План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
чтение
7 кл
12.10.2019
План конспект открытого урока по литературе
Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
Цели:
• познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;
• показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;
• формировать навыки исследовательской работы с текстом;
• развивать логическое мышление, наблюдательность,
• развивать и обогащать речь обучающихся;
• воспитывать чувство любви к природе, к человеку.
Оборудование:
• толковый словарь;
• презентация.
Используемые технологии:
• личностно-ориентированная;
• проблемно-поисковая.
Конспект урока.docx
План конспект открытого урока по литературе
Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
Цели:
•
•
познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;
показать мастерство писателя в создании портретной
характеристики;
•
формировать навыки исследовательской работы с текстом;
•
•
развивать логическое мышление, наблюдательность,
развивать и обогащать речь обучающихся;
воспитывать чувство любви к природе, к человеку.
•
Оборудование:
•
толковый словарь;
презентация.
•
Используемые технологии:
•
личностноориентированная;
•
проблемнопоисковая.
… что может быть интересного
в грубом, необразованном человеке?
Как что? – Его душа… всё
то же, что и в образованном человеке.
В.Г.Белинский
1.Организационный момент
- Здравствуйте.
Ход урока
- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С.
Тургенева.
-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить
отличную отметку.
-Молодцы, спасибо.
2.Создание эмоционального настроя урока. Подготовка
к восприятию
- Какого писателя мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева)
3.Актуализация знаний
Слай
д № 1
Слай д
№ 2
№3
№4
Слай
д № 5
4.Мотивация
5.Создание проблемной ситуации
1. Родовое имение И. С. Тургенева. (Спасское – Лутовиново)
2.Любимое занятие И. С. Тургенева. (Охота)
3. Сборник рассказов, написанный под впечатлениями от охоты .
(«Записки охотника»)
Узнайте,о ком идёт речь
Он был высокого росту, плечист, сложен на славу. Из- под
мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.
Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и
мужественное лицо. (Бирюк)
- Кто такой Бирюк?
- Как сам автор объясняет, кто такой Бирюк?
- БИРЮК – волк – одиночка (С. И.Ожегов)
- Но речь идёт о человеке. Какой возникает вопрос? (за что
назвали?)
- Чтобы ответить на данный вопрос мы с вами должны хорошо
узнать образ Бирюка.
(тема «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»)
У вас уже сложилось первоначальное представление о Бирюке,
запишите три прилагательных, которыми вы можете его
охарактеризовать.
Дома должны были разделить текст на части
( 1- встреча с Бирюком, 2 – встреча с мужиком – вором)
- Какие есть у вас версии относительно того, почему его так
прозвали - Бирюк? Вы можете посоветоваться друг с другом.
(Образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу
один. Его никто не знает)
- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам
помогут…(детали)
- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.
6.Выдвижение гипотез
7.Постановка цели
Имя
Портрет
Отношение Бирюка к работе
Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и
вора)
Быт Бирюка, его семейное положение
- Итак, сейчас нам предстоит заполнить таблицу деталей образа
Бирюка, которая поможет нам раскрыть его образ. Ваша задача
– найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать.
А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы –
оценивание качеств характера Бирюка. Оценивание
Слай
д
детали-черты характера
№6,7
героя
ни с кем не общается, угрюм,
его не любят
одинок, его считают волком,
зверем.
Суровый, мужественный,
красивый
Очень строгий, жестокий,
добросовестный работник
Его ненавидят, хотят убить
Деталь
Описание
Имя
Фома Кузьмич, но
называют Бирюком
Портре
т
Отноше
ние к
работе
Отноше
ние к
Бирюку
Молодец, высокого
роста, плечист,
могучие мышцы,
черная борода,
суровое и
мужественное лицо,
смелые глаза
Мастер своего дела,
вязанки хвороста не
даст утащить, никому
спуску не дает,
господский хлеб даром
не ест
Сжить хотят со свету,
да не дается. Его
мужик-вор называет
кровопийцей,
душегубцем, зверем
(3 раза)
Семья живет с двумя детьми:
Ответственен за своих детей
девочка 12-ти лет,
грудной ребенок. Изба
низкая, пустая,
бедность, нет хлеба и
чая
Вопросы – подсказки №1
- Каково настоящее имя Бирюка?
- Что обозначает прозвище - Бирюк?
- Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?
- Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?
Вопросы – подсказки №2
- Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу
Вопросы – подсказки №3
- Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?
- Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?
Вопросы – подсказки №4
- Почему мужики ненавидят Бирюка?
- Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?
Вопросы – подсказки №5
- Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет
Бирюк?
- Счастлив ли Бирюк?
Встреча с мужиком
Мы знаем, что более полно характер человека раскрывается
через его поступки.
- Проследим, как ведут себя оба героя в данной ситуации
- Что между ними происходит (КОНФЛИКТ)
(описание мужика, о чём говорит)
- Есть ли у них с Бирюком что – нибудь общее?
- но чем отличается Бирюк?
(последняя не заполнена, какие черты проявились у Бирюка? –
великодушие. благородство)
8. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис»
- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном
предложении, используя данные 3-ей колонки:
С одной стороны,
Бирюк______________________________________________________,
но с другой стороны,________________________________, ПОТОМУ
ЧТО_______________________________________________________.
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный,
брошенный,
мужественный,
добросовестный работник, его можно пожалеть, но с
другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со
свету.
- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он
предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).
- Но только одно у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая
не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли,
каков он на самом деле.
понимающий,
Слай
д № 8 9. Поиск причины явления
- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает
вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)
- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного
человека поступать против своей воли, заставляет выполнять
свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк -
КРЕПОСТНОЙ)
- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм,
излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ
(какой? Несвободный, должен выполнять приказы
барина)
10. Авторская позиция
- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?
- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору
Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть
понимает, каков Бирюк на самом деле).
- В. Г. Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую
литературу 1847 г.» задаёт вопрос, на который сам же и даёт
ответ, попробуйте вы на него ответить.
…что может быть интересного в грубом, необразованном
человеке?
Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном
человеке.
11. Рефлексия
- Изменилось ли ваше отношение к Бирюку?
- Какие знания вы сегодня получили на уроке? (не всегда первое
впечатление верно)
Какое у вас настроение от урока?
12. Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос:
Что привлекает и что отталкивает меня в Бирюке?
Слай
д № 9
План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
План конспект открытого урока по литературе Тема: «Образ главного героя рассказа «Бирюк»»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.