План урока по литературе в 7 классе "Тема природы и Родины в стихотворениях С.Есенина"
Оценка 4.8

План урока по литературе в 7 классе "Тема природы и Родины в стихотворениях С.Есенина"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
15.12.2020
План урока по литературе в 7 классе  "Тема природы и Родины в стихотворениях С.Есенина"
план урока
С.Есенин 7 класс.docx

Урок литературы в 7 классе.

 Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина.

 

Планируемые результаты

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные: умение осуществлять смысловое чтение и учебное сотрудничество; работать индивидуально и в группе; применять таблицы   для решения учебных задач, определять понятия, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы.

Предметные: осознание литературы как особого способа познания жизни, коммуникативно-эстетических возможностей русского языка; развитие умения создавать аналитические и интерпретирующие высказывания, развёрнутые суждения, осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное.

Тип урока: урок углубления знаний и ознакомления с новым материалом

 Форма урока: урок-исследование

Формы обучения: групповая, самостоятельная и фронтальная работы

Методы обучения: проблемно-эвристические, объяснительно-иллюстративные, анализ поэтического текста

Цели урока:

  • расширить представление о поэтическом мире С. Есенина, познакомить с этапами творческого пути;
  • показать народность творчества С. А. Есенина.
  • совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Есенина, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;
  • воспитывать любовь к родному краю и к миру  поэзии.

 

 

·            Оборудование урока: портреты и фотографии Есенина; иллюстрации к стихам,

авторская презентация, созданная в среде POWER POINT, составленная учителем.

записи песен на стихи С. Есенина, репродукции с картин Левитана, Шишкина, Куинджи.

…Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка.

- В Закавказье в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать, 30 – писать, рассказывая людям всё, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в этой жизни в 3 раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину».

«Ведь я бы мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и за то, что он дал, - низкий поклон. Ведь его стихи – это целый мир, он живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песнь о великом и вечном – о России.

Тема нашего урока: Сергей Есенин – то не просто имя…

Наша задача поближе познакомиться с жизнью и творчеством замечательного поэта – певца России, через заочную экскурсию и продолжать работу над совершенствованием навыков анализа поэтического текста.

- Запишите в ваши тетради тему и эпиграф урока. Эпиграф нашего урока – слова из стихотворения С. Есенина о родине в них и любовь, и боль, всё то, что живёт в душе поэта.

- Ребята, сейчас можно часто услышать «Родина», «патриотизм», а что значит для вас Родина?  (ответы детей)

( Дети получают таблицу,  в левую колонку сразу записывают свои ответы, а   вторую часть заполняют  в ходе урока )  

Моя родина

Родина в стихах Есенина

Моё село

Родной дом, родители

Друзья

Речка, озёра

Лес, парк, луга, синее небо

Берёзы, тополя, черёмуха под окном,

Сельская церковь, школа

Деревня

Родной бревенчатый дом

Родители

Река

Стёжки

Клёны, берёзы, тополя

Церковь

- Великий поэт потому и называется великим, что его имя закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа, с событиями истории и времени. Одним из таких поэтов и был Есенин. Он чувствовал сердцем, а писал душой, поэтому и  трогают  нас до глубины души его строки.

К сегодняшнему уроку  вы   подготовили рассказ о жизни и творчестве всенародно любимого поэта С. А. Есенина и сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию.

 

 Сообщения   учеников   о жизни и творчестве С.А.Есенина.

Первый ученик.. Сергей Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье.  «Среди мальчишек я был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах» - вспоминал он в своей автобиографии.

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой.

         В 1912 году Есенин окончил Спас-Клепековскую учительскую школу и приехал в Москву, где работал в конторе у купца, корректором в типографии, в течение полутора лет учился в университете Шанявского. В марте 1914 г. он приехал в Петербург, где оставался до призыва в армию 1916 г. Это был важный период в жизни и творчестве поэта.

         В 1915 году состоялась судьбоносная встреча с А. Блоком, который заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. Здесь же в Петербурге он познакомился с поэтами  Городецким и Клюевым, который впоследствии стал его другом.

«Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» - рассказывал Есенин.

Первый сборник стихов Есенина называется «Радуница». Радуница - день поминовения усопших. В этом названии обращение к христианским обычаям и народным традициям.

Ученик читает наизусть стихотворение «Запели тёсаные дроги…»

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить –

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

Второй ученик.  В ранних стихах С. А. Есенина доминирует жизнерадостное настроение. Большая часть стихов наполнена светом, что достигается использованием цветосветовой лексики и слов, называющих разные источники света:

Вот уж вечер. Роса  ИЛИ   Задремали звезды золотые,

Блестит на крапиве.             Задрожало зеркало затона

                                               Брезжит свет на заводи речные

                                               И румянит сетку небосклона.

         Цветовая гамма стихов этих лет – яркая, свежая, красочная – передает красоту окружающего мира и радость жизни.

         Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай,

Звериных стихов моих грусть

Я кормил резедой и мятой.

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь…

         Есенин часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.  Чувство Родины – основное в моём творчестве».

Свои чувства к матери, к любимой женщине он так же выражает через явления природы. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Поэт с болью в сердце воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую.

Наизусть стихотворение «Спит ковыль…»

Спит ковыль, равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы…

Третий ученик. По ритмике стихи Есенина очень близки народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта.

          Позднее творчество Есенина отличается от более раннего – своей грустью, даже не грустью, а глубокой тоской, предчувствием скорого расставанья с жизнью, со всем тем, что она так любил.

Звучит песня «Мы теперь уходим понемногу»

         О жизни поэта написаны тысячи статей и книг. И всё-таки о жизни, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам.

                                    Звучит песня «Покраснела рябина»

         Его жизнь оборвалась в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в номере гостиницы «Англетер». В Ленинграде. До сих пор точно не установлено было это убийство или самоубийство.

   Несметное число людей шло за гробом Есенина. Со дня похорон Некрасова  в Петербурге – почти  полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом!

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

В этом стихотворении поэт не прощается с нами, а говорит «до свиданья».

В городе Рязани стоит памятник Сергею Есенину, и его распростёртые руки приглашают нас на любимую Родину.

Чтение стихотворений выразительно. «Вот уж вечер…», «С добрым утром…», «Топи да болота…»

Стихотворение читает  учитель

Есенинское небо над Россией

раскинулось, как голубой шатер,

а в поле василек хрустально-синий

ведет с ромашкой звонкий разговор.

Звенит листвою изумрудной лето,

Звучат незримые колокола,

Березы – сестры русского рассвета –

Сбежались у околицы села.

В них жажда жить до трепета, до дрожи,

Им повезло – он здесь бродил в тиши.

На их коре, на их шершавой коже –

Тепло его ладоней и души.

Он чувствовал в родном многоголосье

И многоцветье, близко и вдали,

Как во поле колышутся колосья.

России всей и всей большой земли.

Он видел, как ложится синий вечер.

Пушистой шалью на плечи села.

И в ельнике горели свечи,

И в городе земля его звала…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин – то не просто имя, -

России стихотворная душа…

- Творчество Сергея Александровича Есенина безгранично, и на сегодняшнем уроке мы попытаемся с вами хоть на мгновенье погрузиться в мир его волшебной поэзии.

Работа со стихами.    (раздаточный материал)

- Перед вами на партах лежат листы со стихами Сергея Александровича Есенина. Давайте же попробуем понять каким способом поэту так тонко удалось передать великолепие русской природы и образ нашей Родины.

(План анализа стихотворений. 1. Прочтение  стихотворения.2. Первое впечатление, тема, идея, интонация.3. Изобразительные средства (эпитеты, олицетворение, сравнение, цвет, звуки)

         В изображении  природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения.  Природа у Есенина многоцветная, многокрасочная.

         Любимые цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде», «солнца струганные дранки загораживают синь» и т.п.

         Эпитеты, сравнения, в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради формы, а для того, чтобы полнее и глубже раскрыть мысль, содержание. «Искусство для меня», - отмечал Есенин в 1924 году, - незатейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта.

         Природа у Есенина – не застывший пейзажный дон; она живет, действует, горячо  реагирует на судьбы людей, события истории. Она – любимый герой поэта. Есть что-то родное, близкое в есенинской природе с тем, что так волнует нас год за годом уже целый век.

         Все полнее вырисовывается в наши дни поэтическое дарование Есенина, идейно-эстетическое значение его произведений, реалистический дух его стиха, живая, кровная связь.  «В стихах моих, - писал поэт в 1924 году, - читатель должен главным образом обращать снимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первым развил его и положил основным камнем в своих стихах.

         Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других».

 Глубоким лиризмом проникнуто все его творчество: и стихотворения о судьбе родины, о природе, и стихи о любимой.

         - Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели – дать, читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитанской осени, или березовой роще Куинджи нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка – любимый образ поэта, и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь».

Просмотр репродукций с картин Куинджи «Берёзовая роща», Левитана «Золотая осень», Грабаря « Февральская лазурь»

  - Пока мы с вами читали стихи, рассматривали картины великих мастеров живописи, вы уже заполнили ту часть таблицы, где должно быть отражена родина поэта.

Проверка заполнения таблицы.

- Ребята, я думаю, что каждый человек находит в этих бессмертных стихах что-то свое. А какого Есенина открыли вы для себя? Давайте попробуем выразить ваши чувства в мини – сочинении «Мой Есенин». И попытаемся рассказать, что он значит для вас.

Самостоятельная работа учащихся.

Звучит песня «Отговорила роща золотая»

Чтение отрывков из сочинений.

Подведение итогов.

Оценки за урок.

Домашнее задание: выучить наизусть 1 стихотворение С.Есенина


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок литературы в 7 классе.

Урок литературы в 7 классе.

Запишите в ваши тетради тему и эпиграф урока

Запишите в ваши тетради тему и эпиграф урока

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, -

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, -

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы…

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы…

Он так любил, что мы забыть не в силах

Он так любил, что мы забыть не в силах

Просмотр репродукций с картин Куинджи «Берёзовая роща»,

Просмотр репродукций с картин Куинджи «Берёзовая роща»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2020