в отражении?

- Действительно, сейчас мы видим пару ботинок.

- Когда в изображении есть такой эффект (как будто отражается в зеркале) то эта симметрия, так и называется – зеркальная симметрия.

- Давайте вспомним определение симметрии.

- Да, изображение одинаковое с двух сторон, называются симметричными.

- Хочу познакомить вас с ещё одним определением симметрии: Симметрия - это соразмерность, порядок, равновесие, гармония.

- Почему оно именно так звучит? На этот вопрос мы вместе с вами и ответим на уроке.

- Многие художники используют симметрию как основу композиции своей работы, а некоторые, наоборот, асимметрию т.е. несимметричные композиции – так называют их знатоки искусства.

- Я приготовила несколько изображений (репродукции работ художников) и попрошу вас выделить из нах симметричные и вывесить их на доску.

- Отлично. Рассмотрим выбранные вами изображения, обозначим характерные признаки симметрии.

Почему вы определили, что они симметричные?

 

 

 

 

 

 

- Какие чувства вызывают у вас все эти работы?

 

- Вы правы. Всё это отличает симметрию.

- Теперь поработать с оставшимися изображениями.

 

- Что скажем про оставшиеся изображения?

 

- Вы правы. Все эти изображения мы не можем отнести к симметричным, а отнесём мы их к асимметричным. Асимметрия – это нарушение соразмерности и равновесия, движение.

-Авторы асимметричных работ нарушают симметрию сознательно, а зачем они это делают?

- Молодцы, верно!

- Рассматривая асимметричные работы мы чувствуем движение.

- Симметрия встречается не только в работах художников, но и в природе (листья деревьев, цветы, жуки), в рукотворных предметах (предметы, которые сделал человек). Скажите, пожалуйста, где ещё мы можем встретить симметрию?

- Предлагаю некоторые предметы рассмотреть. Кто знает, как называют людей, которые их сделали?

- Вот полотенце с симметричным орнаментом. Что и кого автор – народный умелец, изображает в орнаменте?

- Вы правы. Дерево это называют ещё «Мировым древом». Считалось что дерево - это олицетворение всего мира.

- Это древо изображалось симметричным?

- Что входит в изображения древа, опишите детали?

- Симметрия встречалась не только в вышивке, но и в украшении предметов быта:

 

туески, тарелки, вазы, но и… Что это?

 

- Да, это прялка. Рассмотрим её конструкцию: городки, лопасть, серьги, ножка, донце.

- Лопасть прялки было принято украшать росписью, а иногда и резьбой по дереву.

- Предлагаю посмотреть, как украшали лопасти прялок народные умельцы.

- Встречаются ли симметричные росписи на этих прялках?

- Дерево, точнее его половина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Целое дерево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Башмачок, ботинок.

- Правый.

 

 

 

 

 

 

- Второй ботинок. Левый ботинок.

 

 

 

 

 

 

 

- Симметрия - двухстороннее изображение, где стороны одинаковы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают работы с симметрией и вывешивают на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Каждое изображение можно поделить на две почти одинаковые части, за исключением мелких деталей.

- Вторая половинка как отражение в зеркале.

- Композиция уравновешена.

- От работ создаётся впечатления покоя, порядка, гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске и вывешивают оставшиеся работы.

- Они неравномерны, композиция неравновесное заполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы показать действие, движение в работе.

 

 

 

 

 

 

- В предметах, вещах (игрушки, посуда, кофта, полотенце).

- Народные умельцы.

 

 

 

 

- Птиц, ягоды, цветы, дерево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

- Птиц, ягоды, цветы, деревья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прялка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

Демонстрирует изображение половины дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подносит зеркало к изображению таким образом, чтобы оно отразилось в зеркале.

 

Показывает изображение симметричного дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует керамический ботинок и его отражение в зеркале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывает на стол различные изображения с симметричной и асимметричной композицией.

Указывает вместе с детьми на признаки симметрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует полотенце с вышивкой мирового древа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует предметы быта с симметричными узорами и деталями.

 

 

 

 

Показывает прялку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает на доску схему прялки с названиями частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует фотографии расписных прялок.

 

Групповая

4. Закрепление новых знаний, выполнение практической работы.

10 мин.

- Предлагаю и вам побыть сегодня на уроке народными умельцами и выполнить симметричное изображение узора для прялки. Пусть оно будет симметричным. Каким образом мы будем её выполнять вы уже догадались. На доске висят два изображения. Что изображено?
- Какие эти изображения, охарактеризуйте их?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вы догадались каким способом изображена первая бабочка?

https://sun9-79.userapi.com/impg/RZF_Qa4C7o8K3U_S8g6ZB1-leITa6i3rNu6sgA/Zyu6BYiMRVQ.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=8c3848927516fc6a17a4a0ab3f39630d&type=album

- Приступим к выполнению задания: я покажу вам начало работы, расскажу, как выполнить её до конца, после чего вы выполните свои работы - изображение лопасти прялки с симметричным узором.
- Вам понятен ход работы?
- Вопросы по заданию у вас есть?

- Приступаем к работе.
- Получившуюся композицию из пятен, симметрично расположенных на листе, создайте узор, который может послужить украшением для лопасти прялки.
- Каким образом можно это сделать? Чем дополнить композицию?
- Закончить свою композицию я предлагаю вам изобразил лопасть прялки, городок, серёжки и часть ножки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Бабочки, силуэты бабочек.

- Они выполнены одним – красным цветом, без детальной прорисовки, только – изображен только силуэт, одно изображение- симметричное, второе - асимметричное.

 

- Путем складывания бумаги пополам, при этом нанесённый пятна на одной стороне, отпечатываются на второй. И получается симметричное изображение.

- Да.

 

 

 

 

 

 

Если есть дети задают вопросы.

Дети самостоятельно выполняют творческую работу.

 

 

 

 

- Добавить стебли, ветви, листья.

Самостоятельная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует ход работы, индивидуально помогает учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

5.Анализ работ, подведение итогов работы.

5 мин.

- Законченные работы я попрошу вас прикрепить к тоске, организуем мини выставку.


- Думаю, каждый из вас желает, чтобы его работа была оценена. Хотите оценить свои работы?
- Предлагаю применить сегодня необычную систему оценивания - собирать баллы для оценки: балл - за полное выполнение задания, балл - за оригинальный подход к работе, балл - за соответствие заданию.
- За все эти баллы ваши работы по праву заслуживают отличной отметки. Вы довольны результатом?
- Прекрасно.
- Подводя итог урока спрошу у вас: Что такое симметрия? Что такое асимметрия!

 

 

 

 

 

 

 


- На этом наше занятие закончено. Приведите рабочие места в порядок. Вы свободны.

 

 

 

 

 

 

Дети заканчивают композицию и крепят её магнитами к тоске.

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

Дети помогают определить какие работы заслуживают баллы.

 

 

- Да.

 

 

 

- Симметрия - это соразмерность, порядок, равновесие, гармония.

- Асимметрия – это нарушение соразмерности и равновесия, движение.

Наводят порядок, покидают кабинет.

Помогает учащимся прикрепить рисунки.

Групповая и индивидуальная

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

https://sun9-88.userapi.com/impg/9O5x_mSlTpjdyLqe6YsAifoxE6BsHWAHalC2Ug/J46Owed6zTI.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=3eff9db0dff57ac8f7186153269c12ab&type=album    

 

 

 

 

 

https://sun9-79.userapi.com/impg/RZF_Qa4C7o8K3U_S8g6ZB1-leITa6i3rNu6sgA/Zyu6BYiMRVQ.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=8c3848927516fc6a17a4a0ab3f39630d&type=album