План конспект урока русского языка

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по теме "Состав слова " во 2 классе. Урок совершенствия умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, приставку, суффикс, окончание и основу. На уроке использованы методы и приёмы, как минутка чистописания, словарная работа, самостоятельная работа, игровые моменты, физкультминутки.Word2013-8kbcnjd
Иконка файла материала План -конспект урока русского языка.docx
План­конспект  урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Состав слова» Учитель начальных классов: Борисова Виктория Егоровна    Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове  корень, приставку, суффикс, окончание и основу.  Задачи:   актуализировать знания учащихся о родственных словах, учить  наблюдать за единым написанием корней при сопоставлении звучания и  написания корней в родственных словах;   отрабатывать навыки образования новых слов с помощью приставки и  суффикса;  формировать положительную мотивацию учения;  развивать психические процессы: внимание, память, логическое  мышление, воображение;  развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие,  толерантность;   обогащение словарного запаса детей посредством изучения концепта  «Зима»;  активизировать познавательную деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.  Образовательные ресурсы:   рисунки с изображениями фигурок сказочных героев «Зимушки»,  «Мороза» и «Холода»;   карточки с заданиями и тестами;   жетоны­льдинки для мотивации ответов;   конструкция «домик» с надписями на его частях:  «корень»,  «приставка», суффикс», «окончание», «основа»;   табличка со словами из словаря В.И. Даля;   рисунок «Ёлочка» и таблички с родственными словами;   «шарики» на ёлочку для проведения рефлексии»;   «словарь настроений» для психологической минутки.  1Ход урока  I. Орг. момент. ­ Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех  уроков в начальной школе. А так как мы дружим с русским языком, давайте  поприветствуем его: «Здравствуй, великий, здравствуй, могучий, здравствуй,  любимый русский язык!»  ­Садитесь!  II. Цели урока (психологическая минутка).  ­ Вы любите преодолевать трудности?  ­ Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.  ­ Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим  настроением, с хорошими мыслями.  ­ А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?  ­ Подчеркните в словарике, какое у вас сегодня настроение.(дети отвечают)  ­ Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке  русского языка?  III. Чистописание.  ­Прежде, чем мы начнем работать, давайте повторим памятку:  Я тетрадь свою открою  И наклонно положу.  Я, друзья, от вас не скрою  Ручку я вот так держу.  Сяду прямо, не согнусь,  За работу я возьмусь.  Учитель ­. Кто, угадай­ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима). Учитель.  ­Посмотрите на доску.  ­ Постарайтесь написать красиво и правильно,  соединяя буквы.  З з зи ам ма зз Зима  IV. Словарная работа.  Учитель. ­Ребята, назовите зимние месяцы.  Ученики.  2­Декабрь, январь, февраль.  Учитель.  ­Запишите эти слова с комментированием, поставьте знак ударения и укажите орфограмму.  ­Что объединяет эти слова?  V. Сообщение темы урока.  Учитель.  ­ В гости к нам пришла красавица Зима.  (На доске помещается рисунок образа красавицы «Зимы») Учитель.  ­ На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг, образуя  новые слова. А также будем строить дворец для зимы с нашими знаниями о  составе слова.  VI. Актуализация опорных знаний. Работа над корнем слова.  ­ Но сначала давайте вспомним, что такое « корень»  слова  и  какие слова  называются родственными. Для этого поработайте в группах и выберите  верное утверждение.  1 группа  Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры  родственных слов:  У родственных слов есть: одинаковое значение                                               общая часть                                                и общее значение общая часть  2 группа  Выберите верное утверждение, обведите его в кружок, приведите примеры  родственных слов:  Корень – это: главная часть предложения                           главная значимая часть слова,  в которой  заключено общее                             значение   всех  родственных слов                           общая часть родственных слов  (Дети зачитывают верные утверждения)  ­ Первая группа ­  согласны?  ­ Вторая группа –  согласны?  ­ Нам предстоит большая работа, давайте разомнем наши пальчики.  Пальчиковая гимнастика . На моей руке пять пальцев,  Пять хватальцев, пять держальцев. 3Чтоб строгать и чтоб пилить,  Чтобы брать и чтоб дарить.  Их не трудно сосчитать:  Раз, два, три, четыре, пять.  Учитель.  ­ А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать  все важные секреты образования родственных слов.  Учитель.  ­ Как в народе ласково называют зиму?  Ученики.  ­ Зимушка.  Учитель.  ­ Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с  комментированием, выделяет корень и указывает ударение)  Учитель.  ­ День во время зимы – … (какой?)  Ученики.  ­ Зимний.  Учитель.  ­ Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)  Учитель. ­  Зимой.  Учитель.  ­ Проводить где­то зиму, жить зимой – …  Ученики. ­  Зимовать.  Учитель.   ­ Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – …  Ученики.  ­ Зимовье.  На доске получилась запись: Зимушка, зимний, зимой, зимовать, зимовье.  Учитель.  ­В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?  Ученики. ­ В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная,  значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье  в корне буквы гласных находятся в безударной «слабой» позиции, в корнях  этих слов орфограммы есть.  ­Вспомним правило о правописании корней родственных слов: «Корни  родственных слов пишутся одинаково».  Учитель.  4­ Ребята, мы собрали родственников слова «зима». А вот если заглянуть на  страницы «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира  Ивановича Даля, то можно познакомиться и сдругими родственниками слова  «зима». Он записал в своём словаре: зимка, зимочка, зимонька. А если она  суровая, долгая? То – зимища. А если  тёплая,  слякотная – то зимишка.  Учитель.  ­ Можно ли эти слова назвать родственными?  Ученики. ­  Эти слова можно назвать родственными, потому что они  объясняются словом «зима». Игра «Да – Нет»  ­А теперь поиграем со словами. Если слова являются однокоренными  родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является потопать  ногами (нет):  Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)                           Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)                          Час, часовщик, часики, часовая (Да)                          Больница, боль, больной, большой (Не)                          Вода, водный, водитель, водяной (Нет)                           Соль, солонка, солить, соленый (Да)  Физминутка (упражнение для глаз).  Учитель. ­  Зима не приходит одна. С ней её верные слуги.  ­Прочтите поговорку: Мороз трещит – большому холоду быть. (на доске)  Учитель.  ­ Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками.  Так ли это? Почему?  Ученики. «Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не  родственные. У этих слов разные корни. Корень слова – главная,                                                                         Значимая часть.                                                                         Родственные связи                                                                          Дарят корню власть.                                                                         Выясни умело линию родства­                                                                      Однокоренные смело подбери слова.  Учитель.  ­ Мороз и Холод захотели заморозить нас – прислали нам льдинки, а на  льдинках слова. Ребята, вы не испугались Мороза и Холода?  51. Тогда поработайте все вместе и разделите слова на две группы по признаку  родства.  Ученики делят слова на две группы: морозный, заморозки, морозец,  морозит,                                                                   холодный, холодильник, холодает,  группируя их по признаку родства со словами «мороз» и «холод».  (Дети зачитывают группы слов) Учитель:  ­Назовите корни слов                    ­Что такое корень?                    ­Корень­это сердцевина дома, основа постройки (крепим корень)  2.Работа над образованием слов с помощью суффиксов и приставок. Учитель:  ­ Зимушка предлагает нам еще одно задание. Поработайте в  группах и найдите в текстах родственные слова, подчеркните их.  Дети самостоятельно выполняют задания разного уровня сложности по  вариантам.  Варианты текстов:  Вариант 1:  Проплясали по снегам                        Снежные метели.                        Снегири снеговикам                        Песню просвистели.                        У заснеженной реки                        В снежном переулке                        Звонко носятся снежки,                        Режут лёд снегурки. ( С. Погореловский ) Вариант 2:  Слой за слоем падает снег на землю.                       Каждый слой сначала бывает рыхлый.                       Снежинки ложатся не плотно друг к другу. Идёт зима.                       Растут сугробы. Снежный покров становится плотным.                       А иногда затянется твёрдой ледяной корочкой – настом.                       Но как приятно в солнечный зимний денёк лепить снеговика!  Учитель:  ­Какие родственные слова вам встретились? (Дети называют слова)  Снежные, снегири, снежинки, снеговик, подснежник, заснеженный, снегурки,  снежки. (на карточках)  ­ Какой корень у этих слов? (снег­, снеж­)  ­ А почему на конце корня разный согласный? 6Ученики:  ­ Это такой случай , когда происходит чередование согласного. Учитель:   ­А теперь представьте, что вы садовники, и вы посадили корень «снег­(ж­) и  вырастили много однокоренных слов на нашей ёлочке.(учитель показывает  ёлочку со словами)  ­ С помощью чего образовались новые слова? (приставки и суффикса)  ­Запишите эти слова в тетрадь через запятую, выделите суффиксы и  приставки.  ­ Обменяйтесь тетрадями и проверьте задания.  ­ Что такое суффикс?  ­ Что такое приставка?  ­ Пристройка впереди дома ­ это приставка, а с другой стороны­ это  суффикс. (крепим приставку и суффикс)  Работа с учебником: Упражнение 1 на странице 153.  Учитель: ­ Откройте учебник на странице 153, упр. 1.  ­ Прочитайте задание.  ­ Что нужно сделать?  ­Выполняем самостоятельно.  ­ Проверяем по цепочке, называя суффикс слова.  Физкультминутка. ­  Потрудились ­ отдохнем,     Встанем, глубоко вздохнем.    Руки в стороны, вперед,     Влево, вправо поворот.     Три наклона, прямо встать.    Руки вниз и вверх поднять.     Руки плавно опустили,    Всем улыбки подарили.  3.Работа над окончанием слов.  Учитель. ­  А вот прилетела метель и заколдовала рассказ о нашей волшебнице зиме.  Волшебница в лесу. Зима пришла в лес. Деревья укутала в тяжелая снеговая  шуба. На ветки надела пуховая варежка. Раздвинуло солнышко сизый тучку.  7Под его лучами заискрился снега. Кругом зажглись разноцветная огоньки.  Чудная картина!  Учитель. ­  Ребята, расколдуйте этот рассказ, поработайте над ним в парах. (дети  работают над текстом)  ­Ребята, что напутала метель в этом рассказе? (Самопроверка, дети  зачитывают исправленный текст).  ­Что такое окончание?  –  Для чего оно служит?  ­ Пристройка к дому и есть окончание. (крепим окончание)  4. Работа над основой слова.  ­ Посмотрите на наш дом. Мы его построили. А какое слово получилось на  фундаменте дома? (основа)  ­ Что мы называем основой слова? Упражнение 3 на стр. 154  ­ Какое задание в упражнении? Будем работать по вариантам.  Первый вариант: При +  ный: ­дорог­, ­ школ­, ­ берег­, ­город­ . Второй вариант: + ный: ­ вод­, ­гор­, ­ вред­, ­ гроз­  ­ Проверим, что у нас получилось. ( проверка – по цепочке, называя  окончание и основу)  ­ Основа – это фундамент дома, на котором держится вся постройка.  5. Дополнительное задание.  Читает учитель под музыку: «Разгулялась Зимушка – зима. Махнет  рукавом – отправит в поход свою свиту. Вьюги, метели да бураны закружат,  занесут сугробами города, улицы, дороги. Заколдует, заворожит, нашепчет  сонное заклинанье. Зима оденет деревья в пушистые снеговые шубы. Уснёт  природа прекрасным чудным сказочным сном». Учитель. ­  Вам понравилась музыка? А рассказ? Какое настроение возникает после  прослушивания?  ­ Найти слова с приставками в тексте.   VII. Объяснение домашнего задания. 8­Задание на дом будет такое – вам нужно будет «посадить» какой – либо  корень и «вырастить» как можно больше однокоренных слов. Для этого  можно взять в библиотеке словари и ими воспользоваться.  VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.  Учитель.  ­ А теперь подведем итоги сегодняшнего урока. Я думаю, что Зимушке­ зиме  понравилось, как вы сегодня работали на уроке, и я тоже вас хочу похвалить­  вы молодцы!  ­ Что понравилось вам на уроке?  ­ Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?  ­ Подчеркните в «Словарике настроений», какое у вас настроение после этого урока. (дети отвечают) Учитель.  ­ Какой приближается зимний праздник­ ваш самый любимый? (Новый год).  ­ А какой же Новый год без ёлки?  ­ А что это наша ёлочка не нарядная?  ­ Украсим нашу ёлочку шарами. Если вы считаете, что на уроке у вас все  получилос ь ­ повесьте красный шарик, если немного что­то не получилось ­  синий шарик, а у кого возникли трудности – желтый шарик. 9

Посмотрите также