План урока на тему: "Расчёты по химическим уравнениям".

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 10.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка предназначена для урока химии в 8 классе, может быть использована в любом УМК по химии. В ходе урока формируются умения проводить расчеты по уравнениям химических реакций, оформлять решение задач, объяснять последовательность действий; повторяются понятия: «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «химическое уравнение», «количество вещества»; продолжается развитие и совершенствование умений записывать химические уравнения и вести расчеты по формуле.
Иконка файла материала Расчёты по химическим уравнениям.docx

Тема урока: Расчёты по химическим уравнениям.

Задачи:

1.      сформировать умения проводить расчеты по уравнениям химических реакций, оформлять решение задач, объяснять последовательность действий;

2.      повторить понятия: «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «химическое уравнение», «количество вещества»;

3.      продолжить развитие и совершенствование умений записи химического уравнения и расчетов по формуле;

4.      развивать логическое мышление, продолжить развитие умений работать в паре.

 

Мотивация и целеполагание:

 

            Создание проблемной ситуации на экологическую тематику с акцентированием внимания на необходимость умения проводить расчеты массы, объёма, как основного, так и побочных продуктов (либо вредных выбросов) технологического процесса промышленных производств.

 

Изучение нового материала:

 

   Составив уравнение химической реакции, можно рассчитать количество вещества, массу, объём реагирующих и образующихся веществ. Для этого нужно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объёма и количества вещества (см. табл. 7).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Для решения задачи нужно использовать следующий алгоритм:

 

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Перевести данные задачи, чтобы они соответствовали друг другу.

3. Над соответствующей формулой  в уравнении записать найденное количество вещества, а количества над формулами искомых веществ обозначить через  х и у.

4. Найти количества искомых веществ, учитывая, что они совпадают с коэффициентами.

5. Найти массу или объём через найденное количество вещества.

6. Оформить ответ.

 

 Далее учащиеся рассматривают примеры решения задач 1-3 (см. 168-171).

 

Обобщение и систематизация знаний:

 

   1. Учащиеся пересказывают друг другу ход решения задач по уравнениям.

   2. §29, упр. 1.

 

Закрепление и контроль знаний:

 

   1. Определите массу SO2, которая образуется при взаимодействии 2 моль серы с кислородом.

   Ответ:  S + O2 = SO2

n(SO2) = n(S) = 2 моль, M(SO2) = 32 + 32 = 64 г/моль, m(SO2) = 64 · 2 = 128 г.

   2. Вычислите массу SO2, которая образуется при взаимодействии 64 г серы с кислородом.

   Ответ: M(S) = 32 г/моль, n(S) = 64/32 = 2 моль, n(SO2) = n(S) = 2 моль, M(SO2) = 32 + 32 = 64 г/моль, m(SO2) = 64 · 2 = 128 г.

   3. Составьте условие задачи, если известно, что вода разлагается под действием постоянного тока на водород и кислород.

   Ответ: определите объём и массы газов, которые образуются при разложении воды, массой 1,8 г под действием постоянного электрического тока.

   2H2O = 2H2 + O2

   M(H2O) = 18 г/моль, n(H2O) = 1,8/18 = 0,1 моль, n(H2O) = n(H2) = 0,1 моль, M(H2) = 2 г/моль, m(H2) = 2 · 0,1 = 0,2 г, V(H2) = 22,4 · 0,1 = 2,24 л; n(O2) = 0,05 моль, M(O2) = 32 г/моль, m(O2) = 32 · 0,05 = 1,6 моль, V(O2) = 0,05 · 22,4 = 1,12 л.

   4. Какая масса алюминия вступила в реакцию с кислородом, если образовалось 3,5 моль Al2O3?

   5. Могут ли 2,68 г кислорода полностью прореагировать с 0,25 г водорода с образованием воды?

   6. Какой объём водорода (н.у.) выделится при действии на цинк соляной кислоты, содержащей 10,95 г хлороводорода, если вторым продуктом реакции является хлорид цинка?

   7. Какие массы соли и воды образуются при растворении оксида меди (II) в 300 г 9,8%-го раствора серной кислоты?

   8. Какой объём воздуха (н.у.) потребуется для сжигания технической серы массой 150 г, содержащей 4% примесей? Продуктом реакции является оксид серы (IV). Объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%.

 

Рефлексия и подведение итогов:

 

            Как вы считаете, на каком уровне (высоком, среднем, низком) находится ваше умение решения задач по химическому уравнению исходя из изученного на уроке? Почему?

 

Домашнее задание:

 

   I уровень: §29, упр. 2,3;

   II уровень: тоже + упр. 4, 5.

                                


 

Посмотрите также