_____________Е.Л. Пяткова
«____»___________2017 года
План
внеурочной деятельности
начального общего образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 36
с углубленным изучением отдельных предметов»
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности выступает организационным механизмом реализации Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№36». Нормативной основой разработки выступили:
- приказ МО и Н РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"";
- приказы МО и Н РФ от 22.09.2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года № 373», от 26.11.2010 г. № 1214 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года № 373» , от 18.12.2012 г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года № 373», от 29.12.14 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Внеурочная деятельность на уровне НОО осуществляется в соответствии с «Положением об организации и проведении внеурочных мероприятий учащихся».
План внеурочной деятельности является организационным механизмам реализации Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№36».
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения) с учетом интересов учащихся и возможностей школы.
План представлен по уровням реализации: общешкольный уровень; уровень сообщества начальных классов; уровень сообщества параллели классов; уровень класса.
1. Деятельность ученических сообществ начальных классов на уровне
общешкольных воспитательных мероприятий
Месяц |
Мероприятие |
Ответственные |
Сентябрь |
1 сентября - День Знаний 3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. 15 сентября - День Республики Коми (22 августа) (Классный час, квест-ориентирование, посещение музеев и др.), стар фотоконкурсов октября). Третья
неделя - Осенняя ярмарка |
Педагог-организатор, классные руководители Подготовку тур. полосы и обучение младших школьников проводят ученики старших классов под руководством учителя географии. Участниками турполосы являются ученики 2-4 классов. Для учеников 1 классов турполоса проводится в мае. |
Октябрь |
Школьная фотовыставка с выбором учениками понравившихся фото: «Восхительное рядом», «Сыктывкар в фотообъективе» 1 октября - День пожилого человека – поздравления бабушек и дедушек; акция «Солнышко» (поздравления пожилых людей вокруг). 4 октября - День гражданской обороны: Проект «Их именами славится Россия» (классные часы и оформление рекреаций), Республика Коми на примере сотрудников МЧС, встречи с сотрудниками МЧС. 5 октября - День Учителя. Уроки для младших школьников проводят ученики старших классов с подготовкой и реализацией поздравлений учителями. Акция «Чистый двор» (трудовая практика) Акция «Макулатура бережет деревья» (с подсчетом сколько деревьев сберегли классы (60 кг бумаги собранной в качестве макулатуры позволяют сохранить 1 дерево) |
Зам. директора по ВР, педагоги-организаторы Классные руководители
Педагог-организатор, классные руководители
Зам. директора по ВР, Совет старшеклассников
Классные руководители |
Ноябрь |
4 ноября - День народного единства (классные часы, посвященные знакомству с героическими страницами истории России, национальными героями; ученические чтения) 12 ноября – Синичкин день: Акция «Встреча зимних гостей», 11 ноября – Международный день здоровьесбережения: Показательные выступления, мастер-классы учащихся старших классов по различным видам физической культуры и спорта «Делай как Я!» 29 ноября - День матери: Фотовыставка «Наши любимые мамы», конкурсная программа «А ну-ка, девочки…», Поздравительная для мамы (социальная практика) 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Проекты и исследования о домашних животных Акция «Чистим школу» |
Классные руководители
Педагог-организатор Зам. дир по ВР, учителя физической культуры
Учителя русского языка
Классные руководители |
Декабрь |
9 декабря - День героев Отчества. Акция: Минута памяти. Ученические чтения «Я хочу рассказать о герое…» 12 декабря - День Конституции: Сборы классов с обсуждением Конституции РФ и оформлением или внесением изменений «конституции» (устройства жизни) класса Новогодняя неделя |
Зам. директора по ВР, педагог-организатор Классные руководители |
Январь |
27.01 -День снятия блокады Ленинграда: посещение младшими школьниками школьного музея. Классные сборы «Мы помним о блокадном Ленинграде…» 7 января - православное Рождество: Учебный проект «Рождество народов мира» |
Учителя истории Классные руководители, совет дела
Классные руководители |
Февраль |
8 февраля - День российской науки – выставка, матер-классы творческих работ младших школьников 12.02-18.02.2017 - «Широкая Масленица»: проведение по традициям дней масленицы, подготовка чучела масленицы. Участие в общешкольной мероприятии. 15.02 - Дни воинской Славы. Митинг для учащихся младших классов у памятных досок выпускникам школы. 23 февраля - День защитника Отечества: программы «А ну-ка мальчики…», «Семейный спортивный турнир» |
Педагог-организатор. 4-й класс ответственный за подготовку митинга Педагог-организатор
Учителя физической культуры, классные руководители, советы дела |
Март |
8 марта - Международный женский день – концертно-конкурсная программа для мама и девочек, поздравления девочек, Поздравительная для мамы. 20 марта – День земли: Проекты «Достояния Республики Коми»; «Достояния России» |
Педагог-организатор, классные руководители
Классные руководители, Советы дела. |
Апрель |
1 апреля - День смеха. 12 апреля - День космонавтики: Ученические чтения «О космосе и космонавтах» Акция «Чистый двор» Акция «Макулатура бережет деревья» (с подсчетом сколько деревьев сберегли классы (60 кг бумаги собранной в качестве макулатуры позволяют сохранить 1 дерево) |
Классные руководители. Совет дела Классные руководители |
Май |
9 мая - День Победы: школьная акция «Бессмертный полк», Ученические чтения «Я хочу рассказать о Победе…» 15 мая – День семьи: Проекты «Генеалогическое древо моей семьи», «Наши семейные традиции», «Семейные традиции наших предков» (народов мира), «Мои домашние обязанности». Праздник семейных национально-культурных традиций. Праздник последнего школьного дня: подведение итогов, презентация портфолио учениками |
Зам. директора по ВР, педагог-организатор
Классные руководители, совет дела
Классные руководители |
Июнь |
Тематический ДОЛ |
Начальник ДОЛ |
Особенностью реализации данной части плана внеурочной деятельности является включенность учащихся в общешкольные мероприятия, основой которых выступают знаменательные даты мирового и российского календарей. При этом младшие школьники являются не только участниками мероприятий, но и активными их организаторами, что представлено через работу Советов дела и основано на работе педагогического коллектива по развитию самоуправления в классе на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими и инициативными группами. Насыщенная организация жизни классных коллективов сопровождается ведением портфолио класса, за которое отвечают отдельная инициативная группа. В конце года проходит подведение итогов деятельности классных коллективов. Подведение итогов проводит комиссия, в состав которой входят родители учащихся всех классов.
Работа учителей в рамках реализации данного направления выстраивается на основе Положения о работе учителей начальных классов по подготовке класса к общешкольным мероприятиям.
2. Деятельность
ученических сообществ начальных классов
на уровне параллели начальных классов
Объединение учащихся на уровне параллели рассматривается нами как важное условие достижения планируемых результатов с учетом возрастных особенностей, способствует знакомству коллективов друг с другом, позволяет создать уникальную среду для проявления учащимися инициативы, объединения вокруг общих дел. Вносит свою лепту в формирование уклада школьной жизни, в которой царит атмосфера доброжелательности, увлеченности, творческого азарта.
Мероприятия проводятся по направлениям: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность – ежемесячно, согласно графика. Формы проведения мероприятий по количеству участников: индивидуальные, групповые (командные) и коллективные. Виды мероприятий: соревнования, проекты, конкурсы и викторины.
Внеурочные мероприятия разрабатываются совместно учителями одной параллели, проводятся с учащимися классов, результаты мероприятий определяются в зависимости от их вида либо путем выявления победителей (как индивидуально, так и класса), либо презентацией готового продукта общественности (другим классам, родителям, учителям и т.д.).
При подведении итогов могут быть выявлены индивидуальные достижения учащихся. Результаты мероприятий предъявляются учащимся класса и заносятся в рейтинговую таблицу, которая ведется в течение всего года. Индивидуальные результаты учащихся по каждому мероприятию объявляются на линейке и фиксируются ими в папках личных достижений.
Вторым направление деятельности на уровне параллели классов выступает проведение внеурочных конкурсов по предметам Учебного плана.
Целью проведения конкурсных мероприятий по учебным предметам является обеспечение достижения планируемых результатов начального общего образования посредством выполнения конкурсных заданий, разработанных в соответствии с требованиями Стандарта к образовательным результатам в нетрадиционной форме.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- создание условий для повышения мотивации учащихся к обучению, их познавательной активности, развития творческого потенциала;
- создание условий для демонстрации знаний, умений и навыков по предметам всеми учащимися;
- обеспечение возможности проявить свой потенциал каждым учащимся вне зависимости от его учебных успехов (создание условий для переживания ситуации успеха каждым учащимся);
- развитие метапредметных умений учащихся;
- развитие коммуникативных умений, сплоченности коллектива и ответственности за результат на основе отслеживания продвижения класса по рейтинговой таблице результатов в течение учебного года;
- повышение уровня знаний и умений учащихся по предметам, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации.
Содержание конкурсных мероприятий определяется требованиями к образовательным результатам учащихся, определенным содержанием рабочих программ по предметам Основной образовательной программы НОО. Мероприятия проводятся по предметам и рассчитаны от 15 минут (в 1-х классах) до 40 минут в четвертых классах.
Для проведения конкурсов ежегодно разрабатывается график проведения предметных конкурсов.
При подведении итогов выявляются индивидуальные достижения учащихся по каждому предмету. Ученики, набравшие максимальный балл, становятся победителями. Результаты конкурсных мероприятий по каждому предмету предъявляются учащимся класса и заносятся в рейтинговую таблицу, которая ведется в течение всего года. Победителем считается класс, в котором учащимися набран наибольший процент от максимального балла. Индивидуальные результаты учащихся по каждому конкурсу фиксируются ими в папках личных достижений. Виды конкурсов по каждому предмету и их целевая установка отражены в циклограмме.
Циклограмма внеурочных мероприятий с учащимися начальных классов
Циклограмма внеурочной деятельности по направлениям деятельности
Мероприятия |
Количество часов в неделю/ Классы |
|||
I |
II |
III |
IV |
|
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ |
2 |
2 |
2 |
2 |
- Программа ВД «Мир спортивных игр» - Этические беседы о ЗОЖ из цикла «Азбука здоровья» - КТД, тренинги, соревнования - Подвижные игры на свежем воздухе |
|
|
|
|
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ |
2 |
2 |
2 |
2 |
- Программа ВД «Актерская грамота» - Творческие конкурсы, викторины - Посещение театров, музеев, экскурсий - Этнокультурные командные конкурсы, викторины, состязания |
|
|
|
|
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ |
2 |
2 |
2 |
2 |
- Программа ВД «Проектная деятельность» - Предметные конкурсы (в соответствии с циклограммой) -Конкурсы решения предметных (жизненных) задач |
|
|
|
|
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ |
2 |
2 |
2 |
2 |
- Классные часы, беседы (в том числе в форме этического диалога) - участие в акциях, КТД - экскурсии, тренинги, участие в конкурсах, выставках |
|
|
|
|
СОЦИАЛЬНОЕ |
2 |
2 |
2 |
2 |
- участие в акциях, проектах, КТД, - деловые игры, конкурсы - трудовой десант |
|
|
|
|
Всего: |
10 |
10 |
10 |
10 |
На основе данной циклограммы, на параллели классов определяется перечень конкретных внеурочных мероприятий, который согласуется с родителями и утверждается приказом.
3. Занятия внеурочной деятельности в рамках реализации общеразвивающих программ различных направлений
Отдельным направлением организации внеурочной деятельности является организация работы кружков и секций. При этом выбор программ осуществляют родители (законные представители) и учащиеся.
В числе приоритетных по выбору родителей (законных представителей) являются курсы внеурочной деятельности «Актерская грамота», «Мир спортивных игр», «Проектная деятельность».
План
внеурочной деятельности
начального общего образования МАОУ «СОШ№36»
реализуемый посредством программ внеурочной деятельности
Названия программ внеурочной деятельности |
направление |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Актерская грамота |
общекультурное |
1 |
0 |
0 |
0 |
Мир спортивных игр |
Спортивно-оздоровительное |
0 |
0 |
1 |
1 |
Проектная деятельность |
общеинтеллектуальное |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. Внеурочная деятельность на уровне классного коллектива
Каждый классный коллектив – это уникальное социальное явление, основным инициатором создания которого выступает классный руководитель в сообществе с родителями учащихся. У каждого класса формируются свои традиции, дела класса. Какой будет жизнь класса – это зона ответственности самого классного коллектива, в который входят и родители.
Жизнь в классном коллективе должна позволить накопить ученикам опыт работы в творческих группах, опыт подготовки и проведения классных и общешкольных дел, опыт руководства и исполнения, опыт участия в выработке идей и их воплощения. Это требование распространяется на деятельность всех классных руководителей и определяет их работу по организации самоуправления в классе.
Вторым требованием является реализация классными руководителями цикла этических бесед по темам: о ЗОЖ из цикла «Азбука здоровья», гражданско-патриотического воспитания, экологического воспитания, социального воспитания (Уроки добра, Азбука нравственности). Совместно с родителями определяется и содержание воспитательных дел класса. При этом родители становятся не только организаторами, но и участниками классных дел. Среди рекомендуемых и поддерживаемых родителями и учениками:
- Дни театров и музеев, спортивные эстафеты, соревнования, праздники: «А, ну-ка, парни!», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», туристические походы, посещение скалодрома, бассейна, прохождение полосы препятствий, беседы о здоровом образе жизни, проектная деятельность, акции, конкурсы «Безопасная дорога», «Огонь – друг, огонь – враг» и т.д., которые формирую понятие о правильном и безопасном образе жизни, целеустремленность, выносливость, настойчивость в получении результата.
Реализация проектов, исследований, акций: «Вторая жизнь», «Помоги птицам», «Подарки малышам», «Сила слова», «Подарки украшают жизнь» и т.д., беседы, классные часы, участие в волонтерском конкурсе «Добровольческий поступок» позволяют формировать духовный облик учащихся, социализироваться, организовать взаимодействие не только с одноклассниками, но и учащимися школы, преподавателями, родителями, людьми, которые их окружают.
Различные конкурсы, игры и викторины «Звездный час», «Что, где, когда?», «Брейн – ринг», проекты «Почему опадают листья» и т.д. развивают интеллект, познавательный интерес учащихся, а формы проведения данных мероприятий: командные и индивидуальные учат сотрудничать, уметь договариваться, слушать других, принимать решения, нести ответственность за результат как личный, так и своей команды и т.д.
Классные руководители разрабатывают план деятельности класса на основе следующей циклограммы:
Направление ВД |
Количество мероприятий на четверть |
духовно-нравственное |
2 |
социальное |
1 |
спортивно-оздоровительное |
2 |
общеинтеллектуальное |
1 |
общекультурное |
1 |
5. Круглогодичное оздоровление
На основании Постановления «Об утверждении комплекса мер, направленных на оздоровление, отдых и занятость детей и подростков города Сыктывкара», руководствуясь Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закона Республики Коми от 08.05.2014 N 59-РЗ (ред.от 25.04.2017) «О некоторых вопросах организации отдыха и оздоровления детей в Республике Коми» (принят ГС РК 24.04.2014), Распоряжения Правительства Республики Коми от 15.05.2015 г. №193-р «Об утверждении Комплекса мер, направленных на развитие системы оздоровления и отдыха детей, проживающих в Республике Коми, на 2015-2017 годы», Постановление Правительства Республики Коми от 21.05.2002 № 59 (в ред. от 23.01.2017) «О Координационном совете при Правительстве Республики Коми по организации круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков», в целях эффективного и качественного проведения оздоровительной кампании в 2017-2018 учебном году, организации занятости детей в каникулярное время, в том числе из числа семей, находящихся в социально опасном положении, профилактики безнадзорности и правонарушений среди учащихся администрация МО ГО «Сыктывкар» школа проводит организационную работу по комплектованию групп учащихся – детей, учащихся общеобразовательных организаций МО ГО «Сыктывкар», в возрасте до 18 лет, проживающих на территории МО ГО «Сыктывкар», в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, расположенные на территории Республики Коми и за ее пределами в соответствии с квотой, выделенной Министерством образования Республики Коми.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.