Открытый урок по теме: « Семейный бюджет»
по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
для Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи проводимой в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Росийской ФедерацииОткрытый урок по теме: « Семейный бюджет»
по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
для Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи проводимой в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Росийской Федерации
Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сармановский аграрный колледж»
Открытый урок по теме: « Семейный бюджет»
по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
для Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи проводимой
в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Росийской Федерации
с.Сарманово2017г.
Тема: Семейный бюджет.
Цель урока:
Рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей через сопоставление номинальных доходов
граждан с реальным уровнем цен.
Ключевые компетенции:
Ценностносмысловая: (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков, принимать решения);
Учебнопознавательная: (овладение креативными навыками: действия в нестандартных ситуациях);
Коммуникативная: ( знание способов взаимодействия с окружающими людьми);
Информационная: ( владение навыками работы с различными источниками).
Задачи:
Образовательная:
определить, что включает в себя понятие семейный бюджет;
сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;
определить разницу между номинальным и реальным доходом.
Развивающая:
способствовать формированию навыков быстрого принятия решения;
научить просчитывать семейные расходы.
Воспитательная:
содействовать формированию активности и самостоятельности учащихся, ответственности в
принятии решений.
Наглядные пособия:
помощью ПК.
Методы обучения:
словесные объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;
наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;
практические – решение задач (расчет расходов)
расчетный лист на каждую группусемью, проектор для показа презентации с
Ход урока
Организационный момент.
Проверка Д/З.
Фронтальная проверка по теме «Проблемы безработицы»
Индивидуальная работа по карточкам.
Изучение нового материала.
Преподаватель: Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим источники доходов в семье.
( слайд) “Доходы и расходы семьи. Собственность и доходы”
Преподаватель : Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой
науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики
страны является анализ структуры семейных доходов и расходов.
Поэтому, основная
семье, сопоставим номинальные и реальные доходы, выяснить виды расходов и попробуем
разобраться, как же уберечь имеющиеся сбережения.
Давайте определим, в какой роли вы будете сегодня работать на уроке (деление класс на 4 группы
семьи). Записать фамилию семьи и разобрать роли.
2. Объяснение нового материала.
цель нашего урока заключается в том, чтобы рассмотреть источники доходов в1. Семейные бюджет.
Преподаватель: Итак, давайте попробуем разобраться что же называется семейным бюджетом..
Семейный бюджет – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или
организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов. Рассмотрим виды доходов,
которые получают домохозяйства (семьи) на примере ваших семей.
Задание 1:
Попробуйте назвать какие виды доходов семья может предположительно иметь?
Примечание: за правильные ответы учащиеся получают соответствующие баллы.
Преподаватель: Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в которую
входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.
Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением собственностью, и не
являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их называют социальные
трансферты.
Запишите данное определение себе в тетрадь.
(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные
услуги и не связаны с владением собственностью)
Задание 2:
Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку,
сшить платье, связать носки и т.д.)
Задание 3:
В каком виде люди могут получать доходы?
Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и
безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое
платье, связанные носки и т.д.).
Номинальные и реальные доходы. Термины.
II. Семейные расходы.
Задание 4:
А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются своим доходом? В
течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.
Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.
Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться денежные
средства в первую очередь. Почему?
Вывод: Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы
и произвольные.
Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.
Проверка ответов на экране.
Преподаватель: Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог. Определение запишите
в тетрадь.
(Потребительская корзина (минимальный потребительский бюджет) – набор из наиболее
представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)
Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку потребительской корзины –
минимального потребительского бюджета?
Предполагаемый ответ: зависит от дохода семьи.
Преподаватель: Рассмотрим структуру расходов ваших семей.
Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении дохода
семьи?Предполагаемый ответ: учащиеся самостоятельно выводят экономическую зависимость: с ростом
дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля
расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов
на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.
III. Семейные сбережения.
Учитель: Экономическая жизнь семьи всегда сопряжена с рисками, опасностью потерь сбережений
или имущества. Как мы можем уберечь свой дом от пожара или кошелек от вора? Предотвратить
денежные потери в семье помогает страхование. Виды страхования.
Задание 5:
В каком виде ваша «семья» может хранить деньги?
В какой валюте лучше хранить деньги и почему?
Во что наиболее безопасно вкладывать сбережения семьи? ( Дом, банковский вклад,
недвижимость, ценные бумаги)
Ответы детей.
Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов. Что
называют реальным и номинальным доходом? Выяснили виды расходов.
Преподаватель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась
решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму.
Подведение общих итогов.
Надеюсь, что вы теперь будете помогать планировать семейный бюджет своим родителям.
Рефлексия:
Организует беседу:
Самое интересное на уроке было…
Сегодня на уроке я так и не понял…
Меня заинтересовало…
Хотел бы узнать подробнее о …
Мне не понравилось…
Я считаю, что сегодня мы…
Урок окончен. Большое спасибо за поддержку и сотрудничество. Мне очень понравилось с вами
работать! Желаю удачи вам в дальнейшем освоении тайн экономики.
Тест – отлай прилагается по дисциплине обществознание
« Экономическая сфера».
Домашнее задание: Повторите основные термины темы и рассчитайте семейный бюджет Вашей семьи.
Литература:
А.И. Гомола « Экономика» Академия , 2013г.
А.Г.Важенин « Обществознание» Академия , 2010г.
Е.Н.Сорокина « Повторение и контроль знаний. Методическое пособие с электронным интерактивным
приложением – М: Планет, 2014г
Интернетресурсы: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d721086a611daa72b
0800200c9a66/18959/ http://www.kyrgyznews.kg/socializm/299semejjnyedokhodyformirovaniei
struktur