План -конспект урока по теме Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"
Оценка 4.8

План -конспект урока по теме Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
27.03.2022
План -конспект урока по теме Л.Н. Толстой.  Рассказ-быль "Лев и собачка"
План -конспект урока по теме Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"
лев и собачка.docx

Разработка  открытого урока по  литературному чтению в 3 классе

УМК «Школа России»

 по теме Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

 

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Образовательные ресурсы:

– презентация MicrosoftPowerPoint
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
– картинки льва и собачки;

аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

 

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

I. Организация начала урока

- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь  кивком головы.  А теперь я вас попрошу повернуться друг к другу и подарить свои улыбки Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)

– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Психологически настраивает учащихся класса на урок

Показывают готовность 
к уроку. Приветствуют учителя

II. Проверка

домашнего задания

Тест

Вот новый день и новый час,

Урок литературного чтения новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

– О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

- Как он относится к людям?

- Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились?

- А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты.

- Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом.

 

 

 

 

Л.Н.Толстой

 

 

 

«Акула», «Прыжок»

Выполняют тестовые задания

 

Самопроверка

III. Постановка учебной задачи/ Разминка

Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

- А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

– Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.)Почему? (Ответы детей.)

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог.

 

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных».

- Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей)

- Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. 

 

- Откройте учебник на с. 160.Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

Можно ли по названию угадать, о чём будем читать?

– О чём нам может рассказать заголовок? 

 -Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать?

- Можем ли мы сейчас назвать тему  и главную мысль произведения?

– Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает?

– Что означает слово «быль»?Давайте найдем значение слова в словаре И.О.Ожегова.

– Скажите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

- Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

 

 

 

 

Читают стихотворение про себя

 

 

 

 

 

 

Чтение стихотворения хором

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

О хищном льве и маленькой собачке.

 

– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. Работа со словарем.

III. Изучение нового мате-

риала. 

1. Первичное восприятие

текста.

 

 

 

 

2. Словарная

Работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка».

– После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль?

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?

 

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Kак живется зверям в зверинце?

 

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.

– Где происходит действие?

 

 

Физкультминутка

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели (Присесть.)

И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас мы поработаем в группе.

1,3 группа портрет героя – льва, четверостишие про льва

2,4 группа портрет героя – собачки, четверостишие про собачку

Вам надо дописать стихотворение. У  вас на столах четверостишия.

Работаем в группе. Даю вам 2 мин.

За решёткой, присмирев,
Отдыхает грозный лев.
Хвостик с кисточкой у льва,
В пышной гриве голова!

 
 


Среди всех зверей, однако,

Людям лучший друг – собака.

На чужих он громко лает,

И хозяев охраняет.

 

Пёс по-собачьи предан людям
Во все века и потому
Давайте относиться будем
По-человечески к нему.

 
*********************

Лев, скажи нам поскорей
Почему ты царь зверей?
Потому что знает каждый
Что я сильный и отважный!

 

 

У кого как получилось?

 

 

Внимательно слушают.

 

 

 

 

Делятся своими впечатлениями.

 

 

 

 

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

 

Это зависит от людей, которые

ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое

приручил.

 

 

– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают свои стишки.

IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстративным материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

(составить диалог героев)

- VI. Работа с текстом.

- Текст этого рассказа можно разделить на 3 части. Давайте прочитаем по частям, озаглавим каждую, составим план.

Чтение текста учащихся вслух по частям, озаглавливание каждой части, план записывается на доске:

1. Встреча в клетке.

2. Дружба животных

3. Смерть друзей

В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.

 

 

 

 

Работа по иллюстрации в учебнике (стр.161)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- К какой части рассказа она подходит?

- К какому моменту она относится?

- Что бы вы подписали под этой иллюстрацией?

Ответы детей.

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. 

Как выглядят животные?
Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит

-Во что переросли чувства собачки и льва?

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Толстой не описывает этот год, потому что жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо  богата событиями.

 

 

-Что же произошло с собачкой

- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Было ли вам кого-нибудь жалко?

 

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?

Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

 

- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    – (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место. 
    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

Творческое задание.

- Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление.

Проверка. (на голове детей маски льва и собаки)

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку

 

 

 

 

Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

– Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст.

– В дружбу.

– Собачка заболела и умерла.

– Дружба животных. Нам вместе очень весело.

 

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Высказывают свое мнение.

 

 

Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

 

 

 

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

Закрепление

– Какой конец в этой истории? 

– Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это…

– Кого вам сейчас жалко? Почему?

В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

 

 

 

 

 

– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу?

Печальный.

 

Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, и друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.

 

 

Отвечают на вопрос.

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Дома я предлагаю вам стать писателями и придумать свою концовку рассказа, чтобы она была счастливой.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VI. Итог урока.

Рефлексия

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют

сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могутбыть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они

оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель?

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

 

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

• Я узнал…

• Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как

хорошо работали. Я горжусь вами! 

 

 

 

 

 

Делают выводы и обобщения.

 

 

Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им...

К нашим чувствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоанализ учебной деятельности


 


ТЕСТ уч - ся 3 класса

 __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

Б. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. 3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

 

 

(Прыжок)

4. Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

 

5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

А. Он был безразличен.

Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

 

6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

Б. Он заплакал.

ТЕСТ уч - ся 3 класса

 __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

Б. Когда один из мальчиков стал тонуть .

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

 

 

(Прыжок)

4. Почему мальчик залез на мачту корабля?

А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

 

5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

А. Он был безразличен.

Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

 

6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

Б. Он заплакал.

 


 

Разработка открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Разработка открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Организационная структура урока

Организационная структура урока

А сейчас прочитайте стихотворение про себя

А сейчас прочитайте стихотворение про себя

Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг

Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг

Работа в группах – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе

Работа в группах – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе

Работа в группах – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе

Работа в группах – Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе

Работа с иллюстративным материалом

Работа с иллюстративным материалом

Работа в парах (составить диалог героев) -

Работа в парах (составить диалог героев) -

VI. Итог урока. Рефлексия

VI. Итог урока. Рефлексия

ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________

ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022