План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
26.02.2018
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века" предназначен для использования при проведении урока - семинара в 10 классе или на 1 курсе колледжа или техникума. Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние культуры и общественной мысли 2 половины XIX века с историческими процессами в стране. Задачи урока: дать общее представление о развитии русской культуры во 2 пол. XIX века, о новых направлениях в ней; выявить, какие достижения русской культуры оказывают влияние на отечественную и мировую культуру в наше время.
Культура России 2 половины XIXвека.docx
Тема: Культура России 2 половины XIXвека (2 часа)
Литература – история. Интегрированный урок – семинар
Цель: показать взаимосвязь и взаимовлияние культуры и общественной мысли
2половины XIX века с историческими процессами в стране.
Задача: дать общее представление о развитии русской культуры во 2 пол. XIX века,
о новых направлениях в ней;
выявить, какие достижения русской культуры оказывают влияние на отечественную
и мировую культуру в наше время.
Оборудование:
проектор,
ноутбук,
передвижников,
Н.А.Римского Корсакова «Снегурочка», таблицы для самостоятельной работы.
видеозапись балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»,
репродукции картин художников
оперы
Опережающие задания: приготовить сообщения с использованием презентации.
Эпиграф:
Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза,
поэзия, неотлучимы от них и друг от друга – религия,
общественность, даже – политика.
Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе
драгоценную ношу национальной культуры.
А.А.Блок
Этап. Актуализация знаний.
Ход урока:
1
Тест:
1)Какие события относятся ко 2 половине XIX века?
а) переход Суворова через Альпы;
б) контрреформы Александра III;
в) подписание Манифеста об отмене крепостного права.
2) В каком году начались реформы Александра II?
а)1871; б)1880; в)1861; г)1854.
3) Какие общественные течения появились во 2 пол. XIX века?
а) народники; б) декабристы; в) нигилисты.
4) Жизнь и творчество каких писателей относится ко 2половине XIX века?
а) М.Ю.Лермонтов; б) А.Н.Островский.
в) А.С.Пушкин; г) И.С.Тургенев;
5) Обширное прозаическое произведение с множеством действующих лиц и
разветвленным сюжетом
а) рассказ б) повесть в) роман г) драма
6) Литературно художественное направление, основной принцип которого
правдивое изображение действительности.
а) романтизм б) сентиментализм в) реализм
2 этап. Вводно мотивационный этап. Слово учителя.
Организация учебной деятельности. Работа в группах.
Сообщения учащихся и самостоятельная работа – заполнение таблицы.
1 группа. Образование и просвещение.
Эпоха Освобождения дала толчок культурному развитию России. Втягивание в
рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой поставило
вопрос о начальном народном образовании. Это вызвало невиданный прежде рост числа
сельских и городских школ. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все
1 более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием.Значительно
выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского
дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра,
живописи, других искусств.
Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные
на средние слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые
языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные
учебные заведения. Реальных училищ было меньше, чем гимназий. В целом же лишь
небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала
среднее образование.
В 1853 году в Рязани открылось женское училище для девочек из семей
духовенства. В августе 1870 года его преобразовали в женскую гимназию ведомства
императрицы Марии Федоровны («Мариинское училище», как называли гимназию
горожане). В 1878 г в Петербурге открылись Высшие женские курсы. По имени первого их
директора, профессора русской истории К.Н. БестужеваРюмина, их стали называть
Бестужевскими.
1) Какие писатели вывели русскую литературу на мировой уровень?
2) Кто стоял у истоков книгоиздательского дела в России?
2 группа. Литература и книгоиздательство.
•
•
Русскую литературу 2половины XIXвека часто называют «журнальной». Романы
И.С.Тургенева «Отцы и дети» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», прежде
чем выйти отдельным изданием, публиковались сначала в журнале«Русский вестник»,
«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого в «Современнике».Важную роль играл журнал
«Отечественные записки», где редактором был Н.А.Некрасов.В 1880годах популярны были
юмористические журналы: «Будильник», «Стрекоза», «Осколки».Активно развивалась
издательская деятельность.Благодаря этому литература все больше влияла на
общественное сознание.В литературе этого времени господствовал реализм(правдивое
изображение мира и человека, глубокий психологизм, сочетание социальных, философских
и общечеловеческих проблем ). Своего расцвета он достиг в творчестве И.С.Тургенева,
Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Их глубокое видение мира и духовность обогатили
культуру не только России, но и всего мира.Литературу этого периода называют
«классической», т.е. образцовой.
Л.Н.Толстой в конце 1850х годов осуществил свою давнюю мечту о широкой
педагогической деятельности. Еще в 1849году он начал занятия с крестьянскими детьми,
но тогда они не были официально оформлены. В 1859году Л.Н.Толстой открыл в Ясной
Поляне школу. Он проводил уроки, издавал журнал, где публиковал отчеты о работе
школы, писал научные статьи. В 1872году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при его
жизни издавалась 28 раз и пользуется популярностью и в наши дни.
Типография И.Д.Сытина. За последние 30 лет XIX в. в стране возникло более
тысячи новых типографий.
В чем роль Товарищества передвижных художественных выставок?
Какие художники входили в Товарищество передвижников?
3 группа. Живопись, архитектура.
•
•
В 1870г. Возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Молодые
художники устраивали выставки в разных городах России, обратились к изображению
повседневной жизнии истории народов России, ее природы, социальных конфликтов,
обличению общественных порядков.Идейными руководителями передвижников стали И. Н.
2 Крамской и В. В. Стасов. Основные представители — И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г.
Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин.
Центральной фигурой русского искусства 1860х гг. стал один из организаторов
Товарищества передвижников педагог, писатель В. Г. Перов (18331882). Он учился
живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 г.
получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже. Уже в 1860е гг. Перов
заявил о себе как о большом художникереалисте, его картины отличались острым
общественным содержанием.
Репин Илья Ефимович. Соединил крепкую традицию реализма 19 века с новациями
рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.В
исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его
Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому
султану», 187891).
Верещагин Василий Васильевич (18421904), русский живописец.
Был близок к передвижникам. В правдивых картинах на темы войны в Туркестане
(187174), Отечественной войны 1812г. показал народные массы как главную силу военных
событий, с демократических позиций обличал завоевательные войны. Погиб при взрыве
броненосца «Петропавловск» в ПортАртуре.
Третьяковская галерея. Основана в 1856г.П. М. Третьяковым как частное собрание,
в 1892 передана им вместе с коллекцией произведений искусства в дар Москве. Здание
построено в древнерусском стиле по проекту художника В. М. Васнецова. Третьяковская
галерея стала всемирно известным музеемрусской живописи, графики и скульптуры.
Русский музей в СанктПетербурге. Крупнейший в России (наряду с Третьяковской
галереей) музей русского искусства.Музей учрежден в 1895 Николаем II.
Какие новые тенденции появились в архитектуре?
•
Эклектика – в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разных стилей
оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и
назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной
промышленности 19 в.).
«Русский стиль» возрождение образов древнерусской архитектуры и
декоративного искусства в культуре 1920 вв. С 1870х гг. русский стиль развивается,
опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу. Свое отражение этот стиль нашел в
работах архитектора В. О. Шервуда.
Храм Христа Спасителя в Москве, построенв 18371883гг на месте бывшего
Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона как хрампамятник, посвященный
Отечественной войне 1812. Высота здания 103, 3 м.
«Тысячелетие России». Скульптор М.О.Микешин. 1862г.
Памятник А. С. Пушкину в Москве на Пушкинской площади. Скульптор А. М.
Опекушин. 1880.
4 группа. Музыка и театр. Религия.
•
Какое влияние оказали музыканты, входившие в «Могучую кучку», на
культурную жизнь России?
Римский Корсаков Николай Андреевич (18441908), русский композитор, дирижер,
музыкальнообщественный деятель. Член «Могучей кучки». Его произведения связаны с
миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта, как, например,
опера по сказке А.Н.Островского «Снегурочка». Профессор Петербургской консерватории
(с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы.
Петр Ильич Чайковский.
3 •
•
национального театра»?
в наше время?
Почему А.Н.Островского называют «основоположником русского
Какие театры были знамениты в конце XIX века и сохраняют свое значение и
«У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам
желать и русской школы драматического искусства. Национальный театр есть признак
совершеннолетия нации,» так писал А.Н.Островский в 1882году, направляя в специальную
Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России».В 1885г.
А.Н.Островского назначили заведующим репертуарной частью Московских театров и
начальником Театрального училища.
Малый театр, старейший московский драматический театр.Формирование труппы
театра началось в 1750х годах, но его открытие состоялось 14 октября 1824, тогда же стал
называться Малым театром. С 1850х гг. судьба театра была тесным образом связана с
творчеством великого русского драматурга А. Н.Островского. Он написал 48 пьес, и все
они были поставлены в Малом театре.Творчество Островского заложило основы
национального репертуара русского театра.
В творчестве А.Н.Островского запечатлен колорит русской жизни в многообразии
типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, в
приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального
характера; отражен нравственный идеал народа. А.Н.Островский создал за сорок лет
литературного труда 48 пьес, ставших репертуарной основой русского общедоступного,
демократического театра.
Ермолова Мария Николаевна [1853 —1928], русская актриса, заслуженная артистка
императорских театров, народная артистка Республики (1920), Герой труда (1924).В 1871
Ермолова держала выпускной экзамен и была зачислена в драматическую труппу Малого
театра. Обладая исключительным сценическим темпераментом и фантазией, Ермолова
легко воспламенялась сама и умела увлечь зрителей.
Комиссаржевская Вера Федоровна (18641910) русская драматическая актриса.В
апреле 1896 впервые вышла на подмостки Александринского театра. Она принесла с собой
на театральную сцену новую манеру, поражавшую своей необычностью.Раскрытие жизни
души как вечной и единственной ценности было сутью и смыслом ее трепетного искусства.
Преподобный Амвросий Оптинский (18121891)монах, старец, духовный писатель.
Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи. Жил в
обители Оптина Пустынь. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на
десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого
народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Отец Амвросий
был проницательным знатоком человеческой души, ласковым и светлым наставником.
4 этап. Коллективное обсуждение и работа с таблицей.
Вывод: Культура всегда дитя любви любви к своему народу, своему Отечеству.
Российская культура прошлого века потому и стала частью достояния всего человечества,
что она была порождена любовью к России, без которой история Человечества немыслима.
5 этап. Подведение итогов, оценка и рефлексия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Чем был необычен сегодняшний урок?
Что было наиболее интересным на уроке?
Чья презентация и чьё выступление вам больше понравились? Почему?
Что, как вам кажется, вам удалось хорошо, а что не очень?
Как вы оцениваете собственную работу на уроке?
Изменил ли чтото сегодняшний урок в вашем отношении к литературе,
истории? А к себе? К товарищам?
4 Домашнее задание:
Составить кроссворд, используя фамилии художников, писателей и т.д., названия
их произведений и термины, с которыми познакомились при изучении темы.
5
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
План - конспект урока "Культура России 2 половины XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.