План воспитательной работы 5 класс ФГОС
Оценка 5

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
5 кл
18.12.2018
План воспитательной работы 5 класс ФГОС
План воспитательной работы ФГОС разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их интеллектуальных и индивидуальных особенностей. Включает в себя характеристику классного коллектива, ежемесячный план воспитательной работы, протоколы собраний, тема и работа над ней по самообразованию, рекомендации для родителей и родительский лекторий.
план воспит. готовый (1).docx
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 5 «В»  КЛАССА Смольской Евгении Александровны на 2018 – 2019 учебный год Содержание плана воспитательной работы классного руководителя: 1. Цели и задачи воспитательной работы школы. 2. Цель воспитательной работы класса 3. Задачи воспитательной работы класса 4. Социальный паспорт класса. 5. Характеристика классного коллектива. 6. Циклограмма деятельности классного руководителя. 7. Организация самоуправления в классном коллективе: 7.1. Поручения обучающихся 7.2. План работы органов самоуправления (по месяцам) 7.3. Занятость обучающихся 7.4. Протоколы классных собраний и заседаний органов самоуправления 8. Направления деятельности и формы работы 9. Работа с родителями (родительский комитет, план работы р.к., темы род.собраний, лекторий для родителей, протоколы  род.собраний и р.к.) 10.Индивидуальная работа с родителями 11. Индивидуальная работа с обучающимися 12. Работа с обучающимися, состоящими на всех видах учёта 13. План работы по теме самообразования. 14. Нормативно­правовые документы (приказ о назначении кл.рук., положение о кл.рук.школы, должностная инструкция,  конвенция) 1. Цели и задачи воспитательной работы школы: Цель: Формирование гармонично развитой личности, способной творить и строить достойную жизнь в современных условиях. Задачи:  формирование активной жизненной позиции, развитие личностного потенциала каждого ученика;  укрепление физического здоровья каждого ребенка через занятия физической культурой и спортом;  вовлечение каждого школьника в систему дополнительного образования, развитие творческих способностей;  воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране, ценностное отношение к культурному прошлому, уважение  прав человека;  формирование культуры поведения и культуры общения. 2.     Цель воспитательной работы класса Главная цель воспитательной работы – создание благоприятных условий для воспитания духовно­развитой личности с  позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией. Направления ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья и Ценности   любовь к России, своему народу, своему краю;  гражданское общество;  поликультурный  мир; свобода личная и национальная;  доверие к людям, институтам государства и  гражданского общества; социальная солидарность; мир во всем мире;  многообразие и  уважение культур и народов  правовое государство;  демократическое государство; социальное государство;  закон и  правопорядок; социальная компетентность;  социальная ответственность;  служение  Отечеству; ответственность за настоящее и будущее своей страны  нравственный выбор;  жизнь и смысл жизни;  справедливость; милосердие;  честь;   достоинство;  уважение родителей;  уважение достоинства другого человека, равноправие,  ответственность, любовь  и верность;  забота о старших и младших;  свобода совести и  вероисповедания;  толерантность, представление о светской этике, вере, духовности,  религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на  основе межконфессионального диалога;  духовно­нравственное развитие личности безопасного образа жизни физическое, социально­психологическое  и духовное здоровье человека; здоровый образ  жизни ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание  научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный  смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;  уважение к труду  и людям труда;  нравственный смысл труда, творчество и созидание;  целеустремленность  и настойчивость, бережливость, выбор профессии родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая  культура красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и  искусстве; эстетическое развитие личности 3. Задачи воспитательной работы класса В соответствии с поставленной целью определены задачи воспитательной работы класса:  развитие индивидуальных творческих способностей учащихся;  формирование гражданско­патриотических качеств личности;  воспитание желания и стремления учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию;  поддержание культуры здорового образа жизни;  воспитание позитивного отношения к себе, развитие Я­концепции, нравственных качеств личности;  воспитание чувства уважения к родителям, семье;  воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, формирование умения вести диалог и  готовности к сотрудничеству;  воспитание ответственности, самостоятельности, добросовестного отношения к учебе и трудовой деятельности;  формирование чувства осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимания неразрывности связей Родины,  ее культуры с другими странами. 4. Социальный паспорт класса. Количество учащихся: 28 из них девочек: 12 человек, мальчиков: 16 человек 5. Характеристика классного коллектива. Количество учащихся: 28 из них девочек: 12 человек, мальчиков: 16 человек. По возрасту состав класса в основном одинаков: один учащийся 2006   года рождения, два 2008, остальные 2007 года рождения. Социальный состав класса – 8 учеников из неполных   семей,   20   учащихся   из   многодетной   семьи.   Неблагополучных   нет.   Родители   учащихся   в   основном   со   средне­ специальным образованием.     В классе в основном сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Неуспевающих учеников нет, 2 человека закончили   предыдущий   учебный   год   на   «отлично». Некоторые   дети   занимаются   в   системе   дополнительного   образования спортивного,   художественного   направления.   Несколько   человек   слабоуспевающие,   им   требуется   постоянная   помощь   в организации дополнительных занятий по ряду предметов. Отношения между детьми в классном коллективе достаточно сложные. Ряд учеников, такие как Абросимов Даниил, Богданов Сергей, Рылов Артем, Сак Егор, способны нарушать дисциплину в классе, целенаправленно совершать негативные поступки, обижать одноклассников просто из­за нетерпимости к особенностям других людей. Некоторые ученики имеют схожие интересы ­ посещают одни и те же секции, живут на очень близком расстоянии друг т друга и общаются по соседству­ходят друг к другу в гости, играют после школы вместе. В целом класс характеризуется неоднозначно. Критические   замечания   со   стороны   старших   большинством   принимаются   доброжелательно   и   правильно,  но   наряду   с  этим существует вышеназванная группа мальчиков с низким уровнем культуры общения, а также с несформированностью  основных нравственных ориентиров способна вносить в коллектив разрозненность и неогранизваннность, мешать остальны ученикам на уроке.Кроме этого, эти ученики группы не образуют, существуют в коллективе обособленно. Также существуют лидеры: Оленева Елизавета, Сатарова Дарья, Харитонов Артем. Это общительные, веселые, доброжелательные ребята, «заводилы», которые всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту. Многие учащиеся на уроках проявляют любознательность, пытливость, инициативу, внимательность, но существуют ученики, которые не научены правильно и рационально расходовать учебное время. Не все ученики добросовестно готовятся к урокам, то есть не всегда выполняют домашние задания и рекомендации учителей, путают расписание   уроков   и   из­за   этого   не   имеют   нужных   принадлежностей.   Но   в   целом,   если   в   классе   создать   благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться и работают на хорошем уровне. Изолированный ребенок в классе­ Абросимов Даниил, находится на контроле классного руководителя, социального педагога и психолога школы. Скорее   пассивное   участие   в   жизни   класса   принимает   родительский   комитет.   Коллектив   родителей   также   разрознен,  как   и коллектив учеников, у всех разные взгляды на проблемы учеников, учебные задачи, особенности воспитания детей.  Исходя из выше изложенного, были определены следующие воспитательные задачи: 1.Продолжить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива, воспитанию культуры человеческого общения. 2.Воспитывать правильное понимание человеческих и культурных ценностей, умение видеть  и создавать красоту. 3.Воспитывать способность к самооценке, самопознанию, умение корректировать собственную жизнедеятельность. 6.     Циклограмма деятельности классного руководителя Ежедневно:  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.  2. Организация питания обучающихся, выполнение режима дня.  3. Организация дежурства в классном кабинете, столовой.  4. Индивидуальная работа с обучающимися.  Еженедельно:  1. Проверка дневников обучающихся   2. Проведение мероприятий в классе (по плану).  3. Работа с родителями (по ситуации).  4. Работа с учителями­предметниками (по ситуации).  Каждый месяц:  1. Посещение уроков в своем классе.  2. Консультации у школьного фельдшера по проблемам здоровья учащихся. 3. Встреча с родительским комитетом.  4. Консультации классных руководителей у специалистов (по запросам).  5. Проведение диагностики. Один раз в четверть:  1. Оформление классного журнала по итогам четверти.  2. МО классных руководителей.  3. Анализ выполнения плана работы за четверть, корректировка содержания воспитательной работы на новую четверть.  4. Проведение родительского собрания.  Один раз в год:  1. Проведение открытого мероприятия.  2. Оформление личных дел обучающихся  3. Самоанализ собственной деятельности  4. Планирование воспитательной деятельности.  5. Оформление разработки внеклассного мероприятия  7. Организация самоуправления в классном коллективе: 7.1. Поручения обучающихся Мэр  ­  Заместитель мэра –  Совет Науки и образования:  Совет Культуры:   Совет Печати:  Совет Труда: Совет Здоровья и спорта:  Совет правопорядка:  7.2. План работы органов самоуправления (по месяцам) СЕНТЯБРЬ мероприятие Дата Подготовка и проведение праздника «День 1 сентября ответственный Совет культуры результат № 1 2 Знаний». Исследование занятости учащихся в системе дополнительного образования 1 неделя месяца Легкоатлетический кросс «Золотя осень». 3 4 Подготовка объявлений по текущим событиям в жизни школы Оформление уголка безопасности Беседа «О правилах поведения учащихся», 5 6 в теч.месяца 1 неделя месяца 8 сентября Совет образования и науки Совет здоровья и спорта Совет печати Совет правопорядка распределение зон дежурства по школе 7 8 Контроль за санитарным состоянием школьных Контроль за школьной формой в теч.месяца в теч.месяца кабинетов и территории вокруг школы, наличием сменной обуви и др. 9 Составление графиков дежурства по классу Совет труда 1 неделя месяца ОКТЯБРЬ № 1 2 3 4 5 6 7 8 № мероприятие Организация контроля за сохранностью учебников Подготовка и проведение праздника «День Дата 1 неделя месяца 5 октября Учителя» ответственный Совет образования и науки результат Совет культуры    Кл. ч. «Скажем курению – нет!» в теч.месяца Совет здоровья и спорта День здоровья Подготовка праздничных  открыток и приглашений 1 неделя месяца Совет  печати Контроль за качеством дежурства по школе, в теч.месяца Совет правопорядка анализ пропусков уроков за I четверть Составление графиков дежурства по классу Подготовка классного кабинета к зимнему периоду, организация генеральной уборки класса 1 неделя месяца 3 неделя месяца Совет труда НОЯБРЬ мероприятие дата ответственный результат Акция «Дневник – лицо ученика» ­Просмотр презентации «День народного  единства» 2 неделя месяца Совет образования и науки 27 ноября Совет культуры Совет здоровья и спорта Совет  печати Совет правопорядка Совет труда 1 2 3 4 5 6 участие в соревнованиях между классами  «Самый сильный» (подтягивание – м,  отжимание –д) ­ Конкурс фотографий "Краски природы»           ­ Выставка рисунков «Мое родное село» Работа над «Правилами для учащихся» в теч.месяца в теч.месяца 2 неделя месяца 1 неделя месяца 7 Контроль за санитарным состоянием школьных в теч.месяца кабинетов и территории вокруг школы, наличием сменной обуви и др. 8 Составление графиков дежурства по классу 1 неделя месяца ДЕКАБРЬ № 1 2 3 4 мероприятие дата ответственный результат Анализ успеваемости за полугодие посл.неделя Совет образования и науки Оформление и украшение  классных комнат.           День Неизвестного Солдата месяца 2 неделя месяца 5 декабря Совет культуры          Соревнования по мини футболу  3 неделя Совет здоровья и спорта месяца 5 Конкурс плакатов «Я – за!» (День конституции в теч.месяца Совет  печати     Выпуск стенгазеты «Скажи наркотикам нет» РФ) 6 Контроль за качеством  дежурства     по  школе. 7 Анализ пропусков учащихся без уважительной причины в теч.месяца 3 неделя месяца 8 Контроль за санитарным состоянием школьных в теч.месяца кабинетов и территории вокруг школы, наличием сменной обуви и др. 9 Организация генеральной уборки класса 3 неделя Совет правопорядка Совет труда ЯНВАРЬ № 1 мероприятие Подготовка мониторинга успеваемости учащихся за первое полугодие по классу 2 3 Кл.час «Ответственность за своё здоровье.  Викторина «Знаешь ли ты этикет?» Ценность ЗОЖ» Соревнования по дарцу дата 1 неделя месяца 17.01 18.01 2 неделя месяца ответственный Совет образования и науки Совет культуры Совет здоровья и спорта 4 Конкурс творческих работ «Береги планету!»   5 Помощь кл.руков. в создании презентации «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним». Контроль за качеством дежурства Составление графиков дежурства по классу 6 7 в теч. месяца 1 неделя месяца в теч.месяца 1 неделя Совет  печати Совет правопорядка Совет труда результат № 1 мероприятие День российской науки Игра «Экологические «крестики ­ нолики» 2 Международный день родного языка ­ День Защитников Отечества ­ Конкурс патриотических  песен и стихов Игра «Путешествие в спасибоград» Лыжная эстафета Поздравление ко Дню защитников Отечества 3 4 5 Выпуск стенгазеты  «Береги здоровье смолоду» 6 Анализ пропусков учащихся без уважительной причины «Колесо прав и обязанностей» Контроль за качеством дежурства Акция «Наведи порядок в своём доме, дворе, улице» мероприятие Акция «Неделя пятёрок» 7 8 9 № 1 2 Праздник «Международный женский день» ­ Всероссийская неделя детской и юношеской книги. Л.Н.Толстой (190 лет) Акция «Подарок маме» месяца ФЕВРАЛЬ ответственный Совет образования и науки Совет культуры и досуга результат Совет здоровья и спорта Совет  печати Совет правопорядка Совет труда ответственный Совет образования и науки результат Совет культуры дата 8.02 1 неделя 21 февраля В теч мес 22.02 В теч месяца 22 февраля в теч.месяца в теч.месяца 3 неделя месяца в теч.месяца в теч.месяца МАРТ дата 1 неделя месяца 7.03 22.03 7.03 ­ Беседа «Что такое этикет?» 3 неделя 3 Соревнование по настольному теннису В теч месяца Совет здоровья и спорта ­ Сюжетно – ролевая игра «Твое здоровье в  твоих руках»  4 5 Подготовка объявлений по текущим событиям Выпуск газеты «8 Марта» в жизни школы Конкурс рисунков «Дорога и мы», «Спасем мир от пожаров». Анализ пропусков уроков учащимися без уважительной причины за 3 четверть Конкурс «Самый зеленый класс» Организация генеральной уборки класса 6 7 8 9 14.03 в теч.месяца Совет печати Совет правопорядка Совет труда 3 неделя месяца в теч.месяца В теч месяца 3 неделя АПРЕЛЬ № 1 2 День космонавтики. Гагаринский урок «Космос мероприятие дата ответственный Совет образования и науки 12 апреля Совет культуры результат Просмотр видеоролика «Путешествие в мир 26 апреля ­ это мы» красоты» Весенняя Неделя добра Конкурс «Спортсмен года» выпуск  стенгазет «Экологическая  безопасность» в теч.месяца в теч.месяца 1 неделя Совет здоровья и спорта Совет печати выставка рисунков «Береги природу!» 4 неделя 3 4 5 6 7 .«Правила безопасного поведения вне уроков» 8 Контроль за санитарным состоянием школьных 27 апреля Совет правопорядка кабинетов и территории вокруг школы, в теч.месяца наличием сменной обуви и др. Составление графиков дежурства по классу Акция  «За чистый школьный двор»  1 неделя 2 неделя Совет труда 9 10 № 1 мероприятие Подведение предварительных итогов успеваемости учащихся за год День славянской письменности и культуры 2 3 Международный день семьи  Беседа  «Осторожно! Огонь!» 4 Подготовка и проведение смотра  строя и песни ­ Легкоатлетический кросс. МАЙ Дата 2 неделя 24.05 2 неделя 23.05 2 неделя В теч мес ответственный Совет образования и науки результат Совет культуры Совет здоровья и спорта 5 Подготовка объявлений по текущим событиям в теч.месяца в жизни школы Совет печати 6 7 Изготовление открыток «Подарок ветерану», 1 неделя «Спасибо за Победу!». Анкетирование  «Занятость в каникулярное 3 неделя Совет правопорядка 8 Контроль за санитарным состоянием школьных время» кабинетов и территории вокруг школы, в теч.месяца Совет труда 9 наличием сменной обуви и др. Подготовка классного кабинета к летним каникулам, генеральная уборка класса Акция  «За чистый школьный двор» 3 неделя 7.4. Протоколы (отчеты)  классных собраний, заседаний органов самоуправления 8. Направления деятельности и формы работы Сентябрь Направление работы Мероприятие ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности патриотизма СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни ­ День знаний ­ «Я – гражданин России!» ­ «Герои земли Русской» ­ «Знакомство с правами и  обязанностями учащихся» ­ Анкетирование «Внеурочная  занятость» ­ Кл.час «День солидарности в  борьбе с терроризмом» ­ Осенняя Неделя добра ­ круглый стол «Конверт  дружеских вопросов» Участие в месячнике  безопасности: ­ изготовление маршрутных  листов  «Школа­дом» ­ конкурс рисунков «ПДД –  знать должны все!» ­ инструктаж по  пожарной  Форма проведения классный час, общешк.линейка круглый стол просмотр  презентации лекторий анкета просмотр презентации 1 сентября 8 сентября начало месяца участие  обмен мнениями в теч.месяц 15 сент зарисовки в теч.мес рисунки викторина Дата Ответственный Результат кл.руков. мэр класса совет культуры кл.руков. совет науки мэр класса совет культуры мэр класса кл.руков кл.руков органы самоуправл. безопасности; ­конкурс творческих работ  «Будь осторожен с огнем!»:  рисунков (1­7 классы); ­викторина на лучшего знатока  правил  пожарной безопасности ­ подготовка и просмотр  презентаций, фильмов  по теме «Противопожарная  безопасность» ­ Легкоатлетический кросс  «Золотая осень» ­ Генеральная уборка кабинета  и  участка школы,   закрепленного за классом,  организация дежурства ­ Экологическая викторина  «Наш дом – Земля». ­ Экологические уроки «  Природа просит о помощи» ­ Распространение листовок «У мусора есть свое место» Классные часы,   посвященные  памятным  датам: ­Посещение библиотек,  музеев, ­ Работа по соблюдению   творч.работы изготовл.плакатов участие совет спорта 3 неделя совет труда 2 неделя совет труда и правопорядка викторина игра листовки беседы в  теч.месяц кл.руков совет  правопорядка ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному, школьной формы Мероприятие Мероприятия,  посвященные   тематическим  праздникам  России:  День пожилого  человека  День Учителя ­ Анкетирование   «Занятость в  каникулярное время» ­ «Права и обязанности  учащихся»  ­ «Экстремизм, терроризм  ­ угроза жизни»  ­ Кл.час «День памяти  жертв политических  репрессий» Октябрь Форма проведения Дата Ответственный Результат беседа организац.поздравлений 1 октября 5 октября кл.руков совет культуры анкета 1 неделя кл.руков лекторий просмотр презентац. просмотр презентац 1 неделя 2 неделя 26.10 кл.руков совет печати кл.руков совет культуры Направление работы ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, патриотизма СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений,  ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья  ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе, ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному ­ Беседа «Внешний вид  ученика» беседа 3 неделя мэр класса,совет правопорядка Классные часы, с  просмотром презентаций:  ­ «Безопасное поведение  во время каникул» ­ Игры «Пионербол» ­ Акция «Молодежь за  здоровый образ жизни» кл.час, презентация 3 неделя кл.руков участие участие совет спорта мэр класса в теч.месяц в  теч.месяц ­ Игра – презентация «Как  стать успешным?» конкурс профессий 3 нед.месяц кл.руков кл.руков. ­ Озеленение кабинета  ­ Экскурсии, походы,  выезды на турбазу в  Синицинский бор Часы общения,  посвященные памятным  датам и событиям  российской истории: • посвященный жизни и  творчеству Ивана  Сергеевича Тургенева Всероссийский урок, в теч.месяц кл.руков лекторий просмотр презентац 26 – 29 октября классные руководители, учителя истории обществознания, литературы, руководитель музея Ноябрь Форма проведения кл.час праздник Дата Ответственный Результат 16 ноября 27 ноября кл.руков совет культуры кл.час 5 ноября совет культуры Направление работы Мероприятие ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ­ Международный день  толерантности; ­ Международный День Матери Часы общения, посвященные  памятным датам и событиям  российской истории:  День народного единства  День проведения военного  парада на Красной  площади в городе Москве в ознаменование двадцать  четвертой годовщины  Великой Октябрьской социалистической  революции (1941 год) ­ «Умей сказать «нет»» –Кл.час «Международный день  толерантности»; ­ Беседа «Воспитанный человек ­  это…» ­ «Заброшенные, одинокие,  непонятные» ­ «Безопасный ИНТЕРНЕТ» ­  всероссийский урок  безопасности школьников в сети  Интернет ­ Соревнование между классами  «Самый сильный» (подтягивание  – м, отжимание –д) ­ Конкурс рисунков «Моя  будущая профессия СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе ­ Конкурс фотографий "Краски  природы»                               ПРЕКРАСНОЕ: воспитание • День народного единства игра 2 неделя 16 ноября кл.руков кл.руков беседа круглый стол 2 неделя 3 неделя совет культуры кл.руков урок в теч.месяц кл.руков. совет спорта соревнования конкурс посл.недел совет печати конкурс в теч.месяц кл.руков презентация 4 ноября Классный ценностного отношения к прекрасному руководитель Декабрь Направление работы Мероприятие ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ­ День Неизвестного Солдата; День начала контрнаступления  советских войск против немецко­ фашистских войск в битве под  Москвой (1941 год)  ­ День Героев Отечества Форма проведения просмотр презентац Дата Ответственный Результат 3 – 5 дек. совет культуры просмотр воен.фильма 10 дек. мэр класса ­ День Конституции Российской  Федерации ­ 25 лет со дня образования  Содружества Независимых  Государств ­ Ответственность за нарушение  ПДД ­ Анкетирование  «Занятость в  каникулярное время» ­ брейн – ринг «Закон на страже  прав ребенка» ­ игра – викторина «Законы  школьной жизни» просмотр презент 12 дек. 28 дек. кл.руков лекторий анкета 1 неделя 1 неделя кл.руков кл.руков. брейн – ринг викторина 2 неделя 3 неделя совет правопорядка ­ Международный день инвалидов беседа 2 неделя кл.руков ­ Сюжетно – ролевая игра «Быть  здоровым» ­ «Гигиена тела» игра беседа 3 неделя 3 неделя совет спорта кл.руков ­ «Учение – не мучение» ­ «Труд красит человека» игра круглый стол 2 неделя 1 неделя ­ Информационный час  «Глобальные проблемы  современности» просмотр презентац 3 неделя совет науки совет труда совет науки СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни ТРУД: воспитание трудолюбия  ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание по страницам 1 неделя совет культуры кр.книги просмотр презентац беседа 10 дек. совет печати совет культуры ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному День Героев Отечества 165 лет со Дня победы  ­ Галерея Красной книги • • русской эскадры под  командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп      (1 декабря 1853 года). 305 лет со Дня первой в  • российской истории морской  победы русского флота  под  командованием Петра Первого над              шведами у мыса Гангут (9  августа 1714 года) • посвященный жизни и творчеству  Александра Исаевича  Солженицына (10 – 11 классы) • Российской Федерации Всероссийский урок,  День Конституции  Январь Направление работы Мероприятие ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, ­ Международный день памяти  жертв Холокоста Форма проведения просмотр презентации Дата Ответственный Результат 25 января кл.руков ­ Литературные часы школьного  литературн.час в теч.мес. кл.руков. патриотизма СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений,  библиотекаря: «Никольская  ярмарка» ­ Виды наказаний, назначаемые  несовершеннолетним. Детская  воспитательная колония; ­ «Есть ли границы у свободы?» ­ Викторина «Знаешь ли ты  этикет?» ­ «Мои достоинства, мои  недостатки» ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья  ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию ­ Тематические классные часы о  вреде алкоголя, курения и  употребления наркотиков  «Береги здоровье смолоду» ­ «Народные промыслы» ­ «Труд – основа жизни» ­ "Такие разные профессии" ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе ­ экологической катастрофы,  поиск ответа на вопрос «Что  зависит от меня?» ­ Конкурс творческих работ  «Береги планету!»   лекторий 1  неделя кл.руков круглый стол 2 неделя кл.руков викторина 2 неделя совет культуры тренинг 1 неделя кл.руков кл.час 3 неделя совет спорта беседа с элементами игры круглый стол экскурсия на производство круглый стол 1 неделя совет труда 2 неделя кл.руков. в теч.месяц кл.руков 3 неделя кл.руков конкурс в теч.месяц ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному ­ «Красота, гармония и  целесообразность в природе» ­ «Мир прекрасного» • Даниила Александровича  Гранина, российского писателя  (1919г) 100 лет со дня рождения  беседа,  в совет культуры видеоролик теч.месяц а Направление работы Мероприятие Форма Дата Ответствен. Результат Февраль ПАТРИОТИЗМ И  ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание  гражданственности,  патриотизма,  ­ День Защитников Отечества ­ День памяти о россиянах,  исполнявших служебный долг за  пределами Отечества ­ Конкурс патриотических  песен и  стихов ­ встречи с ветеранами боевых  действий проведения праздник презентация конкурс встреча 3 неделя 2 неделя кл.руков кл.руков в теч.месяц 2 неделя совет культуры кл.руков. СОЦИАЛЬНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:  воспитание социальной  ответственности  НРАВСТВЕННОСТЬ:  воспитание нравственных  чувств, убеждений,  ЗДОРОВЬЕ И  БЕЗОПАСНОСТЬ:  воспитание культуры  здоровья  ТРУД: воспитание  трудолюбия, сознательного,  творческого отношения к  образованию ЭКОЛОГИЯ: воспитание  ценностного отношения к  природе ­ «Вредные и полезные привычки» беседа 1 неделя кл.руков ­ «Хорошо, что мы такие разные» ­ «Колесо прав и обязанностей» тренинг игра 1 неделя 2 неделя ­ «Знатоки дороги. Законы улиц и  дорог» игра­ путешествие 3 неделя кл.руков совет правопорядк а совет правопор ­ акция «Наведи порядок в своём  доме, дворе, улице» ­ «Школа и труд рядом идут» игра ­ Игра «Экологические «крестики ­  нолики» ­ экскурсия на станцию юных  конкурс знатоков экскурсия субботник в совет труда теч.месяц 2 неделя 1 неделя в теч.месяц мэр класса совет науки мэр класса ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к  прекрасному натуралистов ­ «Путешествие в  страну прекрасного» 185 лет со дня рождения  ­ экскурсия в музей им.П.П. Ершова • Дмитрия Ивановича Менделеева  (1834), русского ученого – химика. Организация и проведение  мероприятий, посвященных  открытию года химии. просмотр презентации экскурсия 3 неделя в совет культуры теч.месяц кл.руков. открытое районное мероприятие Направление работы Мероприятие Март ­Международный женский день Работа   с   ветеранами   «С праздником весны!» ­ День воссоединения Крыма с  Россией ­Час общения «Как научиться  жить без драки» ­правовой лекторий  Ответственность за нарушение  ПДД; Форма проведения Чаепитие Дата Ответственный Результат 8 марта Кл. руков. Час общения 18 марта Кл. руков. Час общения Лекторий . в  теч.месяц Последня я неделя  ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, патриотизма СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Анкетирование  «Занятость в анкетирование каникулярное время» ­ Викторина «Знаешь ли ты  этикет?» ­Международный женский день Викторина 15 марта Кл. руков. мероприятие 7 марта ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни ­ Подвижные игры на свежем  воздухе ­ Соревнование по настольному  теннису ­ «Мое здоровье, основа здоровья  игры беседа просмотр фильма в  теч.месяц Кл. руков., спортивный сектор кл.час 23 марта конкурс в теч.месяц Кл. руков. конкурс теч.месяц в Кл. руков.  7 марта 27­31  марта Кл. руков., культмассовый сектор ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному моего будущего» ­ Просмотр видеофильма    «Человеческая жизнь – главное  чудо» Ч.о. «Ответственность за своё  здоровье. Ценность ЗОЖ» ­ конкурсы творческих работ «Моя профессиональная карьера» или  «Моя профессия» ­ Проект «Озеленение школы» ­ Конкурс творческих работ  «Береги планету!»   Школьные концерты: ­ 8 марта ­ Всероссийская неделя музыки  для детей и юношества • Всероссийская неделя  детской и юношеской книги. Юбилейные даты: Л.Н.Толстой  (190 лет), Ф.И.Тютчев (215 лет),  Н.В.Гоголь (210 лет), А.А.  Ахматова (130 лет), И.А.Крылов  (250 лет), П.П.Бажов (140 лет),  А.П.Гайдар (125 лет),  В.В.Маяковский (125 лет),  В.В.Бианки(125 лет) Направление работы Мероприятие Апрель ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, патриотизма,  СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ­День космонавтики. Гагаринский  урок «Космос ­ это мы» ­День победы русских воинов  князя Александра Невского над  немецкими рыцарями на Чудском  озере (Ледовое побоище, 1242  год)  ­ Виды наказаний, назначаемые  несовершеннолетним. Детская  воспитательная колония; ­правовой лекторий   «Ответственность за нарушение  ПДД» Форма проведения Просмотр видеофильма, час общения Дата Ответственный Результат Кл. руководитель, органы самоуправления 12  апреля 18  апреля Час общения, беседа 1 раз в четверть Кл. руководитель лекторий 12  апреля ­ Круглый стол «Люди, на которых хотим быть похожими» ­ Весенняя Неделя добра круглый стол  теч.мес Кл. руководитель ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни ­ Подвижные игры на свежем  воздухе ­ Спортивный вечер ­ Ч.о.«Правила безопасного  поведения вне уроков» ­ Беседа,  викторина «Осторожно! Огонь!» Игра Час общения викторина ­ Оформление  профориентационного уголка проект Апрель Кл. 26  апреля в теч.мес в теч.мес руководитель, спортивный сектор Кл. руководитель, сектор труда Кл. руководитель, культмассовый сектор Концерт Классное  мероприятие Апрель Кл. 12  апреля руководитель, культмассовый сектор ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному Беседа Викторина Неделя Экологии: ­ беседа «Экологическая азбука»  ­ экологическая викторина «Ты и  природа» ­ выпуск  стенгазет  «Экологическая безопасность» ­ выставка рисунков «Береги  природу!» ­ Акция  «За чистый школьный  двор» Школьные концерты: ­ день единения народов День космонавтики Направление работы Мероприятие ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ : воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ­Международный день семьи ­День славянской письменности ­Общешкольный митинг «День  Победы советского народа в  Великой Отечественной войне  1941 ­ 1945 годов» ­ конкурс боевых листовок «За  Родину!» ­ конкурс школьных сочинений  «Что я знаю о войне?» Работа   с ветеранами: «Поклонимся великим тем  годам!» ­Праздник последнего звонка Май Форма проведения Внеклассное мероприятие час общения, общешкольный митинг Конкурс Работа с ветеранами Дата Ответственный Результат Кл. руководитель, органы самоуправления 15 мая 24 мая 8 мая 25,30  мая СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: воспитание социальной ответственности и компетентности НРАВСТВЕННОСТЬ: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ: воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни ТРУД: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, выбору профессии ЭКОЛОГИЯ: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание ­правовой лекторий  «Ответственность за нарушение  ПДД» ­ Анкетирование  «Занятость в  каникулярное время» ­ Международный день семьи ­ Самое дорогое в человеческой  жизни Классные  мероприятия по  вопросам этикета: «Люди, на  которых хотим быть похожими» ­ Подвижные игры на свежем  воздухе ­ Легкоатлетический кросс. ­ Соревнование между классами  по футболу ­ Дежурство по школе, столовой ­Оформление  профориентационного уголка ­ Проект «Озеленение школы» ПРЕКРАСНОЕ: воспитание ценностного отношения к прекрасному Школьные концерты: День Победы Окружной смотр  лекторий 24 мая руководитель Кл. Анкетирование Мероприятие Час общения круглый стол Конец  четверти 15 мая 18 мая Кл. руководитель Игра в теч.мес Кл. руководитель, спортивный сектор в теч.мес Кл. руководитель, сектор труда в Кл. теч.мес руководитель 8 мая Кл. руководитель, культмассовый Посадка цветов, оформление пришкольных клумб Концерт худ.самодеятельности  «Радуга талантов» ­День Победы Час общения сектор 9. Работа с родителями Родительский комитет Основной целью родительского комитета является создание условий для формирования коллектива родителей и  детей  класса Задачи: 1.        Организовывать совместные дела родителей и детей 2.        Согласовать деятельность родительского коллектива и команды учителей 3.        Создавать и сохранять традиций детско­взрослого сообщества 4.        Вести банк данных родительских ресурсов по организации совместной деятельности родителей и детей Родительский комитет: Махутина Татьяна Ивановна Шабалина Наталья Ивановна Шкодских Софико Тамазиевна План работы родительского комитета Мероприятия Срок Оказать помощь в организации и проведении родительских собраний по теме: «Отчет о подготовке к новому учебному году и использование родительской помощи». Воспитание привычки к здоровому образу жизни в семье – обеспечить активное участие родителей в праздниках здоровья в школе Сентябрь Октябрь В течение учебного  года Участие в работе семинаров, педсоветов, собраний с сообщениями о лучшем опыте семейного  воспитания. Пропагандировать лучший опыт семей по здоровому образу жизни через родительские собрания. Не реже   раза в год Осенние субботники по уборке территории Организовать субботники по созданию условий для игр детей на участке зимой (зимние  постройки) и летом (озеленение участков, разбивка цветников). Контроль за организацией детского питания  Занятия­практикумы по организации свободного времени детей Помощь в организации детских праздников, развлечений (изготовление костюмов, атрибутов) Контроль за расходованием средств от внебюджетных доходов. Поддержка малоимущих семей через ярмарки, бесплатное посещение развлечений, кружков. В случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей сообщать по месту  работы и принимать меры общественного воздействия. Совместные семинары со школой 1 раз в квартал 1 раз в год 1 раз в месяц 1 раз в месяц 2 раза в год По мере    необходимости По согласованию со  школой По мере  необходимости. Сентябрь, ноябрь 1 раз в месяц Темы родительских собраний  «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»  «Особенности адаптационного периода пятиклассника»  «Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения»  «Поощрение и наказание детей в семье. Досуг детей» Лектории для родителей ­ О родительском авторитете ­ Как уберечь ребенка от беды ­ Учимся понимать своего ребенка! ­ Профилактика правонарушений О родительском авторитете Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума. Иоанн С. Эриугена Задачи: ознакомить родителей с методами воспитания детей в семье; формировать у родителей значимость данной проблемы в Форма проведения: лекция. Вопросы для обсуждения: крайности воспитательных систем, из истории вопроса; методы воспитания детей в семье. Подготовительная работа: анкетирование учащихся (см. приложение); подготовка материалов для лекции. жизни семьи. I. Вступительное слово Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай! Можешь делать, что хочешь. Мне все равно, что ты делаешь. Я хочу понять, почему ты так делаешь. Уважаемые папы и мамы! Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. На доске перед вами четыре фразы. Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей. — — — — Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к  использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп: Родители­автократы   —  властная   своевольная   личность.   Примером   проявления­   авторитета   такой   личности   может   быть ситуация, рассказанная мне недавно. Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только  с  родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет   властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми  строятся   на   тотальном   контроле   и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по­разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу. Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее. Исторически   сложилось   так,   что   поколение   сегодняшних   родителей   действует   по   схеме   родителей   послевоенных Родители50­хгодов   считали   своим   долгом   дать   детям   все   то,   чего   они   сами   не   имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они — порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. s   в   этой   авторитет гипертрофированный Родительский плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить. П. Анализ анкет учащихся Авторитет родителей —  это баланс между любовью к детям и ограничениями.  Если   для   того,  чтобы   привлечь   к   себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, все дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия. Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том,  чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. III. Подведение итогов ситуации сыграть   может   Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме лекции. Лекторий для родителей: "Как уберечь ребенка от беды" Цели: создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи,  конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения. «Поступки — плоды помыслов. Будут разумны помыслы — будут хорошие поступки.» Грасиа­и­Моралес Бальтасар Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас,  и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера... А сегодня он на голову выше вас,  слушает бессмысленную музыку, приходит домой за полночь, носит нечто вместо нормальной одежды и разговаривает на  непонятном языке. Он уже почти взрослый, ваш ребенок­подросток. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки  эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются  руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять почти взрослого ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный? Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти  конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего  ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы... А среди них извечно­главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с  подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации. Вам  надо научиться жить под одной крышей с подростком, слышать и понимать его. Задумайтесь для начала: все ли в порядке в вашей семье? Уютно ли себя в ней чувствует ребенок? Доверяете ли вы ему? Может  показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не  так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и  мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с  братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между  родителями и ребенком в подростковом возрасте. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны  родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей. С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение,  искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить  отношения. Каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и что он не ошибается, когда судит о других.    А. Моруа Многие родители уверены, что в их семье царит полное взаимопонимание, поэтому они очень удивились бы, узнав, что их дети  так не считают. Отсюда и частые ссоры: недомолвки и недоразумения разрастаются, как снежный ком, и, в конце концов,  неизменно выливаются в скандал, выяснение отношений. Чтобы избежать этого, и родителям, и их детям следует быть более  терпимыми и внимательными друг к другу. Вообще, понимать ребенка значит уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами. Действительно ли вы так  хорошо чувствуете своего сына или дочь, что всегда можете определить его (ее) настроение? К сожалению, многим родителям  только кажется, что они “настроены на волну” своего чада, а на самом деле они выдают желаемое за действительное. Памятка родителям от ребенка Не балуйте меня Не бойтесь быть твердым со мной Не полагайтесь на силу Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить Не заставляйте меня чувствовать себя младше Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей Не пытайтесь читать мне нотации Не забывайте, что я люблю экспериментировать Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.. «Учимся понимать своего ребенка!» Цель: знакомство с приемом активного слушания, способствующего улучшению взаимопонимания в семье. ∙ Научиться сообщать о своих чувствах в проблемной, конфликтной ситуации. ­ Умение общаться очень важно для разрешения любого рода проблем и является одним из наиболее ценных жизненных навыков.  Общение можно определить как передачу информации или обмен ею. Однако успех любого общения определяется прежде всего  взаимопониманием. Многие личные проблемы возникают вследствие недостатка взаимопонимания между людьми. Несогласия и  ссоры усиливаются и осложняются из­за нашей неспособности видеть мир не только глазами, но также умом и сердцем. Когда нет взаимопонимания, не может быть и доверия. В то же время, хорошо владея искусством общения, мы можем легче понимать своих детей, а им, в свою очередь, будет легче понять нас. Следует подчеркнуть, что истинное общение предполагает обмен не только  словами, мыслями, информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями. Существуют ли какие­нибудь практические приемы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания,  которыми можно воспользоваться в повседневной жизни? Мы познакомимся с одним из таких приемов, и называется он активное слушание. Умение слушать – навык, необходимый каждому человеку. Часто мы неправильно истолковываем этот термин. Ведь с трудом  дающееся молчание и ожидание своей очереди высказаться в ответ на речь собеседника вовсе не означает умения слушать. Тем  более, если ваш собеседник – подросток, ревниво отстаивающий свою точку зрения, многое воспринимающий в штыки и в любой  момент готовый обидеться и замкнуться. Как же и когда необходимо активно слушать? Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно, т.е. когда у него  эмоциональные проблемы. В качестве примера рассмотрим нередкую ситуацию. Например, сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!» Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали,  раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно  составить внушительный список наших ошибок. Это приказы, команды, угрозы («Что значит «не пойду»?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться – ни копейки от меня не получишь!», нравоучения (ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребенок просто  перестает вас слышать), критика, выговоры («У всех дети, как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там такое  опять натворил?», а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений. Высмеивания, обвинения («Ты сам  виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»). И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на их ошибки и  недостатки… а на самом деле – выплескиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует  установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более. Как этого избежать? Используя прием активного слушания. Рассмотрим его на этом же примере. Сын (бросая портфель, со злостью): «Не пойду я больше в эту школу!» Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к ребенку, глядя в глаза, своими словами повторяет высказывание ребенка): «Ты не  хочешь больше ходить в школу». Сын (раздраженно): «Там математичка ко мне цепляется!» Родитель (после паузы, обозначая чувство, испытываемое ребенком, используя утвердительную форму высказывания): «Тебя что­ то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики». Сын (с обидой): «Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал!» Родитель: «Я понимаю тебя, это действительно обидно». Сын: «Вечно она ко мне придирается…» Родитель: «Думаю, я тоже расстроилась бы…» Сын: «Хоть ты меня понимаешь… Ладно, бывало ведь, что и списывал… Но я докажу всем, что могу решать задачи  самостоятельно!» Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова бы ни была ситуация, наша цель – не  критическая оценка происходящего, не поиск решения не своей, в общем­то. Проблемы (это проблема вашего ребенка и он  должен решить ее сам), а дать ребенку возможность почувствовать, что вы его понимаете и стараетесь подвести к  конструктивному решению проблем, сохраняя с ним хорошие отношения. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ: 1. Повернуться лицом к ребенку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3. Держать паузу, давая ребенку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые ребенком. Прогнозируемый результат: 1. Исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребенка. 2. Убедившись, что взрослый готов слушать, ребенок рассказывает все больше и больше. 3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. 4. Ребенок тоже начинает нас слушать и слышать. 5. Мы действительно начинаем лучше понимать своих детей. Итак, активное слушание – это не способ добиться чего­то от ребенка, а просто путь к установлению лучшего контакта, способ  показать ребенку, что мы его понимаем. Профилактика правонарушений Изменение условий семейного воспитания Большинство родителей являются союзниками школы в вопросах воспитания, но в неблагополучных семьях родители крайне  редко идут за помощью к учителям, относятся к школе либо безразлично, либо враждебно. Поиск конструктивного  взаимодействия с ними, путей и средств оздоровления обстановки в семьях ­ залог изменений отношения к детям и методам  воспитания. Педагогам необходимо помнить, что негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно родители  своими ошибочными действиями провоцируют такие поступки. Часто родители из неблагополучных семей ­ это отчаявшиеся,  растерянные люди, поэтому, если предъявлять им претензии, пропасть между семьей и школой только углубится. Учителю даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Главное ­ тактичность, доброжелательность и  терпение. Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают  стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь  ребенку все же имеется. Психологи называют ее «дорогой в четырнадцать шагов». Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не  добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно. Шаг 2. Разберитесь в ситуации Даже то, что ребенок совершил правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он ­ закоренелый преступник. Не  спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам  необходимо обратиться за помощью к специалистам. Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе Поговорите со своим ребенком на равных. Отсутствие общения приводит к нарастанию непонимания, отдаляет вас и ребенка  друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет вам  лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление  быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор­воспоминание о вашем детстве, юности, о  совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических  травм. Возможно, в таком разговоре удастся выявить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем.  Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму. Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с вашим ребенком Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и изворачиваться. Постарайтесь  разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши  предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий. Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок ­ уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки. Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут  присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание  подростка. Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не  забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах. Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота  оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов,  становится безответственным. Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу,  быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает  вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не  выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание  исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно  перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных  действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным. Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист  поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком. Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается  обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но  возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом. Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной  поддержки. Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры  могут сыграть провокационную роль. Шаг 13. Установите разумные границы контроля Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом ­ это не поможет, а только будет травмировать его. Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные  соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без  внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит. Всестороннее изучение проблем помогает понять, как именно работать с данной семьей. Необходимо выявлять положительные и  отрицательные особенности внутрисемейных отношений, чтобы определить реальные пути их оздоровления. В этом может  помочь школьный психолог, используя тесты диагностики особенностей семейного воспитания. Информацию подобного рода  получают классные руководители и социальные педагоги при посещении семей, в беседах с родителями и детьми. Многое можно  узнать из сочинений учеников на такие темы, как «Моя семья», «Как я провожу свое свободное время». Обращение в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных  законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей, целесообразно  применять только в тех случаях, когда исчерпаны все меры педагогического воздействия. Работу по развитию партнерских отношений с родителями можно выстроить по следующим направлениям: • повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч («Университет педагогических знаний»,  «Педагогический клуб для родителей»); • работа психологической службы школы (индивидуальные консультации, беседы, организация семинара­тренинга  «Компетентный родитель»); • привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе. Протоколы родительских собраний 10. Индивидуальная работа с родителями У – учеба, Д – дисциплина, М – межличностные отношения, ЧП, С – сотрудничество Дата Фамилия Направление Краткое содержание Результат 12. Индивидуальная работа с обучающимися У – учеба, Д – дисциплина, М – межличностные отношения, П ­ профилактика Дата Фамилия Направление Краткое содержание Результат 13. Работа с обучающимися, состоящими на всех видах учёта 13. План работы по теме самообразования. Счастье мыслящего человека состоит  не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками,  а в том, чтобы вносить как можно больше света и  теплоты в существование всех окружающих людей. Д. И. Писарев Принципы, которыми руководствуюсь при работе с детьми: ∙ Я  хочу,  чтобы  школа  стала  для  детей  родным  домом и стараюсь  все  сделать  для  этого.  ∙ Я  хочу,  чтобы  меня  любили, поэтому  живу  по  принципу: относись  к  детям  так,  как  бы  ты  хотел,  чтоб  они к  тебе  относились. ∙ Я  не  всезнайка, поэтому  я  и  не   притворяюсь им.   ∙ Я  так  мало  знаю  о  сложных  лабиринтах  детства, поэтому  я  позволяю  детям  учить  меня. ∙ Иногда  мне  нужно,  чтобы  они  меня  поняли  и  приняли, поэтому  я  стараюсь  понимать  и  принимать  детей. ∙ Я  люблю,  когда  меня  принимают  таким,  какой я  на  самом деле, поэтому я переживаю вместе с ребёнком  и ценю его. ∙ Я человек и склонен ошибаться, поэтому я  терпелив к ошибкам детей. ∙ Почти всему, что знаю, я научился на собственном опыте, поэтому я позволяю детям приобретать собственный опыт. ∙ Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя, поэтому я  признаю и поддерживаю чувство самостоятельности в ребенке. ∙ Я стараюсь привить детям чувство справедливости, терпимости и  упорства. Я учу их ненавидеть ложь и любить правду.   ∙ Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, поэтому я  стараюсь смягчить удар. ∙ Я чувствую страх, когда я беззащитен, поэтому я  прикасаюсь к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.            И чтобы это у меня получалось, я не забуду: ∙ Входить в класс с улыбкой; ∙ При встрече заглянуть каждому в глаза, узнать его настроение и поддержать, если ему плохо; ∙ Быть всегда выдержанным, терпеливым, уравновешенным, внимательным; ∙ Не искать легкого пути в общении; ∙ Вовремя ободрить, поддержать, быть рядом в трудной ситуации; ∙ Не принижать и не завышать планку трудностей; ∙ Постараться вселять в ребенка веру в себя; ∙ Радоваться маленьким успехам своих учеников, сопереживать их неудачам; ∙ Не бояться признаться в своем незнании  какого­нибудь вопроса, быть вместе с ними в поиске; ∙ Не бояться извиниться, если не прав, быть терпимым к ошибкам детей; ∙ Не иметь среди детей «любимчиков”, в каждом можно найти предначертанное ему; ∙ Не воспитывать слишком самонадеянных, их будут избегать; слишком скромных, их   не будут уважать; слишком болтливых, на них не будут обращать внимание; слишком молчаливых, с ними не будут считаться; слишком суровых, от них трудно отмахнуться; слишком добрых, их растопчут; ∙ Жить   с   детьми   полной   жизнью:   радоваться   и   огорчаться   вместе   с   ними,   увлекаться   и   удивляться,   шутить   и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми; ∙ Нести детям добрую энергию.     Мои принципы общения с родителями: ∙ Помнить, что их дети – самое дорогое в жизни. Быть умным и тактичным. Постараюсь не обидеть и не унизить их достоинство. ∙ Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание должно вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. ∙ Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. Моя профессиональная позиция ∙ Личностно   ориентированный   подход   представляет   собой   педагогическую   систему,   включающую   в   себя  индивидуальный,   личностный,   разноуровневый,   дифференцированный   подходы,   все   эти   составляющие   настолько взаимосвязаны, что искажение какой­либо одной части влечет изменение всего целого.  Индивидуальная тема по самообразованию: «Роль классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива, развитие инициативы и самодеятельности учащихся». Цель:  изучение различных подходов классного руководителя в организации деятельности ученического коллектива. Задачи:  выработать рекомендации по развитию самодеятельности учащихся.  изучить литературу по теме самообразования.  создать оптимально комфортные условия развития личности. План работы Задачи и направления Способы достижения, результаты Составление плана воспитательной работы на 2018­2019 учебный год. Работа с документацией. Изучить литературу: по теме самообразования. Редактирование плана Анализ документации. Оформление. Изучение  Планирование работы с учащимися, стоящими на внутришкольном учете. Взаимопосещение классных часов коллег. Оформление папки классного руководителя Составление плана Пополнение папки новыми  материалами. Проведение классных часов с применением ИКТ Посетить курсы повышения квалификации по классному руководству. Изучить литературу:  По теме самообразования Зарегистрироваться в сообществе «Открытый класс» как классный  руководитель. Внедрение электронных пособий для работы с родителями и обучающимися. Консультации для родителей и  Работа с компьютером Изучение  ь Изучение педагогической печати: «Воспитание школьников», «Классный  руководитель» Выступление на школьном педсовете: «Роль классного руководителя в  профессиональном становлении учащихся» Подготовка выступлений: подбор  материала, составление  ь р б я т н е с ь р б я т к о р б я о н Применение ИКТ на классных часах. Изучение интернет ­ ресурсов по теме самообразования. Посещение МО классных руководителей. учащихся.  Составление презентаций. Работа в сети интернет Изучение Изучение опыта работы других педагогов через сеть Интернет. Проведение классных часов с ИКТ (презентации). Изучить литературу:  Л. М. Гильманова «Использование ИКТ и новые возможности организации   работы учителя» Продолжение изучения темы по самообразованию. Продолжение изучения компьютерных возможностей. Изучить литературу:  Елизаров А.А., Цветкова М.С. (Под редакцией Л.Н. Горбуновой)  Информационные технологии в практике работы учителя Продолжение изучения компьютерных возможностей. Повышение уровня психологической грамотности. Посещение открытых  мероприятий  коллег ь р б а к е д ь р а в н я ь Обращение к трудам Сухомлинского и А.С. Макаренко. л а р в е ф Разработка открытого классного часа  Изучение педагогической и политической литературы. Решение вопросов по изучению темы в сообществе классных руководителей. т р а м ь Проведение открытого классного часа по экологии. л е р п а Посещение классных часов коллег района презентации. Работа в сети интернет Использование  ИКТ. Изучение  Работа со статьями по теме в сети  интернет. Работа с компьютером Изучение Работа с компьютером и интернет Взаимосвязь с психологом Обмен опытом Изучение Подбор материала  Изучение Работа с компьютером по обмену  опытом через интернет. Подбор материала, составление  презентации Обмен опытом Составить диагностику результатов деятельности за каждый учебный  год. Составление  й а м Выступление на педсовете с анализом работы по теме самообразования. Практические рекомендации для педагогов Составление  анализа работы и  практических рекомендаций по теме. 14. Нормативно­правовые документы ­ положение о кл.рук.школы ­ должностная инструкция ­ конвенция

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС

План воспитательной работы 5 класс ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018