Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и
волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в
качестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А.Дистерве
Алматинская область
Каратальский район
Средняя школа имени М.Горького с ДМЦ
Утверждаю:
Директор школы
___________ Н.Б. Дуйсеналиева
«_____»_________ 2017г
План
работы по самообразованию
учителя начальных классов
средней школы имени М.Горького с ДМЦ
Байгазаковой Саулеш Турсынбаевны
.Село Бастобе
План
самообразования учителя средней школы имени М.Горького ДМЦ
Учитель: Байгазакова Саулеш Турсынбаевна
1. Должность: учитель начальных классов
2. Образование: среднее специальное. Талдыкорганский педагогический колледж «Білім» по специальности начальное
общее образование – учитель начальных классов, 01.07.2010 году. КОБ № 0394863
3. Специальность по диплому: учитель начальных классов, 01.07.2010 году. КОБ № 0394863
4. Педагогический стаж: 30 лет
5. Категория: высшая
6. Курсы повышения квалификации. Окончила курсы по программе первого (продвинутого) уровня в рамках уровневых
программ повышения квалификации педагогических кадров РК в центре педагогического мастерства города
Талдыкорган – 22.07.2013г. 25.10.2013г.
7. Окончила курсы обучения школьных тренеров по образовательной программе профессионального развития
разработанной Центром
педагогических кадров в обшеобразовательных школах
педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,в объеме 80 академических часов.
«Рефлексия в практике»,
8. Технология, по которой работаю: ТРКМ(технология развития технического мышления)
9. Внеклассная работа. Планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие врайонных, российских, международных конкурсах, олимпиадах, выставках, проведение
предметных недель.
10.Общественно – педагогическая деятельность: Учитель модератор
11. Творческие замыслы: участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах.
12. Когда начата работа над темой: 1 сентября 2017 года
13.Когда предполагается закончить работу: 31 мая 2020года.
14.Актуальность темы. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему
реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания.
Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству,
что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка.
15.Цель самообразования по теме :заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
16.Задачи самообразования
Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.
Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
Создавать условия, способствующие повышению уровня образованности учащихся;
Участвовать со своими воспитанниками в проводимых в рамках школы, города, конкурсах, олимпиадах,
конференциях;17.Предполагаемый результат
Повышение степени самостоятельности в учебной и внеучебной деятельности.
Организация сотрудничества педагога и учащихся, учащихся между собой.
Творческая активность учащихся.
Участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
Разработка новых форм, приёмов обучения.
Умение оказать практическую помощь коллегам.
18.Разделы плана:
І Вопросы педагогики и психологии.
ІІ Вопросы повышения научнотеоретического и методического уровня по предмету.
ІІІ Вопросы повышения культуры и кругозора.
изучение психологопедагогической литературы;
разработка программно – методического обеспечения учебновоспитательного процесса;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
19.Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях школьного, районного МО, педсовете, родительском
собрании, творческий отчет, участие в конкурсах, педагогических площадках.
Проблема школы:
«Повышение качества знаний и эффективности обучения на основе использования
инновацонных технологий и новых подходов в преподавании и обучении с целью развития функциональной
грамотности учащихся»
Тема самообразовательной работы учителя: «Улучшение качества знаний за счет внедрения новых
подходов в преподавании и обучении с применением ИКТ»
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и
Пояснительная записка
волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить вкачестве индивидуума, воздействующего на мир.»
А.Дистервег
Актуальность.
Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога.
Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения
квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учитeля. Самообразование есть
потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и
социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование процесс сознательной
самостоятельной
деятельности.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда
предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше,
чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в
близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике
и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные
этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у
педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными
показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с
источниками
деятельности.
познавательной
самоанализа,
информации,
своей
мониторинга
анализа
и
Цель программы:
Обеспечение высокого качества образования учащихся через повышение теоретического, научнометодического уровня,
профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи программы
Улучшить подготовку обучающихся к мониторинговым исследованиям путем использования современных образовательных
технологий. Применять разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися.
Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Формы самообразования педагога
Индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического
объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.
Формы самообразовательной деятельности учителя по программе:
курсы повышения квалификации при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования;
методические практикумы в школах;
обсуждение специальной педагогической и психологической литературы;
подготовка к аттестации;
научнопрактические конференции;
обобщение своего опыта работы и представление его в публикациях;
освоение информационных технологий образования и воспитания;
теоретические семинары по проблемам повышения качества образования и личностнопрофессионального развития учителя;
обсуждение проблем самообразования и повышения качества образования на заседаниях методического совета,
методических объединений учителей, в проблемных группах;
работа творческих мастерских учителейисследователей;
проведение самоанализа деятельности учителя за год, рефлексия своего опыта.
Виды деятельности способствующие профессиональному росту педагога:
• Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий.
• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов.
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно
методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.Результат самообразования
• повышение качества преподавания
• разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение семинаров, конференций, мастерклассов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Форма самообразования: индивидуальная.
І Вопросы педагогики и психологии.
Тематика изучаемых вопросов
Источники изучения
Формы изучения
Сроки завершения1.Изучение нормативно правовых
документов, регламентирующих
деятельность начальных классов
2. Современный урок в начальной
школе
3. Работа в группе учителей –
экспериментаторов по теме
«Необходимость преобразования в
школе».
4. Совершенствование знаний в
области классической современной
психологии и педагогики
Инструктивнометодическое
письмо «Об особенностях
преподавания основ наук в
общеобразовательных школах и
организациях образования РК на
20172018 учебный год
Сбор информации в Internet;
Презентация, видеоролик
Научнопопулярная литература.
Интернет ресурсы
Рассмотрение и
обсуждение на заседании
МО
Август
Доклад на заседании МО
Сентябрь
Проведение открытых
уроков, мастерклассов,
круглого стола для
учителей и родителей
В течении года
В течении года
5. «Рефлексия в школе»
Введение: обоснование необходимости
внесения изменений в методику
преподавания и учения.
Изучить: методическую
литературу, научные статьи по
данной проблеме:
Воронкова О.Б.
Информационные технологии в
образовании:интерактивные
методы / О.Б.Воронкова
Обмен опытом
Установление правил
совместной работы в малых
группах. Создание модели
работы в малых группах с
учетом разницы
междуформально
В течение годаРостов н /Д: Феникс,2010
Чепыжова Н.Р. «Использование
информационно
коммуникационных технологий
для повышения качества
обучения»
Выявление слабоуспевающих и
одаренных учащихся
Составление плана работы.
работающими в группах и
выполняющимикачественн
ую работу в группах.
Тесты, анкетирование
учащихся и родителей
1 полугодие
20172018 учебного года
Составление заданий
Выполнение тестов
Октябрь 20172018
учебного года
Справочник классного
руководителя
Классные часы
Еженедельно
Презентация, видеоролик
Коучсессии
В течении года
Открытый урок по грамоте По плану
6.Планирование работы со
слабоуспевающими и с одарёнными.
7. Подготовка и проведение
школьного этапа олимпиады по
математике, по русскому языку.
8. Организация дисциплины на
уроке
«Школьный этикет »
Уроки по этикету.
9. Применение стратегий КМ как
способ раскрытия потенциала
участников
10.Применение на уроках
групповой формы работы.11.Формы организации
деятельности с использованием
средств.
12.Педагогические технологии как
основа эффективности
образовтельного процесса в
начальной школе.
1.Сбор информации в Internet;
2.Использование
мультимедиаматериалов.
Применение пользовательских
программ
1.Создание и использование
на уроках презентаций
2. Примеры использования
ИКТ на различных уроках
В течении года.
В течении года
ІІ Вопросы повышения научнотеоретического и методического уровня по предмету.
13. Закон об образовании РК
ЗАКОН Республики Казахстан
«Об образовании»
Статья 31. Начальное,
основное среднее и общее
среднее образование
14.Государственный
стандарт образования
Государственный
стандарт образования
Август
Сентябрь
Декабрь
15. Общие методические
требования к организации
деятельности учащихся
1.«УРОК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ»
16.Знакомство с новыми формами,
методами и приёмами обучения
1.Акимова З.В. Зачет на каждом
уроке Математика в школе. 1994.
№ 1.
2. Арнольд А.А. Урок
консультация Математика в
школе. 1991. № 2.
Посещение уроков.
Мастерклассы.
Семинары.
Мастеркласс
В течении года17.Публикация в сборнике
методических рекомендаций
«Проектная деятельность в
начальной школе
18. Современный урок
19. Участие в работе школьного
МО учителей начальных классов.
Участие в заседаниях:
организационное;
мониторинг качества образования;
современные требования к
образовательной среде в начальной
школе;
контрольнооценочная
деятельность;
итоговое.
20. Сбор и анализ информации по
начальному обучению, педагогике и
психологии
21.Заседание МО начальных
классов
«Система работы учителя
начальных классов по
совершенствованию техники
чтения.».
22.Проведение итогов работы с
одарёнными и слабоуспевающими
Интернетресурсы
В течении года
Неделя начальных классов
Открытый урок
По плану МО
Заседания МО
В течении года
Интернетресурсы, педагогическая
и психологическая литература,
периодические издания.
Создание каталога
презентаций по предметам
В течении года
Круглый стол
доклад
Диагностика
майДигностика
детьми
23.Проведение контрольных
итоговых работ за год по всем
предметам.
24.Публикации на сайтах
«Методсовет», в интернетпортале
"ProШколу.ru"
, электронный
журнал «Большая перемена»,
интернетпортфолио учителей".
25.Участие в работе школьного
сайта (периодическое обновление
персональной страницы).
ІІІ Вопросы повышения культуры и кругозора.
26.Послания Президента РК к
народу Казахстана
( ежегодные послания )
"Банк
Сбор информации в Internet;
Программа развития
языков в РК до 2017 г
1.
май
Распространение опыта
работы
В течении года
В течении года
В течении года
2. Государственная программа
развития образования РК на
20112020 годы
3. Национальный план
действий на 20122017 годы
по развитию
функциональной
грамотности школьников
27.Конституция РК
«Я и мои права»
Конституция РК
Классный час
В течении года28. Подписка на газеты и журналы
29. Пополнение личной библиотеки
Октябрь, ноябрь
В течении года