План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)
Оценка 4.8

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
6 кл
30.04.2019
План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)
Тип урока: проблемный. Цели и задачи: познакомить учащихся с духовной сферой жизни общества; дать представление о сущности культуры; по¬знакомить с терминами и понятиями: духовная сфера общества, культура, нравы. Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать виды культуры; проводить сравнительный анализ; высказывать суждения на обществоведческие темы; понимать роль культуры в жизни человека; анализировать собственные поступки с точки зрения духовного развития человека; воспитывать культуру поведения; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
духовная сфера.docx
Духовная сфера общества Цели и задачи:  познакомить   учащихся   с   духовной   сферой   жизни   общества;   дать представление о сущности культуры; познакомить с терминами и понятиями: духовная сфера общества, культура, нравы. Планируемые   результаты:  учащиеся   научатся   характеризовать   виды   культуры; проводить   сравнительный   анализ;   высказывать   суждения   на   обществоведческие   темы; понимать роль культуры в жизни человека; анализировать собственные поступки с точки зрения   духовного   развития   человека;   воспитывать   культуру   поведения;   сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения   и   навыки   анализа   проблемы,   проведения   дискуссии;   научатся   участвовать   в эвристической   беседе,   дискуссии;   работать   с   документами;   выполнять   проблемные задания; применять навыки работы в группе. Формируемые   УУД:   метапредметные:  развивать   умения   точно   и   грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки   целеполагания,  планирования,  прогнозирования,  оценки,  саморегуляции;   уметь сознательно   организовывать   свою   познавательную   деятельность;   анализировать результаты   исследований,   фиксировать   их;  личностные:  формирование   и   развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивиро­ ванности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в духовной жизни страны. Оборудование:  учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация. Тип урока: проблемный. Х о д   у р о к а I. Организационный момент II. Мотивационно­целевой этап Существует древняя притча. Люди сооружают высочайшую башню. Наблюдатель спрашивает у рабочего, который тащит кирпичи: «Чем ты занят?» Тот отвечает: «Я строю высочайшую башню». А ведь он мог ответить: «Вот тащу кирпичи». Но такой ответ был бы слишком простым и неполным. Ощущать собственное участие в великих делах, понимать свою причастность к общему смыслу — вот в чем сущность культуры. Так ли это? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Тема урока: «Духовная сфера общества». — Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. — На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.) План урока 1. Духовная сфера. 2. Что такое культура? 3. Из чего складывается духовная культура. III. Введение в новый материал Мы с вами уже познакомились с экономической, политической и социальной сферами жизни общества. Сегодня мы познакомимся с духовной сферой. Чем она отличается от других сфер? Каковы ее характерные черты и виды? Обсудим эти вопросы на нашем уроке. IV. Работа по теме урока 1. Духовная сфера Задание: изучите предложенную схему и прокомментируйте ее. (Проверка выполнения задания.) Вы совершенно правильно определили, что ключевыми словами данного определения являются «духовные ценности». — Что же такое духовные ценности? Задание: предлагаю провести небольшой эксперимент. 1.На листочке бумаги напишите о самом дорогом, что у вас есть, о том, что приносит вам радость, дарит смысл жизни. 2. Сомните листочки. 3. Вновь их разверните. Вопросы к классу — Что вы почувствовали, когда смяли листок? — Что вы почувствовали, когда вновь развернули? (Ответы учеников.) Это и есть ваши ценности! То, что вы боялись потерять, но не потеряли! Но наш эксперимент демонстрирует взгляд на достаточно сложное понятие «духовные ценности». — А как трактуют ученые этот термин? Задание: работая с текстом п. 1 § 9 учебника и дополнительным материалом, дайте характеристику понятия «духовные ценности». Д о п о л н и т е л ь н ы й   м а т е р и а л Фрагмент из Декларации прав культуры, разработанной филологом, искусствоведом Д.С. Лихачевым. Под   культурными   ценностями   подразумеваются   не   только   отдельные  объекты   — памятники   архитектуры,   скульптуры,   живописи,   письма,   печати,   археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования,   поведения,   обычаев,   культурных   индивидуальностей   народов,   групп населения, отдельных людей и т. д. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передается из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п. Так, например, давно утрачены первоначальные списки «Слова о полку Игореве», но само про­ | изведение живет в мировой литературе. Потребности   людей   в   духовных   ценностях   поистине   безграничны.   Нет   предела «насыщения»   знаниями,   впечатлениями   от   произведений   искусства   и   стремления человека понять суть явлений окружающего мира. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. (Проверка выполнения задания.) 2. Что такое культура? Духовная сфера общества является важной частью культуры. Первоначально слово культура  означало   изменение   природы   в   интересах   человека,   точнее,   возделывание земли. Латинское слово  cultura  происходит от глагола  colo,  что означает «возделывать землю». Задание: почему слово «культура» так переводится? С чем это связано? (Проверка выполнения задания.) Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний», в ходе которой каждый должен назвать определенное выражение и сказать, как в нем понимается слово «культура». (Проверка выполнения задания.) Совершим небольшой экскурс в историю. Цицерон ввел в оборот метафору «культура (совершенствование)   души»,   «духовная   культура».   В   XVIII   в.   появилось   и   другое значение термина «культура» — «совершенствовать», «почитать». В современной науке существует множество определений понятия «культура»: • система норм и ценностей; • память человечества; • способ жизни человека. По мнению известного социолога XX в. М. Вебера, культура — н о совокупность материальных и духовных ценностей. Большин­ 11 разумом человека, «вторая природа». но   философов   согласны   с   тем,   что   культура   —   это   то,   что   создано   руками   и Культура — живая система. Она отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, это является миром искусственным, существует благодаря заботе, ипиянию, вмешательству человека. Культура очеловечивает природу. С ее помощью человек вписывает себя в мир, воздействует на окружающую природу и на себя. Культура немыслима без своею создателя — человека. — Прочитайте отрывок из рассказа американского фантаста Р. Шекли «Абсолютное  оружие» и ответьте на вопросы. Они   вошли   в   огромную   комнату,   где   грудами   лежало   сверкающее   легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, бое­ пые колесницы, инструменты,   приборы   —   все   говорило   о   титанической   цивилизации,   на   тысячу   лет опередившей   земную.   Кропотливо   расшифрованные   письмена   рассказали   о   жестоких войнах,   бушевавших   на   этой   планете.  Однако   в  них   не   говорилось,  что   произошло   с марсианами.   Уже   несколько   тысячелетий   на   Марсе   не   было   ни   одного   разумного существа, не осталось даже животных. Вопросы к классу — В чем смысл этого рассказа? — Как можно связать мысль фантаста с содержанием темы? (Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги.) Таким образом, культура — сложная система, которую создавали в течение долгих веков. В нее входят: • культура народов (образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, верования, язык и др.); • социально­бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия,  этикет, гигиенические привычки; • деятельность библиотек, музеев и выставок, клубных учреждений, парков культуры,  телевидения и радиовещания. Весь   общественно­исторический   опыт   человечества   можно   рассматривать   как соединение духовного и материального творчества. Поэтому культура подразделяется на: • материальную; • духовную. Задание: работая с текстом п. 1 § 9 учебника, заполните таблицу. Материальная культура Духовная культура     все Включает созданное человеческими   руками:   паровую машину,   книги,   орудия   труда, жилые   дома,   церковные   здания, украшения и многое другое Нематериальную   культуру   образуют:   нормы   и правила   поведения,   законы,   ценности,   церемонии, ритуалы,   мифы,   знания,   идеи,   верования,   обычаи, традиции, язык и т. д. Это результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и   существует   в   нашем   сознании,   поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях  материальной культуры: книгах, картинах,  скульптуре, архитектуре и т. д. (Проверка выполнения задания.) 3. Из чего складывается духовная культура — Из чего складывается духовная культура? Задание: изучите предложенную схему и прокомментируйте ее. Класс   делится   на   четыре   творческие   группы,   каждая   из   которых   характеризует сущность и роль составных частей духовной культуры. Задание для первой группы: используя материал п. 2 § 9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль искусства. Задание для второй группы: используя материал п. 2 § 9 учебника, охарактеризуйте сущность и роль науки. Задание   для   третьей   группы:  используя   материал   п.   2   §   9   учебника, охарактеризуйте сущность и роль образования. Задание   для   четвертой   группы:  используя   материал   п.   2   §   9   учебника, охарактеризуйте сущность и роль религии. (Проверка выполнения задания.) — Как же человек приобщается к духовной культуре? Задание: слушая рассказ учителя и участвуя в обсуждении, определите пути формирования и развития духовной культуры. Древнее предание повествует о том, как к великому греческому математику Евклиду обратился   один   из   властелинов,   поженивший   овладеть   геометрией   с   наименьшими затратами времени. Ученый ответил ему, что в науке нет «царского» пути. — Объясните смысл слов Евклида. (Проверка выполнения задания.) Другая история, тоже относящаяся к далекому прошлому, гла­ сит, что некий римский богач, желая прослыть образованным, купил себе десяток грамотных рабов. Каждого из них   он   заставил   выучить   наизусть   стихи   Гомера   и   других   великих   поэтов.   Затем   па различных празднествах и пирах в присутствии гостей хозяин по подсказке обученных рабов читал стихи. При этом он полагал, что знания и образованность каждого из рабов — это его собственность. — Как вы считаете, приведет ли подобный путь человека к освоению духовной  культуры? Свой ответ обоснуйте. (Ответы учеников.) Стоит   помнить,   что   подлинную   культуру   нельзя   ни   взять   напрокат,   ни   купить. Исторический опыт показывает, что без труда и борьбы с собственной ленью восхождение к вершинам культуры невозможно. Подлинный путь к постижению культуры — это путь радостных   открытий,   путь   самостоятельного   глубокого   проникновения   в гуманистический смысл великих произведений культуры. Духовная  культура  является  результатом   деятельности   всех  людей. Без  читателей, слушателей, зрителей произведения духовной культуры перестанут существовать. Кроме того, в развитии духовной культуры огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Проблемный вопрос. Как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества? (Ответы учеников.) Важную роль в формировании духовной культуры играют мо­ рально­нравственные принципы и нормы. Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 76, познакомьтесь с понятием «нравы». — Обсудите высказывание римского поэта Публия Сира, который утверждал: «Нравы говорящего убеждают больше, чем его речи». Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте. (Проверка выполнения задания.) —Послушайте притчу и объясните ее смысл. Купец решил пожертвовать 500 слитков золота на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю. Учитель сказал: —Хорошо, я возьму их. Купец отдал учителю сумку с золотом, но остался недоволен отноше; нием учителя к себе. Один человек на эти деньги может прожить целый год, а его даже не поблагодарили за это! —В этой сумке 500 слитков золота, — как бы невзначай сказал купец. —Ты мне уже сказал, — ответил учитель. ­ Хоть я и богач, но 500 слитков золота для меня большие деньги, ­ 4 снова заговорил купец. —Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них? — спросил учитель, —Ты должен это сделать, — ответил купец. —Почему должен я? — спросил учитель. — Дающий должен благодарить. (Проверка выполнения задания.) Задание:  представьте   себе,   что   вам   необходимо   составить   портт  рет высокоморального человека. Какими чертами вы бы его надет  лили? Используя прием мозгового штурма, назовите его черты. [ (Ответы учеников.) —У   вас   было   общее   задание:   назвать   и   охарактеризовать   пути   формирования духовной культуры. К каким выводам вы пришли? (Проверка выполнения задания.) V. Подведение итогов урока —Как вы понимаете главную мысль отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого? Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. —Как вы поняли смысл высказывания французского писателя Ж. Дюамеля, который говорил: «Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше ее быть не может»? —Согласны ли вы с ним? (Ответы учеников.) Домашнее задание 1. Прочитать § 9 учебника. 2. Задание на выбор. • Выполнить задания рубрики «Практикум». Подготовить проект на тему «Памятник книге». КНИГА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ Если задать вопрос, живем ли мы теперь   в   просвещенный   век,   то   ответ   будет:   нет,   но   мы живем в век просвещения. И. Кант Цель:  разъяснить   учащимся  суть  духовной  сферы общества  и  значение духовных ценностей для развития человека и общества, формировать культуру чтения, прививать любовь к книге. Учащиеся   должны:  знать   о   роли   книгопечатания   в   развитии   просвещения;   знать отличие грамотного человека от просвещенного; уметь правильно пользоваться книгой; уметь преодолевать сложности при работе с учебником. Ход уроков I.Проверка домашнего задания. Учитель   подводит   итоги   изучения   раздела   «Политико­правовая   сфера»,   отмечает успехи,   достижения   учащихся,   как   реализованы   поставленные   задачи,   в   каком направлении   необходимо   двигаться   дальше,  на   чем   сосредоточить   внимание,  над   чем работать. II. Введение в тему. ­ Сегодня мы будем говорить о значении следующего раздела ­ «Духовная сфера», о значении   образования,   науки   и   других   духовных   ценностях   для   развития   человека   и общества. Все   сферы   общественной   жизни   (экономическая,   социальная,   политико­правовая   и духовная) взаимозависимы, взаимно обусловлены и взаимосвязаны между собой. Далее учитель сообщает учащимся, какие темы они должны пройти в этом разделе и какие выполнить задания. Изучение нового материала. III. Этот урок можно провести как праздник книги. Такому   уроку,   конечно,   предшествует   большая   подготовительная   работа.   Каждый учитель   знает,   что   любой   учебный   материал   не   может   быть   усвоен   без   активной самостоятельной работы учащихся. К данному уроку можно использовать фронтальные задания для всего класса: ­ чтение стихотворений наизусть или по книге, художественной прозы, сказок и т. д. (тематику определяет учитель); ­ презентация наиболее интересных книг по заданной теме; ­ подготовка к участию в различных конкурсах: чтецов, мини­сочинений, рассказов, этюдов, рисунков, плакатов, стенгазет на заданную тему; ­ инсценировка фрагментов художественных произведений, пословиц, песен и т. д.; Совместно с библиотекарем школы учащимися готовится выставка книг. Книжная   выставка   ­   это   широко   распространенная   оперативная   форма   массовой работы учащихся на уроке, особенно вводном, итоговом, по­ вторительно­обобщающем. Выставки   могут   быть   тематическими   (посвященными   конкретной   теме   или исторической дате, празднику и т. п.), обзорными, жанровыми. Подбор   литературы  для  выставки  определяется  задачами,  целями,  которые   ставит учитель на конкретный урок. Выставка призвана возбудить интерес учащихся к книге, к чтению, к определенным темам, вопросам. В   соответствии   с   целевым   назначением   учитель   собирает   литера1уру,   цитаты, иллюстрации, готовит вопросы к ученикам, подбирает яркий, выразительный заголовок, совместно с учащимися оформляет и размещает выставку. В оформлении выставки можно использовать различные поделки учащихся: рисунки, плакаты, лепку и т. п. Учитель.   Новый   раздел   ­   «Духовная   сфера»   ­   мы   не   случайно   начинаем   уроком, посвященным книге. К духовной сфере общества относятся, прежде всего, культура, образование, наука, религия. Все  эти  направления  немыслимы  без  письменности, книгопечатания,  книги ­ главного источника наших знаний. Далее могут следовать выступления заранее подготовленных учащихся с докладами, информацией,   сообщениями,   чтением   стихов,   фрагментов   из   произведений   великих писателей и т. д. Затем происходит представление самых известных и значительных книг и, конечно, книги № 1 ­ Библии, которая была напечатана первой, и сделал это в 1455 году немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг. Можно также рассказать о развитии книгопечатания на Руси. На   этот   урок   целесообразно   пригласить   библиотекаря   школы,   которая   расскажет учащимся   о   правилах   пользования   библиотекой,   запишет   учеников   постоянными читателями в библиотеку, предложит им для чтения интересные книги, в том числе по курсу «Обще­ ствознание». Итог уроков. III. Учитель поздравляет учащихся с праздником книги, отмечает и оценивает учеников, проявивших активное участие на празднике книги (можно подарить ученикам хорошие книги), призывает учеников никогда не расставаться с книгой, чтобы хорошие книги все­ гда были спутниками в их жизни. Учитель. Любите книгу. Книга ­ это источник мудрости, надежный друг, помощник, учитель, наставник и воспитатель. Домашнее задание:  ответить на вопросы § 12; сделать сообщение о библиотеке, в которую   записан;   рассказать   о   своей   любимой   книге   или   о   книге,   которую   недавно прочитал. Наука и образование Цели: изучить особенности науки и образования; развивать учебно­исследовательские умения учащихся, критическое мышление. Основные понятия: «наука», «образование», «самообразование», «знания». Оборудование: учебник. План изучения нового материала 1. Что такое наука? 2.Образование, его значение в жизни людей. 3.Право на образование. Х о д   у р о к а I. Организационный момент Европейской   родиной   науки   считается   Древняя   Греция,   жители   которой   первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи органов чувств. Греки первыми совершили переход от познания чувствами к познанию мыслями. Позже наука попала в зависимость от религии, и   ее   развитие   существенно   замедлилось.   Однако   постепенно   в   результате   открытий, сделанных Н. Коперником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начала оказывать все более возрастающее   влияние  на  жизнь  общества.  Далее  появилось  слово  «ученый»,  научные лаборатории и институты. Наш урок будет посвящен науке и образованию. II. Изучение новой темы Учитель предлагает учащимся составить кластер по теме «Наука». Наука (один из вариантов) Естественные                              Общественные науки ­Физика ­Химия ­Биология ­Политология ­Антропология ­История ­Экономика ­Философия ­Социология ­Культурология ­Демография ­Психология В   общественных   науках   используются   различные   методы   исследования:   опрос, наблюдение, эксперимент, измерение. III.Слово учителя Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Первые   школы   появились   в   эпоху   Древнего   мира.   Их   создание   объяснялось практическими   потребностями   в   образованных   людях:   без   таких   людей   не   мог эффективно функционировать государственный аппарат. В   Средние   века   большинство   школ   Западной   Европы   были   церковными   (или монастырскими). Обучение в таких школах было платным и велось на латинском языке. Учеников учили читать, писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церковные гимны и совершать церковные обряды. Стремительное   развитие   средневековых   городов   привело   к   появлению   светских городских   частных   и   муниципальных   школ.   Латынь   в   этих   школах   постепенно вытеснялась национальными языками. К   периоду   Средневековья   относится   и   появление   высших   учебных   заведений   ­ университетов. В нашей стране первые высшие учебные заведения появились поздно. 12 января 1755г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Москве университета. Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском   факультете,   затем   они   переходили   на   юридический   или   медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности.   Основным институтом современного образования является школа. К  ФУНКЦИЯМ   образования   ученые   относят:   передачу   знаний   от   поколения   к поколению   и   распространение   культуры;   освоение   социальных   и   культурных   норм общества, обеспечение профессиональной ориентации и профессионального образования молодежи и др. IV. Изучение дополнительной информации Учащиеся получают дополнительный материал, который необходимо прочитать и сделать  пометки (метод «инсерт») и заполнить таблицу с пометками: «V» ­ уже знал «+» ­ новое «­» ­ не понял Обсуждение   заполненной   таблицы   в   парах.   Учитель   просит   две­три   пары   озвучить записи. V. Подведение итогов урока ­ Определите, к каким группам наук относятся предметы, которые вы изучаете в  школе. ­ Объясните значение понятий: «наука», «образование», «самообразование». ­ Как вы думаете, являлось ли самостоятельное изучение дополнительного материала  элементом самопознания? Домашнее задание Прочитать с. 137­144. Практикум: задание 2. Дополнительный материал Непрерывное образование Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (пожизненного) обучения возникла в далеком   прошлом.   Первые   намеки   по   поводу   необходимости   постоянно   учиться содержатся в древних писаниях (Библии, Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в народных изречениях типа «Век живи ­ век учись». Предтечей современных представлений   о   непрерывном   образовании   стали   педагогические   взгляды   Я.­А. Коменского. В трактате «Всеобщий совет исправления дел человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир ­ это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь ­ школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сенекой: “Учиться ни в каком возрасте не поздно”, но надо говорить: каждый возраст предназначен   для   учения,   и   одни   и   те   же   пределы   отведены   человеческой   жизни   и человеческой школе». Таким   образом,   идея   непрерывного   образования   возникла   в   далеком   прошлом,   но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к концу XX в. Это объясняется   динамичностью   социально­экономического   и   духовного   развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества,   не   оказаться   за   бортом   жизни,   человек   должен   постоянно   пополнять, расширять   багаж   своих   знаний,   повышать   общую   и   профессиональную   культуру, развивать свой творческий потенциал. В 1980­е гг. в документах некоторых международных орга организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования,   оформилась   концепция   непрерывного   образования.   Сущность   концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации. Первоначально   идея   непрерывного   образования   разрабатывалась   как   проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось,   что   непрерывное   образование   облегчит   для   человека   перемену социальных   ролей   в   разные   периоды   жизни,   поддержит   и   улучшит   качество индивидуальной   и   коллективной   жизни   путем   личностного,   социального   и профессионального развития. В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма   всей   жизни   человека,   начиная   с   раннего   возраста.   В   процессе   образования человека   участвуют   не   только   специальные   учебно­воспитательные   учреждения,   но   и семья,   научные   центры,   неформальные   объединения,   средства   массовой   информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные  родители, образованные  педагоги ­ необходимое условие  для  ус­ пешного развития ребенка. И наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования. Непрерывное   образование   ­   это   деятельность   человека,   ориентированная   на приобретение   знаний,   развитие   всех   сторон   и   способностей   его   личности,   включая формирование умения учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных   обязанностей,   а   также   к   участию   в   общественном   развитии   как   в масштабе страны, так и всего мира. Основные  принципы непрерывного образования можно сформулировать  следующим образом: • ориентация образовательной системы на человека, на его индивидуальные и базовые потребности; • широкий   демократизм   образовательной   системы,  доступность,   открытость   любой ступени и формы образования каждому независимо от пола, социального положения, национальности, физического состояния и др.; • быстрое реагирование образовательной системы на особенности интересов различных категорий населения, а также стилей и темпов обучения; • развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в подходящем месте, в любое время; единство формального и неформального видов (хозрасчетные курсы, кружки, клубы по   интересам   и   др.)   образования,   создание   «образовательного   поля»,   которое преобразует общество в «обучающее» и «обучающееся»; • • использование   электронной   технологии   в   целях   обеспечения   получения   людьми образования на любом этапе их жизненного пути. В   настоящее   время   отрабатывается   система   непрерывного   образования,   которая должна обеспечить взаимодействие всех факторов образования человека. Ведущая роль в этой   системе   принадлежит   народному   образованию,   которое   закладывает   основы разностороннего развития личности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообразования. В системе непрерывного образования самообразование занимает особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с источниками и т. д. Забота о непрерывности образования находится в центре социальной политики многих государств, а само непрерывное образование становится массовым движением, в котором интегрируются учеба и труд. МОРАЛЬ И ПРАВО. ДОБРО И ЗЛО Добрый человек не тот, кто умеет делать добро,, а тот, кто не умеет делать зла. В. Ключевский  Тень живет лишь при свете. Ж. Ренар Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. Августин Цель:  познакомить   учащихся   с   основами   права   и   морали,   сформировать представление о добре и зле, сформировать умение различать их в реальной жизни. Учащиеся должны:  объяснять смысл понятий:  мораль, право, добро,  зло;  уметь характеризовать проявления добра и зла; знать правила этикета. Основные понятия: мораль, право, добро, этикет, этика. Ход уроков I.Этическая разминка. Можно подобрать музыкальный эпиграф. ­ Начинаем урок с чтения стихотворений: Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда­то Хоть чем­то согрели меня. Согрели своей плащ­палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо, Иде т Доброта по земле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле... Ю. Друнина Добро должно быть с кулаками. Добро суровым быть должно, Чтобы летела шерсть клоками Со всех, кто лезет на добро. Добро ­ не жалость и не слабость, Добром дробят замки оков, Добро не слякоть и не святость, Не отпущение грехов. С. Куняев На тему этих стихотворений можно провести   импровизированный   диспут, в котором ученики должны показать свое понимание добра и зла. Следующий прием или вариант разминки ­  анализ   афоризмов,  написанных на доске. Все размышляют устно или письменно (после чего мнения суммируются). Или классу дается  задание:  выбрать наиболее неожиданный для вас афоризм и обосновать его. Если   дать   ученикам   задание   заранее   подготовить   к   этому   уроку   афоризмы,   то возможна «перекличка» афоризмов. Например, ученики поочередно читают афоризмы о добре и зле. Для  достижения  гармонии  этого  урока можно  дать  задание   ученикам  выполнить «свободный» рисунок. Каждый рисует то, что ему хочется, любые формы, линии, цвет... Главное, чтобы это было выражением собственных чувств, переживаний... по поводу категорий, понятий, обозначенных в теме урока. (Рисунки выполняются на отдельных листах бумаги.) II. Работа над основными понятиями. термина Название  Мораль Значение термина Это мнение общества, регулирующее  поведение людей как в частной, так и в  общественной жизни Право Это общеобязательные правила поведения,  установленные государством Добро Этикет Это одно из наиболее общих понятий морального сознания и   одна   из   важнейших   категорий   этики.   Вместе   со   своей противоположностью   ­   злом   —   добро   является   наиболее обобщенной   формой   разграничения   противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и   отрицательное­   значения   того,   что   отвечает   содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им Это   совокупность   правил   поведения,   касающихся внешнего   проявления   отношения   к   людям   (обхождение   с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда) Этика (Лат.   ­   обычай,   характер)   ­   учение   о   морали,   о нравственности; система норм нравственного поведения людей; одна   из   теоретических   дисциплин,   объектом   изучения которой является мораль I. Итог уроков. Учитель подводит итоги урока, оценивает активность, деятельность всех учеников на уроке и собирает творческие работы учащихся (рисунки), которые в дальнейшем могут быть использованы для выставки творческих работ учащихся. Домашнее задание: § 15. Ответить на вопросы раздела «Проверьте свои знания»

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)

План-конспект по обществознанию "Духовная сфера общества" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019