План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
Оценка 5

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
26.02.2018
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века" предназначен для использования при проведении урока - семинара в 10 классе или на 1 курсе колледжа или техникума. Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние культуры и общественной мысли 2 половины XIX века с историческими процессами в стране. Задачи урока: дать общее представление о развитии русской культуры во 2 пол. XIX века, о новых направлениях в ней; выявить, какие достижения русской культуры оказывают влияние на отечественную и мировую культуру в наше время.
Культура России 2 половины XIXвека.docx
Тема:  Культура России 2 половины XIXвека (2 часа) Литература – история. Интегрированный урок – семинар Цель:    показать   взаимосвязь   и   взаимовлияние   культуры   и   общественной   мысли 2половины XIX века с историческими процессами в стране. Задача: дать общее представление о развитии русской культуры во 2 пол. XIX века, о новых направлениях в ней; выявить, какие достижения русской культуры оказывают влияние на отечественную и мировую культуру  в наше время. Оборудование:     проектор,   ноутбук, передвижников,   Н.А.Римского­ Корсакова «Снегурочка», таблицы для самостоятельной работы.   видеозапись   балета   П.И.Чайковского   «Лебединое   озеро»,     репродукции   картин   художников­   оперы Опережающие задания: приготовить сообщения с использованием презентации.  Эпиграф:  Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза,   поэзия, неотлучимы от них и друг от друга – религия,  общественность, даже – политика. Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе  драгоценную ношу национальной культуры. А.А.Блок Этап. Актуализация знаний. Ход урока: 1   Тест: 1)Какие события относятся ко 2 половине XIX века?   а) переход Суворова через Альпы;    б) контрреформы Александра III;   в) подписание Манифеста об отмене крепостного права. 2) В каком году начались реформы Александра II?         а)1871;          б)1880;            в)1861;          г)1854. 3) Какие общественные течения появились во 2 пол. XIX века?        а) народники;       б) декабристы;         в) нигилисты. 4) Жизнь и творчество каких писателей относится ко 2половине XIX века?               а) М.Ю.Лермонтов;         б) А.Н.Островский.                в) А.С.Пушкин;                  г) И.С.Тургенев;  5) Обширное прозаическое произведение с множеством действующих лиц и  разветвленным сюжетом­              а) рассказ     б) повесть     в) роман     г) драма   6) Литературно­ художественное направление,  основной принцип которого­  правдивое изображение действительности.             а) романтизм   б) сентиментализм   в) реализм     2 этап. Вводно­ мотивационный этап. Слово учителя. Организация учебной деятельности. Работа в группах.  Сообщения учащихся и самостоятельная работа – заполнение таблицы.  1 группа.  Образование и просвещение. Эпоха Освобождения дала   толчок культурному развитию  России. Втягивание  в рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде  рост числа сельских   и   городских   школ.  Промышленность,   транспорт   и   торговля   предъявляли   все 1 более широкий  спрос на специалистов со средним и высшим образованием.Значительно выросли   ряды   интеллигенции.   Ее   духовные   запросы   вызывали  рост   книгоиздательского дела,  подымали   тиражи   газет   и   журналов.   На   этой   же   волне   шло  развитие   театра, живописи, других искусств. Наряду  с гимназиями  существовали мужские  реальные училища, ориентированные на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в  высшие специальные учебные   заведения.  Реальных   училищ   было   меньше,   чем   гимназий.   В   целом   же   лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование. В   1853   году   в   Рязани   открылось   женское     училище   для   девочек   из   семей духовенства.   В   августе   1870   года   его   преобразовали   в   женскую   гимназию   ведомства императрицы   Марии   Федоровны   («Мариинское   училище»,   как   называли   гимназию горожане). В 1878 г в Петербурге открылись Высшие женские курсы. По имени первого их директора,   профессора   русской   истории   К.Н.   Бестужева­Рюмина,   их   стали   называть Бестужевскими.  1) Какие писатели вывели русскую литературу на мировой уровень? 2) Кто стоял у истоков книгоиздательского дела в России?     2 группа. Литература и книгоиздательство. • • Русскую   литературу   2половины  XIXвека   часто   называют   «журнальной».   Романы И.С.Тургенева «Отцы и дети» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», прежде чем   выйти   отдельным   изданием,   публиковались   сначала   в   журнале«Русский   вестник», «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого­ в «Современнике».Важную роль играл журнал «Отечественные записки», где редактором был Н.А.Некрасов.В 1880годах популярны были юмористические   журналы:   «Будильник»,   «Стрекоза»,   «Осколки».Активно   развивалась издательская   деятельность.Благодаря   этому   литература   все   больше   влияла   на общественное   сознание.В   литературе   этого   времени   господствовал  реализм(правдивое изображение мира и человека, глубокий психологизм, сочетание социальных, философских и общечеловеческих проблем ).  Своего расцвета он достиг в творчестве  И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского,   Л.Н.Толстого.   Их   глубокое   видение   мира   и   духовность   обогатили культуру   не   только   России,   но   и   всего   мира.Литературу   этого   периода   называют «классической», т.е. образцовой.  Л.Н.Толстой   в   конце   1850­х   годов   осуществил   свою   давнюю   мечту   о   широкой педагогической деятельности. Еще в 1849году он начал занятия с крестьянскими детьми, но тогда они не были официально оформлены. В 1859году Л.Н.Толстой открыл в Ясной Поляне   школу.   Он   проводил   уроки,   издавал   журнал,   где   публиковал   отчеты   о   работе школы, писал научные статьи. В 1872году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при его жизни издавалась 28 раз и пользуется популярностью и в наши дни.  Типография   И.Д.Сытина.   За   последние   30   лет  XIX  в.   в   стране   возникло   более тысячи новых типографий. В чем роль Товарищества передвижных художественных выставок? Какие художники входили в Товарищество передвижников?  3 группа. Живопись, архитектура. • • В 1870г. Возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Молодые художники  устраивали   выставки   в   разных   городах   России,   обратились   к   изображению повседневной   жизнии   истории   народов   России,   ее   природы,   социальных   конфликтов, обличению общественных порядков.Идейными руководителями передвижников стали И. Н. 2 Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин.  Центральной фигурой русского искусства 1860­х гг. стал один из организаторов Товарищества   передвижников   педагог,   писатель   В.   Г.   Перов   (1833­1882).   Он   учился живописи   в   Арзамасской   рисовальной   школе,   затем   в   Московском   училище   живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 1860­е гг. Перов заявил   о   себе   как   о   большом   художнике­реалисте,   его   картины   отличались   острым общественным содержанием.  Репин Илья Ефимович. Соединил крепкую традицию реализма 19 века с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.В исторических   полотнах   раскрывал   трагические   конфликты   («Иван   Грозный   и   сын   его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878­91). Верещагин Василий Васильевич (1842­1904), русский живописец.  Был близок к передвижникам. В правдивых картинах на темы войны в Туркестане (1871­74), Отечественной войны 1812г. показал народные массы как главную силу военных событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт­Артуре. Третьяковская галерея. Основана в 1856г.П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией произведений искусства в дар Москве. Здание построено в древнерусском стиле по проекту художника В. М. Васнецова. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеемрусской живописи, графики и скульптуры.  Русский музей в Санкт­Петербурге. Крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского искусства.Музей учрежден в 1895 Николаем II.  Какие новые тенденции появились в архитектуре?  •   Эклектика – в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разных стилей оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение   (использование   исторических   стилей   в   архитектуре   и   художественной промышленности 19 в.).  «Русский   стиль»  ­   возрождение   образов   древнерусской   архитектуры   и декоративного искусства в культуре 19­20 вв. С 1870­х гг. русский стиль развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу. Свое отражение этот стиль нашел в работах архитектора В. О. Шервуда. Храм   Христа   Спасителя     в   Москве,   построенв   1837­1883гг   на   месте   бывшего Алексеевского   монастыря   по   проекту   К.   А.   Тона   как   храм­памятник,   посвященный Отечественной войне 1812. Высота здания 103, 3 м. «Тысячелетие России». Скульптор М.О.Микешин.  1862г. Памятник  А. С. Пушкину в Москве на Пушкинской площади. Скульптор А. М. Опекушин.   1880. 4 группа. Музыка и театр. Религия. • Какое   влияние   оказали   музыканты,   входившие   в   «Могучую   кучку»,   на культурную жизнь России?  Римский­ Корсаков Николай Андреевич (1844­1908), русский композитор, дирижер, музыкально­общественный деятель. Член «Могучей кучки». Его произведения  связаны с миром   сказки,   с   поэзией   русской   природы,   картинами   народного   быта,  как,   например, опера по сказке А.Н.Островского «Снегурочка». Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы. Петр Ильич Чайковский. 3 • • национального театра»? в наше время? Почему   А.Н.Островского   называют   «основоположником   русского Какие театры были знамениты  в конце XIX века и сохраняют свое значение и «У   нас   есть   русская   школа   живописи,   есть   русская   музыка,   позволительно   нам желать   и   русской   школы   драматического   искусства.   Национальный   театр   есть   признак совершеннолетия нации,»­ так писал А.Н.Островский в 1882году, направляя в специальную Комиссию   «Записку   о   положении   драматического   искусства   в   России».В   1885г. А.Н.Островского   назначили   заведующим   репертуарной   частью   Московских   театров   и начальником Театрального училища.    Малый театр, старейший московский драматический театр.Формирование труппы театра началось в 1750­х годах, но его открытие состоялось 14 октября 1824, тогда же стал называться Малым театром. С 1850­х гг. судьба театра была тесным образом связана с творчеством великого русского драматурга  А. Н.Островского. Он написал 48 пьес, и все они   были   поставлены   в   Малом   театре.Творчество   Островского   заложило   основы национального репертуара русского театра.  В творчестве А.Н.Островского запечатлен колорит  русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в приверженности   национальному   укладу,   в   контрастах   и   самобытности   национального характера;   отражен   нравственный   идеал   народа.  А.Н.Островский   создал   за   сорок   лет литературного труда 48 пьес, ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра.  Ермолова Мария Николаевна [1853 —1928], русская актриса, заслуженная артистка императорских театров, народная артистка Республики (1920), Герой труда (1924).В 1871 Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого театра.   Обладая   исключительным   сценическим   темпераментом   и   фантазией,   Ермолова легко воспламенялась сама и умела увлечь зрителей.  Комиссаржевская  Вера   Федоровна  (1864­1910)  русская  драматическая   актриса.В апреле 1896 впервые вышла на подмостки Александринского театра. Она принесла с собой на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью.Раскрытие жизни души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного искусства. Преподобный Амвросий Оптинский (1812­1891)монах, старец, духовный писатель. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи.  Жил в обители   Оптина   Пустынь.   Он   принимал   ежедневно   множество   паломников,   отвечал   на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.  Отец Амвросий был проницательным знатоком человеческой души, ласковым и  светлым наставником. 4 этап.  Коллективное обсуждение и работа с таблицей.  Вывод: Культура всегда дитя любви­ любви к своему народу, своему Отечеству. Российская культура прошлого века потому и стала частью достояния всего человечества, что она была порождена любовью к России, без которой история Человечества немыслима.  5 этап. Подведение итогов, оценка и рефлексия: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Чем был необычен сегодняшний урок? Что было наиболее интересным на уроке? Чья презентация и чьё выступление вам больше понравились? Почему? Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень? Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Изменил   ли   что­то   сегодняшний   урок   в   вашем   отношении   к   литературе, истории? А к себе? К товарищам? 4 Домашнее задание:  Составить  кроссворд, используя фамилии художников, писателей и т.д., названия их произведений и термины, с которыми познакомились при изучении темы. 5

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"

План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018