Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
имени Героя России С. Л. Яшкина» г.Перми
План-конспект урока по русскому языку
(2 класс, УМК «Школа России»)
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Выполнила
учитель начальных классов
Хуснуллина
Елена Рифкатовна
Содержание
1. План-конспект урока по русскому языку
(2 класс, УМК «Школа России»)
Тема. «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
2. Краткая аннотация урока.
3. Методические рекомендациик проведению урока.
4. Приложения.
4.1 Презентация PowerPoint «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
4.2 Описание работы.
План-конспект урока
по русскому языку(2 класс, УМК «Школа России»)
Тема. «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Цель: формирование умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Планируемые результаты:
Личностные:
º устанавливать связь между целью деятельности, её мотивом и результатом;
º способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.
Предметные:
º познакомить обучающихся с именами существительными, которые могут быть одушевлёнными или неодушевлёнными в зависимости от лексического значения в предложении;
º составление и использование алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имён существительных.
Метапредметные:
Познавательные:
º уметь формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
º добывать новые знания, пользуясь различными источниками информации.
Коммуникативные:
º умение оформлять свои мысли в устной речи;
º задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
º уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать своё мнение.
Регулятивные:
º принимать и сохранять учебную задачу;
º работая по плану, инструкции, проговаривать последовательность действий на уроке;
º высказывать свое предположение на основе учебного материала;
º осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, отмечать верно выполненное задание от неверного;
º освоение способа решения проблемного поискового характера.
Оборудование: электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2013; презентация; мультимедийное оборудование; учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык, 2 класс,часть 2; карточки со словами; фонограмма «Танец жуков и бабочек».
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе. Приветствие учащихся. Создание условий для включения в деятельность. (Слайд 2)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
2.1.Организовать актуализацию умений и знаний учащихся по теме «Имена существительные». Для этого учитель предлагает детям ответить на вопрос: «Какие слова мы называем именами существительными?» Далее учитель просит детей встать и назвать друг за другом имена существительные по образцу: кто? мама, что? пенал. Дети называют слова и садятся на своё место за партой.
2.2. Организовать выполнение учащимися пробного действия и фиксацию затруднения. Учитель предлагает вспомнить изученные на последних двух уроках знания об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. (Слайд 3) Учитель просит определить и отнести кодушевлённым или неодушевлённым именам существительным
слова: норка, гнездо, Галочка,тетерев, галочка, собачка. (Каждый ряд получает 2 карточки со словами).
3. Выявление места и причины затруднения. Решение дидактической задачи: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Дети могут распределить слова по своему усмотрению. Учитель просит детей обосновать выбор. Учитель выслушивает ответы детей после работы с карточками, обобщает и подводит учащихся к выводу.
Решение дидактической задачи: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
4. Построение проекта выхода из затруднения На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства-алгоритмы, модели и т.д.
– Сегодня мы будем учиться быть более внимательными к словам и текстам, с которыми будем работать, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. (Слайд 3)
5. Реализация построенного проекта. Учитель предлагает новые слова для разбора по теме: свинка, шах, ласка, полька. (Слайды 4-7)Сначала выслушиваются ответы детей о том, одушевлённые или неодушевлённые эти имена существительные. Учитель показывает слайды, дети комментируют увиденное, соотносят слова в зависимости от лексического значения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Учитель подводит детей к составлению алгоритма действий «Как определить, является ли существительное одушевлённым или неодушевлённым?»
Учащиеся работают в парах. Проверка. Выбор оптимального алгоритма.
(Слайд 8) 1. Найти имя существительное.
2. Определить, что оно обозначает.
3. Если обозначает живое существо (человека или животное), задать вопрос кто?
4. Если не обозначает живое существо (человека или животное), задать вопрос что?
5. Сделать вывод.
7. Работа с самопроверкой по эталону. Игра «Выбор ответа». (Учитель включает игру «Выбор ответа»).
Динамическая пауза.1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И.п. – сидя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо, 2 – и.п., 3 - поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 4-5 – быстрый, 6 – медленный.
8. Включение в систему знаний и повторение.
8.1Выполнение упражнения 86, (страница 51 учебника «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г.) Дети по алгоритму анализируют слова с выделением существенных и несущественных признаков, осуществляют сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указания логических операций.
Динамическая пауза.Выполняется под фонограмму «Танец жуков и бабочек».
8.2Выполнение упражнения 83, (страница 49 учебника «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г.) Формирование умения самостоятельно применять полученные знания.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Самооценка учениками собственной учебной деятельности (2-3 ученика подробно анализируют свою работу на уроке).
10. Домашняя работа. (Слайд 9)Составить и записать 3 пары предложений со словами норка, свинка, полька.
Краткая аннотация урока
Урок русского языка на тему «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» по программе 2 года обучения проводится во 2 полугодии. Егоцель: формирование умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока – формирование изакрепление знаний и умений. Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы «Школа России» и ФГОС НОО.
При разработке данной темы многие учителя испытывают трудность в том, что обучающимся трудно различать категории одушевлённости и неодушевленности, так как в системе грамматики одушевлённость не полностью совпадает с научными представлениями о живой и неживой природе (человек, животные, растения/человек, животные).Также вопрос одушевлённости/неодушевлённости касается слов-синонимов. Поэтому составление презентации и особое внимание к ним на уроке считаю уместным. Использованы различные формы деятельности: работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с материалом учебника, игра.Для поддержания работоспособности проводились физминутки различного характера. В результате продуктивной работы с использованием ИКТ удалось достичь цели урока и планируемых результатов.
Методические рекомендации к проведению урока
1. Соблюдать технологию проведения урока.
2. Предъявлять задания, близкие жизненному опыту детей, учитывая уровень знаний и развития детей. Таким образом, презентацию можно дополнять.
3. Через диалог, используя имеющиеся слайды, учитель помогает учащимся сформулировать тему и задачи урока, организует проблемный диалог для усвоения нового материала, даёт информацию о домашнем задании, инструктаж о его выполнении для снятия возможных затруднений при его выполнении.
4.Надо помнить, что использование инновационных образовательных технологий и современных ИКТ на уроках русского языка позволяет осуществлять образовательный процесс на основе деятельностного и компетентностного подходов, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Приложение
Описание работы
Автор (фамилия, имя, отчество, должность) |
Шайнурова Елизавета Гафурьяновна, учитель начальных классов МОБУ Калтасинская СОШ № 2 МР Калтасинский район Республики Башкортостан |
Название |
Урок в начальной школе |
Форма |
Фронтальная (устные ответы), групповая (работа в группе), индивидуальная (выполнения упражнения учебника) |
Учебный предмет, класс |
Русский язык, 2 класс |
Название темы или раздела учебного курса |
Раздел «Части речи». Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» |
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал |
Электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2013; презентация PowerPoint «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»; мультимедийное оборудование; учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык, 2 класс,часть 2; карточки со словами; звуковой файл «Танец жуков и бабочек». |
Цели, задачи дидактического материала |
Формирование умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Активизация познавательной деятельности. Развитие логического мышления учащихся. Формирование умения классифицировать, обобщать. Создание положительной мотивации учения. |
Содержание дидактического материала |
1.Презентация PowerPoint «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» Слайд 1.Титульный (название, автор) Слайд 2. Название темы урока Слайд 3. Правило ободушевлённых и неодушевлённых именах существительных Слайды 4-7. Слова-омонимы с иллюстрацией для определения одушевлённости-неодушевлённости Слайд 8. Алгоритмдля определения одушевлённости-неодушевлённости Слайд 9. Домашняя работа 2.CD: электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2013; лицензионная программа: (Анимация) Нужно распределить слова в две группы: одушевлённые имена существительные, неодушевлённые имена существительные. 3. Звуковой файл «Танец жуков и бабочек»: фонограмма весёлой, жизнерадостной ритмичной песни
|
Ресурсы дидактического материала |
Презентация PowerPoint «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные», CD: электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2013; лицензионная программа, звуковой файл «Танец жуков и бабочек» http://muz-color.ru. |
Используемые источники информации |
CD: электронное приложение к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2013; лицензионная программа, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г., 2013г. |
Возможности использования дидактического материала: · Педагогом на уроке
· учащимися |
I. Презентация используется на следующих этапах урока: 1) создание условий для включения в деятельность (слайд 2); 2) организация выполнения учащимися пробного действия и фиксация затруднения (слайд 3); 3) реализация построенного проекта изучение нового материала (слайды 4-7); 4) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи, итог урока (слайд 8); 5) домашнее задание (слайд 9). Все слайды презентации демонстрируются фронтально при помощи мультимедиа проектора на экране. По ним проводится беседа, анализ. II. Звуковой файл используется на этапе работы с самопроверкой по эталону в динамической паузе. III.Также презентация поможет во внеурочной деятельности по русскому языку (слайды 4-7). I. Презентация используется при подготовке домашней работы и для закрепления изученного материала. II. Звуковой файл используется при проведении внеклассных мероприятий (праздников). |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.