ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Доли. Обыкновенные дроби
Предмет математика
Класс 5
Тема и номер урока в теме Обыкновенные дроби, урок № 10
Базовый учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н.Я. Виленкин и др.]. – М.: Мнемозина, 2012.
Цель урока: ввести понятие долей, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
Задачи:
- обучающие: ввести понятие «доля», «обыкновенная дробь», уметь объяснять смысл этих понятий, уметь раскрывать смысл понятий «числитель» и «знаменатель»; выработать умение читать и записывать обыкновенные дроби; закрепление полученных знаний;
-развивающие: развитие письменной и устной речи, памяти, внимания, логического мышления;
-воспитательные: воспитание интереса к изучению математики, формирование общеучебных умений, самостоятельности, формирование математической культуры.
Тип урока:
- по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
- по способу проведения: урок-беседа
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, наглядные посо
2184112315.doc
ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
Доли. Обыкновенные дроби
Предмет
Класс
Тема и номер урока в теме
Базовый учебник
математика
5
Обыкновенные дроби, урок № 10
Математика. 5 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений / [Н.Я. Виленкин
и др.]. – М.: Мнемозина, 2012.
Цель урока: ввести понятие долей, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби.
Задачи:
обучающие: ввести понятие «доля», «обыкновенная дробь», уметь объяснять
смысл этих понятий, уметь раскрывать смысл понятий «числитель» и «знаменатель»;
выработать умение читать и записывать обыкновенные дроби; закрепление полученных
знаний;
развивающие: развитие письменной и устной речи, памяти, внимания,
логического мышления;
воспитательные: воспитание интереса к изучению математики, формирование
общеучебных умений, самостоятельности, формирование математической культуры.
Тип урока:
по основной дидактической цели: урок изучения нового материала
по способу проведения: урокбеседа
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование:
проектор, компьютер.
Структура и ход урока
интерактивная доска, наглядные пособия,
1) организационный момент – 1 минута;
2) актуализация знаний и умений – 5 минут;
3) изложение нового материала – 20 минут;
4) закрепление и систематизация материала – 15 минут;
5) постановка домашнего задания – 2 минуты;
6) подведение итогов урока – 2 минуты. Название
используемых
ЭОР
(с указанием
порядкового
номера из
Таблицы 2)
3
№
Этап урока
1
1 Организационный
2
момент
2 Актуализация
знаний и умений
Время
(в мин.)
6
1
5
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика
Приветствие
отсутствующих
4
учеников,
выявление
Для начала давайте проверим домашнее
задание. Вам был задан № 878(а,г,д).
Проверим, как вы справились с решением
уравнений. Есть ли вопросы по решению
уравнений?
Давайте вспомним, как найти
неизвестный
множитель,
делимое,
уменьшаемое,
вычитаемое,
слагаемое?
5
Учащиеся приветствуют учителя,
садятся. Дежурный называет
отсутствующих.
Три желающих выходят к доске, чтобы
записать решение, в это время класс
отвечает на поставленные вопросы.
а). (x – 152)*59=6018
x – 152 = 6018*59
x – 152 = 355062
x = 3062+152
x = 355214
в). (30142 + z) : 876 = 49
30142 + z = 876*49
30142 + z = 4263
z = 30142 – 4263 Ребята, посмотрите на доску. Правильно ли
решены уравнения?
z = 25879
г). 51815 : (р 975) =1205
р – 975 = 518 : 1205
р – 975 = 43
р = 1018
3 Изложение нового
материала
Молодцы,
ребята!
Уравнения
Правильно!
Открывают тетради, записывают число
20
действительно решены верно. Садитесь.
Теперь открываем тетради и записываем
и тему.
число и тему урока: «Доли. Обыкновенные
дроби». На этом уроке мы познакомимся с
понятием «дроби», узнаем что же такое
обыкновенная дробь, научимся читать и
записывать обыкновенные дроби.
Итак, сколько человек у вас в классе?
Сколько из них девочек? А мальчиков?
Отвечая на эти вопросы, какие числа мы
используем?
Правильно! А с помощью каких цифр
У нас в классе 11 человек. Из них 4
мальчика и 7 девочек.
Мы используем натуральные числа.
можно записать натуральное число?
А ноль является натуральным числом?
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
Нет. Назовите число, следующее за числом 99.
100
Назовите число, предшествующее числу
299
300.
А теперь ребята давайте обратим
внимание на доску и внимательно
послушаем.
Смотрят на доску и слушают учителя.
1
Новый материал.
Часть 1 (N
184304) до п.13.
Молодцы, ребята! А теперь давайте решим
одну задачу. Вы все, наверное, видели
мультфильм и слышали сказку с такими
словами:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один!
Эта долька для ежа,
Эта долька для стрижа, Это долька для котят,
Эта долька для утят…
Давайте поможем нашим героям его
разделить. Я сейчас повторю, а вы
4
посчитайте, сколько животных хотят его
съесть. Повторяет стихотворение.
Правильно! Четверо! А как же так? Ведь
апельсин у нас один! И что мы будем
Надо разделить его на всех животных,
т.е. на 4 равные части.
делать?
Хорошо! Давайте поделим его на 4 части.
Делят пополам и ещё раз пополам
(с помощью набора для магнитной доски
«Доли и дроби»)
записывают
Правильно! Итак, теперь наш апельсин
поделен на 4 равные части.
Теперь давайте запишем в тетради:
«Равные части называются долями».
Итак, какую часть апельсина получит
каждый герой?
По указанию учителя,
поднявший первым руку, отвечает:
ученик,
Это число показывает, на сколько
частей мы делили.
Это число показывает, сколько долей
мы взяли.
Правильно! Каждый герой получит «одну
четвертую часть апельсина». А записывают это так:
апельсина. Записи вида «
»
называют обыкновенными дробями. Теперь
давайте посмотрим: что же у нас
показывает число, находящееся под чертой?
Кто знает, поднимите руку.
Верно. Итак, число, показывающее, на
сколько долей делят, мы будем называть
знаменателем.
А что показывает число, находящееся над
чертой? Его называют числителем
Итак, знаменатель показывает, на сколько
долей делят, а числитель – сколько таких
долей взято. Числитель дроби пишут над
Записывают в тетрадь
2 Слайдрезюме.
чертой, а знаменатель – под чертой.
Часть 1 (N
115245)
рассматриваем
до изображения
на числовом
луче Одному.
Четырем.
Итак, мы выяснили, что каждый наш
герой получит по одной четвертой части
апельсина. Скажите, чему будет равен
числитель?
А знаменатель?. Теперь сделаем запись в
тетради: Запись вида
a
b
, где a и b
натуральные
называется
обыкновенной дробью. a числитель дроби,
числа,
4
Закрепление и
систематизация
материала
b – знаменатель дроби, черта между ними –
дробная черта
А теперь давайте посмотрим на доску.
Мы видим апельсин. Он у нас состоит из 8
долек. Теперь, если мы
разделим все
Две восьмых.
15 дольки на четверых, какую часть получит
каждый?
Правильно! Молодцы ребята!
Двум.
Чему будет равен числитель в этой
дроби?
А знаменатель?
Откройте учебник,
Восьми.
давайте устно
Ребята устно отвечают по картинкам,
рассмотрим решениеупражнения 884.
какая часть фигуры закрашена
А теперь давайте немного поиграем! Наш
апельсин состоит из восьми долек. Давайте
по цепочке, начиная с первой парты первого
ряда, каждый скажет, сколько он возьмет.
Вот я, например возьму 3/8, т.е. 3 дольки…
А вы?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8 8 8 8 8 8 8 8 8
,
,
,
,
,
,
,
,
...
Ребята, а можно ли взять
9
8
апельсина?
Нет!
Почему?
потому что всего восемь долек, 9 > 8,
поэтому такого не может быть
Верно!
Хорошо! Теперь давайте я возьму
листочек бумаги и разрежу его пополам.
Половиной. Как будет называться каждая из частей?
А если выразить дробью?
Правильно, или половиной. Запишите в
1
2
тетради:
1
2
половина, полтина
Один из учеников по указанию учителя
отвечает: «одной трети»
На Руси эту дробь еще называли полтина.
А сейчас я покажу вам круг, разделенный на
3 равные части. Чему будет равна каждая из
них? Кто знает, поднимите руку?
Правильно, эту дробь еще называют
треть.
Запишите в тетради:
1
3
треть.
А теперь посмотрите, чему будет равна
одна часть, если я прямоугольник разрежу
на 4 части?
Правильно. Сейчас эту дробь мы
Одна четвертая называем четвертью, а на Руси – четь.
Запишите в тетради:
1
4
четверть, четь.
Дробь
пятнина,
– полтреть,
–
седьмина, ,
– десятина,
– полполтреть.
С древних времен людям приходилось не
только считать предметы (для чего
требовались натуральные числа), но и
измерять длину, время, площади, вести
расчеты за купленные или проданные
товары. Не всегда результат измерения или
стоимость товара удавалось выразить
Приходилось
натуральным
числом.
учитывать и части, доли меры. Так
появились дроби.
В русском языке слово «дробь» появилось
в VIII веке, оно происходит от глагола
«дробить» — разбивать, ломать на части.
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали
использовать и арабы, а от них в XII— XIV
веках оно было заимствовано европейцами.
Вначале в записи дробей
использовалась дробная
не
черта. Черта
стала постоянно использоваться
дроби
лишь около 300 лет назад. Первым
европейским ученым,
использовать
и
который стал
распространять
современную
был
итальянский купец и путешественник, сын
дробей,
запись
городского
Ф и б о н а ч ч и
(Леон а р д о Пизан с к и й ) в 1202 г. Он
писаря
ввел слово «дробь». Названия «числитель» и
«знаменатель» ввел в XIII веке Максим
Плануд — греческий монах, ученый
математик.
Интересная система была в Древнем Риме.
Основная единица называлась «асс», в ходу
было еще 18 различных дробей, каждая из
которых имела своё название. У римлян в
основном употреблялись дроби со знаменателем
12,
их
называли
двенадцатиричные
(Рассказ
сопровождается показом небольшой
дроби.
презентации «из истории обыкновенных
дробей»)
А теперь давайте научимся правильно
читать дроби. Открываем учебник на
странице 141 и в рубрике «Говори
правильно» и прочитаем справку.
С правилом мы познакомились, теперь
давайте откроем учебник и прочитаем
дроби из № 894. Давайте сейчас «по
цепочке» прочитаем эти дроби. (по порядку
с первой парты первого ряда). А как
прочитать вот такую дробь:
3
0
? А будет ли
это число дробью?
Один ученик вслух читает правило.
Читают дроби.
Нет. Потому что числитель и
быть
знаменатель
натуральными числами, а 0 не является
должны
натуральным числом.
Разделите тремя способами квадрат
со стороной 4 см. на 4 доли. Начертите
четверть квадрата, половину квадрата.
Правильно, ребята! Теперь приступим к
выполнению № 886 на странице 140. Здесь несколько способов деления.
Итак, нам сейчас ктонибудь покажет
один из способов решения задачи.
Остальные приступайте к выполнению
задания каждый сам у себя в тетради, а
потом ктонибудь выйдет к доске и покажет
своё решение. А я буду смотреть, как вы
справитесь с заданием.
Кто хочет выйти к доске и показать
другие варианты решения? Итак, дома вам
предлагаю выполнить творческое задание:
на квадрате со стороной 4 клетки
различными способами закрасить
1
2
.
Примеры:
и т.д.
5 Домашнее
задание.
Молодцы, ребята! Сейчас открываем
дневники, и записываем домашнее задание:
Учащиеся делают запись в дневнике
2 6 Подведение итога
урока
п. 23, вопросы после пункта (устно), №
895..Здесь надо просто записать дроби. И
творческое задание – нарисовать половину.
Теперь давайте подведём итог нашего
урока. Что нового вы сегодня узнали и чему
научились?
Мы узнали, что такое обыкновенная
знаменатель,
дробь,
числитель,
дробная черта, научились читать и
записывать обыкновенные дроби.
2
Молодцы, ребята, вы сегодня очень
хорошо поработали. Урок окончен.. До
свидания
До свидания Приложение к плануконспекту урока
Обыкновенные дроби
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название
ресурса
Тип,
вид
ресурса
1
Новый материал.
Итип
Форма предъявления
информации
(иллюстрация,
презентация,
видеофрагменты,
тест, модель и т.д.)
видеофрагменты
Часть 1 (N
184304)
2
Слайдрезюме.
Итип
иллюстрация
Часть 1 (N
115245)
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к
ЭОР
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/08b
7d8f1d6cc49438aa2
afebe16eda16/%5BM56_5
19%5D_%5BMP
%2BMA_0301%5D.swf
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/5a4
429177ae2485ebae2
9455c72d0dcc/%5BM56_5
19%5D_%5BPK_05
01%5D.swf
Ресурсы из интернета, используемые при подготовке презентации
3
4
Леонардо
Пизанский
(Фибоначчи)
Максим Плануд
Иллюстрация
презентации
Иллюстрация
презентации
для
http://ru.wikipedia.org/wiki/
%D0%A4%D0%B0%D0%B
9%D0%BB:Fibonacci2.jpg
для
http://www.sarodom.ru/webs/
Visantiya/Tom/15.htm17.gif
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Доли. Обыкновенные дроби
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.