ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ.
Цели урока:
ввести понятие «количество информации», сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий, не равновероятных событий, научить находить количество информации.
Задачи. Образовательные:
- дать определение различным подходам при измерении информации.
Развивающая:
- формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать.
Воспитательная:
- воспитание навыков самостоятельного овладения знаниями.
Тип урока урок усвоения новых знаний
Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа
Оборудование: компьютерный класс, проектор.
План урока:
Орг. момент – 5 мин.
Актуализация опорных знаний и умений– 5 мин.
Восприятие и первичное осознание нового материала- 20 мин
Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного – 10 мин
Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания – 5 мин
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
3 Объяснение новой темы
1. Существует несколько подходов к измерению информации.
Алфавитный по презентации.
2. Физический объем информации.
Единицы измерения информации.
Наименьшая единица измерения информации – 1 бит.
1 бит - это количество информации, уменьшающее неопределенность знаний в два раза.
1 байт = 8 бит;
1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт;
1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;
1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт
Задание 2.
Заполнить пропуски числами:
а)__Гб=1536 Мб=__Кбайт
Решение:
1536 Мб=1536:1024 Гб=1,5 Гб
б) 512 Кб=2_ байт=2_ бит
512 Кб= 512*1024 байт=524288 байт или 29*210=219 байт
219 байт=219*23 бит=222 бит, так как в 1 байте 8 бит или 23
3. Содержательный подход
Задание 1 (устно)
Определите количество информации в следующих сообщениях с позиции «много» или «мало». Содержат ли сообщения новые и понятные сведения?
1. Столица России – Москва.
2. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
3. Дифракцией света называется совокупность явлений, которые обусловлены волновой природой света и наблюдаются при его распространении в среде с резко выраженной оптической неоднородностью.
4. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 900 тонн.
Сообщение несет больше информации, если в нем содержатся новые и понятные сведения. Такое сообщение называется информативным.
- Содержит ли информацию учебник физики за 10 класс?
- Для кого он будет информативным – для ученика 10 класса или 1 класс?
2. Рассмотрим понятие информативности с другой стороны. Если некоторое сообщение является информативным, следовательно, оно дает нам знания или уменьшает неопределенность наших знаний.
Пример.
Мы бросаем монету и пытаемся угадать, какой стороной она упадет на поверхность. Возможен один результат из двух: монета окажется в положении «орел» или «решка». Каждое из этих двух событий окажется равновероятным, т.е. ни одно из них не имеет преимущества перед другим.
Перед броском монеты мы точно не знаем, как она упадет. Это событие предсказать невозможно, т.е. перед броском существует неопределенность нашего знания (возможно одно событие из двух). После броска наступает полная определенность знания, т.к. мы получаем зрительное сообщение о положении монеты. Это зрительное сообщение уменьшает неопределенность нашего знания в два раза, т.к. из двух равновероятных событий произошло одно.
Измерение информации.
Если события равновероятны, то для измерения количества информации используется формула Хартли:
N = 2I
N – количество возможных событий,
I – количество информации (в битах).
5. Решение задач
1) В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение о первом выпавшем номере (например, выпал номер 15)?
т.к. вытаскивание любого из шаров равновероятно, то количество информации вычисляется по формуле 2I=N, где I – количество информации, а N – количество шаров. Тогда 2I=32, отсюда I = 5 бит.
2) Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
Поскольку выбор одной дорожки из 4-х равновероятен, то количество информации определяется по формуле: 2I=N, где I – количество информации, а N=4 – количество дорожек. Тогда 2I=4, отсюда I=2 бита.
3) При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
Поскольку выбор числа равновероятен из заданного диапазона, то количество информации определяется по формуле 2I=N, где I=6 бит, а N – количество чисел в искомом интервале. Отсюда: 26=N, N=64.
4) В корзине 15 яблок, 15 груш и 30 слив. Сколько бит информации несет сообщение о том, что выбранный из корзины фрукт – яблоко?
Решение:
ря = 15/60 = ¼
рг = 15/60 = ¼
рс = 30/60 = ½
I = - (1/4*log21/4 + 1/4*log21/4 + 1/2*log21/2) = - (1/4*(-2) + ¼*(-2) + ½*(-1)) = ½ + ½ + ½ = 0,5 + 0,5 + 0,5 = 1,5 бита
4. Рефлексия. Решение кроссворда
4.Подведение итогов. Выставление оценок
5.Домашнее задание §3, 4 Задания6, 7 стр 33
7 |
|||||||||||||||||||
9 |
10 |
||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.