План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"
Оценка 4.9

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
11.02.2017
План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"
План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб" составлен с включением элементов ФГОС. В ходе урока предусматривается развитие в учащихся универсальных учебных действий на различных этапах. Чтобы активизировать учащихся и приучить их к мыслительной деятельности, приходится учителю почаще задавать им вопросы, вызывать на диалог.
Урок литературы в 5 классе Теплый хлеб.docx
План­конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб». Тема: Работа по сказке К.Паустовского «Тёплый хлеб». Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание. Всё хорошее на земле от доброты людской, от щедрости сердечной.                                                             К.Г. Паустовский. Цели: Регулятивные УУД: умение ставить цель, формулировать её, оценивать результаты учебной деятельности, рефлексировать. Познавательные УУД: уметь отбирать материал из художественного текста, делать выводы из услышанного, прочитанного. Коммуникативные УУД: умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её,  сотрудничать с классом и учителем. Личностные УУД: осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных  ценностей, умение анализировать свои действия, поступки. Предметные цели: создать условия для совершенствования навыков анализа художественного текста,  с точки зрения проблематики, идейного замысла, использования средств речевой выразительности; способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения; создать условия для расширения знаний о реальном и фантастическом в тексте. Виды деятельности учащихся на уроке: 1 Участие в постановке темы, целеполагание. 2 Овладение знаниями через исследовательскую работу с текстом. 3 Умение формулировать вопросы для внимательного читателя. 4 Размышления над проблемными вопросами и ситуациями. 5 Работа  в парах. 6 Коллективная работа – составление кластера. Деятельность учителя на уроке: 1 Направление в целеполагании. 2 Направление в овладении знаниями. 3 Контроль над выполнением заданий. 4 Стимулирование учебной деятельности. Организационный момент. Может быть тёплым день за окошком. Тёплой – улыбка, тёплою кошка. Тёплыми могут быть автора строки. Тёплым –  общенье на нашем уроке. Почему я начинаю сегодня урок с этих слов? Я просила и вас поразмышлять о том, что может быть тёплым, до того, как вы прочитали  сказку. Давайте послушаем, что получилось. (Уч­ся читают миниатюры­предположения). Имеют ли какое­либо отношение к сказке ваши предположения? А как можно объяснить словосочетание «тёплый хлеб», ставшее названием сказки? Целеполагание. Какие задачи ставит перед нами вопрос темы? (Проанализировать поведение и  поступки героев, поразмышлять о том, легко ли исправлять ошибки и как это делать;  подумать о том, как должен жить человек, чтобы рядом с ним было хорошо.) Об эпиграфе к уроку. Сам автор, Константин Георгиевич, тоже много размышлял о человеке, его поступках, их  последствиях. Как вы понимаете смысл этих размышлений? (Уч­ся комментируют  высказывания писателя). А мы наш урок начнём с проверки знания текста. Задание «Лови ошибку!» ­ Действие сказки разворачивается в деревне Башмачки.(Бережки) ­ В деревне считали, что конь принадлежал Панкрату, и кормить его должен только он.  ( Конь был общественным, и каждый считал своим долгом покормить его) ­ Панкрат рассказал Фильке историю про злого мужика и солдата. (Бабка рассказала) ­ В сенях у бабки жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте, подслушивала.  (Сорока жила у Панкрата) ­ Я, дедушка Панкрат, как высплюсь, завтра соберу ребят. (На рассвете)  ­ Филька разломил буханку, посолил хлеб и протянул коню. Конь сразу взял хлеб. (Но конь хлеба не взял) ­ Сорока сидела на раките и сердито трещала. И все её слушали. (Но её никто не слушал) А теперь вы можете проверить друг друга и задать вопросы, рассчитанные на  внимательного читателя. (Уч­ся задают вопросы, подготовленные дома) Как звали главного (непутёвого) героя сказки? (Филька) Как звали мельника? (Панкрат) А ведь эти имена совсем неслучайны. Панкрат – это значит «всевластный, всемогущий».  Вспомните, кем считали его в деревне? (Колдуном) Полное имя Фильки – Филипп. В переводе с греческого… «любящий коней». В чём  парадоксальность, необычность этого, если вспомнить события сказки? (Филька очень обидел коня) А как звали коня? (Мальчик) Почему? Константин Георгиевич – это писатель, для которого очень важно показать единство мира  людей, человека и природы, человека и животных. А где мы это видим? (Примеры) Кто в сказке нарушает эту гармонию? (Мужик и Филька) Сколько лет (по легенде) между этими историями? (100) Давайте прочитаем выразительно эти истории: «мужик и солдат», «Филька и конь». Работа в парах: сравнительная характеристика героев. Мужик С.75 – последний абзац Филька С.73 – 5­й абзац Что делает их похожими? (Злоба) От чего упал, случился или «стрясся» (по словам Фильки) мороз? (От злобы людской) Что случилось с мужиком? (Помер) Почему это не случилось с Филькой, ведь он совершил почти то же самое? (Филька  маленький, глупый, он ещё многого в жизни не понимает. Автор даёт ему шанс  исправиться). Очего помер мужик? (От охлаждения сердца) Как это понять? Физминутка: самое время и нам разогреть свою кровь и сделать небольшую разминку. А теперь настало время послушать ваши миниатюры­размышления о холодном сердце. (Уч­ ся зачитывают свои работы). Какой вопрос задаёт Филька в отчаянии бабке? (Что же теперь делать? Помирать?) Почему он так спрашивает? Какая фраза всё время произносится Филькой? (Да ну тебя!) Автор использует эту реплику несколько раз, подсказывая нам интонацию. Выразительное чтение этой реплики из разных эпизодов сказки уч­ся. Меняется ли что­то в Фильке? Когда он говорит «Да ну его, Панкрата», можно ли предположить, что он уже  принимает другое решение? Как это подтверждается в тексте? (Он ночью побежал к  Панкрату) Удивился ли Панкрат ночному гостю? Какой ответ получил Филька на свой вопрос « Что же мне теперь делать, дедушка?»  (Зачитать) – изобрести спасение от стужи. Какое слово в этом совете кажется странным? (Изобрести) Составление ассоциативного ряда (уч­ся выходят к доске по одному и записывают):  изобретение – учёный – исследователь – фантазия – творчество – выдумка и т. д.) Информация к размышлению!!! А вы знаете, что есть такой замечательный русский поэт Велимир Хлебников, который  делил всех людей на изобретателей и приобретателей. Изобретателей природа нацелила на выдумывание и воплощение чего­то необычного,  важного, что может пригодиться всем. А наградой для них становится чувство радости от  процесса созидания и его результата. А приобретатели – это те, кто нацелен на приобретение и накопление всяких материальных благ для себя. И это единственное, от чего они получают радость. Панкрат предлагает изобрести спасение от стужи, то есть…….? (уч­ся высказывают  свои предположения, исходя из прослушанной информации) Почему Панкрат даёт ему определённое время? Какое? (Час с четвертью) Для чего именно здесь появляется образ сороки? (Может быть, автор хитрит с  читателем: сказочная сорока принесла помощь или всё­таки Филька изобрёл спасение от  стужи?) А как вы думаете? Произошли ли какие­то изменения вследствие изобретения Фильки? Вернулась ли гармония в отношения людей, человека и природы? ( И во всех дворах  женщины месили тесто и пекли хлеб. А хлеб – это жизнь) Приведите примеры случившихся перемен  из  текста. Тёплый хлеб – это почти персонаж сказки. Русский народ всегда очень трепетно,  уважительно относился к хлебу. Об этом говорят многочисленный пословицы. А какие  пословицы о хлебе нашли вы? (Уч­ся зачитывают найденные дома пословицы). Общая победа над стужей достигнута, но послушайте строки: «На следующее утро…и т.  д.). Давайте вернёмся к вопросу кластера. Чего ещё не сделал Филька? (Не попросил  прощения). Почему этот элемент в  изобретении очень важен? (Нужно уметь признавать свои  ошибки, просить прощение). А легко ли просить прощение? Всегда ли у вас получается признавать ошибки,  исправлять их? Сразу ли Филька взял хлеб? Почему зарыдал Филька? (Слёзы – это тоже искупление вины, эта соль, которой нужно  было «посолить» хлеб). Какие важные слова сказал Панкрат коню? (Филька не злой человек). И русский народ тоже давал свою оценку добрым и злым поступкам. Давайте послушаем,  как народ относился к понятиям «добро» и «зло». (Уч­ся читают пословицы, подготовленные дома). Спас ли себя Филька от охлаждения сердца? Потеплело ли его сердце? А какое оно,  тёплое сердце? (Уч­ся читают миниатюры­размышления «Горячее сердце – это…») Рефлексия. Сегодня мы проделали непростой путь в сказке с очень тёплым названием. Что было непростым? Филька извлёк урок из этой истории? А вы?Кем бы вам хотелось быть: изобретателями или приобретателями? Почему? Самооценка. Оцените свою изобретательность на этом уроке с помощью листа самооценки: Лист самооценки (от 0до5 баллов по каждому критерию)                 Фамилия, имя ­  Знание текста ­   Умение работать с текстом ­  Выразительное чтение ­   Изобретение вопросов ­  Изобретение ответов ­  Совместная работа друг с другом (умение слушать, дополнять, исправлять.) Общая сумма баллов –  Оценка: 25­30 – «5»;             19­24­ «4»;             13­18 – «3». А возвращаясь к тому, с чего мы начали, хочется сказать, что тёплой может быть улыбка.  Между прочим, именно о такой памяти мечтал писатель: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка. Улыбнитесь мне  напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».  ««Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе напоследок, я приму эту  улыбку как величайший дар». Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе же слабой, как мимолетная  улыбка. Улыбнитесь мне напоследок, я приму эту улыбку как величайший дар».

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"

План-конспект урока русской литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017