План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"
Оценка 4.9

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
9 кл
03.03.2017
План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"
Цель занятия: обобщить знания учащихся по изученной теме "Адыгский эпос "Нарты", обучить характеристике литературного персонажа, умению находить и определять в поэтическом тексте выразительные средства. Дети знакомятся с обычаями и традициями адыгского народа, с впечатлениями известных людей, в разное время приезжавших на Кавказ.
план-конспект урока.docx
ПЛАН­КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ АДЫГСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС “НАРТЫ” НА УРОКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА “АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА”. ТЕМА:  Сказания адыгского героического эпоса "Нарты".  УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ: Найти выразительные средства в отрывках пшинатлей о нартах,  определить их роль в тексте, охарактеризовать героя эпоса (словесное рисование), пересказать  одно из нартских сказаний, рассказывающих о подвигах главного героя эпоса, нарта Саусоруко  (“Как Саусоруко добыл огонь”, или “Как Саусоруко вернул нартам семена проса”), сохраняя  художественные особенности текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Активизировать творческое воображение учащихся в создании образа нартского  богатыря Саусоруко  художественными средствами текста, учить умению использовать  выразительные средства языка (тропы, стилистические фигуры) для передачи зрительного  образа, воспитывать эстетическое отношение к красоте подвигов нартских богатырей. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:    Для учащихся: учебник «Адыгейской литературы», тетрадь, словарик  литературоведческих терминов. Для учителя: Формула синквейна и заданные рифмы на доске для выполнения творческого задания Электронная презентация на тему «Образы богатырей­нартов в сказаниях   пшинатлях» танцевальные мелодии адыгейской национальной музыки; звукозаписи отрывков нартских сказаний о подвигах Саусоруко; фотоизображения видов кавказской природы. o o o o ПЛАН УРОКА I. Организационный момент. Установка на внимание. Создание особой творческой атмосферы  урока. II. Объявление темы занятия. Активный диалог с классом:     преподнести учащимся героический эпос “Нарты” адыгских народов как выдающийся  памятник мировой художественной культуры; познакомить учащихся с содержанием отдельных фрагментов содержания эпоса,  характеризующих богатырский образ Саусоруко и других нартов обеспечить создание психологических условий для образного восприятия содержания  сказаний эпоса и его главного героя Саусоруко; раскрыть учащимся художественно­выразительные средства языка в отрывках из эпоса  “Нарты”. III. Самостоятельная работа над композицией иллюстрации на один из выбранных сюжетов  нартского сказания “Как Саусоруко вернул огонь нартам” или “Как Саусоруко вернул нартам  семена проса”). IV. Подведение итогов урока. ХОД УРОКА I. Создание особой творческой атмосферы урока. В классе звучит мелодия адыгейской танцевальной музыки. На экране изображения кавказской природы,  адыгского воина в традиционной экипировке. II. Объявление темы занятия. Активный диалог учителя с классом. Учитель: Эпос “Нарты” ­ уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его  самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против  иноземных захватчиков. Герои эпоса ­ суровые богатыри, они не страшатся трудностей, способны  перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь  человека, его свободу и счастье. Идеал нарта ­ стойкость, бесстрашие, утверждение правды и  справедливости, помощь слабому, свобода человека. Всё это составляет своеобразный  моральный кодекс, выработанный зихо­меото­адыгами на протяжении тысячелетий. Само слово  “нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое ­ свою жизнь, свой глаз. Прежде чем говорить об образе нарта Саусоруко (Саусорыко), ответим на ряд вопросов: 1. Кто из вас читал нартские сказания и какое впечатление они произвели? Ответ: Мы читали о том, как нарт Саусоруко победил злобного Тутарища благодаря мудрым  советам своей матери Сэтэнай – гуащэ. 2. Кто помнит какой год был объявлен ЮНЕСКО Годом эпоса “Нарты?” Ответ: Годом эпоса  "Нарты" был объявлен ЮНЕСКО 2000 год. 3. Известны ли Вам художники Адыгеи, которые иллюстрировали эпос “Нарты?” Ответ: Одним из первых иллюстрации к эпосу "Нарты" создал народный художник Адыгеи Давлет Меретуков. 4. А что означает имя Саусоруко? Ответ: Имя нарта Саусорыко (“сао”­сыр) ­ “мальчик горячий”, “мальчик огнем горящий” или  “пылающий”. Это имя связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в горячем,  пылающем огнем состоянии. 5. Как вы понимаете главный девиз нартов: “Только тот достоин счастья, кто добудет счастье  людям!” Ответ: Этот девиз означает, что ради счастья других нартский герой должен жертвовать собой,  должен совершать невозможное в борьбе со злом. Учитель: Именно Саусоруко является таким героем, который со своим верным конём Тхожием  совершил много подвигов ради благополучия и счастья людей. Но главный подвиг Саусоруко  заключается в том, что он вернул огонь людям. Вот как описывается образ Саусоруко в одном из пщинатлей эпоса: Саусоруко наш кан воспитанник,  Саусоруко наш свет, Чей меч большой золотого цвета, Чья кольчуга до колен, Чей верх шапки, как солнце, сияет, Ударив ладонями, садится на коня. Не менее  ярко описывает образ нартского воина культуролог Клара Меретукова ­ Хагурова:   «Нарт ­ воин радостен, прекрасен перед боем, во время боя, во время игры, в поединке, в  состязании. Его одежда, оружие блестят, конь под ним прекрасен “с лебединой шеей…готов к  взлёту”. Для мужчины участвовать в сражениях, битвах, набегах, походах не только естественно, но и необходимо. Красота мужчины ­ это красота воина, тело его стальное, булатное,   выкованное кузнецом (кузнец кормил нарта железной кашей), у него “стальные усы”, “железные  глаза”, “железное лицо”[ 3] . Вот такой типичный образ нартского воина воссоздал в своих графических листах талантливый  адыгский художник Айса Хапишт. Это, например, такие запоминающиеся образы нартских  богатырей как “Ащамэз и его камыль” (рисунок 1). “Нартский лучник” (рисунок 2), “Саусоруко с  огнем” (рисунок 3). Айса Хапишт восхищен своими предками, их историей и культурой. Адыг по  национальности, он любит героический эпос адыгского народа, где святым делом была забота о  родной земле, он не просто любит, боготворит его, черпая в сказаниях и произведениях большую  нравственную силу. III. Определите, какие выразительные средства использованы в поэтическом  отрывке пшинатля о Саусоруко. ( Учитель читает и показывает на презентации поэтический отрывок. ) Ответы: сравнения: как солнце, словно солнечный свет; эпитеты: воин статный, нарт булатный,  сильнорукий; метафоры: тело зазвенело песней.  Обсуждается роль тропов в тексте. Учитель: обратите внимание, сколько раз Саусоруко сравнивается с солнцем. Можно сказать, что этот герой – солярный символ адыгского эпоса, ведь он добыл огонь для людей и сам родился  пылающим. Прочтите отрывок из пшинатля «Добыча огня». (Подготовленный ученик читает  отрывок вслух. Остальные учащиеся читают его на презентации.)Найдите в отрывке  выразительные средства, определите их роль в тексте. Ответы: эпитеты: огонь горячий, статный воин, всадник ратный – помогают ярче представить  себе облик героя, охарактеризовать его. Ряд однородных сказуемых: обезглавил, направил,  прискакал, развел – передают быструю смену событий, насыщенность действием. Учитель:Кроме Саусоруко, в адыгском эпосе много героев, заслуживающих внимания. Это и  Ащамэз, красавец и удалец, мастер играть на флейте (показ слайда презентации), это и  Пшибадыноко (Бадыноко) – единственный герой эпоса, не любящий пиры и пляски. Он говорит:  (читает со слайда стихотворный отрывок из пшинатля о Пшибадыноко). Определите, какая строка пшинатля ярче всего характеризует героя. Ответ: Мой удел – защита правды. Не только герои, но и героини есть в адыгском эпосе «Нарты». Они очень красивы, мудры, верны  своим возлюбленным,  обладают волшебными вещами и умеют колдовать. Это мать нартов  Сатаней­гуаще, Адыиф и другие. Прочтите отрывок из пшинатля, определите выразительнные  средства и их роль в тексте. Ответы: эпитеты: тонкобровой, метафоры: добро излучаешь, сверкаешь красотою девичьей,  украшение пира, украшение мира – помогают  ярче, полнее воссоздать образ Сатаней­гуаще. Учитель: Мы заканчиваем работу над иллюстрацией, посвященной героическому образу  Саусоруко и других богатырей из сказаний нартского эпоса. Очень важно в связи с этим  особо поговорить о красоте одежды и воинского снаряжения адыгского воина. Известно,  что адыги придавали большое значение легкости и изяществу костюма и предметов  воинского снаряжения, потому что характер их натуры не позволял носить на себе грубые  и тяжелые вещи. И хотя адыгский воин традиционно носил на себе много оружия (шашку,  кинжал, копье, ружье и т.д.), оно не бренчало на нем, не мешало ему двигаться, не  беспокоило во время езды, потому что было хорошо пристроено. Вопрос классу: Кто из великих русских поэтов и в каком произведении отразил яркий  образ адыгского воина? Ответ:(подготовленный ученик). Об этом образно написал Александр Сергеевич Пушкин в  своем бессмертном произведении “Кавказский пленник”: Черкес оружием обвешан: Он им гордится, им утешен: На нем броня, пищаль, колчан, Кубанский лук, кинжал, аркан И шашка, вечная подруга Его трудов, его досуга. Ничто его не тяготит, Ничто не брякнет; пеший, конный ­ Все тот же он; все тот же вид, Непобедимый, непреклонный [ 5] . Учитель: Вот этим удивительным поэтическим строкам А.С.Пушкина соответствует образ  адыгского воина документально и с любовью переданный в прекрасном живописном  рисунке русского художника XIX века Гагарина Григория Григорьевича. Мы видим на  этом рисунке красивого мужественного защитника, потомка нартских богатырей. И эта  красивая работа может помочь нам в завершении словесного портрета нарта Саусоруко  (рисунок 4). еще можем  костюма  на этот рисунок? говорит о том,  и пестрота в  по канонам  считались  Цвета в костюме  гармоничны. Не менее значима  Саусоруко  костюма, которая сдержанностью  ограниченного  и приглушенных  от светлого до  золотисто­ цветов. Но это  избравших  выполнения  Вопрос классу: Что мы сказать об эстетике цвета адыгского воина, глядя Ответ: Этот рисунок что многоцветье, яркость мужском костюме адыгов национальной эстетики признаками безвкусицы. очень сдержанны и Учитель: Очень верно! для создания образа эстетика цвета нартского отличалась цветового решения, гармонией монохромных хроматических оттенков темного с вкраплениями желтого или серебряного касается тех авторов, полихромную версию иллюстрации акварелью. Но для нас очень важно увидеть иллюстрации к эпосу “Нарты” и в черно­белом исполнении. Вопрос классу: Кто из современных художников Адыгеи создал иллюстрации к эпосу  “Нарты” в монохромной штриховой технике форта? Ответ подготовленного ученика: Очень интересный цикл иллюстраций к эпосу “Нарты”  выполнил в технике форта известный график Адыгеи Феликс Петуваш. Учитель: Обратите внимание, как красив и выразителен лист, изображающий в профиль  нарта Саусоруко на своем верном коне Тхожие. (Лист “Как Саусоруко вернул нартам  семена проса” (рисунок 5). Штрих рисунка лаконичный и красивый, порой виртуозно  изящный. Сопоставление белого и черного, особенно в пейзажном фоне, их ритмичность  достигают яркой полифоничности звучания. Опираясь на увиденное и услышанное, вам нужно выполнить творческую работу: создать  синквейн иди сочинить небольшое стихотворение, характеризующие нартского героя или  героиню. (На доске формула синквейна и заданные рифмы для четверостишия) IV. Самостоятельная  творческая работа учащихся над синквейном или  стихотворением к эпосу “Нарты”. V.. Подведение итогов учебного занятия. Чтение творческих работ с комментариями  учащихся и учителя. VI.Домашнее задание. Художественный пересказ одного из пшинатлей о нартах,  создать иллюстрацию  на тему «Нартский эпос». ЛИТЕРАТУРА: 1. Гадагатль А.М. Память нации. Идейно­тематическое и художественное своеобразие  героического эпоса “Нартхэр” адыгских народов. Монография. ­ Майкоп: ГУРИПП  “Адыгея”, 2002. ­ 440с. 2. Гадагатль А.М., Ветрова А.Д. Серп Тлепша.: Адыгские сказания о нартах. ­ Майкоп:  Адыг. отделение Краснодарского книжного издательства, 1985.­96с. 3. Меретукова­Хагурова К.Х. Представление о красоте в адыгском эпосе “Нартхэр” //  Нартский эпос и кавказское языкознание (составитель А.М.Гадагатль). Материалы VI  коллоквиума европейского общества кавказологов. ­ Майкоп, 1994.­ с.117­121. 4. Непсо М.С. Адыгская художественная культура. – Майкоп, РИПО “Адыгея”, 200. –  204с. 5. Пушкин А.С. Сочинения в 3­х т. ­ М.: ГИХП, 1958. ­ т.2­й. – 445с.

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"

План-конспект обобщающего занятия по адыгейской литературе "Адыгский героический эпос "Нарты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017