План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."
Оценка 4.9

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
Взрослым
18.03.2017
План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."
Целью урока я ставлю: выяснить сущность процесса познания человека, особенности его чувственного и рационального познания; закрепить навыки работы с учебным текстом; самостоятельной работы, воспитывать у учащихся толерантность. В ходе урока проводится проверка домашнего задания(вопрос-ответ), изучение нового материала с использованием материала учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой "Человек и Общество" и А.Г.Важенина "Обществознание"и закрепление изученного материала по обоснованию высказываний учёных Сенеки и Рериха о рационализме и сенсуализме.Разработка плана урока по обществознанию на тему:"Познавательная деятельность человека."
План урока по учебной дисциплине обществознание.docx
План урока по учебной дисциплине: Обществознание.                      На тему: «Познавательная деятельность человека»                                                         Главная задача цивилизации ­ научить человека мыслить. Сенека Цели: выяснить сущность процесса познания, особенности чувственного и рационального   познания;   закрепить   навыки   работы   с   учебным   текстом; самостоятельной работы, воспитывать у учащихся толерантность. Тип урока: комбинированный. Метод обучения: По источнику знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, дополнительным материалом, критического мышления. Ход урока: I.    Организационный момент: Сегодня мы рассмотрим следующие  вопросы:                                                                                                                       1.    Сущность познания.                                                                                             2.  Чувственное и рациональное познание как формы познания.                           3.    Как добываются знания. II.    Проверка домашнего задания ­     Что   такое   деятельность? (Специфическая,   т.   е.   свойственная  только человеку форма активности.) ­    Какова структура деятельности? (Мотив — цель ­ средства ­ действия ­ результат.) (Фиксирую эту цепочку на доске.) ­     Что   является   результатом   познавательной   деятельности?   (Знания   об окружающем мире.) III.    Изучение нового материала     Сущность   познания.   Прочитайте   текст   учебника.Глава1.Человек. 1. П1.7.стр.48­59. ­     Каков   мотив   познавательной   деятельности?   (Познать   объективную реальность ­ окружающий мир, чтобы в нем ориентироваться.) ­    Какова цель познания? (Получить новое знание о мире.) Наука,   занимающаяся   проблемами   познания,   называется   гносеология. Любая наука ­ это система знаний, основанная на законах и закономерностях, следовательно, цель познавательной деятельности ­ овладение этими законами и   закономерностями. Закон   ­ это   постоянная,   повторяющаяся,   устойчивая связь   между   предметами   и   явлениями,   которая   проявляется всегда. Закономерность ­   это   повторяющаяся   связь   между   предметами   и явлениями, которая проявляется при определенных условиях. ­     Что такое знание? (В широком смысле — информация любого рода, в узком смысле ­ информация, подтвержденная научными средствами.) 2.    Чувственное и рациональное познание как формы познания Прочитайте текст учебника.стр.50. ­     Как   называется   низшая   форма   (ступень)   познания?   (Чувственное познание.) ­     Почему   это   низшая   ступень?   (Все   живые   организмы   имеют   органы чувств.) ­    Каков результат чувственного познания? (Внешняя сторона, единичный образ.) ­    Чем отличается чувственное познание человека от чувственного познания животных   и   растений?   (Зрение   орла   более   острое,   но   все   нюансы   ­ насыщенность   цвета,   скорость   передвижения   объекта   и   т.   п.   может определить глаз человека.) ­     Как   называется   высшая   ступень   (форма)   познания?   (Рациональное познание.) ­    Каков   результат   рационального   познания?   (Знание   законов   и закономерностей.) ­    Какова связь между двумя формами (ступенями) познания? (Единство и взаимодополнение.) На основе приведенных ниже фактов определите факторы, которые, кроме свойств самого предмета, влияют на создание его чувственного образа. Пчелы   не   воспринимают   красного   цвета,   но   воспринимают ультрафиолетовое   излучение.   У   гремучих   змей   есть   особое   «тепловое зрение», с помощью которого они воспринимают инфракрасные лучи. Собаки видят окружающий мир в черно­белом цвете. Дети и взрослые по­разному воспринимают размеры предметов, расстояние между ними и т. п. Учащиеся   должны   сделать   вывод,   что   на   характер   и   содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют: а) особенности наших органов чувств, б) индивидуальный опыт, в) культурно­исторический опыт. Результатом   чувственного   познания   является   субъективный   образ окружающей действительности. В течение длительного времени философы не могут   прийти   разрешить   проблему:   соотношение   объективного   и субъективного в чувственном познании мира. Еще одна проблема ­ соотношение чувственного и рационального познания. Часть   ученых   ­   утверждает   приоритет   чувственного   познания.   Это сторонники сенсуализма.  познания утверждает рационализм. рационального   Приоритет   3. Как добываются знания ­ Что такое знание? (Познание ­ это процесс, а знание есть результат этого процесса.) (Говорю о субъекте и объекте познания.) Чувственное познание имеет три формы: •     ощущение (чувственный   образ   отдельных   сторон,   процессов,   явлений объективного мира, т. е. отражения отдельных свойств объекта, возникающие при его воздействии на органы чувств); •    восприятие (целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании   в   совокупности   всех   своих   сторон   и   связей,   т.   е.   целостные отражения объектов при их воздействии на органы чувств); . представление (обобщенный чувственно­наглядный образ действительности, сохраняемый   и   воспроизводимый   в   сознании   посредством   памяти,   т.   е. наглядные образы объектов, не воздействующие в данный момент на органы чувств). Рациональное познание иногда называют абстрактным, или логическим,  мышлением. Оно имеет следующие формы: •    понятие (отражает общие закономерности, закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях). Это результат выделения   объекта   из   группы   схожих   объектов   на   основе   отличительного признака, присущего всем объектам выделенной группы. Например, понятие «правовая   норма   ­   это   правило   поведения»   с   точки   зрения   гносеологии неверное, потому что не указаны признаки, отличающие правовую норму от общей   совокупности   социальных   норм   как   правил   поведения.   Дайте правильное   понятие   правовой   нормы.   (Это   правило   поведения, установленное   государством   и   общеобязательное   для   выполнения   под угрозой принуждения.)­, •     суждение (устанавливает   связи   между   отдельными   понятиями,   и   с помощью   этих   связей   что­либо   утверждается   или   отрицается,   т.   е.   это абстрактный   объект,   который   констатирует   наличие   или   отсутствие   у предмета, явления, события тех или иных свойств). Например, «Петров Иван Николаевич   дееспособен».   Это   суждение   констатирует,   что   именно   этому Петрову   принадлежат   юридические   качества   дееспособности,   т.   е. способности своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности; •    умозаключение (процесс и результат рассуждений, в ходе которого из  одного или нескольких суждений выводится новое суждение). Чувственное  ощущение , восприятие, представление. Рациональное понятие,  суждение.Суждения, из которых делаются умозаключения,  называются посылками умозаключения; суждение, которое выводится из  посылок, ­ заключением. В умозаключениях переход от посылок (аргументов) к обосновываемому тезису (заключению) происходит в один шаг. Например,  есть две посылки: 1. У птиц есть крылья, 2. Курица ­ это птица. Какое  заключение выводится? (Следовательно, у куриц есть крылья.) 4.В   последнее   время   часть   ученых   пытается   доказать,   что   еще   одним источником знаний является интуиция, предвидение, фантазия, воображение, мечта, гипотеза.                                                                                                                Интуиция – от лат. intuitio – созерцание, от лат. intueor – пристально смотрю; или   от   лат.   глагола   intueri,   что   означает   «всматриваться»,   «проникать взглядом» (зрением), «мгновенно постигать» Предвидение - англ. foresight/ prevision; нем. Voraussicht. Предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент. Различают П. научное, обыденное, интуитивное, религиозное (мистическое).                               Фантазия - психическая деятельность человека, создающая образы и мысленные ситуации, не имевшиеся до этого в его непосредственном жизненном опыте. Ф. возникает в процессе труда и обществ, деятельности как необходимое условие преобразования мира человеком. Воображ ниеее  —   способность   человека   к   спонтанному   возникновению или преднамеренному   построению   в   сознании   образов,   представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались... Мечтае — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого  часто сулит счастье ГИПОТЕЗА – вероятностное предположение, выдвигаемое с целью  объяснения какого­либо явления. 5.Объясняю суть изучения  и применения дополнительного материала  и  литературных прогнозов. IV. Закрепление изученного материала ­    Определите, к какому направлению ­ рационализму или сенсуализму ­  принадлежат авторы следующих высказываний. Свой выбор обоснуйте. Сенека: «Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке  самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет вровень  с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку,  тогда как все остальные чувства ­общие с животными и растениями». Н. Рерих: «Истина не познается расчетами. Лишь язык сердца знает, где  живет великая Правда, которая, несмотря ни на что, ведет человечество к  восхождению». (Сенека ­ рационализм;  Н. Рерих — сенсуализм.) ­    Составьте схему «Формы познания».   Познание     ­ Приведите примеры познания мира или человека на основе чувственного и рационального. (Подвожу итог урока.) Домашнее задание.    Учебник: Обществознание. Кравченко: с. 8­11, задания 1, 2, 5. Технологическая карта урока.     Тема урока Тип урока Цель урока Оборудование План урока Познавательная   деятельность.  Чувственное   и   рациональное познание Изучение нового материала Помочь учащимся выяснить сущность процесса познания,  основные уровни и формы познавательной деятельности Компьютер, проектор, экран, доска, колонки, раздаточный  материал, учебник. А.Г.Важенин.     Обществознание для  профессий и специальностей технического, естественно­  научного, гуманитарного профилей:учебник­2015.с.49­50­51. 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Постановка темы и цели урока 4. Изучение нового материала 5. Информация о домашнем задании 6. Подведение итогов. Рефлексия Методы и формы  обучения Методы:  По источнику знаний: Рассказ, объяснение, беседа,  работа с учебником , критического мышления. Формы: фронтальная, групповая. Основные понятия Познание, сенсуализм, рационализм и их формы.  Предметные Планируемые результаты Метапредметные  Личностные ­ формирование  коммуникативной  компетентности в общении  и  сотрудничестве со  сверстниками; ­ формирование целостного мировоззрения,  соответствующего  современному уровню  развития науки и  общественной практики. ­ умение самостоятельно  определять цели своего обучения,  ставить и формулировать для себя  новые задачи в учёбе и  познавательной деятельности,  развивать мотивы и интересы своей  познавательной деятельности; ­ умение  определять понятия,  создавать обобщения,  устанавливать аналогии,  классифицировать,    самостоятельно устанавливать  причинно­следственные связи,  строить  логическое рассуждение,  умозаключение (индуктивное,  дедуктивное) и делать выводы. ­ приобретение  теоретических  знаний и опыта  применения  полученных знаний и умений для  определения  собственной  активной позиции в  общественной  жизни; ­ развитие  социального  кругозора и  формирование  познавательного  интереса к изучению общественных  дисциплин. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Этап урока Деятельность учителя Органи зационный  момент Проверка  домашнего  задания. Приветствие, положительный настрой на работу  и сотрудничество. Что такое деятельность? Какова структура деятельности? Что является результатом познавательной  деятельности человека? Деятельность учеников  Группа к уроку   готова. Ответы учащихся на  вопросы:  (специфическая, т, е, свойственная только  человеку форма  активности.) (Мотив  – цель –средства – действия ­результат.) (Знания об  окружающем мире.) Постановка  темы и цели  урока Работа с текстом учебника. Обсуждение  Работа с доской, постановка задачи определить  одним словом, что объединяет демонстрируемый визуальный ряд  Обращение с вопросом определить тему урока Вопрос: что вам помогло определить тему  урока? Обозначение темы урока «Познавательная  деятельность. Чувственное и рациональное  познание»  Введение новых понятий (сенсуализм и  рационализм), обращение к учащимся с  вопросом: с вашей точки зрения, какой из видов  познания в определении темы урока сыграл  большую роль?   Ответы учащихся.  Определение понятия по визуальному ряду  (деятельность,  познание) Определение темы  урока  (Познавательная  деятельность) Ответы учащихся  (чувства, опыт,  мышление, речь и  пр.ответы) Просьба сформулировать цель урока Постановки индивидуальной цели для каждого  ученика .   Ответы учащихся  (выбор одного или  другого уровня  познания) Я знаю по теме всё 1. Я ничего не знаю по теме 2. Я знаю достаточно и готов решать задания  ЕГЭ 3. Я знаю недостаточно и хотел бы узнать  больше Ответы учащихся  (Выявить основные  особенности двух  форм познания и  определить, какая  из них занимает  ведущее положение  в процессе познавательной  деятельности) Изучение  нового  материала Вопрос: что нам помогает использовать  чувственное  и рациональное познание? Ответы учащихся  (органы чувств) Работа с терминами на доске (ощущение,  восприятие, представление) Вопрос: Не кажется ли вам, что знания, которые  мы получаем в результате чувственного  познания, не всегда объективны? Работа с дополнительным материалом ,  прогнозами , его обсуждение  Работа с терминами (понятие, суждение,  умозаключение), контроль за выполнением Рефлексия Работа с «Колесом развития» и просьба  учащихся прокомментировать свой выбор Соотношение  терминов с их  определениями Высказывание  учениками своего  мнения Высказывание  учениками своего  мнения,  формулирование  вывода (для  наиболее полного  познания  необходимо  рациональное  познание) Выполнения задания.  Выполнение заданий  членами групп. Презентация итогов  работы Перемещение  стикеров на плакате (по выбору),  комментарии своего  выбора Ответы учащихся  Закрепление  нового  материала Определите к какому направлению­ рационализму или сенсуализму – принадлежат  авторы высказываний. Свой ответ обоснуйте.  Сенека: »Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идёт  вровень с богами. Итак ,разум в его  совершенстве есть благо, присущее человеку,  тогда как все остальные чувства – общие с  животными  и растениями.» (рационализм) Н.Рерих:»Истина не познаётся расчётами.Лишь  язык сердца знает,где живёт великая  правда,которая несмотря ни на что, ведёт  человечество к восхождению.(сенсуализм) Вопрос учащимся: как вам кажется, может ли  помочь нам этот метод в решении заданий  ЕГЭ? Выполнение заданий  ЕГЭ (да, может) Ответить на 9 вопросов, письменно.                        П 1.7.стр.59 учебника. Обществознание. А.Г.Важенин.Для Учебник Информация  о домашнем  задании Подведение  итогов. Вопрос учащимся: какой мы с вами можем  сделать вывод исходя из цели нашего  сегодняшнего урока? Благодарность учащимся за урок, оценивание  профессий и специальностей гуманитарного профилей Ответы учащихся:  Рациональное  познание  невозможно без  чувственного, а  чувственное без  рационального. Они взаимосвязаны и  выступают как  единое целое.

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."

План урока по учебной дисциплине:Обществознание. Тема:"Познавательная деятельность человека."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2017