План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.
Оценка 4.9

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
03.06.2019
План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.
Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова, полисемии слова; знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные лексические понятия. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
урок русского языка в 7 классе . Лексика и фразеология.docx
План-конспект урока русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология. Эпигра ф к уроку: Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной. Тема:  Лексика и фразеология. Цели   урока:   обобщение   и   повторение     сведений   о   лексике   и   фразеологии; повторение основных разделов темы, развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда; стимулировать стремление к творчеству и самовыражению; активизировать эмоциональную сферу; работы со словарём;  поиск  лексических ошибок и  их исправление;  воспитание любви   и бережного  отношения к  языку. Тип   урока:  урок   применения   знаний,   формирования   и   совершенствования   знаний умений, навыков. Технология построения урока:    развитие критического мышления через чтение и письмо. Приёмы: кластер, составление «Документ слова русского языка», дидактическая игра «Радуга». Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная. Оборудование:  мультимедийный   проектор,   шаблоны   «Документ     слова   русского языка», карточки для исследовательского практикума. Планируемые образовательные результаты Предметные:  знать предмет изучения лексики и   фразеологии; назначение слова, полисемии   слова;    знать   предмет   изучения     фразеологизма   в   языке,   понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»;   уметь   определять   лексическое   значение   слова   и   фразеологизма   в контексте,   пользоваться   словарями,   подбирать   свои   примеры   на   все   изученные лексические понятия. Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результатов, определять   способы   действия   в   рамках   предложенных   условий   и   требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей   коммуникации   для выражения своих чувств, мыслей. Личностные:  формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками и учителем. . План урока: I. II. 1. Сообщение целей учебного занятия. Индивидуальный опрос. . Стадия вызова. . Актуализация опорных знаний. . Проблемный вопрос. . Стадия осмысления содержания . Определение темы урока. Фронтальный опрос: Учитель: ­ Какой раздел языкознания изучает словарный состав? ( Лексика). ­ Может ли устойчивое сочетание слова состоять из одного слова? ( Нет, состоять из одного слова фразеологизм не может. Фразеологизм, или идиома, состоит из двух или более слов, например: ни души; ни свет ни заря.). ­ Значит тема нашего урока «Лексика и …  ­ …Фразеология». Учитель записывает тему урока на доске, а ученики ­ в тетради. Беседа учителя по вопросам на стр.8 учебника. Проверка домашнего задания проводится с составлением кластера. ( Ученики приводят свои примеры к каждому ответу). Учитель: –  Что значит однозначность и многозначность слова? ( Полисемия, примеры омонимов: бор, ключ и т.д.).  Приведите примеры. Кластер. Слово: синонимы, антонимы, омонимы, многозначное, однозначное, прямое значение, переносное значение. Лексика ограниченного употребления: неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Карточка №1. Задание «Документ  слова» (работа в парах). Учитель:   ­     У   вас,   как   видно   из   выполненного   домашнего   задания   и   ответов   на вопросы,   сложились   хорошие   знания   о   Лексике   и   Фразеологии   как   разделов языкознания. А теперь, проведем расследование , заполнив  неологизмами  русского языка  «Паспорт слова». Слова: айфон, стирка, урядник, язык, трап. Паспорт слова русского языка:. ___________________ Национальность исконное – заимствованное возраст устаревшее – неологизм сфера употребления общеупотребительное, профессиональное, диалектизм, устарелое, многозначное, стилистическая окраска  разговорное – книжное. Учитель:   ­   А   теперь   устное   задание.  Вспомните   фразеологические   обороты, начало которых дано в тексте, а вы допродолжите. А).  Надо уметь  отвечать за свои поступки, а не прятаться ... Б.. На пришкольном участке  дети  работали дружно, старались не ударить… В. Решили найти « новоиспеченного»,  а его и след ... Г. У Володи  с Костей  дружба крепкая: их водой ... Д. Не преувеличивай, не делай из мухи… Е. Вышел к доске отвечать, а он молчит, словно     рыба ... Ж. Витьке   стало обидно, он надулся, как … Физкультминутка. .  Исследовательский практикум  (работа в группах). Учитель: ­1. Что означает слово «графо»? Составьте словарную статью для толкового словаря. ( Вариант ответа. Литера, ­ы, ж. Спец. 1)Пишу. 2. Какое из указанных слов является однозначным? А) бор;  Б) синичка;  В) кость;  Г) ключ. 3. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении? А). светлое платье; Б). светлый  вторник; В). светлая  душа; Г). светлая голова. Учитель: ­  Распредели по частям речи: кудесник, трапеза, стынуть, , неуклюжий, правильный Слова для справок: мерзнуть, чародей,   еда, нескладный, нормативный , замерзать, обедать, колдун, грузный , маг, применять, верный, провизия, неловкий, коченеть.   Учитель: ­ Как вы понимаете смысл пословицы, распознайте   антонимы,   составьте прием «Рента». Лето работает на зиму, а зима — на лето.  Лето припасает, а зима поедает. Выступление групп.   Взаимооценивание групп. Учитель:   ­ Работа   в   парах.   Задание:  Образуй   пары   слов   с   противоположным значением, добавляя к словам отрицание  ­не­ . добрый, догадливый, коммуникабельный, деликатный. ­ Как пишутся слова с ­не, которых можно заменить синонимичными словами? ( Слитно). Учитель: ­ В отрывке  текста Лермонтова М.Ю. найдите устаревшие слова, объясните  их значение. Вспомните название произведения. Чего хотел достичь автор, используя  устаревшую лексику? Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! Ай, ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую! Учитель:   ­   А   теперь   следующее   задание.   Из   данных   фразеологизмов   составь антонимичные пары: Работать засучив рукава­….( работать спустя рукава), Ни гроша – ( тугая мошна), Не видно ни зги ­  ( ясно как днем). Скрепя душу ­ ... Бежать во всю прыть – Медвежья услуга ­ … Собирать по крупице ­ … Учитель:   ­   Молодцы,   справились   с   заданием.   А   теперь   Устно.   Игровой   момент. Отгадайте фразеологические загадки. ­Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.     1. 4. Ее   толкут   в   ступе   или   носят   в   решете   люди,   которые   занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. Учитель: ­ А теперь, дорогие ребята, следующее задание. 1.   Что   означает   слово   «   архивариус»?   Составьте   словарную   статью   для     словаря иностранных слов. 2. Какое из указанных слов является многозначным? А)  печь,  Б) мой   В) сладкий    Г) золотой;  Д) ели. 3. Какое из выделенных слов употреблено в переносном  значении? А). золотые руки;  Б).  гвоздь урока; В). гребень для расчески шерсти; Г). Море здоровья. Учитель: ­ Давайте, пока не приступили к следующему заданию, ответим на вопрос, какие слова являются в русском языке синонимами. ( Это слова, которые пишутся и звучат по­разному, но имеют общее лексическое значение). Определите синонимы из приведенных ниже пар: все ли парные слова здесь являются синонимами? А).шквал – буран; Б). лез ­ лес;  В). жара ­ зной; Г). высоко – низко. Учитель: ­ Какое из данных слов является антонимом к слову « веселье»? А).улыбка;  Б). суматоха;  В). скука;  Г). Радость. Учитель: ­  Ответьте на вопрос, что я люблю ( или не люблю) делать: Раздувать  из мухи слона; играть первую скрипку; держать язык за зубами; точить лясы, жить на широкую ногу; метать громы и молнии; плясать под чужую дудку; тянуть канитель; лезть на рожон; ломать голову; вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона. Учитель: ­ А теперь как бы обратное действие.  Замените одним словом следующие фразеологизмы: Пускать   пыль   глаза,   проглотить   язык,   оказывать   медвежью   услугу;     метать громы и молнии. Представление работ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Учитель: ­   Дидактическая игра «Радуга».  Эту игру можно провести как игру в парах, так и индивидуально. Ученики выписывают правильные варианты со слайдов. Кто быстро и правильно ответит, тот и побеждает. ­   Представьте   себе,   что   вы   работаете   в   редакции   корректором,   а   вам   принесли искаженный   текст   с   лексическими   ошибками:   с   неудачным   выбором   синонимов, тавтологическими   ошибками,   с   искаженным   употреблением   фразеологизмов   и неточным употреблением слов. Задание такое : Я купил лекарство для зубной боли. 2.Ужасно красивый  актер. 3. Малыши с аппетитом уплетали сандвичи. Выпускники  подарили первоклассникам  памятные сувениры. 5.Труженики  трудятся с трудовым размахом. 6. Кануть как в воду. Правильные варианты: 1)     В первом предложении неправильно употреблен предлог, а правильный ответ: Я купил лекарство  от зубной боли. 2).   Во   втором   предложении   правильнее   сказать   «   Редкостно   красивый   актер», поскольку слово « ужасное»  антонимично к слову « красивый». 3. Слово » уплетали» ­ это разговорное. А стилистически нейтральным словом к нему является слово  «ели». 4 .  Сувенир» – это подарок на память, слово памятные здесь лишнее. 5). Правильный фразеологизм – кануть в Лету. ( из древнегреческой мифологии Лета – река забвения в подземном царстве мрачного Аида). Поэтому в этом предложении заметна тавтологическая ошибка. 6. Правильнее сказать: « Как в воду канули». Учитель: ­ А теперь, дети, следующее задание. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось?                            Предложения запишите. 1. Лидия Николаевна объясняла урок, но                              Сережа  не слушал.  2.   Антонина   вспомнила   о   приближении   осени,   и                                  загрустила.   3. Михаил третий день                                                              бездельничал.  4. Мой друг узнал, что это                                                      был обман.  5. Чтобы собрать урожай, бабушка проснулась                                              очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.  развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда; Учитель: ­ А теперь шутливый фрагмент урока. Прослушайте текст и сделайте свой вывод.                                             Глупые сороки. Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны ­ известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли   находку.   Вот   одна   кружится,   потом   другая,   третья.   Того   и   гляди украдут средь бела дня из­под носа. Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха.  Когда хватились сороки,  а лисы и след простыл. Поделом  сорокам! Не надо было ворон считать! Вопросы по закреплению темы: Учитель:  –   Ответьте,   пожалуйста,   как   в   языке   появляются   устарелые   слова. (Слова в русском языке устаревают, когда предметы становятся ненужными, вместе с ними исчезают и их названия. Такие слова называются историзмами. Например: веретено, князь, царь. Но остались слова из прошлых веков, которые имеют   синонимы.   Их   называют   архаизмами.   Например:   чело,   очи).   Но употребление вышеуказанных слов не всегда уместно в художественной речи. ­ Назовите авторов  « Толкового словаря русского языка».( Ожегов,  Даль.). ­ Чем интересны фразеологизмы в художественной речи? ( Фразеологизмы могут состоять из целых пословиц и поговорок, метких выражений и служат для выразительности художественной речи). устаревшие, ­ Есть ли разница между лексическим и грамматическим значением слова? ( В корне   слова   обязательно   заключено   его   лексическое   значение,   т.е.   то,   что обозначает   слово.   А   грамматическое   значение   определяют   окончание   слова, предлоги). Разница есть. ­   Что   общего   имеют   все   значения     слова?   (   Любое   слово   обязательно   имеет лексическое толкование). ­   Какую   роль   играют   неологизмы,   диалектные   и профессиональные слова? Всегда ли уместно их применение в художественной речи?   Почему   не   всегда?   (   Неологизмы   –   это   новые   слова,   появившиеся   в процессе изобретений, т.е. прорыва цивилизации): появляются новые предметы  ­ и пополняется словарь русского языка. Диалектные слова имеют ограниченную сферу   употребления,   например:   балякать,   гутарить,   бурак,   торун   и   т.   д. Профессиональные слова употребляются только определенными специалистами. Например: йод, вата, бинт, шприц – медицина и т. д.). Рефлексия.   Стадия рефлексии. Заполнение учащимися листа самооценки. Лист самооценки ученика. Отметь знаком «+» те качества, которые ты приобрел во время работы на уроке:   Я научился: Работать в группе… ­ Прошу вас заполнить второй столбик «Бортового журнала» Бортовой журнал ученика: Что я знал по теме урока… Что я узнал(а) на уроке про синонимы, антонимы, омонимы и т.д. Новая тема: Лексика и Фразеология ( продолжение). Слово   учителя.  Хотите,   чтобы   в   кругу   друзей   вас   слушали   с   интересом,   затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы   могут   быть   книжного   стиля,   например:   краеугольный   камень, карточный домик, сложить оружие, дамоклов меч. Фразеологизмы могут быть публицистического стиля: из года в год, сдержать слово, под открытым небом. Разговорного стиля: гадать на кофейной гуще, кривить душой, водить за нос, пускать пыль в глаза, ломать голову и т.д. Откуда   же   берутся   фразеологизмы?   Есть   исконно   русского   происхождения: расправлять   крылья,   Фразеологизмы   старославянского происхождения: не  от мира сего, как зеницу око. К   нам   дошло   много   фразеологизмов   из   мифологии,   они   же   стали   крылатыми выражениями: дамоклов меч, нить Ариадны, ахиллесова пята ( уязвимое место). К нам дошли также идиомы из разных профессий: привести к общему знаменателю, сгущать краски, ход конем. И что еще интересно,   художники слова тоже создали устойчивые сочетания слов: счастливые часов не наблюдают, голый король и т.д. А теперь ответьте на вопросы по закреплению новой темы: Учитель: ­ Перечислите, что изучает Лексика русского языка. ­Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:   сматывать   удочки. ­ Топорная работа; без  сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех. ­ Один раз отрежь; на один покрой; шито белыми нитками; трещать по швам. ­ Между молотом и наковальней; доводить до белого каления. ­ Заварить кашу; толочь воду в ступе; калачом не заманишь. Домашнее задание: Творческая работа. Написать мини­сочинение, используя фразеологизмы или на тему «Что я знаю о лексических нормах русского языка». Подготовить ответы на вопросы на с. 12  учебника. Письменно: упражнение № 13 из учебника. 1. 2. 3.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.

План-конспект урока русского языка в 7 классе : Лексика и фразеология.

План-конспект  урока  русского языка в 7 классе :  Лексика и фразеология.
Скачать файл