АВТОР: Михалева Тамара Ивановна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ п. Речной Кумёнского
района Кировской области.
Разработка занятия по внеурочной деятельности для начальных классов в рамках изучения творчества вятских писателей на примере сказки Натальи Русиновой «Непоседливый дракончик» направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных УУД через творческое изучение произведения вятской писательницы.
Предлагается творческая работа с текстом.
Тема: «Наталья Русинова «Непоседливый дракончик»»
Цель занятия: продолжить знакомство с творчеством вятских писателей через изучение сказки Н.В. Русиновой «Непоседливый дракончик»; прививать любовь к малой родине, интерес к чтению; развивать чувство патриотизма.
Планируемые результаты: Предметные: ученик получит возможность познакомиться с жанром «вятские литературные сказки», оценить поступки героев.
Метапредметные
Оборудование: компьютер, экран, книги Натальи Русиновой «Сказки старой Вятки», набор игрушек – дракончиков ( динозавров), раскраска- иллюстрация из книги к данной сказке, платок, фартук, панама для инсценировки, физическая карта России и Кировской области.
Ход занятия
* сказку Натальи Русиновой «Непоседливый дракончик» дети читают дома до занятия.
Название этапов занятия |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. Определение темы и цели занятия
|
Положительное отношение к процессу учения. Нацеливание на успешную деятельность Планирование успешной учебной деятельности. Готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических задач.
|
(Включает мелодию из любой волшебной сказки) - Знакомая мелодия звучит? - Действительно сказочная мелодия и её услышали не только мы, но и сказочные жители нашего посёлка!- (учитель достаёт дракончиков из разных частей класса). - Да это же герои одной из известных вятских сказок! А кто эту сказку узнает, тот тему и цель занятия поставит! (обобщает цели и записывает их на доске) |
- Это мелодия- нас приглашает в сказку!
-Это герои сказки Натальи Валентинов ны Русиновой «Непоседливый дракончик». Цел занятия- Изучить сказку и найти для себя положительные качества и поступки героев, ведь каждая сказка учит нас быть лучше! |
Работа с аудио записью
|
Актуализация |
Наличие мотивации бережного отношения к материальным и духовным ценностям |
-Действительно это сказка «Непоседливый дракончик, а написала её вятская сказочница Н.В.Русинова (Открывает фото графию, выставля ет книги, рассказывает об авторе*) |
Слушают и смотрят
Краткую биографию представляет заранее подотовленный ученик. |
Работа с видеозапи- сью,
Выставка книг
Рассказ |
Практическая деятельность учащихся
Физкульминутка
|
Пробуждение этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости. Сравнивают, анализируют, обобщают. Устанавливают аналогии. Овладевают навыками смыслового чтения. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Высказывают собственные суждения и дают им обоснование. Оценивают свои результаты поиска и товарищей. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе. Учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и ощущения. Координирование своих мыслей и действий. Забота о своём здоровье. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. Коррекция своих знаний. Сравнение результатов успешного или ошибочного выполнения работы. Участвуют в литературном эксперименте. Обобщают результаты сравнения текста и высказывания. Осваивают способы решения проблем поискового характера. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач. Самостоятельно готовят выразительное чтение текста по ролям . Обобщает знания, полученные при работе с произведением. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность высказать собственные суждения и дать им обоснование. |
- Почему автор назвала сказку «Непоседливый дракончик? - Кто являются главными героями сказки? - Опишите, как вы представляете себе Максимку? Зачитайте, как описывает его автор. -Где жила бабушка? Где жил Максимка? -Как город Ленинград называется сейчас? – Найдём города Киров и Ленинград на карте. - Почему Максимку удивило название деревни? -Перечитайте диалог бабушки и Максимки и проиграйте его по ролям.
- Перечитайте 4,5 абзацы текста и приготовьте творческий пересказ о том как вы вместе с Максимкой гуляли у пруда встретили дракончика. - Найдите и зачитайте описание дракончика - Докажите , что дракончик был действительно непоседливый, но умный - Чем питается дракончик? Зачитайте. - Покушал дракончик , уснул, «но тут случилось вот что…» - Найдите в тексте абзац, который начинается с данных слов, приготовьте чтение по ролям данного приключения. - Чем закончилась данная история дракончика? - Придумайте своё продолжение и концовку. |
Отвечают на вопросы
Зачитывают описание
Одевают элементы костюмов бабушки и Максимки. Проигрывают диалог (без слов автора)
Читают, пересказывают друг другу, а затем рассказ перед классом
Работают с текстом
Высказываются и записывают хронологию на доске
Зачитывают отрывок
Объединяются в группы, готовят чтение по ролям ( автор, Максимка, ребята |
Беседа
Чтение отрывка
Беседа
Работа с картой
Работа с текстом Проигрывание диалога
Работа с текстом
Работа в парах
Творческий пересказ
Работа с текстом Выборочное чтение Работа в парах
Работа с текстом
Работа в группах
|
Закрепление Повторение |
-Обсудите в группах ещё раз историю дракончика и составьте по тексту свои вопросы и задания |
- Могла ли такая история произойти в нашем посёлке? Почему Максимка не взял дракончика в Ленинград? И т.д. |
Работа в группах |
|
Обобщение |
Владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности и выражают желание осваивать новые учебные действия. |
Чему научила нас история про «непоседливого дракончика»?- Запишем выводы на доске. |
Анализируют, рассуждают, высказываются, записывают на доске |
Беседа, рассуждение, запись на доске |
Рефлексия |
- Перед вами иллюстрация к сказке. Найдите её описание в тексте. Раскрасьте данную иллюстрацию, назовите её. |
Раскрашивают, выражая цветами своё настроение |
Самостоятельная работа |
|
По мере заполнения иллюстрации комментируются и вывешиваются на доску. |
* Наверное, нет на земле человека, который не любил бы сказок. Вятская писательница Наталья Валентиновна Русинова – прирожденная сказочница, причем в третьем поколении. Её дедушка, Алексей Яковлевич Русинов, не только прекрасно рассказывал сказки, но и придумывал их. Как говорит сама Наталья Русинова, книги и путешествия – вот два главных её увлечения с детства, «и тем, и другим насытиться просто невозможно». Заканчивая педучилище, Наталья Валентиновна не предполагала связывать свою судьбу с детьми, но получилось так, что стала детским писателем.
Список литературы
Наталья Русинова «Сказки старой Вятки», Тюменская ассоциация литераторов. Предприятие «Вятка», 1991 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.