Тип урока: освоение нового материала |
||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста |
Метапредметные: познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения |
Личностные: пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Образовательные ресурсы: –
презентация MicrosoftPowerPoint – аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
||||||
I. Организация начала урока |
– - Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы. А теперь я вас попрошу повернуться друг к другу и подарить свои улыбки Мне приятно вас видеть. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха) – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы. Психологически настраивает учащихся класса на урок |
Показывают готовность |
||||||
II. Проверка домашнего задания Тест |
Вот новый день и новый час, Урок литературного чтения новый. Но старый друг у нас в гостях – Мудрейший человек и мастер слова. – О каком писателе эти слова? Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они? (добрые, внимательные, мудрые) - Как он относится к людям? - Ребята, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? - А насколько внимательно мы изучили эти произведения, мы узнаем, проведя тестирование. У вас на партах лежат тесты, отметьте правильные ответы. На работу вам даётся 4 минуты. - Проверка: взяли в руки карандаш, поставили себе «+» рядом с правильным ответом. |
Л.Н.Толстой
«Акула», «Прыжок» Выполняют тестовые задания
Самопроверка |
||||||
III. Постановка учебной задачи/ Разминка |
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните. - А сейчас прочитайте стихотворение про себя Бедная
собака – бросили её – Ребята, как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно, печально.)Почему? (Ответы детей.) – А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию. Бедная
собака – бросили её
– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? (рассказы детей) – А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных». - Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей) - Да вы правы, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. - Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. –
- Откройте учебник на с. 160.Прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся? Можно ли по названию угадать, о чём будем читать? – О чём нам может рассказать заголовок? -Чтобы проверить наше предположение, что нужно сделать? - Можем ли мы сейчас назвать тему и главную мысль произведения? – Прочитайте слово под заголовком. Что оно обозначает? – Что означает слово «быль»?Давайте найдем значение слова в словаре И.О.Ожегова. – Скажите, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? - Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением. |
Читают стихотворение про себя
Чтение стихотворения хором Беседа
Прослушивание
Читают название. Рассуждают о содержании произведения. О хищном льве и маленькой собачке.
– Это быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии. Работа со словарем. |
||||||
III. Изучение нового мате- риала. 1. Первичное восприятие текста.
2. Словарная Работа
Работа в группах
|
– Я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии. Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом рассказ «Лев и собачка». – После чтения ответьте на вопрос: о чем (а не о ком) эта быль? Прослушивание записи рассказа – Понравился рассказ?
– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов. – Смысл каких слов вам был непонятен? Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком. Kак живется зверям в зверинце?
Барин – богатый человек, который имеет прислугу. Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения. Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону. Издохла – умерла. Засовы – большие дверные задвижки. – Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем эта быль? – Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? – Какой эпизод показался вам самым напряженным? – Назовите главных героев были. – Где происходит действие?
Физкультминутка Все ребята дружно встали (Выпрямиться) И на месте зашагали. (Ходьба на месте.) На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.) А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.) Как пружинки мы присели (Присесть.) И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
А сейчас мы поработаем в группе. 1,3 группа портрет героя – льва, четверостишие про льва 2,4 группа портрет героя – собачки, четверостишие про собачку Вам надо дописать стихотворение. У вас на столах четверостишия. Работаем в группе. Даю вам 2 мин.
Среди всех зверей, однако, Людям лучший друг – собака. На чужих он громко лает, И хозяев охраняет.
Лев, скажи нам поскорей
У кого как получилось? |
Внимательно слушают.
Делятся своими впечатлениями.
Определяют совместно с учителем толкование слов.
Это зависит от людей, которые ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое приручил.
– О любви и привязанности животных друг к другу. – Печаль, грусть, тревогу. – Лев и собачка. – В зверинце.
Выполняют физкультминутку
Дети читают свои стишки. |
||||||
IV. Продолжение работы над темой. Анализ произведения
Работа с иллюстративным материалом
Работа в парах (составить диалог героев) |
- VI. Работа с текстом. - Текст этого рассказа можно разделить на 3 части. Давайте прочитаем по частям, озаглавим каждую, составим план. Чтение текста учащихся вслух по частям, озаглавливание каждой части, план записывается на доске: 1. Встреча в клетке. 2. Дружба животных 3. Смерть друзей В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.
Работа по иллюстрации в учебнике (стр.161) - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. - К какой части рассказа она подходит? - К какому моменту она относится? - Что бы вы подписали под этой иллюстрацией? Ответы детей. – Как лев относился к собачке? – Найдите и прочитайте этот момент в тексте. Как выглядят животные? -Во что переросли чувства собачки и льва? Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год. Толстой не описывает этот год, потому что жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.
-Что же произошло с собачкой? -
А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста. – С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.) – Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.) – Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.) - Отчего лев умер? Как
вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории? Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву? Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста. -
Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки? –
Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило?
Найдите и прочитайте это место. Творческое задание. - Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки) |
Выполняют задания, отвечают на вопросы.
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку
Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее. Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит. – Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст. – В дружбу. – Собачка заболела и умерла. – Дружба животных. Нам вместе очень весело.
– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать. Высказывают свое мнение.
Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…
– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком. |
||||||
Закрепление |
– Какой конец в этой истории? – Эта история настоящая трагедия. А трагедия – это… – Кого вам сейчас жалко? Почему? В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?
– Скажите, так могут ли совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу? |
Печальный.
Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, и друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.
Отвечают на вопрос. |
||||||
V. Домашнее задание |
- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? Дома я предлагаю вам стать писателями и придумать свою концовку рассказа, чтобы она была счастливой. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
||||||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могутбыть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас. – А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? - У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах и выберите образ того льва, который вам запомнился больше. - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? Закончите фразы. Сегодня на уроке: • Я узнал… • Новыми знаниями я смогу поделиться… Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! |
Делают выводы и обобщения.
Чтобы мы пожалели животных… Посочувствовали им... К нашим чувствам.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________ Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу. (Акула) 1. Как мальчики оказались в открытом море? А. Они упали в воду с корабля. Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 2. Когда отца охватил страх за жизнь сына? А. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. Б. Когда один из мальчиков стал тонуть. Б. 3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? А. Он бросился к лодке и поплыл к ним. Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок) 4. Почему мальчик залез на мачту корабля? А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег. Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына? А. Он был безразличен. Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика? А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту. Б. Он заплакал. |
ТЕСТ уч - ся 3 класса __________________________________ Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу. (Акула) 1. Как мальчики оказались в открытом море? А. Они упали в воду с корабля. Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания. 2. Когда отца охватил страх за жизнь сына? А.Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам. Б. Когда один из мальчиков стал тонуть . 3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? А. Он бросился к лодке и поплыл к ним. Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.
(Прыжок) 4. Почему мальчик залез на мачту корабля? А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег. Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.
5. Как отреагировал капитан на поступок сына? А. Он был безразличен. Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»
6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика? А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту. Б. Он заплакал. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.