План - конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" (7 класс)

План - конспект урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" (7 класс)

Медиа
Разработки уроков
docx
Русский язык
27.11.2019
Деепричастие как часть речи
Деепричастие как часть речи.docx

Тема. Деепричастие как часть речи

Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его лексическими и грамматическими особенностями; формировать умения разграничивать основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, учить распознавать деепричастия в тексте и употреблять в речи, конструировать предложения с деепричастиями; развивать логическое и абстрактное мышление, умения сопоставлять, обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к родному языку, стремление к знаниям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер; проектор, мультимедийный экран, учебник, конспект, раздаточный материал, карточки.

Ход урока.

I.Организационный момент.

 – Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.Актуализация знаний.

1.Начнем мы наш с вами урок с орфографической разминки. Закрепим знания, полученные ранее.

Купленный в киоске, замешенное тесто, замешанный в преступлении, слышанная мною история, поляна освещена, ненавидевший ложь, брошенный камень, крашенный мною пол, убранная территория, плетенная из веток корзина, некошеная трава.

(Один ученик выполняет задание у доски, взаимопроверка, оценивание).

2.Слово учителя.

Мы с вами сегодня постараемся открыть мир новой части речи, которая соединила в себе некоторые глагольные признаки и признаки наречия. Прослушайте стихотворение и определите тему урока.

 

Я часть речи непростая,

И меня не каждый знает.

Добавляю к действию

Очень часто к месту я.

Если кто-то засыпает,

Обязательно зевая.

Ну, а двойку получая,

Ученик (увы!) рыдает.

У меня есть друг глагол,

И к нему я прикреплен,

Но при этом непременно

Запятыми окружен.

Сколько действий можно сразу

Просто взять и спрессовать!

Это же элементарно!

Только нужно много знать

«Прыгая, играем, пляшем;

Лежа, пишем и едим;

Напевая что-то, красим

И на корточках сидим».

Не глагол, а что-то вроде,

Действую отчасти я,

Эксклюзив в каком-то роде.

Я – деепричастие.

 

 

Запишите тему урока.

Деепричастие как часть речи.

III.Объяснение нового материала.

1.Рассказ учителя об этимологии слова «деепричастие».

В термине «деепричастие» мы хорошо понимаем вторую часть. Но что же означает первая? Ее мы тоже можем обнаружить в таких словах как деятель, дееспособный. Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н. М. Шанского узнаем, что в 17 веке ученый М. Смотрицкий ввел в русскую грамматику термин «деепричастие». Он состоит из двух частей: дее + причастие, и объяснить его можно как «причастность к действию. Действительно, эта форма глагола обозначает добавочное действие глагола, а по грамматическим признакам похожа на наречие, потому что не изменяется.

(Из книги В. А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя «Занимательно о русском языке»)

2.Опрос-беседа по самостоятельно прочитанному определению деепричастия.

По ходу беседы ученики оформляют в тетрадях таблицу, которую учитель демонстрирует на интерактивной доске.

Беседа

 

- Каково общее грамматическое значение деепричастия?

- Какие морфологические признаки глагола имеет деепричастие?

- Какие морфологические признаки наречия имеет деепричастие?

- Какую синтаксическую роль выполняет деепричастие?

- В характеристике деепричастия найдите признаки, взятые от глагола и наречия.

- Дайте определение деепричастия, опираясь на запись в таблице.

- Приведите примеры.



План разбора

Деепричастие


I.Общее значение (лексическое и грамматическое)

Добавочное действие

Что делая? Что сделав?

II.Морфологические признаки

Признаки глагола- вид

                              - возвратность

Признаки наречия- неизменяемая форма

 

III.Синтаксическая роль                 

 

 Обстоятельство

 

 

IV. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику. Упр.181(коллективная проверка. Сравнение с эталоном (экран), самооценивание).

 V. Развитие речевых умений.“Фразелогизмы”.

(Текст проецируется на экран и, распечатанный, кладется на парты перед учащимися.)

Дается прямое значение, ученики по данному смыслу называют фразеологические обороты, в составе которых сохранились формы деепричастий:

 

 

 

Работать хорошо

Засучив рукава

Бежать быстро, (мчаться)

Сломя голову

Работать плохо

Спустя рукава

Уйти (остаться ) ни с чем, не добиться желаемого

Не солоно нахлебавшись

Делать что-то без особого на то желания

Скрепя сердцем

VI. Подведение итогов. Рефлексия

«Незаконченное предложение»

1) «Работая на сегодняшнем уроке, я научился (научилась) …»;

2) «Изучив деепричастие, я лучше всего запомнил…»

VII. Домашнее задание: п.28, упражнение 183

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)