Урок №4
Дата 28.09.2016
Класс 11
План-конспект урока по информатике и ИКТ
Тема урока: Базы данных
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с определением базы данных, видами моделей данных, структурой реляционной модели, системой управления базами данных.
Развивающая: научить строить аналогии, выделять главное, ставить и решать проблемы.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность.
Методы обучения:
Словесные (рассказ учителя), наглядные (использование презентации).
Оборудование:
Классная доска, мел, демонстрационный экран.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто из учащихся отсутствует на уроке?
2.Сообщение темы и цели урока.
Откройте тетради и запишите тему нашего урока: “База данных – основа информационной системы”.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятиями и терминами, которые нам понадобятся при выполнении практической работы на компьютере.
3.Объяснение нового материала.
(ученики пишут конспект в тетрадь)
База данных является современной формой организации, хранения и доступа к информации.
База данных (БД) – это совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние и взаимодействие объектов в определенной предметной области.
БД является компьютерной информационной моделью некоторой реальной системы. Например: книжного фонда библиотеки, кадрового состава предприятия, больницы, городской телефонной сети, расписания авиарейсов, предприятия торговли и т.д.
БД можно рассматривать как информационную модель предметной области.
Наборы принципов, которые определяют организацию логической структуры хранения в БД, называют моделями данных.
Существуют 3 основных модели данных:
Ранее мы уже говорили о иерархических и сетевых структурах данных.
В иерархической БД элементы списка упорядочены. Один из элементов считается главным, остальные – подчиненными. При изучении информатики вам не однажды приходилось сталкиваться с иерархическими системами. Например, такой способ организации данных реализован в системе папок операционной системы Windows. Верхний уровень занимает папка Рабочий стол. Папки второго уровня Мой компьютер, Корзина и Сетевое окружение являются ее потомками. Папка Мой компьютерявляется предком для папок Диск А, Диск С и т.д. Поиск какого – либо объекта в такой БД может оказаться довольно трудоемким из–за необходимости последовательно проходить несколько предшествующих иерархических уровней.
Сетевая БД имеет более гибкую структуру, т.к. в ней дополнительно к вертикальным связям устанавливаются горизонтальные связи. Примером такой БД является сетевой способ организации данных во Всемирной паутине глобальной компьютерной сети Интернет.
В последние годы при разработке информационных систем стали использоваться и другие виды моделей данных, но классическим вариантом, и пока наиболее распространённым, остается реляционная модель. В базовом курсе информатики вы уже знакомились с основами реляционных БД. Вспомним главные понятия, связанные с ними.
Проектирование БД – сложная задача. Лишь на первый взгляд неискушенного человека эта задача может показаться простой. Для небольших учебных БД ошибки при проектировании не столь существенны. Но если создается большая база, в которой будут сохраняться многие тысячи записей, то ошибки при проектировании могут стоить очень дорого. Основные последствия неправильного проектирования – избыточность информации, ее противоречивость, потеря целостности, т.е. взаимосвязи между данными. В результате БД может оказаться неработоспособной и потребовать дорогостоящей переделки.
Теория реляционных баз данных была разработана в 70-х годах Е. Коддом. Е. Код предложил технологию проектирования БД, в результате применения которых не возникает отмеченных выше недостатков.
Это интересно: от термина relation(отношение) происходит название реляционной модели данных.
Основной информационной единицей реляционной БД является таблица. БД может состоять из одной таблицы (однотабличная БД) или из множества взаимосвязанных таблиц (многотабличная БД).
В БД столбцы называют полями, а строки – записями. Поля образуют структуру БД, а записи составляют информацию, которая в ней содержится. Поля таблицы должны иметь несовпадающие имена. В одной и той же таблице не должно быть повторяющихся записей.
Пример 1. В таблице представлен фрагмент базы данных о учениках 11 класса.
Код_ученика |
Фамилия |
Имя |
Дата_рождения |
Рост |
1 |
Бикеев |
Антон |
21.09.1997 |
173 |
2 |
Колотовкина |
Полина |
09.12.1997 |
170 |
Сколько полей и сколько записей содержится в данной базе?
Решение: Поля – это столбцы таблицы, а записи – это строки. Следовательно в данной базе 5 полей (Код_ученика, Фамилия, Имя, Дата_рождения, Рост) и 2 записи (о учениках Бикееве и Колотовкиной).
(слайд8)
Поле БД имеет имя, тип и длину.
Имя поля должно быть уникальным, иначе компьютер запутается в содержимом полей.
Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит. (слайд 9)
Основные типы полей:
Текстовое |
Для ввода текста. Максимальный размер – 255 символов. |
Числовое |
Для ввода числовых данных. |
Дата/Время |
Для ввода даты и времени в определенном формате. |
Логическое |
Для ввода логических данных, имеющих только два значения (да – 1, нет – 0). Его длина всегда равна 1 байту. |
Денежное |
Для ввода чисел в денежном формате. |
Поле объекта OLE |
Для хранения картинок, музыкальных клипов, видеозаписей. |
Счетчик |
Это числовое поле, имеющее свойство автоматического наращивания. При вводе новой записи в поле автоматически вводится число, на единицу больше, чем значение этого поля в предыдущей записи. |
Поле MEMO |
Используется, если нужно вставить длинный текст. В него можно поместить до 65535 символов (64 Кбайт). Особенность этого поля заключается в том, что в нем хранятся не сами данные, а только указатель на то место, где они размещены. |
Гиперссылка |
Ссылка на информационный ресурс в Интернете. |
Пример 2. Для полей однотабличной базы данных БИБЛИОТЕКА(КОД_КНИГИ, НАЗВАНИЕ, АВТОР, ОБЛОЖКА,СТРАНИЦЫ, ГОД_ИЗДАНИЯ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, МЕСТО ИЗДАНИЯ, ЦЕНА, АННОТАЦИЯ, НАЛИЧИЕ) укажите тип каждого поля.
Решение:
Имя поля |
Тип поля |
КОД_КНИГИ |
Числовой |
НАЗВАНИЕ |
Текстовый |
АВТОР |
Текстовый |
ОБЛОЖКА |
Текстовый |
СТРАНИЦЫ |
Числовой |
ГОД_ИЗДАНИЯ |
Дата/Время |
ИЗДАТЕЛЬСТВО |
Текстовый |
МЕСТО ИЗДАНИЯ |
Текстовый |
ЦЕНА |
Числовой |
АННОТАЦИЯ |
Поле MEMO |
НАЛИЧИЕ |
Логический |
Для каждой таблицы реляционной БД определяется ключ.
Ключ – это поле (может быть несколько полей), добавляемый к таблице и позволяющий установить связь с записями в другой таблице. Существуют ключи двух типов: первичные и вторичные, или внешние.
Первичный ключ – это одно или несколько полей, комбинация значений которых однозначно определяет каждую запись в таблице. Первичный ключ не допускает значения Null и всегда должен иметь уникальный индекс. Первичный ключ используется для связывания таблицы с внешними ключами в других таблицах.
Внешний (вторичный) ключ – это одно или несколько полей в таблице, содержащих ссылку на поле или поля первичного ключа в другой таблице. В поле вторичного, или внешнего, ключа совпадение значений в строках таблицы допускается. Внешний ключ определяет способ объединения таблиц.
Из двух логически связанных таблиц одну называют таблицей первичного ключа или главной таблицей, а другую – таблицей вторичного (внешнего) ключа или подчиненной таблицей.
Для строчного представления структуры таблицы применяется следующая форма:
ИМЯ_ТАБЛИЦЫ(ИМЯ_ПОЛЯ1, ИМЯ_ПОЛЯ2,…,ИМЯ ПОЛЯ N)
Подчеркнутое поле составляет главный ключ.
Примеры БД: ПОЛИКЛИНИКА (ФАМИЛИЯ, ДАТА_РОЖДЕНИЯ, УЧАСТОК, ВРАЧ, ДАТА_ПОСЕЩЕНИЯ, ДИАГНОЗ), УЧИТЕЛЯ (КОД_УЧИТЕЛЯ, ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ДАТА_РОЖДЕНИЯ, АДРЕС, ВУЗ, ГОД_ВУЗ), РАБОТА_АВТОВОКЗАЛА(КОД, №_РЕЙСА,КОД_ТИПА_АВТОБУСА,ДНИ_НЕДЕЛИ, КОД_ПУНКТА_ОТПРАВЛЕНИЯ, ВРЕМЯ_ОТПРАВЛЕНИЯ, КОД_ПУНКТА_НАЗНАЧЕНИЯ, ВРЕМЯ_ПРИБЫТИЯ, ЦЕНА_БИЛЕТА).
Введем еще одно понятие.
Система управления базами данных (СУБД) – комплекс языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и использования базы данных многими пользователями.
Другими словами, СУБД предназначены как для создания и ведения базы данных, так и для доступа к данным. Наибольшее распространение на персональных компьютерах получили так называемые полнофункциональные реляционные СУБД. Примерами СУБД такого типа являются MicrosoftAccess, FileMaker, OpenOffice.orgBase, Oracle, MySQL, Yukon.На следующем уроке мы познакомимся с одной из них.
Основные функции СУБД:
1) Ввод информации в базу данных.
2) Возможность редактирования информации.
3) Удаление ненужной информации.
4) Защита данных от разрушения.
5) Поиск информации по заданным критериям.
6) Автоматическое упорядочивание информации в соответствии с определенными требованиями.
7) Обеспечение доступа к данным нескольким пользователям одновременно.
8) Защита от несанкционированного доступа к данным.
5.Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Ответим на вопросы для закрепления:
· Для чего предназначены базы данных?
· Какие существуют варианты классификации БД?
· Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
· Что такое запись в реляционной БД?
· Что такое поле, тип поля?
· Какие бывают типы полей?
· Что такое главный ключ записи?
6. Домашнее задание. 5, 6
7.Рефлексия.
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Список используемой литературы
1. Голицына, О.Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.
2. Кошелев, В.Е. Access 2003. Практическое руководство / В.Е. Кошелев. – М. : ООО «Бином-Пресс», 2005. – 464 с.
3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. «Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ 3-е издание.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014, ФГОС (с практикумом в приложении).
4. Информатика: Базовый курс / под редакцией С. В. Симоновича – СПб.: Питер, 2003.
5. http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
6. www.intuit.ru - Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.