План урока информатики по теме: "Информационное общество"
Оценка 4.8

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
информатика
10 кл
20.09.2017
План урока информатики по теме: "Информационное общество"
На протяжении всей своей истории человечество овладевало сначала веществом, затем энергией и, наконец, информацией. При этом на заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем информации увеличивался, и люди почувствовали недостаток индивидуальных знаний. Потребовалось научиться обобщать знания и опыт, которые способствовали правильной обработке информации и принятию необходимых решений.
urokinformacionnoeobshaestvo.docx
План урока.  Информационное общество. Цели:   выделить этапы развития информационного общества;   сформировать у учеников понятие «информационная культура»;   указать на правовую основу информационной деятельности человека;  выделить понятие «рынок информационных услуг». Требования к знаниям и умениям:  Учащиеся должны знать:  этапы формирования информационного общества;  характерные черты информационного общества;  признаки информационной культуры человека;  перечень информационных услуг, существующих сегодня.         Учащиеся должны уметь:  пользоваться информационными ресурсами;  выработать в себе черты человека, владеющего информационной       культурой. Программно­дидактическое   обеспечение:  ПК,   программа   РоwеrРоint, элементы для создания образа человека, владеющего информационной культурой, и готовые рисунки на каждого ученика. I. Постановка целей урока 1. Считаете ли вы себя человеком, владеющим информационной культурой? Ход урока Почему? 2. Как можно охарактеризовать наше общество сегодня? 3. Каков запас информационных ресурсов России? 4. Как можно защитить информацию? II. Проверка домашнего задания (устно) Попросить на доске составить списки профессий из задания уровня понимания. В это время устно провести конкурс «Лучшее определение» из задания уровня знания. Выставки  рисунков  «Мое  видение мира». Электронные  рисунки необходимо заранее,   на   перемене,   загрузить   в   компьютеры   и   демонстрировать   на   экранах мониторов. Попросить детей прокомментировать свои работы. III. Изложение нового материала 1. Этапы развития информационного общества. Его информатизация На   протяжении   всей   своей   истории   человечество   овладевало   сначала   ве­ ществом, затем энергией и, наконец, информацией. При этом на заре цивилизации человеку хватало элементарных знаний и первобытных навыков, но постепенно объем   информации   увеличивался,   и   люди   почувствовали   недостаток индивидуальных   знаний.   Потребовалось   научиться   обобщать   знания   и   опыт, которые   способствовали   правильной   обработке   информации   и   принятию необходимых решений. И человек стал придумывать  различные  устройства. На свет стали появляться различные средства и методы обработки информации, в результате чего определились некие этапы кардинальных изменений в обществе — информационные революции. В   развитии   человечества   существуют   четыре   этапа,   названные   информа­ ционными революциями, которые внесли изменения в его развитие. Первая — связана с изобретением письменности. Изобретение   письменности   обусловило   качественный   гигантский   и количественный скачок в развитии общества. Знания стало можно накоплять и передавать   последующим   поколениям,   т.е.   появились   средства   и   методы накопления информации. Вторая (середина XVI века) — связана с изобретением книгопечатания. Книгопечатание   также   кардинальным   образом   изменило   человеческое общество, а также культуру и организацию деятельности. Человек получил новые средства хранения, систематизации и размножения информации. Эта революция выдвинула   качественно   новый   способ   хранения   информации,   а   также   сделала доступными культурные ценности личности. Третья (конец XIX века) — связана с изобретением электричества. Появились   телеграф,   телефон   и   радио,   позволяющие   быстро   передавать   и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационной коммуникации. Четвертая (70­е годы XX века) — связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Электрические и механические средства преобразования информации ушли в прошлое.   Им   на   смену   пришли   электронные   средства,   которые   позволили миниатюризировать узлы, приборы и машины и создать программно­управляемые устройства. Толчком к четвертой революции послужило создание в середине 40­х годов ЭВМ. Последняя, четвёртая информационная   революция дала толчок человеческой цивилизации для перехода от индустриального общества к информационному так же, как в своё время общество от аграрного перешло к индустриальному. Рассказ иллюстрируется. Кириллица        Печатный станок    Электрическая лампочка Компьютер Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято   производством,   хранением,   переработкой   и   реализацией   информации, особенно   высшей   ее   формы   —   знаний.   Некоторые   характерные   черты информационного общества: 1.   Объемы   информации   возрастут,   и   человек   будет   привлекать   для   ее   об­ работки   и   хранения   специальные   технические   средства.   В   информационном обществе людям и коллективам, прежде чем предпринять какое­либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обработать. Он привлекает для этого специальные технические средства. 2. Неизбежно использование компьютеров. В   информационном   обществе   использование   компьютеров   неизбежно.   Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы,   ускоряет   принятие   оптимальных   решений,   автоматизирует   обработку информации. 3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта. Во   второй   половине  XX  века   произошел   переход   людей   из   сферы   прямого материального   производства   в   информационную   сферу.   Появился   новый социальный   слой,   который   называют   «белые   воротнички»   —   люди,   не   про­ изводящие   непосредственно   материальные   ценности,   а   занятые   обработкой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт станет более «информационно емким». Его стоимость будет зависеть от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга. 4.   Увеличится   доля   умственного   труда,   т.к.   продуктом   производства   в информационном   обществе   станут   знания   и   интеллект.   Увеличится   количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом. 5. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг. Уже сейчас компьютерные игры занимают большую часть свободного времени человека. Сейчас они трансформируются в сетевые игры с участием нескольких удаленных   партнеров.   Растет   время   «проведенное»   в   Интернете,   где   можно путешествовать   по   образовательным   сайтам,   виртуальным   музеям,   читать литературу   и   т.д.   Большой   популярностью   пользуются   «чаты»   и   служба  ICQ, которые   позволяют   общаться   с   людьми   на   расстоянии   в   режиме   реального времени. 6.   Будут   развиваться   компьютерная   техника,   компьютерные   сети,   ин­ формационные технологии. Сеть   Интернет   разрастается   на   10­15%   в   месяц   и   число   ее   пользователей приближается к 200 миллионам человек (возможно, что это устаревшие данные, так   как   количественные   характеристики   Интернета   устаревают   быстрее,   чем печатаются   книги,   в   которых   эти   данные   приводятся).   Информационные технологии универсализируются, чему способствует использование современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств ­ компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д. Устройства хранения информации станут   крошечными,   умещающимися   на   ладони.   Они   будут   иметь   собственный универсальный   справочник,   объем   которого   сопоставим   с   несколькими энциклопедиями, а также его можно будет подключать к сети, чтобы получать оперативные данные, например о погоде или пробках на дороге и т.д. 7.   У   людей   дома   появятся   всевозможные   электронные   приборы   и   ком­ пьютеризированные устройства. Дома   будут   оснащены   вместо   системы   проводов   одним   силовым   и   одним информационным кабелем, который возьмет на себя все информационные связи, включая   каналы   кабельного   телевидения   и   выход   в   Интернет.   Специальный электронный   блок   будет   контролировать   всю   бытовую   технику   и   все   системы жизнеобеспечения. Здание станет «умным». К «умным зданиям» добавятся «умные автомобили», в которых кроме ставшего обязательным компьютера, следящего за технической   частью   автомобиля,   будет   функционировать   система,   постоянно связанная с городскими информационными службами. Такой автомобиль будет связан с «умным домом» и даже сможет им управлять. 8.   Производством   энергии   и   материальных   продуктов   будут   заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации. На производстве происходит   массовое   сокращение   людей   на   сборочных   пиниях,   впоследствии внедрения вместо них роботов и манипуляторов. 9. В сфере образования будет создана система непрерывного образования. Человек получит возможность учиться всю жизнь, чтобы не отстать от времени, иметь возможность сменить профессию, занять достойное место в обществе. 10.   Дети   смогут   обучаться   на   дому   с   помощью   компьютерных   программ   и телекоммуникаций. В связи с этим формы обучения в учебном процессе изменятся, и появится ряд проблем, связанных с воспитательными аспектами обучения. 11. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать. Для перехода от индустриального общества к информационному должна была возникнуть ситуация   информационного   кризиса.   И   она   возникла   в   связи   с   тем,   что   в  XX  веке лавинообразный   поток   информации,   хлынувший   на   человека,   сделал   практически невозможной его ориентацию в этом объеме. Возникло большое количество избыточной, лишней информации. Началом же перехода к информационному обществу стало внедрение современных средств обработки и передачи информации в различных сферах деятельности человека. Этот процесс называется информатизация. Переход  от   индустриального   общества   к   информационному   осуществился,  благодаря информатизации общества. Информатизация   общества  —   это   процесс,   при   котором   создаются   условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года). До   недавнего   времени   вместо   термина   «информатизация»   использовался   термин «компьютеризация», который означает развитие и внедрение компьютеров в общество. Но информатизация общества является более широким понятием, нежели компьютеризация, т.к. сегодня главными являются не столько технические средства, сколько сущности и цели социально­технического процесса в целом. Компьютеры являются только частью процесса информатизации общества — ее базовой технической составляющей. 2. Информационная культура человека Чем определяется культура человека? Культура человека определяется: 1. Знаниями, умениями, профессиональными навыками. 2. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. 3. Способами и формами взаимного общения людей. Личная культура человека определяется: 1. Уровнем его умственного развития. 2. Характером его профессиональной и творческой деятельности. Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда. Представим   себе   человека,   владеющего   информационной   культурой, следующим образом: Пояснение: приготовить образ культурного человека в виде отдельной фигуры и разместить   ее   на   доске.   В   ходе   рассказа   добавлять   к   фигуре   элементы, иллюстрирующие характерные черты информационной культуры человека. В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась еще одна категория — информационная. Информационная   культура   ­  это   умение;   целенаправленно   работать   с   информацией   и использовать   для   ее   получения,   обработки   и   передачи   компьютерную   информационную технологию, современные технические средства и методы. В связи с этим информационная культура человека должна проявляться в следующем: ­ в навыках  использования  различными  техническими   устройствами ­  от телефона   до персонального компьютера и компьютерных сетей. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске элемент (компьютер и телефон). ­ в способности владеть информационными технологиями.  Пояснение:   добавить   к   фигуре   человека   на   доске   следующий   элемент   (окна программ из пакета  Microsoft Office, Adobe Photoshop, Corel Draw и  др.). ­   в   умении   извлекать   информацию,   как   из   периодической   печати   так   я   из электронных коммуникаций. Пояснение: добавить к фигуре культурного человека на доске следующий элемент (страница из газеты или журнала и окно программы Internet Explorer). ­   в   умении   представить   информацию   в   понятном   виде   и   правильно   ее использовать с максимальным эффектом. Пояснение: добавить к фигуре человека на доске следующий элемент (реклама чего­либо). ­ в знании различных методов обработки информации.          Пояснение: добавить к фигуре человека на доске следующий элемент (решение квадратного   уравнения   в   тетради,   с   Помощью   языка   программирования,   в электронных таблицах). ­ в умении работать с разными видами информации. Пояснение:  добавить   к  фигуре   человека   на  доске  следующий   элемент   (аудио­, видеоинформация, символьная информация, графическая информация). Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой. Пояснение: подготовить этот образ целиком заранее, распечатать его на бумаге и раздать каждому ученику. Упражнение 1 (устно) Ответьте на вопрос: «В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?»  Пояснение: ученик должен аргументировать свой ответ. Т.к. вероятность того, что все дети владеют информационной культурой, достаточно невысока, то после ответов всех учащихся сообщить им о том, что на уроках информатики они как раз и будут формировать и повышать уровень информационной культуры. 3. Национальные информационные ресурсы России Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Ресурс — это запас или источник некоторых средств. Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы. Информационные   ресурсы  —   отдельные   документы   и   отдельные   массивы документов,   документы   и   массивы   документов   в   информационных   системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».) На самом деле это достаточно узкое определение, и к информационным ресурсам уместно   относить   все   научно­технические   знания,   произведения   литературы   и искусства, множество иной информации общественно­государственной значимости. Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает. И   это   действительно   так.   Топливо   сжигается,   финансы   расходуются   и   т.п.,   а информационный   ресурс   остается   «неисчерпаемым»,   им   можно   пользоваться многократно. Классификация национальных ресурсов 1. Библиотечные. Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек. Создаются локальные сети, электронные каталоги, базы данных с несколькими миллионами записей, выпущены СО­RОМ диски с библиографической информацией обо всех книгах, публикация этих ресурсов через Интернет.  Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. 2. Архивный фонд. Хранит около 460 млн. документов и ежегодно пополняется на 1,6 млн. Есть электронные версии справочников по архивной информации. Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. 3. Государственная система научно­технической информации. Самая   развитая   в   мире.   К   ней   относятся   научно­технические   библиотеки, журналы, публикации, литература, научно­технические разработки, статьи и т.д. 4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики. Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. Эта   информация   отражает   экономические   показатели,   развитие   негосу­ дарственного сектора, инвестиции, цены и тарифы, заработную плату, доходы и уровень жизни населения и др. Госкомстат России имеет обширные базы данных и электронные справочники. 5. Государственная система правовой информации. Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. Содержит более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательств Российской Федерации.   В   этой   системе   находится   Государственный   реестр   общественных объединений и религиозных организаций, база данных судебной статистики, своды законов, кодексы. 6. Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. Здесь находится информация о социально­экономической ситуации в России и ее   регионах,  правовая   информация,  информация   о   чрезвычайных   ситуациях   на территории   России.   Вся   эта   информация   представлена   в   виде   массивов документов и баз данных. 7. Информационные ресурсы отраслей материального производства.  Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. Эти ресурсы содержат информацию о положении дел на предприятиях, заводах, фабриках. В электронном виде эта информация представлена у 60% предприятий гражданских   отраслей   промышленности,   у   70%   предприятий   оборонного комплекса, у 47% предприятий агропромышленного комплекса. 8. Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах.  Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. Эта   информация   о   недрах   земля,   геологических   разработках,   о   запасах минерального сырья, гидрометеорологическая информация, экологическая и т.д. Объем этой информации измеряется тысячами гигабайтов. 9. Информационные ресурсы социальной сферы.  Пояснение: показать рисунок, слайд или фотографию. Связаны они с образованием, медициной, службами занятости и социального обеспечения, системами пенсионного обеспечения, разного рода страхованием и т. д. 4. Этические и правовые аспекты информационной деятельности человека Информационное   общество   кроме   всех   вышеперечисленных   благ   несет   для   человека   и множество   этических   и   правовых   проблем.   Не   следует   воспринимать   его   как   очередную утопию, сулящую всеобщее счастье. На пути к информационному обществу встретятся опасности информационного общества: — частная жизнь людей и организаций может быть разрушена; — негативное влияние со стороны средств массовой информации; — сложность выбора качественной и достоверной информации из большого ее объема; — людям все время придется повышать свой профессиональный уровень; — психологические проблемы, связанные с виртуальной реальностью; — усиление социального расслоения людей; — массовая безработица; — «информационные войны»; — информационное неравенство, которое вносит раскол в общество и ставит под угрозу национальную безопасность.                   Меры по регулированию проблем информационного общества: — Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Этот   закон   защищает   авторские   и   имущественные   права   физических   и юридических лиц. — Закон «Об информации, информатизации и защите информации». Этот закон защищает права и свободу личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением «персональной» информации, а также содержит гарантии недопущения   сбора,   хранения   и   использования   информации   о   частной   жизни граждан. —   Раздел   уголовного   кодекса   «Преступление   в   сфере   компьютерной   ин­ формации». Он   определил   меру   наказания   за:   неправомерный   доступ   к   компьютерной информации, создание и распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ и умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и компьютерных сетей; IV. Закрепление изученного Ответьте еще раз на вопросы, поставленные в начале урока. V. Итоги урока Оценить работу класса и назовать учащихся, отличившихся на уроке. Домашнее задание Уровень   знания:  знать  этапы  развития   информационного  общества   и  его   характерные черты. Уровень понимания: как вы себе представляете информационное общество? Уровень применения: с какими проблемами информационного общества вы сталкивались в своей жизни и в частности в школе? Как вы решали эти проблемы? Творческий уровень: 1. Создайте рекламу какого­либо товара, используя для этого свой домашний компьютер. 2. Напишите на домашнем компьютере сообщение о применении компьютера в какой­либо профессии.

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"

План урока информатики по теме: "Информационное общество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2017