План урока (Поэзия военных лет)
Оценка 4.7

План урока (Поэзия военных лет)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл
28.05.2023
План урока (Поэзия военных лет)
План-конспект урока, может использоваться в 11 классе школы или колледжа.
КСП Поэзия военных лет.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ГККП «Высший колледж культуры имени Акана серэ, город Кокшетау»

при управлении образования Акмолинской области

                                                  Поурочный план педагога

для организаций технического и профессионального, послесреднего образования

 

Тема:  Стихотворения А. А. Суркова, К. М. Симонова, М. В. Исаковского, Ю. В. Друниной. Поэзия, опаленная войной

Наименование модуля /дисциплины: Русский язык и литература
Подготовила      педагог: Садвакасова Л.А.
14-21 марта 2023 года

 1. Общие сведения

      Курс, группы:          1 ДИ, 1 ДО, 1 РОНИ , 1 РТК, 1 ПХ

      Тип занятия:              Учебное занятие

      2. Цели, задачи

        2.1. Перечень профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия/ Цели обучения в соответствии
с учебной программой:

- понимать детально информацию сообщения, подтекст, определяя социально-поведенческие характеристики и коммуникативные намерения говорящего;

- понимать общенаучную и узкоспециальную лексику социально-культурной, учебно-профессиональной, общественно-политической сфер;

2.2. Цели занятия

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов военных и послевоенных лет
  • раскрыть значение поэзии в годы Великой Отечественной войны
  • познакомить с поэтами и их произведениями военного периода
  • показать патриотическую направленность поэтических произведений военного времени
  • пробудить осознание гордости за свой народ и его стойкость и мужество
  • приобщить обучающихся к русской и советской литературе
  • способствовать развитию и обогащению речи

     2.3. Критерии оценивания:

  • называть литературные жанры, поэтические жанры, объяснять, в чем заключается их различия и особенности
  • называть наиболее значимых представителей жанров и этапов
  • выразительно читать поэтическое произведение
  • анализировать стихотворения различных авторов и самостоятельно определять их жанровую и стилистическую принадлежность
  • высказывать собственное суждение о стихотворениях.

3. Оснащение занятия

      3.1 Учебно-методическое оснащение, справочная литература:  Г.З. Шашкина, Русский  язык и литература, 11 класс. ОГН, Алматы: Мектеп, 2020 г., сборники стихов.     

3.2 Техническое оснащение, материалы: интерактивная доска, проектор, презентация, фото авторов.

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: актуализация понятий: поэзия военных лет, ведущие темы и мотивы поэзии периода войны, умение различать поэтические и публицистические литературные жанры; история (историческая ситуация ВОВ: неожиданное нападение фашистской Германии, отступления советских войск, боевые действия, оккупированные территории, концентрационные лагеря, наступления советских войск, жизнь в тылу); социально-гуманитарные дисциплины (геноцид, фашизм, исповедь, судьба).

 

     4. Ход занятия

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия обучающегося

Оценивание

Ресурсы

1.Организац. момент

 (3 мин.)



 Создание коллаборативной среды.

1. (На предварительном занятии было выдано домашнее задание, предусматривающее прочтение учебных статей по литературе периода Великой Отечественной войны, значение словосочетания «военный корреспондент»  и составление конспекта.

Нескольким студентам был дан перечень  поэтических текстов для заучивания наизусть.)

Записывают тему занятия, прослушивают цели

Отвечают



 

II.Актуализация знаний

(10 мин.)



      Ребята, напомню вам, что мы продолжаем изучение раздела «Мир и безопасность», где мы изучали произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». А сегодня мы обратимся к поэзии 1941 – 1945 гг. Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.

На этом уроке мы попытаемся открыть «правдивую летопись войны», попытаемся дать точную оценку этой эпохи, помочь понять и испытать чувство национальной гордости за свой народ, за свою страну. Стихотворения – это живой материал, который поможет нам в этом.

В первые же дни войны писатели, поэты откликнулись на трагические события. Вначале война отражалась в оперативных малых жанрах – очерке и рассказе, запечатлевались отдельные факты, случаи, отдельные участники боев.

Годы Великой Отечественной войны вызывали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Особое значение приобретает чувство национального самосознания. Два чувства владели писателями и поэтами – любовь и ненависть. Первые произведения строились на контрасте: советская Родина – фашистская Германия, справедливый, гуманные советский человек – убийца, захватчик, фашист.

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывной, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня.

В первый же день войны появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», которая стала поэтической эмблемой ВОВ. В «Священной войне» гнев против захватчиков, ненависть к ним были выражены с такой силой, которая позже стала стержнем военной поэзии. В песнях соединились интимное лирическое чувство и гражданский пафос. Самые сокровенные движения души приобретали характер типических, общих, любовь к далекой девушке, тоска по ней сливались с любовью к родной земле.

И не удивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как: «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Землянка», «В прифронтовом лесу», «Огонёк» были лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

 

        Краткие сообщения учащихся об очерках и рассказах того времени (интересные или известные случаи, заинтересовавшие учащихся).  

Записывают число, тему



 

III. Изучение  нового материала

(8 мин.)

 

(10 мин.)

 

(5 мин.)

 

 Просмотрим план нашей лекции:

  1. Просмотр слайдов о поэтах военных лет
  2. Запись имен, основных сведений об авторах, годы жизни
  3. Значение «военный корреспондент»
  4. Жанры поэзии ВОВ: В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывной, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня.
  5. Чтение студентами стихов (К.Симонов, Ж.Жабаев, Ю.Друнина, А.Ахматова)
  6. Просмотр глоссария к уроку

https://youtu.be/AMCbx5_KXBk

 

Записывают понятия;

читают стихи

 

 

IV.Освоение изученного материала

(10 мин.)

 (7 мин.)

 

(10 мин.)

(10 мин.)

 

 

 

 

 

Задание 1: После просмотра слайдов и рассказа педагога прочитать аналитическую статью в учебнике на стр. 37-39,

 

составить кластер со словом «Война», используя полученную информацию, аналитическую статью, свои мысли.

 

Вопросы:

  1. Какие жанры были наиболее распространены в поэзии ВОВ?
  2. Поэт А.Сурков сказал: «Никогда за время существования советской поэзии не было написано столько стихов». Как вы думаете, почему?
  3. Какую роль играла поэзия в годы ВОВ?
  4. Как вы считаете, стихи военных лет актуальны сегодня, памятны ли они современным людям?

 Заключительное слово учителя.

В период ВОВ вся поэзия была объединена единым чувством – любви к Родине. Характерной особенностью поэзии было сочетание драматизма и лиризма, простота и народность языка. Поэтическая летопись вбирает в себя боевые ритмы Твардовского, Исаковского, Друниной, Гудзенко, Бергольц, Ахматовой, Пастернака, Луконина, Агатова, Акуджавы, Рождественского, Суркова и многих других поэтов. Их поэзия выражает извечное стремление к миру, к ясному человеческому счастью.

В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.

Их поэзия не знает старости. Их поэзия – бессмертная песнь, воспетая Дню Победы!!! Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах. Эта радость со слезами на глазах.

Читают статью,

составляют кластер;

отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают педагога

 

 

V. Рефлексия

(10 мин.)

 

 

Оценки за урок

(3 мин.)

Подводим итоги занятия - Три «М»:

Назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе занятия и предложите одно действие, которое улучшит вашу работу на последующих занятиях.

 

Также я оценю вашу работу на занятии

 Отвечают на вопросы, выполняют задание

 

 

VI. Домашнее задание

(3 мин)

Подготовить рассказ об одном из поэтов военных лет, выучить наизусть стихотворение.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Этап урока/ Время Действия педагога

Этап урока/ Время Действия педагога

III . Изучение нового материала (8 мин

III . Изучение нового материала (8 мин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2023