План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)
Оценка 4.6

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

Оценка 4.6
Документация
docx
искусство
12.02.2022
План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)
План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)
Malkova_SA_Itogovy_konspekt_uroka_Kospozitsii_simmetria_asimmetria_2.docx

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

План-конспект урока

по предмету Композиции станковой

ДПОП «Живопись» (5 лет)

в 1 классе ДШИ

на тему

«Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»

 (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

 

Выполнила: Малкова Светлана Александровна

Преподаватель художественного отделения МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»

Чернушка, 2021 г.

Пояснительная записка.

Данный план-конспект урока разработан для проведения на занятии в ДШИ по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Живопись» (5 лет) по предмету Композиция станковая в 1 классе на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции». Само занятие тесно связано с темами по предметам Рисунок, Живопись.

На уроке продолжается знакомство обучающихся с симметрией и асимметрией в композиции. В ходе занятия дети работают (совместно с учителем) с наглядными материалами, с таблицами, зеркалом (для получения полного симметричного изображения предмета). Обучающимся предлагается выполнить рисунок симметричного плоского предмета – лопасти прялки, украсив его симметричным узором, полученным путём складывания бумаги пополам и отпечатыванием цветовых пятен.

К плану-конспекту прилагается наглядные материалы: репродукции работ художников, схемы изображения симметричных и ассиметричных предметов, фотографии прялок, прялка и другие предметы домашней утвари, примеры выполнения творческого задания обучающимися.

Используется оборудование: зеркало, классная доска, предметы из натурного фонда для показа, схема с описанием частей прялки, постановочный стол, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, магниты.

Для работы на уроке учащимся понадобится: лист бумаги для рисования формата А3, гуашь, кисти, баночка с водой, карандаш, ластик.


 

План-конспект урока

Класс: 1.

Тема: 3.1 урок №1 (40 мин.)

Предмет: Композиция станковая.

Количество часов в занятии: 1.

Тема: Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.

Цель: Выполнение симметричной композиции для росписи русской прялки.

 Задачи:

образовательные: дать теоретические знания о симметрии и асимметрии в природе и искусстве, познакомить с творчеством народных умельцев, со старинными предметами утвари русского народа, учить применять полученные знания на практике при выполнении композиции, закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работЫ;

развивающие: содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции.

воспитательная: поддерживать познавательную активность учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методы урока: беседа, игра, объяснение, демонстрация.

Оборудование: план-конспект урока, зрительный ряд: таблицы, репродукции работ художников, фотографии и сами предметы старины с росписью.


 

Содержательная часть урока:

Этап урока

Время

Приёмы, методы

Содержание занятия

Что делают учащиеся

Что делает учитель

ФОУД

1.Организационный

1 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя

Проверяет готовность учащихся к уроку

Групповая и индивидуальная

2. Оглашение темы и цели занятия. Подготовка к усвоению нового материала.

1 мин.

- Тема нашего занятия «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции». С понятиями симметрия и асимметрия мы уже познакомились на других занятиях (рисунок, живопись). Многое вы уже узнали, на этом занятии повторим пройденное и получим новые знания.

Вспоминают что изучали на уроках Живописи и Рисунка.

 

Групповая

3.Усвоение новых знаний и применение их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 мин.

- Посмотрите на это изображение. Что вы видите?

- Верно, половину дерева. А теперь я возьму зеркало и поднесу его к рисунку, так чтобы дерево отразилось в зеркале. Что видите вы?

- Правильно, мы видим целое дерево.

https://sun9-88.userapi.com/impg/9O5x_mSlTpjdyLqe6YsAifoxE6BsHWAHalC2Ug/J46Owed6zTI.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=3eff9db0dff57ac8f7186153269c12ab&type=album

- На самом деле дерево на изображении целое, я согнула лист. Развернув его, мы увидим полное симметричное дерево.

- А это что у меня в руках?

 - Вы правы, ботинок. Какой он, правый или левый?

- Поставим его перед зеркалом. Что видим в отражении?

- Действительно, сейчас мы видим пару ботинок.

- Когда в изображении есть такой эффект (как будто отражается в зеркале) то эта симметрия, так и называется – зеркальная симметрия.

- Давайте вспомним определение симметрии.

- Да, изображение одинаковое с двух сторон, называются симметричными.

- Хочу познакомить вас с ещё одним определением симметрии: Симметрия - это соразмерность, порядок, равновесие, гармония.

- Почему оно именно так звучит? На этот вопрос мы вместе с вами и ответим на уроке.

- Многие художники используют симметрию как основу композиции своей работы, а некоторые, наоборот, асимметрию т.е. несимметричные композиции – так называют их знатоки искусства.

- Я приготовила несколько изображений (репродукции работ художников) и попрошу вас выделить из нах симметричные и вывесить их на доску.

- Отлично. Рассмотрим выбранные вами изображения, обозначим характерные признаки симметрии.

Почему вы определили, что они симметричные?

 

 

 

 

 

 

- Какие чувства вызывают у вас все эти работы?

 

- Вы правы. Всё это отличает симметрию.

- Теперь поработать с оставшимися изображениями.

 

- Что скажем про оставшиеся изображения?

 

- Вы правы. Все эти изображения мы не можем отнести к симметричным, а отнесём мы их к асимметричным. Асимметрия – это нарушение соразмерности и равновесия, движение.

-Авторы асимметричных работ нарушают симметрию сознательно, а зачем они это делают?

- Молодцы, верно!

- Рассматривая асимметричные работы мы чувствуем движение.

- Симметрия встречается не только в работах художников, но и в природе (листья деревьев, цветы, жуки), в рукотворных предметах (предметы, которые сделал человек). Скажите, пожалуйста, где ещё мы можем встретить симметрию?

- Предлагаю некоторые предметы рассмотреть. Кто знает, как называют людей, которые их сделали?

- Вот полотенце с симметричным орнаментом. Что и кого автор – народный умелец, изображает в орнаменте?

- Вы правы. Дерево это называют ещё «Мировым древом». Считалось что дерево - это олицетворение всего мира.

- Это древо изображалось симметричным?

- Что входит в изображения древа, опишите детали?

- Симметрия встречалась не только в вышивке, но и в украшении предметов быта:

 

туески, тарелки, вазы, но и… Что это?

 

- Да, это прялка. Рассмотрим её конструкцию: городки, лопасть, серьги, ножка, донце.

- Лопасть прялки было принято украшать росписью, а иногда и резьбой по дереву.

- Предлагаю посмотреть, как украшали лопасти прялок народные умельцы.

- Встречаются ли симметричные росписи на этих прялках?

- Дерево, точнее его половина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Целое дерево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Башмачок, ботинок.

- Правый.

 

 

 

 

 

 

- Второй ботинок. Левый ботинок.

 

 

 

 

 

 

 

- Симметрия - двухстороннее изображение, где стороны одинаковы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают работы с симметрией и вывешивают на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Каждое изображение можно поделить на две почти одинаковые части, за исключением мелких деталей.

- Вторая половинка как отражение в зеркале.

- Композиция уравновешена.

- От работ создаётся впечатления покоя, порядка, гармонии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выходят к доске и вывешивают оставшиеся работы.

- Они неравномерны, композиция неравновесное заполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Чтобы показать действие, движение в работе.

 

 

 

 

 

 

- В предметах, вещах (игрушки, посуда, кофта, полотенце).

- Народные умельцы.

 

 

 

 

- Птиц, ягоды, цветы, дерево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

- Птиц, ягоды, цветы, деревья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прялка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

Демонстрирует изображение половины дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подносит зеркало к изображению таким образом, чтобы оно отразилось в зеркале.

 

Показывает изображение симметричного дерева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует керамический ботинок и его отражение в зеркале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкладывает на стол различные изображения с симметричной и асимметричной композицией.

Указывает вместе с детьми на признаки симметрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает определение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует полотенце с вышивкой мирового древа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует предметы быта с симметричными узорами и деталями.

 

 

 

 

Показывает прялку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывешивает на доску схему прялки с названиями частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует фотографии расписных прялок.

 

Групповая

4. Закрепление новых знаний, выполнение практической работы.

10 мин.

- Предлагаю и вам побыть сегодня на уроке народными умельцами и выполнить симметричное изображение узора для прялки. Пусть оно будет симметричным. Каким образом мы будем её выполнять вы уже догадались. На доске висят два изображения. Что изображено?
- Какие эти изображения, охарактеризуйте их?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Вы догадались каким способом изображена первая бабочка?

https://sun9-79.userapi.com/impg/RZF_Qa4C7o8K3U_S8g6ZB1-leITa6i3rNu6sgA/Zyu6BYiMRVQ.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=8c3848927516fc6a17a4a0ab3f39630d&type=album

- Приступим к выполнению задания: я покажу вам начало работы, расскажу, как выполнить её до конца, после чего вы выполните свои работы - изображение лопасти прялки с симметричным узором.
- Вам понятен ход работы?
- Вопросы по заданию у вас есть?

- Приступаем к работе.
- Получившуюся композицию из пятен, симметрично расположенных на листе, создайте узор, который может послужить украшением для лопасти прялки.
- Каким образом можно это сделать? Чем дополнить композицию?
- Закончить свою композицию я предлагаю вам изобразил лопасть прялки, городок, серёжки и часть ножки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Бабочки, силуэты бабочек.

- Они выполнены одним – красным цветом, без детальной прорисовки, только – изображен только силуэт, одно изображение- симметричное, второе - асимметричное.

 

- Путем складывания бумаги пополам, при этом нанесённый пятна на одной стороне, отпечатываются на второй. И получается симметричное изображение.

- Да.

 

 

 

 

 

 

Если есть дети задают вопросы.

Дети самостоятельно выполняют творческую работу.

 

 

 

 

- Добавить стебли, ветви, листья.

Самостоятельная работа учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контролирует ход работы, индивидуально помогает учащимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

5.Анализ работ, подведение итогов работы.

5 мин.

- Законченные работы я попрошу вас прикрепить к тоске, организуем мини выставку.


- Думаю, каждый из вас желает, чтобы его работа была оценена. Хотите оценить свои работы?
- Предлагаю применить сегодня необычную систему оценивания - собирать баллы для оценки: балл - за полное выполнение задания, балл - за оригинальный подход к работе, балл - за соответствие заданию.
- За все эти баллы ваши работы по праву заслуживают отличной отметки. Вы довольны результатом?
- Прекрасно.
- Подводя итог урока спрошу у вас: Что такое симметрия? Что такое асимметрия!

 

 

 

 

 

 

 


- На этом наше занятие закончено. Приведите рабочие места в порядок. Вы свободны.

 

 

 

 

 

 

Дети заканчивают композицию и крепят её магнитами к тоске.

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

Дети помогают определить какие работы заслуживают баллы.

 

 

- Да.

 

 

 

- Симметрия - это соразмерность, порядок, равновесие, гармония.

- Асимметрия – это нарушение соразмерности и равновесия, движение.

Наводят порядок, покидают кабинет.

Помогает учащимся прикрепить рисунки.

Групповая и индивидуальная

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

https://sun9-88.userapi.com/impg/9O5x_mSlTpjdyLqe6YsAifoxE6BsHWAHalC2Ug/J46Owed6zTI.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=3eff9db0dff57ac8f7186153269c12ab&type=album    

 

 

 

 

 

https://sun9-79.userapi.com/impg/RZF_Qa4C7o8K3U_S8g6ZB1-leITa6i3rNu6sgA/Zyu6BYiMRVQ.jpg?size=810x1080&quality=96&sign=8c3848927516fc6a17a4a0ab3f39630d&type=album


 

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

Пояснительная записка. Данный план-конспект урока разработан для проведения на занятии в

Пояснительная записка. Данный план-конспект урока разработан для проведения на занятии в

План-конспект урока Класс: 1

План-конспект урока Класс: 1

Содержательная часть урока:

Содержательная часть урока:

Усвоение новых знаний и применение их на практике

Усвоение новых знаний и применение их на практике

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Посмотрите на это изображение.

Вы правы. Всё это отличает симметрию

Вы правы. Всё это отличает симметрию

Молодцы, верно! - Рассматривая асимметричные работы мы чувствуем движение

Молодцы, верно! - Рассматривая асимметричные работы мы чувствуем движение

Вы правы. Дерево это называют ещё «Мировым древом»

Вы правы. Дерево это называют ещё «Мировым древом»

Да, это прялка. Рассмотрим её конструкцию: городки, лопасть, серьги, ножка, донце

Да, это прялка. Рассмотрим её конструкцию: городки, лопасть, серьги, ножка, донце

Встречаются ли симметричные росписи на этих прялках?-

Встречаются ли симметричные росписи на этих прялках?-

Вы догадались каким способом изображена первая бабочка? -

Вы догадались каким способом изображена первая бабочка? -

Каким образом можно это сделать?

Каким образом можно это сделать?

Думаю, каждый из вас желает, чтобы его работа была оценена

Думаю, каждый из вас желает, чтобы его работа была оценена

Анализ работ, подведение итогов работы

Анализ работ, подведение итогов работы

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.» (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)

План-конспект урока по предмету Композиции станковой ДПОП «Живопись» (5 лет) в 1 классе ДШИ на тему «Симметрия и асимметрия, равновесие и динамика в композиции.»  (выполнение симметричной композиции на тему росписи русских прялок)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022