План - конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" (7 класс)
Оценка 5 (более 1000 оценок)

План - конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" (7 класс)

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
27.11.2019
Деепричастие как часть речи

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Деепричастие как часть речи.docx

Тема. Деепричастие как часть речи

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его лексическими и грамматическими особенностями; формировать умения разграничивать основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, учить распознавать деепричастия в тексте и употреблять в речи, конструировать предложения с деепричастиями; развивать логическое и абстрактное мышление, умения сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к родному языку, стремление к знаниям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер; проектор, мультимедийный экран, учебник, конспект, раздаточный материал, карточки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

 – Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.Актуализация знаний.

1.Начнем мы наш с вами урок с орфографической разминки. Закрепим знания, полученные ранее.

Купленный в киоске, замешенное тесто, замешанный в преступлении, слышанная мною история, поляна освещена, ненавидевший ложь, брошенный камень, крашенный мною пол, убранная территория, плетенная из веток корзина, некошеная трава.

(Один ученик выполняет задание у доски, взаимопроверка, оценивание).

2.Слово учителя.

Мы с вами сегодня постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия. Прослушайте стихотворение и определите тему урока.

 

Я часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию

Очень часто к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

«Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая что-то, красим

И на корточках сидим».

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.

 

 

Запишите тему урока.

Деепричастие как часть речи.

III.Объяснение нового материала.

1.Рассказ учителя об этимологии слова «деепричастие».

В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Ее мы тоже можем обнаружить в таких словах как деятель, дееспособный. Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаем, что в 17 веке ученый М. Смотрицкий ввел в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию. Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется.

(Из книги В. А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)

2.Опрос-беседа по самостоятельно прочитанному определению деепричастия.

По ходу беседы ученики оформляют в тетрадях таблицу, которую учитель демонстрирует на интерактивной доске.

Беседа

 

- Каково общее грамматическое значение деепричастия?

- Какие морфологические признаки глагола имеет деепричастие?

- Какие морфологические признаки наречия имеет деепричастие?

- Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?

- В характеристике деепричастия найдите признаки, взятые от глагола и наречия.

- Дайте определение деепричастия, опираясь на запись в таблице.

- Приведите примеры.



План разбора

Деепричастие


I.Общее значение (лексическое и грамматическое)

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

II.Морфологические признаки

Признаки глагола- вид

                              - возвратность

Признаки наречия- неизменяемая форма

 

III.Синтаксическая роль                 

 

 Обстоятельство

 

 

IV. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. Упр.181(коллективная проверка. Сравнение с эталоном (экран), самооценивание).

 V. Развитие речевых умений.“Фразелогизмы”.

(Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

 

 

 

Работать хорошо

Засучив рукава

Бежать быстро, (мчаться)

Сломя голову

Работать плохо

Спустя рукава

Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого

Не солоно нахлебавшись

Делать что-то без особого на то желания

Скрепя сердцем

VI. Подведение итогов. Рефлексия

«Незаконченное предложение»

1) «Работая на сегодняшнем уроке, я научился (научилась) …»;

2) «Изучив деепричастие, я лучше всего запомнил…»

VII. Домашнее задание: п.28, упражнение 183

 

скачать по прямой ссылке