План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"
Оценка 5

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
Взрослым
19.02.2018
План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"
План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века" имеет прогнозируемые результаты : обучающиеся составляют тезисы лекции преподавателя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные в предыдущих классах; анализируют историческое развитие России в XIX веке; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.
Урок 1.doc
ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА  ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. УРОК № 1. Тема:    Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Цель:   Выявить уровень литературного развития, читательские  интересы,  литературный кругозор обучающихся;  Охарактеризовать историческое развитие России в XIXв., дать общую  характеристику литературы первой половины XIX в., выявить основные  этапы развития русской классической литературы, эволюцию  литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики. Оборудование:  Учебник; раздаточный материал; выставка произведений; репродукции  картин ( К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов  «Явление Христа народу»); «Читательская анкета» (для каждого ученика). Тип урока: Комбинированный урок; урок­лекция. Прогнозируемые результаты: Обучающиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в  беседе, используя знания, полученные ранее; Анализируют историческое развитие России в XIXв.; Классифицируют основные этапы развития русской классической  литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.  Ты, светлый житель будущих веков, Ты старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов, Забытых незаслуженно, но прочно. И будешь ты, как шут, одет на вкус Моей эпохи фрачной и сюртучной. Облокотись. Прислушайся. Как звучно былое время – раковина муз. В.В. Набоков I. Организационный этап. ХОД УРОКА II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя: ­ Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем надо  уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и  слышать, наблюдать явления, передавать состояние, сопоставлять и  делать выводы, выражать словом свои ощущения, находить  нестандартные решения. А еще… чувствовать и наслаждаться. А  значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы. Об этом – слова известного русского писателя Владимира  Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены  к нам, живущим в XXI веке, и призывают они нас открыть для себя  вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы  продолжается. В «летописи эпох», представленной в художественных  произведениях, которые вы будете изучать в этом учебном году,  русские писатели XIX века раскроют вам свои сердца, доверят свои  чувства и мысли, поделятся своим духовным опытом. Они помогут  нам разобраться в себе, сформировать свой взгляд на мир,  определить шкалу духовно­нравственных ценностей. III. Актуализация опорных знаний. Выявление уровня читательского интереса: самостоятельное  заполнение «Читательской анкеты» (письменно) Учитель: ­ Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему  именно умение читать является одной из уникальных особенностей  человека разумного? Что ищем мы в художественных произведениях?  Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АНКЕТА 1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С  какой целью вы читаете книги? а) познаю мир и себя в нем; б) хочу быть эрудированной личностью; в) хочу хорошо учиться; г) хочу развлечься. 2.   Прокомментируйте высказывание русского писателя М.Е.                   Салтыкова­Щедрина: « Лично я обязан литературе лучшими минутами  моей жизни, всеми сладкими волнениями ее, всеми утешениями. Но я  уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознает  себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни». 3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем  хотели бы стать и почему? 4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе? 5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе : «… каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг  открывается по­иному, каждый в нем ищет и находит еще и себя  самого». 6. Читаете ли вы в данный момент какое­то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор. 7. Каким произведениям вы отдаете предпочтение? а) научная фантастика и фэнтези; б) произведения о современниках; в) произведения о дружбе и любви; г) развлекательная литература; д) произведения о природе; ж) приключения и детективы; к) исторические произведения; л) другое. 8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать?  Обоснуйте свой выбор.  9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х.Л.  Борхеса о том, что «книга­ не просто словесное устройство или набор  таких устройств; книга – это диалог, завязанный с читателем,  интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и  несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет  конца…»? Расскажите в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы  вступить в учебном году. IV. Работа над темой урока. 1. Беседа с использованием интерактивного приема « Микрофон»  Как  вы понимаете значение слов «романтический» и  «реалистический»?  В каких литературных произведениях, изученных вами в  предыдущих классах, изображены герои­романтики?  Чем, по вашему мнению, отличается писатель­романтик от  писателя­реалиста? 2. Ознакомление со структурой учебника и спецификой курса литературы  для 10­го класса. 3. Лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы) ­ Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую  литературу начала XIX века. Основное художественное направление  этого периода – романтизм ( в переводе с французского –  фантастическое). Романтизм отражает мироощущение, берущее свои  истоки со времен Великой французской революции. Это был период  гигантских общественных потрясений и национально­ освободительных  войн. А значит – время великих ожиданий и решительных перемен. Крайняя неудовлетворенность действительностью, мечта о  переустройстве мира, стремление найти обобщенный идеальный образ  стали сутью романтического искусства. Писатели­романтики в своих  произведениях, раскрывая существующие противоречия общества,  основное внимание уделяли анализу переживаний и мыслей отдельной  личности. Изображение исключительных характеров в необычных  обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью –  определяющие черты романтизма. Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти  всех крупных писателей первой половины XIX века. Особых вершин  романтизм достигает в наследии таких виднейших представителей  европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П.Б. Шелли, В. Скотт  (Англия), Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша),  В. Гюго и Жорж Санд (Франция). Своеобразие русского романтизма. В это же время в тесной  взаимосвязи с западной литературой развивается и русский романтизм,  у истоков которого стоят такие поэты, как Василий Андреевич  Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Автора известных  баллад «Людмила» и «Светлана» называли «русским эхом»  западноевропейского романтизма, а его фраза «Жизнь и поэзия – одно»  стала творческим кредо чуть ли не всех писателей­ романтиков. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный  интерес к национальной самобытности, отечественной истории,  утверждение сильной и свободной личности. В поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин показал любовь к старине, передал  разнообразие чувств молодого человека своего времени. Романтизм в России напрямую был связан с историческими  событиями, происходившими в стране. Так существенное влияние на  развитие русской литературы первой половины XIX века оказала война  русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная  война 1812 г.  Пробудила национальное самосознание в обществе.  Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые   самодержавием, стали распространенным явлением того времени. Неудачное восстание прогрессивного дворянства против  самодержавия 14 декабря 1825 года в Петербурге, жестокая казнь  зачинщиков государственного переворота и последующая эпоха  безвременья способствовали углублению романтических идей и  настроений в творчестве русских писателей, а также появлению  реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной  особенностью реализма становится художественное осмысление  взаимодействия личности и общества, стремление отобразить  закономерности развития действительности, типизация характеров и  обстоятельств. Реализм  (в переводе с лат. –  действительный) – литературное  направление, целью которого было, по словам известного французского  писателя О. де Бальзака, «указать обществу на его язвы». Художественный анализ состояния мира, формирование  характеров героев под воздействием среды, изображение  действительности в развитии – вот основные черты реализма. В отличие от романтизма, который сосредотачивал внимание на  внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема  влияния жизненных обстоятельств на формирование характера  личности. Литература становится способом познания человеком себя и  окружающего мира, поэтому принцип правдивости изображения  реальной действительности осознается как критерий художественности  произведения. В первые десятилетия XIX века реализм нашел свое воплощение в баснях И.А. Крылова и бессмертной комедии А.С. Грибоедова  «Горе от ума», проникнутой, по выражению литературного критика В.Г.  Белинского, «глубокою истиною русской жизни». Однако настоящим  основоположником реализма в русской литературе стал А. С. Пушкин,  сумевший в своих произведениях раскрыть суть важнейших явлений  русской действительности во всем ее многообразии, сложности и  противоречивости. 4. Ознакомление  со вступительной статьей учебника по теме урока. 5. Составление периодической таблицы «Основные этапы развития  русской литературы первой половины     XIX    в.» (работа в парах) Основные этапы развития русской литературы первой половины Период Конец  1790­х –  1800­е гг. XIX века Описание Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н.М.  Карамзина. Литературная деятельность М.Н. Муравьева.  Возникновение многочисленных литературных обществ.  Развитие поэзии карамзинистов («поэтической  бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской  поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) 1810­е гг. Становление романтизма. «Вестник Европы» под  редакцией В.А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о  народности, о литературном языке. «Психологический  романтизм» В.А. Жуковского, «мечтательный романтизм»  К. Н. Батюшкова. 1820­ 1830­е гг. Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве  А.С. Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов.  А.С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.  Лермонтов. Н.В. Гоголь 6. Творческая работа (на основе рассказа учителя и статьи учебника) в  группах с последующей презентацией классу. Задания группам  «Историки» ­ рассказать о ключевых событиях первой  половины XIX века.  «Социологи» ­ раскрыть круг проблем, волновавших общество  того времени.  «Журналисты» ­ представить популярные журналы данного  периода, их редакторов.  «Литераторы» ­ к какому времени относят расцвет русского  романтизма? С какими авторами и произведениями он связан?  Аргументируйте свой ответ.. V. Рефлексия. Подведение итогов урока. 1. Решение проблемного вопроса (работа в парах) Рассмотрите репродукции картин (размещены на доске) К.П.  Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа  народу» и объясните, почему считается, что художественные и  идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен  в первой половине XIX века наиболее ярко отразились в этих  знаменитых живописных полотнах. 2. Заключительное слово учителя ­  Голос каждой национальной литературы по­своему вливается в  ансамбль мировой литературы. Не всегда ему достается в этом  ансамбле ведущая партия. В некоторые периоды одна  национальная культура и литература учится у других или по  разным причинам просто отступает на второй план. В иные же  эпохи ее голосу внимают многие народы: так, на необозримых  просторах Римской империи Веками царила латинская  литература,  в эпоху Возрождения тон в изящной словесности  задавала итальянская литература, а в XIX веке на мировой сцене  блистала литература России. Однако независимо от места,  которое занимает русская классическая литература в ту или иную  эпоху, она пребывает в непрерывном культурном диалоге с  другими национальными литературами, черпая из них новые идеи  и, в свою очередь, обогащая эти культуры своими достижениями. VI.   Домашнее задание. Опережающее задание 1) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г.Р.  Державина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова. 2) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г.Р.Державина  «Властителям и судиям», К.Н.Батюшкова «К другу» ( 4 обуч­ся).

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"

План-конспект урока литературы по теме: " Общая характеристика литературы первой половины XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018