Публикация является частью публикации:
АВТОР: Михалева Тамара Ивановна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ п. Речной Кумёнского
района Кировской области.
Разработка занятия по внеурочной деятельности для начальных классов в рамках изучения творчества вятских писателей на примере сказки Натальи Русиновой «Непоседливый дракончик» направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных УУД через творческое изучение произведения вятской писательницы.
Предлагается творческая работа с текстом.
Тема: «Наталья Русинова «Непоседливый дракончик»»
Цель занятия: продолжить знакомство с творчеством вятских писателей через изучение сказки Н.В. Русиновой «Непоседливый дракончик»; прививать любовь к малой родине, интерес к чтению; развивать чувство патриотизма.
Планируемые результаты: Предметные: ученик получит возможность познакомиться с жанром «вятские литературные сказки», оценить поступки героев.
Метапредметные
Оборудование: компьютер, экран, книги Натальи Русиновой «Сказки старой Вятки», набор игрушек – дракончиков ( динозавров), раскраска- иллюстрация из книги к данной сказке, платок, фартук, панама для инсценировки, физическая карта России и Кировской области.
Ход занятия
* сказку Натальи Русиновой «Непоседливый дракончик» дети читают дома до занятия.
Название этапов занятия |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и цели занятия
|
Положительное отношение к процессу учения. Нацеливание на успешную деятельность Планирование успешной учебной деятельности. Готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических задач.
|
(Включает мелодию из любой волшебной сказки) - Знакомая мелодия звучит? - Действительно сказочная мелодия и её услышали не только мы, но и сказочные жители нашего посёлка!- (учитель достаёт дракончиков из разных частей класса). - Да это же герои одной из известных вятских сказок! А кто эту сказку узнает, тот тему и цель занятия поставит! (обобщает цели и записывает их на доске) |
- Это мелодия- нас приглашает в сказку!
-Это герои сказки Натальи Валентинов ны Русиновой «Непоседливый дракончик». Цел занятия- Изучить сказку и найти для себя положительные качества и поступки героев, ведь каждая сказка учит нас быть лучше! |
Работа с аудио записью
|
Актуализация |
Наличие мотивации бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
-Действительно это сказка «Непоседливый дракончик, а написала её вятская сказочница Н.В.Русинова (Открывает фото графию, выставля ет книги, рассказывает об авторе*) |
Слушают и смотрят
Краткую биографию представляет заранее подотовленный ученик. |
Работа с видеозапи- сью,
Выставка книг
Рассказ |
Практическая деятельность учащихся
Физкульминутка
|
Пробуждение этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости. Сравнивают, анализируют, обобщают. Устанавливают аналогии. Овладевают навыками смыслового чтения. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. Оценивают свои результаты поиска и товарищей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе. Учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и ощущения. Координирование своих мыслей и действий. Забота о своём здоровье. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. Коррекция своих знаний. Сравнение результатов успешного или ошибочного выполнения работы. Участвуют в литературном эксперименте. Обобщают результаты сравнения текста и высказывания. Осваивают способы решения проблем поискового характера. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач. Самостоятельно готовят выразительное чтение текста по ролям . Обобщает знания, полученные при работе с произведением. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность высказать собственные суждения и дать им обоснование. |
- Почему автор назвала сказку «Непоседливый дракончик? - Кто являются главными героями сказки? - Опишите, как вы представляете себе Максимку? Зачитайте, как описывает его автор. -Где жила бабушка? Где жил Максимка? -Как город Ленинград называется сейчас? – Найдём города Киров и Ленинград на карте. - Почему Максимку удивило название деревни? -Перечитайте диалог бабушки и Максимки и проиграйте его по ролям.
- Перечитайте 4,5 абзацы текста и приготовьте творческий пересказ о том как вы вместе с Максимкой гуляли у пруда встретили дракончика. - Найдите и зачитайте описание дракончика - Докажите , что дракончик был действительно непоседливый, но умный - Чем питается дракончик? Зачитайте. - Покушал дракончик , уснул, «но тут случилось вот что…» - Найдите в тексте абзац, который начинается с данных слов, приготовьте чтение по ролям данного приключения. - Чем закончилась данная история дракончика? - Придумайте своё продолжение и концовку. |
Отвечают на вопросы
Зачитывают описание
Одевают элементы костюмов бабушки и Максимки. Проигрывают диалог (без слов автора)
Читают, пересказывают друг другу, а затем рассказ перед классом
Работают с текстом
Высказываются и записывают хронологию на доске
Зачитывают отрывок
Объединяются в группы, готовят чтение по ролям ( автор, Максимка, ребята |
Беседа
Чтение отрывка
Беседа
Работа с картой
Работа с текстом Проигрывание диалога
Работа с текстом
Работа в парах
Творческий пересказ
Работа с текстом Выборочное чтение Работа в парах
Работа с текстом
Работа в группах
|
Закрепление Повторение |
-Обсудите в группах ещё раз историю дракончика и составьте по тексту свои вопросы и задания |
- Могла ли такая история произойти в нашем посёлке? Почему Максимка не взял дракончика в Ленинград? И т.д. |
Работа в группах |
|
Обобщение |
Владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности и выражают желание осваивать новые учебные действия. |
Чему научила нас история про «непоседливого дракончика»?- Запишем выводы на доске. |
Анализируют, рассуждают, высказываются, записывают на доске |
Беседа, рассуждение, запись на доске |
Рефлексия |
- Перед вами иллюстрация к сказке. Найдите её описание в тексте. Раскрасьте данную иллюстрацию, назовите её. |
Раскрашивают, выражая цветами своё настроение |
Самостоятельная работа |
|
По мере заполнения иллюстрации комментируются и вывешиваются на доску. |
* Наверное, нет на земле человека, который не любил бы сказок. Вятская писательница Наталья Валентиновна Русинова – прирожденная сказочница, причем в третьем поколении. Её дедушка, Алексей Яковлевич Русинов, не только прекрасно рассказывал сказки, но и придумывал их. Как говорит сама Наталья Русинова, книги и путешествия – вот два главных её увлечения с детства, «и тем, и другим насытиться просто невозможно». Заканчивая педучилище, Наталья Валентиновна не предполагала связывать свою судьбу с детьми, но получилось так, что стала детским писателем.
Список литературы
Наталья Русинова «Сказки старой Вятки», Тюменская ассоциация литераторов. Предприятие «Вятка», 1991 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.